Творческая мастерская "Методические приёмы обучения дошкольников, младших школьников технике работы с солёным тестом".
методическая разработка по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме

Ройтблат Татьяна Фёдоровна

 

Конспект занятия

по лепке из соленого теста "Аквариум"

 

Цель:обучить технологии изготовления рыбок  из солёного теста, при использовании шаблонов.

 

Задачи:

Образовательные:

- дать представление о красоте и разнообразии водного мира;

- расширять знания детей о рыбах, их жизни, среде обитания;

- дать воспитанникам  сведения о технологии лепки рыбки по шаблону;

 

- научить придавать изделию законченный вид; 

- формировать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

 

Развивающие:

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- закреплять навыки лепки:  раскатывания «колбасок», «шариков», «капелек»; отщипывание маленьких комочков и скатывание между ладонями; - обрезать стекой;

- вдавливать;

- бусинкой изображать глаза;

- чешую вдавливать ритмично в виде узора;

- передавать характерную форму хвоста, плавников;

- развивать наблюдательность,  произвольное   внимание,   фантазию;

- закрепить навыки соединения и декорирования готовых изделий;                                                                                                                                        

- способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей детей.

 

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели;

- воспитывать бережное отношение к  живой природе, любовь к родному краю;

- учить доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.

 

Методы:

Объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по лепке из соленого теста "Аквариум"

Цель: обучить технологии изготовления рыбок  из солёного теста, при использовании шаблонов.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление о красоте и разнообразии водного мира;

- расширять знания детей о рыбах, их жизни, среде обитания;

- дать воспитанникам  сведения о технологии лепки рыбки по шаблону;

- научить придавать изделию законченный вид;  

- формировать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

Развивающие:

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- закреплять навыки лепки:  раскатывания «колбасок», «шариков», «капелек»; отщипывание маленьких комочков и скатывание между ладонями; - обрезать стекой;

- вдавливать;

- бусинкой изображать глаза;

- чешую вдавливать ритмично в виде узора;

- передавать характерную форму хвоста, плавников;

- развивать наблюдательность,  произвольное   внимание,   фантазию;

- закрепить навыки соединения и декорирования готовых изделий;                                                                                                                                        

- способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей детей.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели;

- воспитывать бережное отношение к  живой природе, любовь к родному краю;

- учить доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.

Методы:

Объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный.

Методические приемы:

  1. загадывание загадок
  2. игра  со словами «Рыбка, рыбка, где живешь? »
  3. игра с мячом
  4. сказочно-игровые формы
  5. невербальные приемы  вылепливания   с  закрытыми  глазами  в воздухе

Форма занятия:

Комбинированное (традиционное занятие + практическое занятие, с использованием ИКТ).

Инструменты и материалы:

  1.  цветное солёное тесто
  2.  стеки
  3.  ножницы
  4.  кисти
  5.  баночки с водой
  6.  клеёнки
  7.  влажные салфетки
  8.  игрушки – рыбки
  9.  бусинки
  10.  зубочистки
  11.  чеснокодавилка
  12.  шаблоны   рыбок

Предварительная работа:

  1. наблюдение за рыбками в аквариуме
  2. рассматривание рыбок-игрушек,
  3. чтение рассказа Осеевой «Карасик».

ХОД    ЗАНЯТИЯ:

  1.  Вводная часть

Ведущая Т.Ф.:  Ребята, отгадайте загадку:

Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит.

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы.

- Как вы думаете, о ком эта загадка? ( Правильно, о рыбах)

На окошке пруд,

В нем рыбешки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков.      

        

Дети: Аквариум.

Ведущая Т.Ф.:  Посмотрите внимательно, на наш аквариум. Что в нем есть?

Дети: Камушки, улитки, ракушки, водные растения.

Ведущая Т.Ф.: Каких аквариумных рыбок вы знаете? (Дети называют)

Ведущая Т.Ф.:  Чем они отличаются от обычных речных рыб?

Дети: Маленькие, яркие, пестрые, на их теле разноцветные пятнышки и полоски.

Ведущая Т.Ф.:  Чем отличаются рыбы от животных? (хвостами, плавниками, жабрами, чешуей, питанием, средой обитания, не умеют произносить звуки).

- Предлагаю вам сыграть в игру:

  1. Игра «Рыбка, рыбка, где живешь? »

Дети передают по кругу мячик (рыбку), у кого в руках оказался  на слово «живешь», должен назвать водоем:

(в море, в реке, в океане, в озере, в аквариуме).

  1. Игра с мячом  «Среда обитания»:  

-«В море рыба какая? »

Воспитатель бросает мяч ребенку, он отвечает – морская,

(в реке, океане, озере, аквариуме)

-Как все это назвать одним словом? (водоем)

 

Ведущая Т.Ф.:  Сегодня мы с вами будем делать коллективную работу «Аквариум» из соленого теста.

II. Основная часть

1. Рассматривание рыбки, припоминание приемов лепки

Ведущая Т.Ф.:  А кто мне скажет из чего делают соленое тесто?

        (Ответы детей)

        Правильно, из муки, соли и воды.

        Вспомните, какое оно по ощущениям.

        (Гладкое, эластичное, мягкое  и т.д.)

Упражнение «Тактильная память».

Закройте глазки и выполните движение руками как будто вы  разминаете в руках кусочек солёного теста.  Вспомнили свои ощущения?

Педагог: - Я уже представила, что в аквариуме  плавают  маленькие,  яркие рыбки. Только для начала вспомним, какие части тела есть у рыбки?

Дети: Туловище, хвост, плавники, чешуя, глаза.

Педагог: Какой формы может быть туловище у рыбки?

Дети: Круглое, овальное, треугольное. (Дети называют, педагог выкладывает названные формы-шаблоны на столе).

Педагог: Как сделать круглое туловище?

Упражнение «Тактильная память».

Закройте глазки и выполните движение руками как будто вы катаете на ладошках шарик, овал…

Дети: Скатать шарик и приплюснуть.

Педагог: Как скатать овальное туловище?

Дети: Скатать шарик, слегка удлинить его и приплюснуть.

Педагог: Посмотрите, как сделать треугольное? (Показываю с объяснением) Сначала надо скатать шарик. Затем превращаем его в конус, раскатывая между ладонями лишь верхнюю часть шара.  Потом приплюснуть. А какие у рыбок могут быть хвосты?

Дети: Длинные, короткие, острые, волнистые, маленькие, большие, широкие.

Педагог: Посмотрите, какие хвостики приготовила я (Выставляю на разнос хвосты, вырезанные из цветного картона: круглый, из двух кружков и полумесяцем). Кто может сказать, как слепить такой хвост? (Показываю на круглый)

Дети: Скатать шарик и приплюснуть.

Закройте глазки и выполните движение руками

Педагог: Шарик по величине отличается от того, из которого мы делали туловище?

Дети: Этот шарик маленький.

Педагог: А как слепить этот хвостик? (Показываю на хвост из двух кружочков).

Закройте глазки и выполните движение руками

Дети: Скатать два кружочка, приплюснуть и соединить.

Педагог: А как сделать вот такой хвост (полумесяцем), нам подскажет схема (Показываю и рассказываю). Сначала надо скатать колбаску, потом согнуть ее дугой и приплюснуть. Что же еще схема нам подскажет? (Педагог показывает на схему, а ребенок отвечает)

Ребенок: Надо разделить комочек пополам, скатать маленькие шарики, слегка их удлинить и приплюснуть. ( Педагог показывает под диктовку ребенка)

Педагог: Кто расскажет, как можно сделать глаз? Кто догадался что нам в этом поможет?

Ребенок: (Рассказывает по схеме) Надо скатать два шарика: один белый - побольше, другой черный – поменьше, приплюснуть их и наложить один на другой.

Ребенок: Можно использовать бусинку.

Педагог: А теперь надо соединить все детали, сделать ротик и украсить рыбку узорами, выполненными стекой,  сделать ей чешую и узоры на хвосте и плавниках (Педагог показывает способы). Вот и первая рыбка. Поселим ее в аквариум. Улитки сразу заметили рыбку.

2. Физминутка: речь с движением «Рыбка»

  Рыбка плавает в водице,                Сложенными вместе ладонями

  Рыбке весело играть.                      дети изображают, как плывет рыбка.                        

  Рыбка, рыбка, озорница,                Грозят пальчиком.

  Мы хотим тебя поймать.                Медленно сближают ладони.

  Рыбка спину изогнула,                   Снова изображают, как плывет рыбка.

  Крошку хлебную взяла.                   Делают хватательные движения обеими  

                                                           руками.

  Рыбка хвостиком махнула              Снова «плывут».

  Рыбка быстро уплыла.

3. Лепка рыбок детьми

Ведущая Т.Ф.:  А теперь садитесь за столы, будем делать для рыбки подружек. Только постарайтесь, чтобы ваши рыбки были не похожи друг на друга. Они будут разного цвета, разной формы, с разными хвостами и по-разному украшены. А для того, чтобы вам было легче, смотрите на схему.

  1. Дети самостоятельно раскатывают тесто скалкой.
  2. По шаблону вырезают рыбку, украшают ее бусинками.
  3. Дети самостоятельно лепят водоросли, камешки, прикрепляют на планшет.

 В банке чистая вода,

 пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть,

 плавать, хвостиком вилять.

     

   Педагог включает спокойную музыку, дети работают, по необходимости   подсказывает, задавая направляющие вопросы.  Совместная лепка — совместные действия взрослого и ребенка в процессе лепки. Взрослый руководит  рукой ребенка, берет ее в свою и направляет линии, со здавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Ис пользование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать формы, надавливать во время прорисовывания точек, штрихов, контуров с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.

Готовых рыбок помещает в аквариум на панно.

Ведущая Т.Ф.:  Вот как постарались ваши пальчики, каких чудесных рыбок слепили. А теперь они сами превратились в рыбок.

4. Составление рассказов о рыбке

Педагог: Рыбка хочет познакомиться с новыми друзьями и решила рассказать немного о себе: «Я желтая рыбка с голубым хвостиком и плавничками. У меня треугольное туловище и хвост полумесяцем. Я очень люблю играть с друзьями в «Догонялки». Предлагаю вам превратиться в ваших рыбок и тоже рассказать о себе. Повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в рыбку превратись».

          ( Дети составляют эмпатийные рассказы по образцу педагога).

III. Заключительная часть

Подведение итогов занятия

Ведущая Т.Ф.:   Ребята, мне так понравились ваши рыбки. Предлагаю оставить аквариум в группе, и как только захочется, можно подойти и полюбоваться разноцветными красавицами.

Рисование в воздухе — изображение линий и фигур в возду хе при помощи движений прямого указательного пальца ве дущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на дви гательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекле, столе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковое занятие по технологии "Работа с солёным тестом. Жаворонки"

Это занятие проводится накануне дня весеннего равноденствия (21 марта), так как день этот в православном календаре носит название "Сороки". В этот день прилетает большинство птиц. Занятие проводится в...

Адаптация программы Т.А. Ткаченко «Обучение творческому рассказыванию по картинкам» для младших школьников с билингвизмом в условиях общеобразовательной школы»

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих «СОШ № 14», является значительное число детей с билингвизмом, уровень владения русским языком которых различен, вплоть до полно...

Формирование приёма КЛАССИФИКАЦИЯ у младших школьников в процессе обучения математике через урок и внеурочную деятельность

В статье представлен опыт работы с младшими школьниками по формированию умения производить классификацию объектов, что является одним из универсальных логических действий. Приём КЛАССИФИКАЦИЯ рассматр...

Открытое внеурочное занятие во 2 классе «Умелые ручки » «В пекарне. Работа с солёным тестом. Повар.»

Какая профессия самая важная? Познакомить с профессиями и дать представление о профессии повара, пекаря, кондитера.Что такое тесто? Какое бывает тесто? Сравнить изделия из теста, выявить и опреде...

Мастер-класс по внеурочной деятельности "Перелётные птицы". Работа с солёным тестом. Презентация

Презентация  "Перелётные птицы" составлена к курсу внеурочной деятельности "Мой край" 3 класс и отражает план работы с солёным тестом....

Мастер -класс "перелётные птицы".Работа с солёным тестом. Разработка занятия.

Разработка "Перелётные птицы" является основой занятия по внеурочной деятельности "Мой край" в 3 классе....

"Использование коррекционных приёмов в процессе обучения чтению младших школьников с ОВЗ"

Как научить младшего школьника "смысловому" чтению? Этот вопрос требует комплексного решения....