Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы".
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Басович Елена Григорьевна

Урок русского языка для 4 класса..Изложение по тексту русского писателя Г.В.Сапгира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dusha_prirody..doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Басович Елена Григорьевна.

Место работы: ГБОУ гимназия №446 Колпинского района г. Санкт-Петербург, учитель начальных классов.

Творческое изложение с языковым анализом текста

«Душа природы»

Цели урока:

  1. Формировать умение анализировать текст (тема, идея, структура, деление на части).
  2. Формировать умение понимать язык текста, уметь выделять наиболее точные слова для выражения мысли.
  3. Совершенствовать навык правописания.
  4. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Тексты изложения.
  2. Орфографические карточки.
  3. Орфографические словари.
  4. Изображение цветов.
  5. Изображение и названия растений.
  6. Оформление доски – надписи:

        Изложение.

Душа природы.

План.

  1. Во всем есть своя душа.
  2. Цветы распускаются.
  3. Добрая душа цветов.
  4. Непокорный репейник.

Использованная литература:

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., «Эксмо-Пресс», 2000.
  2. Шукейло В.А. Русский   язык   в   начальных   классах.  Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. СПб., «Пресс», 1999.
  3. Шукейло В.А. Мой родной русский язык. СПб., «Знание», 1998.
  4. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. М., «Педагогика», 1983.
  5. Рукавчук Л.Н. Волшебный мир цветов. СПб., ИКФ «МиМ - Экспресс», 1997.

Ход урока:

  1. Организационный момент и сообщение темы урока.

        «... И я увижу и открою        

Цветочный мир, цветочный путь, –

О, если бы и вы со мною

Могли туда перешагнуть». (В. Ходасевич)

-        Сегодня мы шагнем в мир цветов, и будем писать изложение по тексту
русского писателя Генриха Вениаминовича Сапгира.

2.        Работа с текстом.

-        Прослушайте текст. Какой заголовок можно подобрать к тексту?

Душа природы

        Я думаю, во всем есть своя душа. И в деревьях, и в облаках, и в ветре.

Когда я гуляю по лугу или в лесу, я вижу, как распускаются цветы. Мне кажется, это у них душа такая.

У ромашки душа веселая, как солнышко. У колокольчиков душа легкая. У иван-да-марьи две души, один цветок. У анютиных глазок душа ласково глядит. У ландышей душа свежая и влюбленная. У розового и белого клевера душа простая и добрая. Шиповник тоже розовый и белый. Про него можно сказать, что он задумчиво радуется.

        А у репейника душа дикая, непокорная. Высоко растет, головы не клонит.

Г. Сапгир

  1. Автор озаглавил его «Душа природы» (на доске открывается заголовок).
  2. Как вы его понимаете? Что такое душа?
  3. О свойствах характера каждого растения, о котором пойдет речь в тексте, мы будем с вами говорить.
  4. Понравился ли вам текст?
  5. Что вас заинтересовало в нем?
  6. Перечитайте. Какой это текст по типу речи? (Рассуждение с элементами описания).
  7. Докажите. (Есть тезис и доказательство).
  8. Определите идею текста. (Во всем есть своя душа. И в живой, и в неживой природе).
  9. На сколько частей можно разделить текст?

3. Языковой анализ текста и составление плана.

  1. Прочитайте вслух 1 часть. Кто это «Я»?
  2. Какое утверждение он вносит?
  3. Озаглавьте 1 часть. (На доске открыть п. 1 Плана).
  4. Можно ли опустить слово «своя»? Почему? (Свойство индивидуально, а не общее для всех).
  5. Можно ли опустить слова «я думаю»? Почему?
  6. Как выделены на письме эти слова? Обведите запятую в тексте. Запомните.
  7. В чем автор видит душу?
  8. Еще в каких элементах природы можно увидеть душу?
  9. Чем связываются 1 и 2 предложения? (Союзом И).
  10. Что особенного в структуре 2 предложения вы заметили? (Нет подлежащего и сказуемого, однородные дополнения в П.п.).
  11. Схему этого предложения оставим на доске.
  12. Прочитайте вслух 2 часть. О чем в ней говорится? Озаглавьте.
  13. Каким глаголом можно заменить глагол «гуляю»?
  14. Почему автор взял именно это слово? (Указывает на неторопливость проведения времени, неспешность, возможность полюбоваться природой и понаблюдать).
  15. На что указывают слова «луг» и «лес»?
  16. Что автор видит?
  17. В какое время суток видит автор распускающиеся цветы?
  18. Что значит «распускаются»? Какими глаголами можно заменить?
  19. Какой глагол больше подходит? Почему? (Распускаются - развертываются, неторопливость действия).
  20. Разберем это слово по составу.
  21. Какие слова выделены запятыми? Обведите запятые в тексте. Запомните.
  22. С каких слов начинается следующее предложение? Почему?
  23. Выделим окончание и суффикс в слове «кажется».
  24. Как выделены эти слова на письме? Обведите запятую. Запомните: слова «я думаю, я вижу, мне кажется» отделены в тексте запятой.
  25. В чем автор видит душу каждого растения? (В цветках).
  26. Перечитайте  про  себя  3  часть.  Какое  слово  встречается  в  каждом предложении? (Душа, у).
  27. Чем выражена душа у этих растений? (Формой и окраской цветка).
  28. Как определить одним словом душу этих растений? Какая она? (На доске — З п. плана).
  29. Прочитайте вслух 1 предложение. (Рис. ромашки).
  30. Какая душа у ромашки? Почему? (Белый и желтый цвет символ радости, теплоты, света).
  31. С чем автор сравнивает ромашку?
  32. Почему «солнышко», а не «солнце»? Какой суффикс помогает показать это отношение? Выделите.
  33. Почему же автор считает, что душа у ромашки веселая? (Солнечный цветок, ярок на солнце).
  34. Обратите внимание на то, как пишется название этого растения. (На доске — табличка с названием цветка).
  35. Ромашка, как и береза, символ русской природы. По народному преданию, она вырастает там, где упадет с неба звезда.
  36. Прочитайте, какая душа у колокольчиков? (Рис., название растения).
  37. Почему? На основании чего автор определил душу колокольчиков?
  38. Каким словом можно заменить слово «легкая»?
  39. Почему автор пишет «легкая»? (Маловесная, подвижная)
  40. Прочитайте следующее предложение. (Рис. иван-да-марьи).
  41. Почему так названо?
  42. На Руси самыми распространенными именами были Иван и Марья. Их можно было услышать в каждом доме. По легенде, в этот цветок    превратились брат и сестра по ошибке обвенчаные.
  43. Какую особенность у этого растения видит автор? (Две души, один цветок).
  44. Почему автор решил, что у растения две души? Какие?
  45. Обратите внимание на то, как пишется название этого растения. (Табличка с названием растения - на доске).
  46. Почему слова «иван, марья» написаны со строчной буквы?
  47. Каким союзом можно заменить союз «да»?
  48. Следующее предложение об анютиных глазках (рис. на доске) - миловидном  трехцветном цветочке. Прочитайте его.
  49. Что автор пишет о душе?
  50. Почему пишет «ласково»? Что это значит? (Приветливо, любовно, дружелюбно, милостиво, благодушно).
  51. Почему «глядит»? Каким глаголом можно заменить?
  52. Что лучше? Почему? (Глядеть можно не видя, без внимания, и не желая видеть).
  53. Почему написано со строчной буквы? (Карточка с названием растения – на доске).
  54. По легенде славянских народов, в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому  поступку  находила оправдание.  Но,  на  беду  свою, повстречала коварного юношу, который клятвенными заверениями разбудил в девушке любовь. Всем сердцем, всей жизнью потянулась Анюта к юноше, а юноша испугался: заспешил в дорогу по неотложным делам, обещая своей избраннице непременно вернуться. Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого, и тихо угасала от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, анютины глазки, в трехцветных лепестках которых отразились надежда (белый цвет), удивление (желтый) и печаль (фиолетовый).
  1. Читаем следующее предложение. Какая душа у ландышей? (Рис. и табличка с названием растения - на доске).
  2. Как бы вы сказали о душе ландышей?
  3. Почему автор решил, что «свежая и влюбленная»? (Свежий — новый,  недавний, нестарый, не испорченный временем. Цветет в мае, быстро отцветает. Влюбленность — чувство  быстро проходящее).
  4. По преданию, морская царевна полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная царевна вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки, выросли ландыши — символ чистоты, девичьей любви и грусти.
  5. Прочитайте следующее предложение. (Рис. клевера и название цветка).
  6. Какого цвета бывает клевер?
  7. Как выглядит цветок клевера?
  8. Какая у него душа?
  9. Почему автор так написал? (Форма цветка простая).
  10. «С колокольчиком, с ромашкою клевер весело цветет,

        и его «пчелиной кашкой» называет наш народ».

        Так написал Вс. Рождественский. А как бы вы написали о душе клевера?

  1. Что автор пишет о шиповнике? (Рис. и название растения).
  2.  Почему так назван?
  3. Цветы шиповника охраняют, как верные стражи, шипы. Когда-то из шиповника была выведена первая роза. Только никто не может ни назвать имени садовника, который это сделал, ни сообщить, когда это произошло.
  4. Почему автор пишет о шиповнике «тоже»?
  5. С каких слов начинается второе предложение о шиповнике?
  6. Про кого?
  7. Почему стоят эти слова?
  8. Каким еще словом автор заменил слово «шиповник»?
  9. Как автор говорит о шиповнике?
  10. Что значит «задумчиво»? (Задумался или вообще склонен к задумчивости, молчаливый).
  11. Печальные ли думы у шиповника? Почему?
  12. Что значит «радуется»? (Чувствует радость и показывает ее).
  13. Почему автор написал «задумчиво радуется»? (Молча показывает свою радость).
  14. Выделим суффикс в слове «задумчиво». Запомните.
  15. Почему эти растения взяты в одну часть? (Приветливая, добрая душа у цветов, радуют глаз).
  16. Чем связаны предложения? (Или: С какого слова начинаются?) Почему?
  17. Читаем 4 часть. О каком растении идет речь? (Рисунок и название растения).
  18. Обратите внимание на то, как пишется это слово.
  19. Почему это растение выделено отдельно?
  20. Репейник — сорное растение с цепкими, колючими соцветиями или плодами. Его не дарят в букетах, не разводят, но это не значит, что у него нет души.
  21. Какая душа у репейника?
  22. Что значит «дикая»? (Стоящая в стороне ото всех).
  23. Что значит «непокорная»? (Непослушная, своевольная, не признающая над собой власти).
  24. Почему в этом предложении поставлена запятая?
  25. Выделим приставку в слове «непокорная». Запомните.
  26. С каких слов начинается это предложение?
  27. Почему? (Сравнивает, противопоставляет репейник другим цветам).
  28. Почему автор решил, что у репейника дикий, непокорный характер? (Высоко растет, головы не клонит).
  1. Как отделены однородные сказуемые в этом предложении? Выделите запятую.
  2. Как написана частица «не» с глаголом? Подчеркните. Выделите окончание глагола. Запомните написание.
  3. Озаглавьте эту часть. (На доске открыть 4 п. плана).
  4. Как писатель относится ко всем растениям? (Как к живым существам).
  5. Почему так думаете? (У каждого есть душа).
  6. Согласны ли вы с автором?
  7. К природе нужно относиться бережно, охранять и не уничтожать ее, потому что:

«Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты!»

        (Т. Собакина)

  1. Перечитайте план нашего изложения. Сколько красных строк будет в тексте?
  2. Каждый человек по-своему видит душу природы. Попытайтесь и вы разглядеть и описать душу одного из следующих растений: василька, мышиного горошка, одуванчика (на доске вывесить рисунки и названия этих растений).

4.        Орфографическая подготовка.

  1. А сейчас мы разберем слова с трудными написаниями.
  2. Возьмите орфографическую карточку.

Карточка:

  1. в д…ревьях, в …блаках, в л…су, цв…ты, г…л…ва, в…селая, ск…зать, гл…дит, пр…стая, св…я.
  2. весёлая, лёгкая, светлая, влюблённая

     розового, белого

  1. лё…кая
  1. Какая орфограмма объединяет слова первой группы?
  2. Читаем слова, объясняем написание, выделяем корень в словах.
  3. Объясните написание окончаний в словах второй группы.
  4. На какое правило слово в третьей группе?
  5. Как проверим?
  6. В названии какого растения встретилось это правило?
  7. В названии каких растений нужно запомнить написание суффиксов?
  8. Мы подготовились к письму изложения. Перечитайте текст про себя.

5.        Запись изложения. Редактирование, анализ текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Методическая разработка этапа урока по написанию изложения (языковой анализ).

В данной разработке представлен опыт подробного языкового анализа текста....

Урок русского языка 4 класс Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".

Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"....

Конспект урока русского языка. (С использованием технологии целостного мышления) . Изложение с языковым анализом текста "Родничок" .

Данный урок проведен в 4 классе. Использование технологии целостного мышления,  как одной из здоровье сберегающих технологий,  позволяет снять напряжение у детей, создает в классе атмосферу ...

Обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом для 3 класса. Скворец

Предмет Русский языкКласс3Тема урока Обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом Дидактическая цель Обучение изложениюПланируемые образовательные результатыЛи...

Изложение с языковым анализом текста "Родничок"

Материал урока учит анализировать текст, подбирать синонимы к данным словам, учит выяснять лексическое значение слов, воспитывает бережное отношение к природе. Учащиеся продолжат работу по развитию ор...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс

Тема: Подробное изложение с языковым анализом  текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа  текста  с опо...