Открытый урок по русскому языку с применением ИКТ технологий
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Полякова Наталья Анатольевна

 

Урок русского языка во 2-м классе с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения.

 

 Тема: «Употребление заглавной буквы в собственных именах         существительных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №3»

г.Новый Оскол Белгородской области

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по русскому языку

1 класс

УМК «Система Л.В. Занкова»

Разработана

учителем  начальных классов

                    первой категории

Назиной Т. В.

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

                 Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2011г.) и авторской программы  курса  Нечаевой Н.В. «Русский язык», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2011)

Целями  обучения русскому языку  являются:

  1. познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  2. социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  4. воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь

Цели  периода обучения грамоте:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи периода обучения грамоте:

  1. активизировать внутреннюю и внешнюю речь, представить речь и её средства объектом осознания учениками
  2. научить детей читать и писать, дать им первоначальные сведения о речи, языке и литературе;
  3. расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
  4. развить интеллектуальную и в  целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учёбе;
  5. развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.

Для решения выдвинутых задач и достижения поставленных целей в курсе русского языка обеспечивается реализация деятельностного подхода к процессу обучения, что предполагает особую организацию работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению  контролировать  выполняемые действия  и их результаты.

Реализация программы основана на следующих принципах:

*личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);

*культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);

* деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);

Обучение  русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.

Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическим категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двусторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм.

В период после обучения грамоте сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.

       Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Для реализации программы используется учебно–методический комплекс:

  1.  Нечаева Н.В. «Тетрадь по письму»  для 1 класса: В 4 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2011.
  2. Нечаева Н.В. «Русский язык» учебник  для 1 класса: – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2011.
  3.  Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г.
  4.   Примерные программы по учебным предметам. – Москва «Просвещение», 2010г.     
  5.  Сборник программ для начальной школы (Система Л.В. Занкова) - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе доров», 2011г.
  6.   Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г.
  7.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г.

Программа рассчитана на 165 часов в год (5 часов  в неделю)

115часов – обучение грамоте

50 часов – русский язык

           Согласно расписания на 2011-2012 уч.г., учитывая праздничные дни, запланировано 164 часа. Сокращение часов произошло за счет повторения.

115 часов – обучение грамоте

49 часов – русский язык

I четверть (обучение грамоте) – 42 часа

II четверть (обучение грамоте)  – 37 часов

III четверть (обучение грамоте) – 36 часов

                     (русский язык) – 11 часов

IV четверть (русский язык) – 38 часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:  осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства,  признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать  способы  их преодоления.

Познавательные УУД:

Искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;

выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД: 

осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Предметные результаты:

к концу периода обучения грамоте

Ученик получит возможность научиться устанавливать следующие связи:

  1. между целью, адресатом, местом общения и формой обще ния;
  2. между целью устной речи и речевыми средствами (несловес ными и словесными);
  3. между целью письменной речи и правильностью ее выраже ния (оформление предложения, буквенный состав слов);
  4. о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;
  5. о родственных словах и корне слова;

-        группировать языковой материал по заданным основаниям;

- подводить  языковой  факт под понятия разного уровня обоб щения (например: звук - гласный,  согласный, гласный - ударный, безударный);

  1. соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
  2. адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассни ков;
  3. слушать и отвечать на заданный вопрос;
  4. пользоваться учебными книгами;

научится:

  1. определять признаки предложения (смысловая и интонационная закон ченность);
  2. оформлять  предложение: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ?/;
  1. различать звуки и буквы русского алфавита (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
  2. определять признаки гласных и согласных звуков;
  3. признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звон ких;
  4. знать последовательность букв в русском алфавите;
  5. писать гласные а, и, у после согласных ж, ш,ч,щ;
  6. голосом показывать различия в цели высказывания (правиль но интонировать несложные предложения);
  7. читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыс лу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-25 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, сос тоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;
  8. отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочи танного;

-        разграничивать реальные предметы окружающего мира
и слова, их обозначающие;

- различать на слух границы слов и предложений;

- списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их сое динения, различать сходные по начертанию буквы;

  1. писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включаю щий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы (оформление предложения, сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с й, большая буква в именах собственных);
  1. соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложе ний, соответствующих одной схеме;
  1. различать на слух звуки речи;
  1. различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
  1. определять место ударения в двусложных словах;
  2. делить слова на слоги;
  3. находить в ряду слов родственные слова;
  1. применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с боль шой буквы имена собственные, находить границы предложения, на чинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (.?!)

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу первого класса

Обучающиеся научатся:

  1. группировать языковой материал по заданным основаниям;
  2. подводить языковой факт под понятия разного уровня обоб щения (например: звук - гласный, согласный - согласный мягкий, твердый; звонкий, глухой и т.д.);
  3. использовать правила вежливости в зависимости от ситуации и собеседника: дома с родными, на уроке с учителем и одноклас сниками, на перемене, на прогулке;
  1. адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассни ком;
  2. слушать и отвечать на заданный вопрос;
  3. ориентироваться в учебнике;

-        списывать и писать под диктовку небольшой текст;

- определять признаки предложения (смысловая законченность, оформле ние: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нуж ный знак (.?!));

- различать звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;

гласные и согласные звуки;

  1. согласные звуки мягкие и твердые парные и непарные, глу хие и звонкие парные и непарные;
  1. знать алфавит, пользоваться им;
  2. отличать текст от предложения, предложение от слова;
  3. находить границы предложения;
  4. подбирать однокоренные слова из ряда данных слов;
  1. различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и бе зударные, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
  2. определять место ударения в слове;
  3. делить слова на слоги;
  4. обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь\
  5. обозначать на письме звук [и'];
  6. применять правила: написание слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, отсутствие ъ в сочетаниях чище другими согласными, кроме л, перенос слова по слогам, оформление пред ложения;
  7. списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, прого вариваемые орфографически и орфоэпически;

получат возможность научиться:

  1. определять  грамматические признаки  групп слов: знаменательных (самостоя тельных), обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах - указателях и служебных словах;
  2.  различать  предложения по цели высказывания: повествова тельное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклица тельное и невосклицательное;
  3. определять признаки текста и оформлять его.

        

Календарно – тематическое планирование

уроков обучения грамоте (письмо)

авт. Н. В. Нечаева, Н. К. Булычёва

 (115 часов)

урока

                                    Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Стр. тетр.

Дата

план

факт.

 1 четверть (42 часа)

Часть 1

Посадка при письме. Ориентировка в тетради. Мы и наша речь.

Участвовать в учебном диалоге. Включаться в групповую работу, связанную с общением

2-3

1.09

Мы и наша речь.

4

2.09

Устная и письменная речь. Письменные знаки.

5

5.09

Печатный и письменный шрифты. Рабочая строка.

6

6.09

Слово. Схема слова. Рисование по образцу.

7

7.09

Части предметов, элементы букв. Пиктограмма. Чтение пиктограмм.

Анализировать поэлементный состав букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов с использованием различных материалов. Сравнивать написанные учеником элементы букв, с предложенным образцом.

8

8.09

Гласные звуки. Работа со схемами слов. Рисование по образцу.

9

9.09

Параллельные линии. Строчные и заглавные буквы.

10

12.09

Письмо длинных прямых линий. Р/р Загадки.

11

13.09

Письмо длинных прямых линий с закруглением вправо.

12

14.09

Слово и его значение. Письмо коротких прямых линий с закруглением внизу вправо.

13

15.0900

Письмо длинных прямых линий с закруглением вверху и внизу. Гласные звуки.

14

16.09

Письмо коротких прямых линий с закруглением вверху и внизу. Гласные и согласные звуки.

15

19.09

Письмо больших овалов. Рисование по образцу.

16

20.09

Письмо больших и маленьких овалов. Слово и предложение. Составление предложений по схемам.

17

21.09

Письмо элементов по образцу. Единственное и множественное число.

18

22.09

Письмо коротких прямых линий с закруглением вверху влево. Слова в слове. Образование новых слов.

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию.

19

23.09

Письмо больших полуовалов.

Р/р Сказка.

20

26.09

Письмо маленьких полуовалов. Звуковой анализ слов.

21

27.09

Сравнение длинных прямых линий с закруглением внизу влево. Имена людей.

22

28.09

Письмо коротких прямых линий с закруглением внизу влево и вправо. Элементы букв а, и, л, м.

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Составлять рассказ по серии картинок.

23

29.09

Письмо длинных прямых линий с петлёй внизу, наверху, на строке. Работа со схемами слов.

24

30.09

Письмо элементов по образцу. Чтение пиктограмм. Составление предложений.

25

3.10

Письмо изученных элементов.

26

4.10

Р/р Составление рассказа «Необычный огород».

27

5.10

Письмо изученных элементов.

28

6.10

Р/р Составление рассказа «Осень»

29

7.10

Часть 2

Письмо заглавной и строчной букв о,О. Элементы соединения с другими буквами. Р/р Скороговорки.

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.  Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

4

10.10

Письмо строчной и заглавной букв э,Э. Составление предложений.

5

11.10

Письмо строчной буквы а. Ударение.

6.

12.10

Письмо заглавной буквы А. Работа со схемами предложений. Имена людей.

7

13.10

Письмо строчной буквы у. Интонация.

8

14.10

Письмо заглавной буквы У. Имена собственные.

9

17.10

Письмо изученных букв. Ударение. Звуковой анализ слов.

10

18.10

Письмо строчной буквы и. Признаки предмета. Работа со схемами слов.

11

19.10

Письмо заглавной буквы И. Имена людей.

12

20.10

Письмо строчной буквы ы. Единственное и множественное число.

Сравнивать начертание заглавных и строчных букв. Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, выделенные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: закрашивать те части рисунка, в которых есть заданная буква. Моделирование предложения.

13

21.10

Р/р Сказки.

24.10

Закрепление. Строчные и заглавные буквы. Звуковой анализ слов.

14

25.10

Ударные и безударные гласные. Ребусы.

15

26.10

Письмо строчных и заглавных букв л,Л   м,М. Слоги.

16

27.10

Закрепление. Составление предложений по схемам. Виды соединений.

17

28.10

Письмо слов с заглавными буквами Л,М. Мягкие и твёрдые согласные звуки.

18

7.11

Письмо строчной буквы н. Знакомство с местоимениями. Род.        

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, выделенные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: закрашивать те части рисунка, в которых есть заданная буква. Моделирование предложения.  Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

19

8.11

Письмо заглавной буквы Н. Вопросительные предложения.

20

9.11

Закрепление. Письмо слов с буквами м, н. Единственное и множественное число.

21

10.11

Письмо строчной буквы р. Деление слов на слоги. Ударение. Родственные слова.

22

11.11

Письмо заглавной буквы Р. Полные и краткие имена людей.

23

14.11

Письмо строчной буквы й. Побудительное предложение.

24

15.11

Письмо заглавной буквы Й.  Признак предмета.  Р/р Антонимы.

25

16.11

Закрепление.  Й - всегда мягкий согласный звук.

26

17.11

«Цепочки» слов. Письмо слов с изученными буквами.

18.11

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Деление слов на слоги.

27

21.11

Часть 3

Письмо строчной буквы  б. Ударные и безударные гласные звуки. Согласование слов в предложении.

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.  Моделирование предложения.  Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

4

22.11

Письмо заглавной буквы  Б. Имена собственные. Письмо предложений.

5

23.11

Письмо строчной буквы  д. Звукобуквенный анализ слов.

6

24.11

Письмо заглавной буквы  Д. Восстановление деформированного текста. Географические названия.

7

25.11

Строчные буквы б,д. Слабая и сильная позиция фонем.

8

28.11

Письмо строчной буквы в. Корень слова.

9

29.11

Письмо заглавной буквы  В. Виды предложений по интонации. Полные и краткие имена людей.

10

30.11

Письмо строчной и заглавной букв  г, Г. Клички животных.

11

1.12

Письмо строчной буквы з. Однокоренные слова.

12

2.12

Письмо заглавной буквы 3. Фамилии, имена, отчества

людей.

13

5.12

Письмо строчной буквы ж. Звуковой анализ слов.

Моделирование предложения.  Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. Анализировать: находить слова с буквосочетанием жи. Оформлять начало и конец предложения.

14

6.12

Написание слов с изученными буквами. Сочетание жи.

15

7.12

 Работа над текстом. Восстановление деформированного текста.

8.12

Письмо строчных букв п,т. Парность согласных звуков по звонкости-глухости.

16

9.12

Письмо заглавных букв П,Т. Предложения по цели высказывания.

17

12.12

Письмо слов с изученными буквами. Шифр. Звукобуквенный анализ слов.

18

13.12

Письмо строчной и заглавной букв ф,Ф. Работа со схемой предложения.

19

14.12

Письмо строчной буквы к.  Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Род имён существительных.

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию.

20

15.12

Письмо заглавной буквы К.  Предмет и его признаки (Кто? Что? Какой?).

21

16.12

Письмо строчной и заглавной букв ш, Ш.Ударение. Неодушевлённые имена существительные.

22

19.12

Письмо слов с изученными буквами. Сочетание ши. Родственные слова.

23

20.12

Письмо изученных букв. Запись предложений. Звукобуквенный анализ слов.

Участвовать в учебном диалоге. Включаться в групповую работу, связанную с общением.  Моделирование предложения.  Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

24

21.12

Письмо строчной и заглавной букв с, С. Главные члены предложения.

25

22.12

Составление и запись предложений с однородными членами.

26

23.12

Письмо слов с изученными буквами. Парные согласные.

27

26.12

Ударные и безударные слоги. Парные согласные.

28

27.12

Формирование навыка письма слов и предложений с изученными буквами.

29

11.01

Часть 4

Письмо строчных букв е,ё. Звукобуквенный анализ слов.

Анализировать: находить слова с буквосочетанием жи, ши. Оформлять начало и конец предложения. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх – пяти слов со звуками в сильной позиции.

4

12.01

Письмо слов со строчными буквами е,ё. 

5

13.01

Единственное и множественное число имён существительных.

16.01

Письмо заглавных букв Е,Ё. Краткие и полные имена людей.

6

17.01

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

7

18.01

Сочетания жи , ши.

7

19.01

Письмо строчной буквы ю. Элементы соединения с другими буквами. Схемы слов.

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы.  

8

20.01

Письмо заглавной буквы Ю. Мужские и женские имена.

9

23.01

89

Письмо строчной буквы  я. Звукобуквенный анализ слов.

Группировать слова сходные по значению. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию.

10

24.01

90

Письмо заглавной буквы Я. Корень слова. Родственные слова.

11

25.01

91

Письмо слов с йотированными гласными.

12

26.01

92

Письмо слов с изученными буквами.

13

27.01

93

Признаки предметов. Работа с текстом.

30.01

94

Письмо буквы ь. Звукобуквенный анализ слов. Письмо слов с ь.

Объяснять функцию букв ь и ъ. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Оформлять начало и конец предложения. Переносить слова по слогам.

14

31.01

95

Письмо слов с ь. Деление слов на слоги и для переноса.

15

1.02

96

Работа с текстом. Определение количества букв и звуков в словах.

16

2.02

97

Письмо букв х, X. Письмо слов с буквой х.

17

3.02

98

Письмо строчной буквы ц.

18

6.02

99

Письмо заглавной буквы Ц. Родственные слова.

19

7.02

100

Письмо букв ч, Ч. Работа со схемами предложений. Звукобуквенный анализ слов.

20

8.02

101

Письмо букв щ, Щ. Связь слов в предложении.

21

9.02

102

Письмо слов с орфограммами ча,ща; чу,щу.

Анализировать: находить и писать слова с буквосочетаниями ча, ща; чу,щу. Оформлять начало и конец предложения. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы,

признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию.

22

10.02

103

Работа с текстом.

23

13.02

104

Схемы слов. Сочетания ча,ща; чу,щу.

14.02

105

Письмо слов с изученными буквами.

24

15.02

106

Слова, которые отвечают на вопрос что делают?

16.02

107

Письмо буквы ъ. Звукобуквенный анализ слов.

25

17.02

108

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

26

27.02

109

Письмо слов с разделительным ъ и ь. Родственные слова.

Анализировать: находить и писать слова с буквосочетаниями жи, ши; ча, ща; чу,щу. Переносить слова по слогам. Моделирование предложения.  Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

27

28.02

110

Деление слов на слоги и для переноса. Определение количества букв и звуков всловесловах.

29.02

111

Письмо слов с йотированными буквами. Звукобуквенный анализ слов.

1.03

112

Закрепление. Написание слов с сочетаниями жи,ши; ча,щ;, чу,щу.

2.03

113

114

      115

Обобщение знаний.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Проверь себя.

5.03

6.03

7.03

                                 Русский язык

                                                       

№ ур.

Тема урока

Материал учебника

Характеристика

деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Слово и предложение.

№ 1-3

Составление предложений по рисунку.

9.

2

Слова в предложении связаны по смыслу.

№ 4-6

Схема предложения. Работа с пословицами.

12.

3

Главные члены предложения.

№ 7-10

Основа предложения. Выделение основы.

13.

4

Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ слов.

№ 11-15

Звукобуквенный анализ.

14.

5

Слог. Слоговая структура слова.

№ 16-17

Фонетический анализ слов. Упражнения в делении слов на слоги.

15.

6

Гласные звуки.

№ 18-20

Число гласных звуков (6) и букв, обозначающих гласные звуки (10).

16.

7

Гласные звуки. Деление слов на слоги.

№ 21-23

Правило деления слова на слоги. Фонетический анализ слов.

19.

8

Согласные звуки.

№ 24-25

Обобщение знаний о согласных звуках.

20.

9

Звуки гласные, согласные.

№ 26-27

Закрепление знаний о гласных и согласных. з звуках.

21.

10

Перенос слов с буквами: й, ь.

№ 28-32

Составление предложений. Правило переноса слов.

22.

11

Ударение в слове. Ударные и безударные гласные.

№ 33-37

Понятие «ударение». Упражнения в постановке ударения.

23.

12

Упражнение в нахождении  ударных и безударных гласных.

№ 38-40

Понятие «рифма». Подбор рифмы.

2.04

13

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях.

№ 41-43

Понятие «орфограмма». Заучивание и применения на практике правила.

3.04

14

Большая буква в кличках животных, географических названиях.

№ 44-47

Понятие «имена собственные».

4.04

15

Правописание с заглавной буквы  имён собственных.

№ 48-50

Формирование умений правильно писать имена собственные.

5.04

16

Русская азбука или алфавит.

№ 51-53

Заучивание алфавита.

6.04

17

Название и порядок букв русского алфавита.

№ 54-56

Закрепление знания алфавита.

9.04

18

Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке.

№ 57-60

Запись слов в алфавитном порядке.

10.04

19

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

№ 61-63

Звуковая запись слов. Мягкий знак  - показатель мягкости.

11.04

20

Обозначение мягкости согласных буквами:

е, ё, ю, я.

№ 64-66

Звуковой анализ слов.

12.04

21

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

№ 67-70

Звуковой анализ слов.

13.04

22

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов.

Составление и запись предложений.

16.04

23

Шипящие согласные звуки.

№ 71-74

Звуковой анализ слов.

17.04

24

Правописание сочетаний жи-ши.

№ 75-78

Упражнения в написании слов с сочетаниями жи, ши.

18.04

25

Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу.

№ 79-84

Упражнения в написании слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

19.04

26

Правописание

сочетаний чк, чн, щн.

№ 85-87

Упражнения в написании слов с сочетаниями чк, чн, щн.

20.04

27

Формирование умений правильно писать сочетания чк, чн, щн.

№ 88-89

Упражнения в написании слов с сочетаниями чк, чн, щн.

23.04

28

Упражнение в правописании слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн.

№ 90-92

Работа с текстом, подбор заглавия. Работа с правилом.

24.04

29

Звонкие и глухие согласные звуки.

№ 93-95

Звуковой анализ слов.

25.04

30

Закрепление знаний о звонких и глухих согласных звуках.

№ 96-98

Звуковой анализ слов.

26.04

31

Правописание парных согласных звуков в конце слова.

№ 99-101

Знакомство с правилом.

27.04

32

Упражнение в правописании парных согласных звуков в конце слов.

№ 102-105

Упражнения в написании слов с парными согласными.

30.04

33

Закрепление правописания парных согласных на конце слов.

Упражнения в написании слов с парными согласными.

2.05

34

Слова, обозначающие предмет. Имена одушевлённые и неодушевлённые.

№ 106-107

Понятие «имя существительное». Существительные в нашей речи.

3.05

35

Слова, обозначающие признак предмета.

№ 110-111

Понятие «имя прилагательное». Подбор прилагательных к данным существительным.

4.05

36

Слова, обозначающие действие предмета.

№ 112-115

Понятие «глагол», «словосочетание».

7.05

37

Части речи. Словосочетания.

№ 116

Закрепление знаний о частях речи и словосочетаниях.

8.05

38

Упражнение в правописании предлогов и приставок.

№ 117-119

Понятия «предлог», «приставка». Нахождение предлогов.

10.05

39

Формирование умений правильно писать предлоги и приставки.

№ 120-121

Формирование умений отличать предлоги и приставки.

11.05

40

Виды предложений по цели высказывания.

№ 123-125

Понятия «повествовательные», «вопросительные», «побудительные» предложения.

14.05

41

Виды предложений по интонации и по цели высказывания. Повествовательные предложения.

№ 126-129

Понятия «восклицательные» и «невосклицательные» предложения.

15.05

42

Р/р. Слова вежливого обращения.

№ 130-133

Работа над выразительным чтением.

16.05

43

Р/р. Текст и предложение. Красная строка. Абзац.

№ 134-137

Работа с деформированным текстом. Заголовок.

17.05

44

Р/р. Диалог и монолог.

№ 138-139

Понятие «диалог», «монолог».

18.05

45

Р/р. План речи.

№ 140-145

Понятие «план речи». Составление текста по вопросам и плану.

21.05

46

Контрольный диктант.

22.05

47

Родственные слова. Корень слова.

№ 146-150

Понятие «родственные слова», «корень слова».

23.05

48

Секреты речи.

№ 151-155

Знакомство с названиями месяцев.

24.05

49

Образные выражения.

№ 156-166

Знакомство с пословицами и поговорками.

25.05

Содержание программы

(1 класс)

 Виды речевой деятельности

Слушание

Осознание целей и  ситуаций устного общения, адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации

Говорение

Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: сообщение, беседа, обращение, вопрос, просьба и пр. Речевые средства, тембр, темп, мимика и др. Орфоэпические нормы речи.

Чтение

Понимание учебного текста при самостоятельном чтении вслух и его прослушивании.  Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Письмо

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым , аккуратным письмом. Списывание, письмо под диктовку

Графика

Различение звука и буквы. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Знакомство с русским алфавитом. 

Слово и предложение

Различение слова  и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография

Раздельное написание слов. Обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши). Прописная буква в начале предложения, в именах собственных. Перенос слов по слогам без стечения согласных. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.

Формы и средства контроля

        Для контроля за освоением  программного материала используются в основном диагностические  и итоговые вариативные работы «Мои достижения»

Диагностические работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам  контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция  дальнейшего процесса обучения.

Итоговая контрольная работа проводится за истекший период работы (год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В  содержание итоговой контрольной работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговая контрольная работа проводится 1 раза в год   (не позднее 25 апреля)

        Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:

комплексная работа -1

контрольных списываний-1

Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:

  1.  Яковлева С.Г. «Контрольные работы по системе Занкова». Издательство « Учебная литература», 2007г
  2. Яковлева С.Г « Мои достижения» - метапредметные вариативные контрольные работы

Учебно – методические средства

Основная литература

Нечаева Н.В. , Булычёва Н.К.Тетради по письму  для 1 класса: В 4 ч.  - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

Нечаева Н.В. «Русский язык» учебник  для 1 класса: – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2011.

     Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г.

     Примерные программы по учебным предметам. – Москва «Просвещение», 2010г.     

Сборник программ для начальной школы (Система Л.В. Занкова) -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе доров», 2011г.

            Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г.

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г.

Дополнительная литература

        Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, рабочим тетрадям по чтению и тетрадям по письму. - Сама ра: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе доров», 2010г.,

Нечаева Н.В.  Методические рекомендации к учебнику русского языка. - Сама ра: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе доров», 2010г.

Оборудование и приборы

  1. Алфавит
  2. Безударные гласные в корне
  3. Знаки препинания в конце предложения
  4. Касса букв
  5. Наборное полотно
  6. Образцы написания букв
  7. Парные согласные
  8. Перенос слова
  9. Правописание жи – ши; ча – ща; чу – щу
  10. Слова, обозначающие действие
  11. Слова, обозначающие предмет
  12. Слова, обозначающие признак
  13. Фонетический разбор слова
  14. Члены предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе с применением интерактивной доски

Тема:  Обучение написанию объяснительной записки. УМК "Гармония" Цели:1.Познакомить с жанром объяснительной записки, накапливать опыт детей в построении рассуждений, учить писать объяс...

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе с применением здоровьесберегающей технологии Тема: «Имя прилагательное (закрепление)».

Открытый урок по русскому языку во 2 классе с применением здоровьесберегающей технологии Тема: «Имя прилагательное (закрепление)»....

Открытый урок по русскому языку с применением структур технологии сотрудничества.

Учитель: Малиновская Марина СемёновнаДата: 20.12.2016г.Тема: Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок.Класс: 2 «З», МАОУ гимназия № 16  г. ТюменьТип ур...

Открытый урок по русскому языку с применением сингапурских структур

Данный урок в образовательной прогармме 4 класса входит в раздел "Глагол".Для достижения целей урока определила технологию проблемного обучения. Именно в этой технологии учащиеся сталкиваютс...

Открытый урок русского языка с применением ИКТ технологии

Разработка урока русского языка с применением ИКТ технологии наряду с традиционными методами обучения...