Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок в4 классе по программе "Начальная школа 21 века" позволяет повторить, систематезировать  знания детей об имени прилагательном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie_po_rus.yaz_._4_kl..doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

   

    УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ

 НА ТЕМУ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

 

                                            Учитель:

                                                      Шульгина Н.В.

Урок – исследование по русскому языку в 4 классе на тему «Имя прилагательное».

Цели и задачи:

            - повторить и обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи; тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными, развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

             - наблюдать за окружающей жизнью, природой и подмечать разнообразные признаки предметов.

             - способствовать развитию памяти, внимания, расширять словарный запас учащихся.

Дидактический материал:

             - карточка об имени прилагательном;

            - карточки со словарными словами для слабоуспевающих учащихся;

            - карточки для грамматического разбора;

           - карточки с текстами для творческой работы;

ХОД УРОКА.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте, все ли в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

А девиз, у нас, какой: «Все что надо под рукой!».

1.Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами займемся исследовательской работой в группах: понаблюдаем за новой частью речи и, а в конце урока нам нужно будет ответить на вопрос:

«Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?».

2. Чистописание.

В тетрадях записали дату. Обратите внимание на орфограммы                  

( шестнадцатое, классная работа).

Вв  Вв  Вв

Веселый великодушный верный

Обратите внимание на последнюю строчку: что это за слова?

(имена прилагательные)

Докажите это: что такое имя прилагательное?

(Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие.)

Данные слова обозначают признаки или черты характера человека и отвечают на вопрос какой?.

3. Словарная работа.

Основная часть класса выполняет работу за учителем, а слабые по карточкам.

Измените данные словосочетания так, чтобы вместо существительного стояло прилагательное.

_ сок из моркови – морковный сок

_ варенье из земляники – земляничное варенье

_ дни в сентябре – сентябрьские дни

_ кисель из молока – молочный кисель

_ суп из гороха – гороховый суп

_ хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб

_ каша из манки – манная каша

_ котлеты из рыбы – рыбные котлеты

_ печенье из овса – овсяное печенье

(взаимопроверка)

Какой вывод мы можем сделать, внимательно прочитав эти словосочетания?

(Имена прилагательные изменяются по числам и родам, только в единственном числе).

4. Изменение имен прилагательных по падежам.

А сейчас, задание на внимание: послушайте стихотворение «Приключения зеленого листа», выпишите словосочетание – зеленый лист- и определите падеж.

Как – то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый (И.п.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа (Р.п.)

Ветер нес и нес листву

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг – к зеленому листу (Д.п.)

Лапой – хвать зеленый лист (В.п.)

Дескать, поиграем.

«Не хочу», - парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым (Т.п.)

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал.

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом (П.п.)

Какой вывод мы можем сделать:

(Имя прилагательное изменяется по падежам и стоит в том же падеже, что и существительное, с которым оно связано.)

5. Наблюдение над связью имен прилагательных с именами существительными.

Послушайте внимательно стихотворение и скажите, кто автор?

Мороз и солнце – день чудесный

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись,

Открой, сомкнутой негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись…

                                             (А.С.Пушкин).

10 февраля – день памяти А.С.Пушкина. 170 лет назад перестало биться сердце великого писателя, но его произведения живут до сих пор.

Вспомните, какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

Обратите внимание на слова, записанные на доске. Из какой сказки взяты эти слова?

Задание по группам: дописать подходящее существительное, соответствующее данным признакам.

Ветхая                           синее                          золотая

Разбитое                     морская                      царские

Сварливая                   высокий                      грозная

Посмотрите внимательно на словосочетания и сделайте вывод:

(имена прилагательные согласуются с существительными; в словосочетании являются зависимым словом).

6. Физминутка.

7.Конкурс капитанов

А сейчас у нас – конкурс капитанов. На карточках дано задание: записать предложение, сделать грамматический разбор предложения.

1. Ежедневно к лесной полянке прилетают птицы.

2. В осеннем лесу свободно гуляет ветер.

3. На слабом ветру шелестят листья березки.

Вывод: (имена прилагательные в предложении являются второстепенным членом – определением).

8. Творческое задание.

Каждой команде дается текст. Нужно в него вписать подходящие по смыслу прилагательные.

1 карточка.

(Ласковые) лучи солнышка посылают на землю тепло. Тают снега. По канавам бегут (звонкие) ручейки. Застучала за окошком (веселая) капель. На реках и озерах треснул лед. Скоро деревья наденут (новый, зеленый) наряд.

2 карточка.

Октябрь. На дворе стоит (глубокая) осень. Льют (частые) дожди. (Осенний) ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковер из (пестрых) листьев.

3 карточка.

Побелели поля. Лес стоит в (белом) уборе, словно в сказке. Деревья покрыты инеем. Спит медведь под (снежным) сугробом. Заяц сменил (серую) шубку, на (белую).

                     (чтение текстов).

Итак, какую же роль в нашем языке играют имена прилагательные?

Имена прилагательные нужны для красоты и точности описания.

9. Итог урока.

Что же мы с вами установили в ходе урока?

Имя прилагательное:

_ часть речи;

_ отвечает на вопросы, какой, какая, какое, какие?

_ обозначает признак предмета;

_ изменяется по падежам, числам и родам, только в единственном числе;

_ в предложении является определением;

_ согласуется с существительным.

Слово «прилагательное» в переводе с греческого означает «эпитет»; а в переводе с латинского – «прибавленное, приложенное».

И в заключении, девочки прочитают вам стихотворение об имени прилагательном.

Очень замечательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него

Если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признака предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получиться?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы « прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая,

Красивая, любимая».

Отцу и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При – ла – га – тель – ные.

Чтобы все отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

   

Спасибо за работу на уроке. Молодцы. Урок закончен.

        

                   

                     ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 

           Карточка №1.

………… лучи солнышка посылают на землю тепло. Тают снега. По канавам бегут …………

ручейки. Застучала за окошком ……………….

капель. На реках и озерах треснул лед. Скоро деревья наденут ……….  ………..  наряд.

        

                              Карточка №2.  

 

Октябрь. На дворе стоит ……….. осень. Льют

………….  дожди.   …………….. ветер срывает

последние листья с деревьев.  Тропинки в лесу укрыл ковер из  ………….  листьев.    

        

                               Карточка №3.

Побелели поля. Лес стоит в ………….. уборе, словно в сказке. Деревья покрыты инеем. Спит медведь под …………… сугробом. Заяц сменил …………. шубку на ………….. .

                    КОНКУРС КАПИТАНОВ

        

1.        Ежедневно к лесной полянке прилетают птицы.

 

2.        В осеннем лесу свободно гуляет ветер.

3. На слабом ветру шелестят листья березки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс «Образование имён прилагательных».

Цель: познакомить с образованием имён прилагательных, формировать умение образовывать имена прилагательные, развивать орфографическую зоркость....

Урок русского языка 4 класс. Склонение имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных 4 класс Рамзаева...

« Школа 2100» Русский язык, 3 класс Тема: « Имя прилагательное как часть речи»

Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в   речи....

русский язык, 3 класс "Изменение имен прилагательных по родам"

конспект урока УМК "Планета Знаний" на тему "Изменение имён прилагательных по родам"...

Русский язык 2 класс Тема: «Имя прилагательное»

Образовательные цели: закрепить понятие «имя прилагательное», активизировать словарный запас учащихся, показать связь имени прилагательного с именем существительным, выявить роль имени прилагател...

Урок русского языка 4 класс по теме: «Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?»

Урок русского языка 4 класс по теме:  «Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?», прилагается презентация.Задачи урока:Закреплять умения:- определять грамматические и смысловые связи слов в пред...

Русский язык 4 класс Тема:"Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных"

Урок - повторение, построен на ранее полученных знаний. Перед летьми в начале урока ставится проблемный вопрс: "Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?" На уроке испол...