« Школа 2100» Русский язык, 3 класс Тема: « Имя прилагательное как часть речи»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

 

Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в   речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 391»

                                 

                               

                               

                                 « Школа 2100»

Русский язык, 3 класс

 Тема: « Имя прилагательное как часть речи»

Составитель:

Форсилова М. В.,

                                                                                    учитель начальных  классов                

 

Санкт- Петербург

2012

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.    

                                                   

 

Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в   речи.

Задачи: развивать умения распознавать прилагательные в тексте;

                устанавливать связь прилагательного с существительным;

                обогащение словаря учащихся;

                формирование навыков связной речи;

                 воспитание взаимовыручки, контроля и самоконтроля

    Тип урока: изучения нового материала

   Оборудование: записи на доске, учебники, тетради, карточки для групповой работы, картинки – отгадки

                                                             

                                                                Ход урока:

  1. Организационный момент

 Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  1.  Проверка домашнего задания

 

  1. Актуализация знаний. Введение в раздел

Откройте учебники на странице 67

- Кто нас встречает? ( Афанасий)

- Что он делает?  ( Отдыхает)

-Как он себя чувствует? ( Ему хорошо)

-Как догадались?  ( Улыбается )

- А ему удобно?  ( Да)

- Что ему помогает отдыхать? ( Подушка)

- Как догадались?

-А какая у него подушка?

(Воздушная, пуховая, удобная, белая, большая и т.д.)

На доске вывешиваются слова- признаки ( на карточках )

-Что  общего у всех слов? ( Отвечают на один вопрос, связаны с одним словом)

-Так о каких словах мы будем говорить на уроке?

4.  Определение темы и постановка цели  урока.

            -Сформулируйте тему нашего урока.  ( Ответы детей)

Давайте прочитаем в учебнике, как называется раздел, который мы будем изучать.

           Постановка целей урока.

          - Рассмотрите содержание урока. Как вы думаете, чему будем учиться,  что     должны узнать? ( Ответы детей)

  1. Открытие новых  знаний

        ( Работа в группе над новым материалом   )

Возьмите на парте конверт №1.

Прочитайте слова в группе и обсудите, можно ли определить , о каком предмете идет речь? ( Да, можно)

Конверт № 1 для 1  группы

(Народная, веселая, мелодичная, эстрадная)

Конверт № 1 для 2  группы

( Длинные, волнистые, черные, густые)

Конверт № 1 для 3 группы

(Низкое, серое, безоблачное, ночное)

Конверт № 1 для 4 группы

(Фруктовый, тенистый, яблоневый, старый)

Как догадались?  ( По признакам )

-Запишите слова-признаки, добавив ещё несколько  своих и  рядом  то существительное, признаки которого они обозначают

 Ответы: (сад ,  небо, волосы , песня)

            Проверка.

Вывод:    Что обозначают все эти слова? ( Ответы детей)

  1. Афанасий приготовил для вас загадки

Возьмите конверт №2

Прочитайте и отгадайте загадку.

1 группа.

Загадка.

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тут ходит

Землю – матушку обходит.

Светит весело в оконце

Ну ,  конечно, это …  ( Солнце)

2 группа.

Загадка.

Меня называют царицей цветов

За цвет и за запах моих лепестков.

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов?    ( Роза)

3 группа.

Загадка.

Белые горошки на зеленой ножке.   ( Ландыш)

4 группа.

 Загадка.

Кто резвятся, как котята.

И ныряют, как утята,

Науку учат, как совята,

 Это дружные …  !  ( Ребята)

Проверка.

Ответы:   ( солнце, роза, ландыш, ребята )

Картинки ответов вывешиваются на доске.

Запишите отгадку на следующей строке.

У кого есть орфограмма в слове, обозначьте.

Подберите и запишите как можно больше слов, обозначающих признаки вашего предмета.

- Подумайте, на какой вопрос отвечают слова-признаки и запишите его в скобках после отгадки.

Проверка у доски.

Вывод : на какие вопросы отвечают слова признаки? ( Ответы детей)

  1. Объяснение нового .  Работа по учебнику.

      Знакомство с правилом

      Читаем 1 абзац правила  на  стр. 69

 Прочитайте про себя в упр 308 толкование слова «прилагательное»

-От какого слова произошло это название?

-Что оно означает?

-К словам какой части речи могут присоединяться прилагательные?

Давайте понаблюдаем  и проверим это.

  1. Первичное закрепление и  самостоятельная работа.

Посмотрите на упр 307

Прочитайте задание до синей точки.

Чтение стихотворения учителем.

Найдите эти слова.

Прочитайте 1 вопрос.

Обсудите в группе и составьте словосочетания с вопросом, запишите их в тетрадь.

 Взаимопроверка.

Возьмите ручку и укажите над существительным  род и число.

Вывод:  к словам какой части речи присоединяются прилагательные?

              Почему? Как изменяются прилагательные?

Дочитаем правило до конца.

 

Физкультминутка

 - А теперь отдохнём.

 Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательные, которые указывают на внешний вид, приседают девочки, на настроение – мальчики. Руки перед собой.

Произносятся слова: веселый,  ушастый, печальный, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый, задумчивый.

(Несколько упражнений на расслабление мышц, зрительная гимнастика)

  1. Словарная работа

         Когда мы работали со стихотворением, нам встретились слова в рамке.

         

           Прочитайте  их  ( молодой, юный)

-Что это за слова?

       -Чем они примечательны, подумайте о значении ?  (Близкие по смыслу)

-Как они называются? ( Синонимы)

-Какой из них использует автор? ( Юный, очень молодой)

-К какому предмету относится это прилагательное?

        -Это какой лес? ( Лес , который только что покрылся зеленью)

Подберите противоположные по смыслу слова. ( Старый, пожилой)

-Как называются такие слова? ( Антонимы)

-Для чего синонимы и антонимы используют в речи?

       (Они делают речь более яркой, интересной, показывают богатство   русского языка)

  1. Подведем итог урока: 

 -О какой части речи мы говорили на уроке? ( О прилагательном)

 -Что такое имя прилагательное? ( Обозначает  признак предмета)

-На какие вопросы отвечает? (Какой, какая, какое, какие)

 -С какой частью речи  связаны? (С существительным)

 - Как изменяется? (  По родам и числам)

10.Самооценка

 А сейчас каждый оценит себя сам

 -Какое настроение у вас было на уроке, всё ли у вас получилось, довольны  ли вы своей работой?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

 У вас на столе кружочки. Выскажите цветом свою работу на уроке.

 Ваша работа мне понравилась , вы работали дружно, активно, быстро.

Молодцы!

  1. Домашнее задание

      Используя слова-признаки  дома выполните упр. 306

 Трех  художников попросили нарисовать лес . Вот что у них получилось, посмотрите.

 -Почему все рисунки получились разные?  (Не было сказано, какой лес нарисовать.)

 Выберите один рисунок и письменно опишите, какой лес изображён, то есть составьте текст – описание.

 Источники:

 

1.Русский язык. Учебник для 3 класса нач. школы в 2ч. Ч. 2/ Р.Н. Бунеев,

О. В.Пронина-3-е изд.-М.: Баласс, 2008.-176с.

2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

 

3.Нетрадиционные уроки в начальной школе

 ( Выпуск 2: русского языка, чтения, вн. чтения, ИЗО, музыка)

4. 500 загадок для детей. Составитель Игорь Мазнин.

     Издательство: ТЦ Сфера  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи. Словосочетание. Синонимы и антонимы»

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи.  Словосочетание.  Синонимы и антонимы»Программа: УМК «Занков», А.В. Полякова....

Конспект урока по русскому языку на тему: « Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку....

Русский язык 4 класс Тема:"Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных"

Урок - повторение, построен на ранее полученных знаний. Перед летьми в начале урока ставится проблемный вопрс: "Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?" На уроке испол...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА русский язык 4класс Тема Имя прилагательное как часть речи. УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА русский язык 4класс Тема  Имя прилагательное как часть речи. УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Школа России»...

Конспект урока русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи", 3 класс, УМУ "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование языковой компетентности младших школьников посредством углубления, обобщения и систематизации знаний об имени  прилагательном  и выработки практ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Задачи урокаДидактические:1)  формировать умения определять...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс тема "Имя прилагательное как часть речи" УМК Школа России

представлен материал для 2 класса по русскому языку тема "Имя прилагательное кака часть речи"...