Урок русского языка. Тема: Состав слова 2 класс
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Урок русского языка во 2 классе
с использованием активных форм работы, проводится в виде игры «Счастливый случай».  
 
Тема: Состав слова. Обобщающий урок.
Задачи: Обобщить знания о составе слова. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования.
Развивать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о языке.
 
Ход урока.
 
1. Психологический настрой на урок.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.
 
2. Сообщение темы и задач урока.
Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». На уроке мы продолжим учиться красиво и грамотно писать, будем думать и рассуждать. Сегодня встретятся 3 команды друзей. Наша задача проявить свои знания и выявить команду-победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ дается жетон. Победит тот, у кого их соберется больше. Чтобы дать командам названия, ответьте на вопросы:
- Какие части слова знаете?
- Что такое приставка?
- Что такое корень?
- Что такое суффикс?
- Что такое окончание?
Итак, название 1 команды – корень, 2 – суффикс, 3 – окончание.
 
3. Минутка чистописания.
Если вы правильно отгадаете загадки и расположите все слова по горизонтали, то узнаете слово, зашифрованное в вертикальном столбце.
По горизонтали: Хоть верь, хоть не верь,
Пробежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.                (Олень)
 
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.       (Одуванчик)
 
Межи деревянные,
А поля стеклянные.                   (Окна)
 
Что за дерево такое,
Ветра нет, а лист дрожит.       (Осина)
- Какое слово получилось? (Очки)
- Какая орфограмма в слове очки?
- С какой буквы оно пишется? Расскажите об этой букве, какой звук она обозначает?
Повторение каллиграфического написания буквы, узора из соединения нескольких букв «о». Запись слов-отгадок.
4. Словарный диктант. (Устно сигнализируют орфограмму сигнальной карточкой):
Костер, кровать, метро, заяц, театр, рябина, природа.
Разминка закончилась, начинаем игру.
 
5. Обобщение по теме.
1-й гейм. Найти друзей.
- Прочитать слова, определить часть речи. От данных слов образовать однокоренные слова.
1 команда: лечить (лечение, лекарство, лекарь).
2 команда: берег (бережок, набережная, береговой).
3 команда: горка (горный, горец, пригорок).
 
2 гейм.
- Составить из частей слово, разобрать по составу:
1 команда: и, ник, под, снеж  (подснежники);
2 команда: а, к, по, сад  (посадка);
3 команда: а, ушк, корм  (кормушка).
 
Физкультминутка. Игра «Не ошибись»: учитель называет команды, но выполнять их надо только после слова «пожалуйста».
 
3 гейм. Написать по 3 слова к каждой схеме:
1 команда: корень, суффикс, окончание;
2 команда: приставка, корень, окончание;
3 команда: приставка, корень, суффикс, окончание.
 
4 гейм. Игра «Кто больше»: за 1 минуту записать как можно больше слов, образованных при помощи приставок:
1 команда: у, при, по, вы, за, с, пере, от, но и слова  «ход»;
2 команда: вы, об, за, при, пере, про, из, по, на, от, под, раз и слова «учить»;
3 команда: от, за, пере, про, по, вы, раз, на, за, под и слова «работать».
 
5 гейм. Игра «Это все мы проходили»: У каждой команды по две карточки с вопросами, ответы на которые есть на карточках в других командах. Задача: найти и зачитать ответ на заданный вопрос. Остальные сигнализируют его правильность. За правильный ответ защитывается очко.
1 команда задает вопросы:
- Что такое основа слова?
- Какая часть слова бывает во всех словах?
2 команда:
- Что называется корнем слова?
- Что такое окончание?
3 команда:
- Что такое приставка?
- что такое суффикс?
 
6 гейм. Стр. 170, упр.287. прочитать стихотворение, выписать однокоренные:
1 команда: имена существительные;
2 команда: имена прилагательные;
3 команда: глаголы.
6. Итоги игры.
Вывод: Помни, при разборе слова
Окончание  и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
7. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Чем?
- Чему учились?
- Что повторяли?
- Все старательно работали. Спасибо за

 

Олимпиада по русскому языку
          2 класс (1-4)  

1. С каких букв не начинаются имена и фамилии людей?                     (3 балла)
    ___________________________________________

2. Какие гласные буквы могут обозначать по два звука? Обведи их.   (2 балла)
    а        я        у         ю       ы

3. Преврати  слово «мел» в мелкое место и напиши получившееся слово.        
     ___________________________________________
    Напиши, как слово большой «дом» превратить в маленький?
    ___________________________________________                        (2 балла)

4. Одинаковы ли по смыслу предложения? Обведи правильный ответ. (1 балл)
    Костя вёл брата за руку.
    Костю вёл брат за руку.
             Да                    Нет
 
5. Догадайся, какой корень пропущен в словах, и допиши эти слова. (5 баллов)
     ____ник,                   ____а,             ____ной,          ____ок,
     ____истый,             ____овод,        ____овик,         ____очек.

6.    Вставь, где нужно, разделительный ь.                                               (4 балла)
Кол . я принес домой кол . я забора.
     Пол покрыт пыл . ю, а я мету и не пыл . ю.

7. Угадай слово и напиши его:                                                         
    смор 1 а ___________________________________
     ви 3 на  ___________________________________                        (2 балла)

7.    Употреби слова волчок и волчонок правильно. Впиши их в предложения.
Из норы вылез ________________.
Малышу купили игрушку -  музыкальный __________________.     (2 балла)

8.    Обведи слова, в которых 5 звуков. (6 баллов)
Елена, ёжик, король, колья, пальто, ябеда, ясень, въезд, объезд, синяя.

9.    Обведи слова только с мягкими согласными звуками.                     (5 баллов)
Лейка, чайки, чайник, линейки, мель, дети, ребята, ёжик, сучья, чаща.
 
10.     Вычеркни лишнее слово в каждой строке.                                         (3 балла)
Пара, парный, паровоз.
Носильщик, носатый, поднос.
Лето, лететь, летний.

11.     Подчеркни строчку, в которой все предметы одушевленные.            (1 балл)
Бабочка, девочка, машина.
Кукла, летчик, теремок.
Корова, кенгуру, слоник.

12.     Вычеркни слова, которые неправильно перенесены.                       (6 баллов)
Зме- я, гай – ка, ча-йка, субб-ота, груп-па, О-ля, ма-ши-на,
кол-лек-тив, кон-спект, транс-порт, па-льто, паль-ма.

13.     Восстанови пословицу:  Ученье, неученье, тьма, свет, а.                 (2 балла)
_________________________________________________

       14.   Найди главные члены предложения:
       Снежное покрывало землю покрывало.
(2 балла)

                                                                                                                    ___  баллов
                                                                                                       40 баллов

   

 

Олимпиада по математике
  2 класс (1-4)  
 
1.    У трех братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье?  
2.    Обведи правильный ответ:       5         9        6      (2 балла)

3.    Сумма двух чисел равна 25. Одно из них на 7 больше другого. Какие это числа? Обведи правильный ответ:      
           18 и 7        9 и 16         12 и 13  (2 балла)

     3.  Сколько яиц можно съесть натощак? (2 балл)
Обведи правильный ответ:       1      много       0  

4.    Летела стая гусей. Один гусь впереди и два позади. Один позади и два впереди, один    между двумя и три в ряд. Сколько гусей было?  Обведи правильный ответ:   
                 12       3         6          9                      (3 балла)

5.    Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? Обведи правильный ответ:        
           12           10           8           (2 балла)

     5.  Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось?          
          Обведи правильный ответ:       10         5            6           4  
            (3 балла)

     6.  Установи, как составлен данный ряд чисел.
          Запиши еще три числа:          
           3, 5, 9, 15, 23, ___, ___, ___.                                  (4 балла)
     7.  Четыре друга поделили между собой поровну 7 пакетов фруктового сока ёмкостью 1л, 2л, 3л, 4л, 5л, 6л, 7л. Как они это сделали? Напиши ответ:
           Первому - _______________________,
           Второму - _______________________,
           Третьему - _______________________,
           Четвёртому - _____________________.            (6 баллов)
8.    6 картофелин сварилось за 30минут. За сколько минут сварилась одна картофелина?
    Обведи правильный ответ:     5     10      30    (2 балла)
9.    В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят  по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? Напиши ответ.____________        (2 балла)
     10.Пользуясь только сложением, поставь знаки между цифрами   так, чтобы получилось число 28.
                       2  2  2  2  2 = 28                         (5 баллов)               
     11.В стакан, в кружку и чашку налили молоко, простоквашу и кефир. В кружке не кефир. В чашке не кефир, и не простокваша. Что куда налили? Напиши ответ.
          В стакан - _________________.
          В кружку- _________________.
 В чашку -  _________________.                                                      (4 балла)

     12. На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковых груши, на другой чаше 4 такие же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша?  Обведи правильный ответ:
            яблоко         груша         одинаково                                   (4 балла)
     13.Сумма трех чётных чисел равна 12. Напиши эти числа, если известно, что слагаемые не равны между собой.  
             ____ + ____ + ____= 12       (3 балла)

     14. Сосчитай сколько на чертеже?                                                        
           треугольников  ________     (3 балла)
           четырехугольников_____     (5 баллов)

Олимпиада по математике
  2 класс (1-4)  
 
6.    У трех братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье?  
7.    Обведи правильный ответ:       5         9        6      (2 балла)

8.    Сумма двух чисел равна 25. Одно из них на 7 больше другого. Какие это числа? Обведи правильный ответ:      
           18 и 7        9 и 16         12 и 13  (2 балла)

     3.  Сколько яиц можно съесть натощак? (2 балл)
Обведи правильный ответ:       1      много       0  

9.    Летела стая гусей. Один гусь впереди и два позади. Один позади и два впереди, один    между двумя и три в ряд. Сколько гусей было?  Обведи правильный ответ:   
                 12       3         6          9                      (3 балла)

10.    Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? Обведи правильный ответ:        
           12           10           8           (2 балла)

     5.  Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось?          
          Обведи правильный ответ:       10         5            6           4  
            (3 балла)

     6.  Установи, как составлен данный ряд чисел.
          Запиши еще три числа:          
           3, 5, 9, 15, 23, ___, ___, ___.                                  (4 балла)
     7.  Четыре друга поделили между собой поровну 7 пакетов фруктового сока ёмкостью 1л, 2л, 3л, 4л, 5л, 6л, 7л. Как они это сделали? Напиши ответ:
           Первому - _______________________,
           Второму - _______________________,
           Третьему - _______________________,
           Четвёртому - _____________________.            (6 баллов)
10.    6 картофелин сварилось за 30минут. За сколько минут сварилась одна картофелина?
    Обведи правильный ответ:     5     10      30    (2 балла)
11.    В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят  по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? Напиши ответ.____________        (2 балла)
     10.Пользуясь только сложением, поставь знаки между цифрами   так, чтобы получилось число 28.
                       2  2  2  2  2 = 28                         (5 баллов)               
     11.В стакан, в кружку и чашку налили молоко, простоквашу и кефир. В кружке не кефир. В чашке не кефир, и не простокваша. Что куда налили? Напиши ответ.
          В стакан - _________________.
          В кружку- _________________.
 В чашку -  _________________.                                                      (4 балла)

     12. На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковых груши, на другой чаше 4 такие же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша?  Обведи правильный ответ:
            яблоко         груша         одинаково                                   (4 балла)
     13.Сумма трех чётных чисел равна 12. Напиши эти числа, если известно, что слагаемые не равны между собой.  
             ____ + ____ + ____= 12       (3 балла)

     14. Сосчитай сколько на чертеже?                                                        
           треугольников  ________     (3 балла)
           четырехугольников_____     (5 баллов)
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Проект урока русского языка . Тема: «Правописание слов с разделительными ъ и ь . 3 класс школа 2100

Проект урока по теме"Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" с презентацией. В проекте показана работа по развитию у детей рефлексии, использован учебник по программе "Школа 2100"...

Урок русского языка. Тема:"Однокоренные слова". УМК " Школа России" - 2 класс.

Материал имеет форму технологической карты.  Урок разработан с использованием интернет - технологий. Буду рада комментариям к данному уроку....

Урок русского языка. Тема: "Состав слова"

Цель: – развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов....

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:-  опре...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

Русский язык. Тема: "Состав слова"

Презентация по русскому  языку. Тема: "Состав слова". 3 класс....