Обучение написанию сочинения-описания
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Казакова Майя Геннадиевна

Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-obuchenie_napisaniyu_sochineniya-_opisaniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ

По теме: Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания

Цели, задачи урока:

Учить составлять рассказ по теме; искать логику в передаче содержания текста; обрабатывать структуру текстов повествования и описания; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся; развивать  чувство свободы в общении, фантазию, воображение.

Оборудование:

Запись музыки Г. Свиридова «Метель», рисунки, Снеговик, таблички.

ХОД УРОКА.

  1. Необычное начало урока по усмотрению учителя.
  2. Создание атмосферы творчества. Приглашение в путешествие.

У:  Вы любите путешествовать, ребята? А можно ли путешествовать, не выходя из помещения?

Д:  Да! Когда читаем книги, то мысленно рисуем картины, описываемые в произведениях, и путешествуем вместе с героями.

У: А ещё можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. Причём, чтобы попасть туда,  нам не понадобятся никакие волшебные помощники: ни щука, ни старик Хотабыч, ни ковёр-самолёт.  Мы возьмём с собой только ручку и лист бумаги. А страна эта называется Сочиняйка.  Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать.

  1. Понятие  о значении корня –чин-.

У: Откуда же взялось в русском языке слово «сочиняйка»? оказывается, что от старинного корня –чин-, что значит «порядок». Отсюда и выражения: «Сели чинно, рядком». «Всё будет чин-чинарём».

Задание: подберите родственные слова с корнем –чин-.

У:  Остановимся на следующих словах: сочинять – выстраивать мысли в определённом порядке; сочинение – запись мыслей, изложенных в определённом порядке.

  1. Постановка целей урока.

У: Тема урока и будет сочинение.

У: Но раз уж мы решили отправляться в необычное путешествие, то запишем ещё одно слово: «фантазия».

  1. Работа над понятиями «текст» и «части текста».

У: Сочинение это текст. То есть все предложения объединены темой и выражают общую идею. И как любой текст, записываются по определённым правилам. Вспомним их. (Ученики вспоминают правила, а в это время на доске открываются карточки  с названиями):

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

- Какую роль играет каждая часть?

          6.  Определение темы сочинения.

        У:  Итак, в путь! И пусть нашему воображению поможет музыка.

         - о каком времени года «говорит» музыка?

Д: О зиме.

У: В Сочиняйке сейчас тоже зима. Подумайте, ребята, каким образом можно туда попасть?

Д: - На санях Деда Мороза.

              - На снежинке.

             - На зимнем ветре.

             - На метле бабы Яги.

        А вот и первый житель Сочиняйки (учитель вывешивает плакат Снеговика). Мне он рассказал, что его зовут Сочиняйкин и еще вот что … (звучит аудиозапись).

Я – весёлый снеговик.

К зиме холодной я привык.

В Сочиняйке я живу

И со всеми там дружу.

Я каждый день смотрю вокруг:

«Не придет ли новый друг?»

Сильный и умелый,

Да к тому же смелый!

У: Не нас ли с вами он высматривает? Наверное хочет рассказать нам что-нибудь интересное или какой-нибудь секрет. Предлагаю вам написать сочинение на тему: «Секрет снеговика». (Дети записывают в тетрадь тему сочинения)

У: Каким будет тип текста?

Ученики: Повествование с элементами описания.

  1. Определение содержания каждой части. Составление плана.

– Что будет главным в сочинении?

– Сам секрет Снеговика.

– В какой части текста его запишем?

- В основной.

(Под табличкой « Основная часть» выставляется табличка «Секрет Снеговика»).

У: - Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться. В какой части опишем встречу с новым другом?

Ученики: Во вступлении. (Под табличкой «Вступление» появляется табличка   «Встреча со снежным человечком»).

У: У каждого на парте есть свой снеговик, которого мы изготовили на уроке труда. У каждого из них свой характер, своё настроение. Опишите их! Только скажите, где следует это записать?

Ученики: В заключительной.

У: Какие чувства вам принесло новое знакомство?

(Ответы детей. Появляется табличка: «Как хорошо иметь друга!», которая завершает план. На доске появляется план сочинения.).

План  сочинения.

  1. Вступление. Встреча со снежным человечком.
  2. Основная часть.

а) Как выглядит новый знакомый?

б) Секрет Снеговика.

3.  Заключение. Как хорошо иметь друга!

8. Работа над средствами выразительности письменной речи.

У: Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средство выразительности письменной речи: сравнение. Именно они позволяют представить вашего Снеговика ярче.

9. Запись сочинения.

У: Желаю вам интересного путешествия и жду ваших рассказов.

(Дети пишут сочинение на фоне спокойной классической или инструментальной музыки.)

10. Обсуждение сочинений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение "Описание берёзы", учитель-логопед Бакулина В.Л.

На уроке проводится подготовка учащихся третьих классов к сочинению «Описание берёзы». Дети знакомятся с произведениями художественной литературы, посвященными березе, отбирают из этих произведений ма...

Обучение написанию сочинения-описания

Урок русского языка по развитию речи, по любой программе расчитан на учеников 2-3 классов...

Обучение написанию сочинения-описания

Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классах....

Обучение сочинению-описанию младших школьников на материале наблюдений

Методическая разработка по обучению сочинению0описанию младших школьников...

Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование  аналитических умений. Знакомство с типом тек...

Памятка для написания сочинения-описания "Моя мама" 2 класс

Памятка для написания сочинения-описания "Моя мама"...