Методические разработки к урокам обучения грамоте в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Методические разработки  к урокам обучения грамоте по УМК "Перспективная начальная школа"Конспекты уроков в букварном периоде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.docx22.7 КБ
Файл chtenie_a.docx19.39 КБ
Файл chtenie_e.docx26.53 КБ
Файл chtenie_yo.docx43.89 КБ
Файл chtenie_i.docx24.89 КБ
Файл chtenie_u.docx23.9 КБ
Файл chtenie_e.docx23.78 КБ
Файл chtenie_yu.docx146.61 КБ
Файл chtenie_ya.docx55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет : Обучение грамоте. Азбука

Класс:        1 класс  «В»

Учитель :   Мкртычян Татьяна Михайловна                       

           Тема урока: Буквы О,о. Гласный звук /о/

Цели: познакомить с гласным звуком/о/-ртораскрывателем, научить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать  фонематический слух и культуру звукопроизношения. Познакомить уч-ся с тем, что гласные звуки делятся на ударные –сильные и безударные – слабые; ударные и безударные слоги.

  О

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Знакомство с ударными  гласными звуками.

«Чтение» пары моделей слов «атлас»(карта)- «атлас» (ткань). Сравнение звукового состава. Толкование слов.      

В первом  слове ударение падает на 1 звук, во втором – на второй .Различие ударных звуков /а/ меняет значение слова.                                                                           -Придумайте такие пары слов. (ирис-ирис; Мила-мила; замок-замок)

  1. Сообщение темы урока.  

-Отгадайте загадки:                                                               В этой букве нет угла ,оттого она кругла.                                            До того она кругла, покатиться бы могла.  

            Посмотри на колесо – ты увидишь букву «О».

В старом дереве дупло                                                                          Ну совсем как буква «О»

-О какой букве были загадки? Произнесите звук /О/.-Обратите внимание на форму открытого рта, на то, что звук /О/ можно пропеть и что воздух, выходящий при этом изо рта, незаметен.                                    -Возьмите лист бумаги, поднесите ко рту и произнесите/а/, теперь  произнесите /з, л, ж /.

Правило: Буква О  обозначает гласный /О /

  1. Физкультминутка. «Обруч»(выполняются движения)

И.П. –Стоя, ноги вместе, руки внизу; 1 –руки вверх, 2-под-нялись на носочки, 3- руки на поясе, 4- крутим «обруч» на талии.

Повторить  упражнение 2-3 раза.

5.Работа с учебником. Упражнение в звуковом воспроизведе-нии слов, по рисункам и схемам:                                                                            - Что нарисовано на первой картинке? Овцы.                                      – Произнесите это слово помедленнее и вместе со мной впишите  звуки в квадраты.

ОАА

В

Ц

Ы

- А теперь еще раз произнесите это слово, только первый звук протяните, пропойте. Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? С остальными словами проделать такую же работу.(осы, окунь, окно, дом, кот )

6. Развитие внимание, речи. Запомните слова со звуком /о/     (в начале, в середине слова), которые встретятся вам в рассказе.                        

Опоздал.

-Ольга Олеговна, можно войти?                                                                                                                          -Входи, Вовочка.                                                                                                                                         -Я опоздал.                                                                                                                                    –Об этом я уже догадалась. Объясни-ка, что случилось?                                                    -У меня испортился будильник. Пришлось узнавать время по телефону. Еле дозвонился. Потом быстро оделся и выскочил за дверь. Смотрю, все кругом окрашено: и стена, и пол, и лестница. Тогда я открыл окно и полез по водосточной трубе на крышу.                                                                                                                                          –Крыша была ближе – мы на последнем этаже живем. По крыше я забрался на соседний дом, спокойненько спустился по лестнице и вышел на улицу. А там ни пройти, ни проехать. Движение остановилось. Оказывается, куда-то вели жирафа – то ли в цирк, то ли в зоопарк. Пришлось ждать. Ну, а потом бегом в школу.                                                                                                                                                                           -А теперь, Петя, сознайся, есть хоть два слова правды в этой интересной истории?                                                                                                                                                                                                   -Два слова есть…                                                                                                                     -Какие же?                                                                                                                                                        -Я опоздал!

7. Физкультминутка (Выполняются движения: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз- на другой)

Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать                                                                                                                                    И,  не падать, не качаться, за соседа не держаться.                

  1. Работа с пословицами. Напечатано для каждого уч-ся. После объяснения каждой пословицы, дети зачеркивают все буквы «О».

Без топора – не плотник, без иглы – не портной.                                             Нет больше позора, чем не выполнить уговора.                                                 Один в поле не воин.                                                                                                                                       Кто скоро помог,                                                                                                    Тот дважды помог.                                                                                                

–Постарайтесь, запомнить эти пословицы.

  1. Анализ предложения.

Составьте предложение по картинке на стр.16 Азбуки.

                  Крот выкопал морковку.

-Сколько слов в этом предложении?- С какой буквы начинается предложение (с заглавной ). –Что стоит в конце предложения?(точка) –Почему?

Составьте модель-схему данного предложения.

        .

10.Итог урока. С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о звуке /о /? Почему /а/ /о/-гласные звуки?



Предварительный просмотр:

Предмет : Обучение грамоте. Азбука

Класс:        1 класс  «В»

Учитель :   Мкртычян Татьяна Михайловна                       

           Тема урока: Буквы А,а. Гласный звук /а/

Цели: познакомить с гласным звуком/а/-ртораскрывателем, научить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать  фонематический слух и культуру звукопроизношения. Знакомство со словом как составной частью фразы.

  А

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Знакомство со словом как составной частью фразы.

«Ученики пишут предложение.»(написано на доске, читает учитель)

-Прочтите предложение теперь вы, выделяя каждое слово голосом и хлопком ладонями. Сколько получилось слов?(3)

-Теперь возьмем бумажную, длинную полоску, которая означает это предложение, разрежем ее на 3 коротких прямоугольника. Получившиеся прямоугольнички  у нас будут обозначать слова.(показ на доске: произносим слово –прикрепляем фигуру к доске, и.т.д.   ВЫВОД:предложения состоят из слов.

  1. Сообщение темы урока.  

А)Знакомство со смешным человечком, который просит детей произнести его звук.

Дети произносят звук /А/.-Обратите внимание на форму открытого рта, на то, что звук /а/ можно пропеть и что воздух, выходящий при этом изо рта, незаметен.                                    -Возьмите лист бумаги, поднесите ко рту и произнесите/а/, теперь  произнесите /б, п, т /.

Правило: Буква А  обозначает гласный /а /

4. Физкультминутка. «АИСТ» (выполняются движения)

-Аист, аист, длинноногий, покажи  домой дорогу.                                        Аист отвечает: -Топай правою ногой, топай левою ногой.   Снова- правою ногой, снова- левою ногой,                            После – провою ногой, после – левою ногой,                        Вот тогда придешь домой.

5.Работа с учебником. Упражнение в звуковом воспроизведе-нии слов, по рисункам и схемам:                                                                            -Что нарисовано на первой картинке? Арфа - щипковый музыкальный инструмент. –Произнесите это слово помедленнее и вместе со мной впишите  звуки в квадраты.

ААА

Р

Ф

А

- А теперь еще раз произнесите это слово, только первый звук протяните, пропойте. С остальными словами проделать такую же работу.(астра, аист, рак, кран, лиса )

6. Развитие речи. «Сочиним сказку»- читает учитель. Заголовок дети сами придумают в конце.(«Зайка»)

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук /а/. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц).                                                        У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которого был звук /а/. Как вы думаете, что это за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки).Осенью он собирал урожай и позвал на обед своих соседей.Каждый принес зайцу игрушку для его детей зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (машина, кукла, пирамидка, и.т.д.). Зайчата были рады!

7. Физкультминутка.(выполняются движения)

Мы становимся все выше, достаем руками крыши.                                        На два сета поднялись, три-четыре- руки вниз!

  1. Работа с пословицами. Напечатано для каждого уч-ся. После объяснения каждой пословицы, дети зачеркивают все буквы «А».

Азбука – мудрости ступенька.

Аккуратность человека красит.

Сам погибай, а товарища выручай.                                                                   –Постарайтесь, запомнить эти пословицы.

9.Итог урока. С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о звуке /а /? Что такое предложение?



Предварительный просмотр:

Предмет : Обучение грамоте. Азбука

Класс:        1 класс  «В»

Учитель :   Мкртычян Татьяна Михайловна                       

           Тема урока: Буквы Е,е. Гласные звуки /й/ /э/

Цели: познакомить с гласными буквами, обозначающими два звука; сформировать четкое представление о том, что буква «Е» в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука /й/, /э/ упражнять в чтении слов с буквой «е»; развивать  фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей;  воспитывать культуру учебного труда. 

  э

 й

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Какие новые звуки узнали на предыдущем уроке?

2. Сообщение темы урока.  

а)Загадки.

Её всегда в лесу найдёшь –                                                                                       Пойдём гулять и встретим:                                                                                                        Стоит колючая, как ёж,                                                                                                                                                  Зимою в платье летнем.       (Ель)

Что же это за девица?                                                                                                        Не швея, не мастерица,                                                                                                                 Ничего сама не шьет,                                                                                                                                       А в иголках круглый год.     (Ежиха)

б)Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: Ель, груша, осёл, рак. (Егор)

-Обратите внимание на форму открытого рта, на то, что звук /й э/ можно пропеть и что воздух, выходящий при этом изо рта, незаметен.

                                                                       

Правило: Буква «Е»  обозначает звуки: /й э /

- Придумайте слова, начинающиеся со слога /йэ/ (е):     (ель, ежевика, единица, енот, еда ).

Правило:  Если мы слышим рядом звуки  /й/, /э/, то обозначаем эти два звука одной буквой «Е».

3.  Работа с учебником.                                                              Упражнение в звуковом воспроизведении слов,  по рисункам и схемам: ели, енот.

-Сколько букв  в слове  ели  (3), а звуков? (4)  Почему?

Вывод: не всегда количество звуков соответствует количеству  букв.

 Правило:  Если буква  «е» в начале слова  или после гласных  в слове , то она обозначает два звука :согласный, звонкий, мягкий - /й/,  гласный - /э/.                                             

4. Физкультминутка. «Еле, еле,еле…» (выполняются движения)

Еле, еле, еле, еле  завертелись карусели, -               (руки на поясе, наклоны

                                                                                          туловища  влево – вправо)                                                                                                                             А потом кругом, кругом,   все бегом, бегом, бегом, ( бег на месте )                                                                              Тише, тише, не спешите!                                            ( прыжки на месте )                                                                                  Карусель остановите,                                                 ( шагаем на месте)                                                                                                    Раз, два, раз, два!                                                          ( хлопаем в ладоши)                                                                Вот и кончилась игра!      

5. Работа над новой темой.

Упражнение в звуковом воспроизведении слов,  по рисункам и схемам: Лера, мерил, мел.

-Где стоит буква «е»? После какой буквы? (согласной)                                   Вывод: Если буква «е» в слове написана после согласной буквы, то при произношении она указывает на мягкость согласного звука.

6. Развитие речи, словарного запаса.                                                             а)Придумать несколько слов из слова «Евпаторий»

(Петр, вор, пот, порт, Вера, Европа, евро, рота, Рита, пир, репа, тип)    

б) Узнайте звук. Словарная работа.                                                                                                                                                          -Вставайте только мальчики, если ответ начинается со звука /э/,  и только девочки, если ответ начинается с /йэ/.                                                                                 –Как называется по-другому пища или её приём?            (Еда)                           Небольшой зверёк с ценным мехом.                               (Енот)                                   Сооружение для хранения зерна.                            (Элеватор)                                                         Самая низкая школьная отметка.                              (Единица)                                        Сизо – чёрная ягода, похожая на малину.                (Ежевика)                                                                  Поездка                                                                (Экскурсия)                                                    Движущая лестница в метро.                                 (Эскалатор)                          Машина с большим ковшом.                                 (Экскаватор)                    

                                                                                                                                                                                                                                                                               7. Физкультминутка. « Есть в лесу …»  (выполняются движения)

Есть в лесу 3 полочки: ( хлопаем в ладоши)                                                        Ели – ёлки – ёлочки. ( руки вверх – в стороны – вниз)                         Лежат на елях небеса, ( руки вверх)                                                                              На ёлках – птичьи голоса, ( руки в стороны)                                                                                                           Внизу на ёлочках – роса . ( руки – вниз, присели)

  1. Работа с учебником. Упражнение в чтении столбиков слов с буквой «е».
  2. Работа с пословицами. Напечатано для каждого уч-ся. После объяснения каждой пословицы, дети зачеркивают все буквы «Е».

* Землю красит солнце, а человека -  труд.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      * Повторенье – мать ученья.                                                                                                       *Один за всех, все за одного..                                                                                   * За правое дело стой смело!

–Постарайтесь, запомнить эти пословицы.  

                                                                                        10.Составление схемы предложения. Слоговое лото.

а)- Составьте слова из слогов. (Здоровье, счастье, веселье)

   ЛЬЕ

  счас

   ТЬЕ

  ЗДОРО

    ВЬЕ

ВЕСЕ

б)                   Под елью спрятались ежи.

Сколько слов в предложении? Что обозначают слова? Составьте схему предложения.

          .

Прочитать предложение,  делая логическое ударение на второе , третье, четвертое слова.  

11.Итог урока. С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о букве «е»? В каких случаях буква «е» обозначает два звука, когда один звук?



Предварительный просмотр:

Предмет : Обучение грамоте. Азбука

Класс:        1 класс  «В»

Учитель :   Мкртычян Татьяна Михайловна                       

           Тема урока: Буквы Ё,ё. Гласные звуки /й/ /о/

Цели: познакомить с гласными буквами, обозначающими два звука; сформировать четкое представление о том, что буква «Ё» в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука /согласный /й/, /гласный /о/ упражнять в чтении слов с буквой «ё»; развивать  фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей;  воспитывать культуру учебного труда. 

 О

  Й

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Какие новые звуки узнали на предыдущем уроке?

2. Сообщение темы урока.  

а) Доскажи словечко.

* Шубка – иголки, свернётся он – колкий,                                                                                    рукой не возьмёшь. Кто это? …. (Ёж)

* Колюч, да не ёж. Кто же это? … (Ёрш)

* Серый ёж был очень тих                                                                                                                       И ежиха тоже. И ребенок был у них – очень тихий ….(ёжик)

* За рекой росли, их на праздник принесли.                                                                                    На веточках – иголки. Что же это? ….(Ёлки)

- На какие звуки начинались слова- отгадки?

б) Слово рассыпалось. Все слова начинаются с буквы «ё»:

К И Ж Ё , Ш Ё Р, Ч А К О Л Ё.

(Ответ: Ёжик, ёрш, ёлочка)

- Сколько слогов в словах, какой слог первый? Из каких звуков состоит первый слог? (согласный, звонкий, мягкий «й», гласный «о»)

-Обратите внимание на форму открытого рта, на то, что звук /й о/ можно пропеть и что воздух, выходящий при этом изо рта, незаметен.

                                                                       

Правило:  Если мы слышим рядом звуки  /й/, /о/, то обозначаем эти два звука одной буквой «Ё».

3.  Работа с учебником.                                                              Упражнение в звуковом воспроизведении слов,  по рисункам и схемам: ёрш, буёк.

-Сколько букв  в слове  ёрш  (3), а звуков? (4)  Почему?

Вывод: не всегда количество звуков соответствует количеству  букв.

 Правило:  Если буква  «ё» в начале слова  или после гласных  в слове, то она обозначает два звука  /согласный /й/, /гласный /о/.                                             

4. Физкультминутка. «Ёлочка» (выполняются движения)

Были бы у ёлочки ножки, побежала бы она по дорожке.                      (бег на месте)                                                                                                              Заплясала бы она вместе с нами,                                                                (танцуют)                                                                              Застучала бы она каблуками.                                                      (ходьба на пяточках)                                        закружились бы на ёлочке игрушки -                                                            (кружатся)                                                                  Разноцветные фонарики, хлопушки.                                       (кружатся и хлопают)                                                            

5. Работа над новой темой.

Упражнение в звуковом воспроизведении слов,  по рисункам и схемам: лён, лом, умён.

-Где стоит буква «ё» в слове «лён»? После какой буквы? (согласной)                                                                                  Вывод: Если буква «ё» в слове написана после согласной буквы, то при произношении она указывает на мягкость согласного звука /о/

6. Развитие речи.                                                            

                          Сказка « Почему «Ё» всегда ударная»                                                                                                                                                                        Однажды буква «Е» решила пойти  в лес за ежевикой, черникой, земляникой. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве «Е» стало страшно,  и она спряталась под ёлочкой. Ёлка  тоже закачалась от ветра, и на букву «Е» упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. Буква «Е» упала на землю, а когда пришла в себя- увидела рядом с собой сестричку-близняшку. У сестрички на голове были две шишки. Так появилась  буква «Ё». Шишки так и не покидали букву «Ё». Вот, оказывается, почему «Ё» всегда ударная.

                                                                                                                                                                                                                                                                            7. Физкультминутка. « Есть в лесу …»  (выполняются движения)

Есть в лесу 3 полочки: ( хлопаем в ладоши)                                                        Ели – ёлки – ёлочки. ( руки вверх – в стороны – вниз)                         Лежат на елях небеса, ( руки вверх)                                                                              На ёлках – птичьи голоса, ( руки в стороны)                                                                                                           Внизу на ёлочках – роса . ( руки – вниз, присели)

  1. Работа с учебником. Упражнение в чтении столбиков слов с буквой «ё»; предложений.

  1. Работа  над новой буквой.

- Прочитайте про себя стихотворение. Напечатано для каждого учащегося. После чтения, дети зачеркивают все буквы «ё».                                   Всегда ударная! ( А. Шибаев)

- Расскажи – ка, буква « Ё»,                                                                           Как твоё житьё – бытьё?                                                                                                                                 Буква «Ё» даёт отчёт:                                                                             - Ничего житьё, течёт.                                                                                                                        Я – ударная всегда!                                                                                                   - Ой – ё – ёй,                                                                                                       Вот это – да!

                                                                            10.Составление схемы предложения.

У ёлки колючие иголки.

- Прочитайте предложение. Выберите верную схему для данного предложения.                                                                                          Сколько слов в предложении? Что обозначают слова?

         

                                          .

                                   .

  1.  Развитие внимания, памяти, речи.

а)Слоговой аукцион.

Словарная работа. Аукцион - ( по С.И. Ожегову) – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

-Мы с вами  поиграем в аукцион слоговой. Продаются ёлочные игрушки. Чтобы приобрести их нужно называть  не слова-предметы, а действия.

 (Живёт, ревёт, ползёт, везёт, ведёт, поёт, идёт.)

б) Кто внимательный? Запомните слова с «ё», которые встретятся в сказке.

                                                         Ёжик и ёршик.                                                                                                                                                     Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится.                                                                                                                                                      – Мам! Что это мы всё спим да спим… Можно, я схожу к своему другу ёршику?                                                                                                                                                                                    - Да ты что? Замёрзнешь, ещё. Спи! Лежал- лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым – бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!                                                                                                                       - Ой, как здорово! А ёршик-то сидит в реке, ничего этого не видит! Прибежал к реке, а вместо реки – один лёд, и прорубь посередине.                                                                                                           – Ёрш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!                                                                                          Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:                                                        - Ну, чего кричишь, спать не даёшь?                                                                                                                              - А разве вы тоже спите?                                                                                                                                                                  - Ещё как. До самой весны. Шёл бы и ты, а?                                                                                                                                                    Побежал  ёжик домой, в  тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны.

12. Итог урока. С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о букве «ё»? В каких случаях буква «ё» обозначает два звука, когда один звук?

«С Л О Г О В О Й      А У К Ц И О Н»



Предварительный просмотр:

Предмет : Обучение грамоте. Азбука

Класс:        1 класс  «В»

Учитель :   Мкртычян Татьяна Михайловна                       

           Тема урока: Буквы И,и.   Гласный звук /и/

Цели: познакомить с гласным звуком/и/-ртораскрывателем, научить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать  фонематический слух и культуру звукопроизношения. Познакомить с «и» как целым словом.

  И

Ход урока:

  1. Организационный момент

С каким звуком познакомились на предыдущем уроке?

  1. Сообщение темы урока.  

А)Знакомство со смешным человечком, который просит детей произнести его звук.

Дети произносят звук /И/.-Обратите внимание на форму открытого рта, на то, что звук /и/ можно пропеть и что воздух, выходящий при этом изо рта, незаметен.                                    

Правило: Буква «И» обозначает гласный /и /

Б) Загадки.

Кудри в речку опустила         Всех на свете обшивает,                                                                       И о чем – то загрустила,        Что сошьет – не надевает.                                                А о чем она грустит,                                       (Иголка)                                                               Никому не говорит.               И не снег, и не лед,                                                                                                

                    (Ива)                 А серебром деревья уберет.

                                                                    (иней)                                                                                 - На какой звук начинаются слова - отгадки?                                                              - Разделите  эти слова на слоги.                     

3.Работа с учебником.                                               Упражнение в звуковом воспроизведении слов, по рисункам и схемам:                                                                                         -Что нарисовано на первой картинке? ( игла)                                                     –Произнесите это слово помедленнее и вместе со мной впишите  звуки в квадраты.

  И

 

   С

 

  К

  Р

  А

- А теперь еще раз произнесите это слово, только первый  звук протяните, пропойте. С остальными словами проделать такую же работу.(ива, Ира, спицы, иглы, искра, птица )

4.Физкультминутка. «Если в слове звук /И/?»                      (Учитель называет слова, если в них есть /и/- дети приседают, если нет - встают и хлопают в ладоши )                                                         Мир, мыло, Марина, крыша, ведро, игрушка, иголка, мышь, ель, индюк, кит.

  1. Развитие речи. «Сочиним сказку»- читает учитель.

Заголовок дети сами придумают в конце.(«_______»)                                                

Приехали  две сестры в деревню к дедушке. Сестер звали так: у каждой в имени был звук /и/. Кто догадался, как их звали? старшую ___________  , а младшую   __________. (Например Ира и Лиза). Девочки очень любили рисовать и поэтому взяли с собой краски, бумагу, ………,  …………. (кисти, палитру) .Однажды решили они прогуляться по лесу. Идут и песни распевают, а вокруг цветов и ягод видимо-невидимо. Все названия цветов и ягод включают звук /и/. Что это были за цветы? (колокольчики, васильки, одуванчики.) А как назывались ягоды? (малина, брусника, ежевика, голубика, земляника). И вдруг сестрички увидели много – много птиц, которые лакомились на дереве вкусными красными ягодами. Что это было за дерево? В названии его тоже есть /и/- (рябина)                                                                                               Вот Ира  и Лиза подошли к реке и увидели еще одно красивое дерево с раскидистой кроной. Оно стояло очень грустное. Это  дерево даже называют плакучим. Что за дерево? (Ива)                                       Решили сестрички нарисовать этот красивый лес. Сели у речки, достали краски, бумагу, кисти и палитру и начали рисовать.                                                                                                                                                           – Сейчас я вас попрошу нарисовать эту картину.                                Давайте вспомним:- Где гуляли две сестрички?                                                            - Какие цветы они видели? Какие ягоды? Какие деревья?

  фи

  ли

  ти

  ги

6.Составление схемы предложения. Слоговое лото.                 Составьте слова из слогов:          

(Филин, финиш, лиса, лимон, гири, гимнаст, тина, тишина. )                                                                                    Составьте предложения с этими словами.                                                                                                                    Пригласила  лиса в гости журавля.                                                     Что это за сказка?                                                                                      Сколько слов в предложении? Что обозначают слова?                                         Докажите, что это предложение повествовательное.                                                                                  

Составьте схему - модели.

                                                            .

7. Физкультминутка.(выполняются движения)                                         - Ива, ивушка моя!   ( руки скрещены над головой)                                                                                                  Кто, скажи, твои друзья?                                                                                                                  - Солнышко меня ласкает, (руки раскрыты над головой)                                                                                               Ветер косы заплетает.  (руки скрестить в замок на затылке; поворот головы вправо, влево.

8.Работа с пословицами. Напечатано для каждого уч-ся. После объяснения каждой пословицы, дети зачеркивают все буквы «и».  

Хочешь, есть калачи -                     Нет друга – ищи,                                                                                                                                                                     Не сиди на печи.                             А найдешь – береги.

Испокон века                                  Июль - макушка лета.                                                    Книга растит человека.

–Постарайтесь, запомнить эти пословицы.

9.Итог урока. С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о звуке /и /?



Предварительный просмотр:

Предмет : Обучение грамоте. Азбука

Класс:        1 класс  «В»

Учитель :   Мкртычян Татьяна Михайловна                       

           Тема урока: Буквы У,у. Гласный звук /у/

Цели: познакомить с гласным звуком/у/-ртораскрывателем, научить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать  фонематический слух и культуру звукопроизношения. Познакомить с «У» как целым словом.

  У

Ход урока:

  1. Организационный момент

С каким звуком познакомились на предыдущем уроке?

  1. Сообщение темы урока.  

А)Знакомство со смешным человечком, который просит детей произнести его звук.

Дети произносят звук /У/.-Обратите внимание на форму открытого рта, на то, что звук /у/ можно пропеть и что воздух, выходящий при этом изо рта, незаметен.                                    

Правило: Буква «У» обозначает гласный /у /

3.Работа с учебником.                                                               Упражнение в звуковом воспроизведении слов, по рисункам и схемам:                                                                                         -Что нарисовано на первой картинке? (утка)                                                     –Произнесите это слово помедленнее и вместе со мной впишите  звуки в квадраты.

  У

 

   Т

 

  К

  А

- А теперь еще раз произнесите это слово, только первый звук протяните, пропойте. С остальными словами проделать такую же работу.(уж, уши, уголь, бусы, круг )

  1. Физкультминутка. «Утренняя зарядка» (выполняются движения)

Утром встал гусак на лапки,(потянулись, руки вверх-вдох-выдох)                                                  Приготовился к зарядке.(рывки рук перед грудью)                                                                          Повернулся влево, вправо, (повороты влево-вправо)                                                              Приседанье сделал справно, (приседания)                                                                       Клювиком почистил пух, (наклоны головы влево-вправо)                                                                                                                                  Поскорей за парту – плюх! (присели)                                                              

  1. Развитие речи. «Сочиним сказку»- читает учитель.

Заголовок дети сами придумают в конце.(«_______»)                                                 Жили – были утка и курица, в кличках которых был звук /у/.      (Утя и Пеструшка)Они были очень общительные и часто приглашали к себе разных птиц, особенно тех, у которых в названии тоже был звук /у/.(голуби, петухи, удод, гуси.) Рядом с их домом росли два дерева. Плоды одного дерева люди собирали в корзинку, а второго – валялись на земле, но недолго, так как ими очень любили лакомиться поросята.(Груша, дуб.)    

   Однажды они пошли на речку и взяли с собой…. Отгадайте, что они взяли с собой?

Длинная и гибкая, охотится за рыбками,                                                                                                                  Порой пуста, как дудочка,                                                                                              А петь не может…..(удочка)                                                                                          Правильно, удочку.  Стали ловить они на червячка рыбку. Попалась им рыбка тоже с буквой «у» (Окунь).                                                  Пошли они домой, а навстречу им ползет старушка, на спине – избушка. Кто это, догадались? (Улитка) Утя и Пеструшка ее спрашивают: «Куда это ты, бабушка?»                 А она им: «Я за вами шла, хотела посмотреть, как вы будете рыбку удить, да, видно, опоздала, посижу, отдохну немного». Утя и Пеструшка пошли домой лесом, и встретилась им ягодка, в которой тоже был звук /. (Брусника) Вот день! А рядом гриб красненький с крапинками. (Мухомор) Чуть повыше, на листочках кустарника, кто-то шевелился. Кто это зелененький в листьях прячется?  (Гусеница) Так незаметно дошли подружки до своего дома. Приготовили себе из окунька блюдо, в котором тоже есть /у/. (Уху) Наелись, угостили своих друзей и легли отдыхать.

5.Составление схемы предложения. Слоговое лото.                 Составьте слова из слогов:

  лу

на

  ба

  зу

 бу

  жа

бы

  сы

(Лужа, зубы, луна, бусы, жаба)                                                                                    Составьте предложения с этими словами.                              

     У Ани красивые бусы.        У жабы выпуклые глаза.

  Что общего у этих предложений? (В предложениях по 4 слова;  «у» - маленькое слово (предлог), пишется отдельно от других слов.                                                                                                                 Устное предложение можно поселить в дом-предложение, то есть «записать» его. Вертикальная линия,(стена дома)- начало предложения, большая буква, прямоугольники (комнаты), а точка- замок.                                                                                                            _Составьте схемы- модели.

                                          .

6. Физкультминутка.(выполняются движения)

Мы становимся все выше, достаем руками крыши.                                        На два счета поднялись, три-четыре- руки вниз!

7.Работа с пословицами. Напечатано для каждого уч-ся. После объяснения каждой пословицы, дети зачеркивают все буквы «У».

Ученье – путь к уменью.                                                                                                                            Умелые руки не знают скуки.                                                                                                                             Возьми книгу в руки – не будет скуки.                                                  Умел ошибаться, умей и  поправляться.                                                                            Не учись разрушать, а учись строить.                                                                           Утро вечера мудренее.

–Постарайтесь, запомнить эти пословицы.

8.Итог урока. С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о звуке /у /?



Предварительный просмотр:

Предмет : Обучение грамоте. Азбука

Класс:        1 класс  «В»

Учитель :   Мкртычян Татьяна Михайловна                       

           Тема урока: Буквы Э,э. Гласный звук /э/

Цели: познакомить с гласным звуком/э/-ртораскрывателем, научить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать  фонематический слух и культуру звукопроизношения.  Познакомить с тем, что  предложение состоит из слов, которые обозначают предметы (красный прямоугольник),признаки предметов (желтый прямоугольник), действия (синий прямоугольник). Прямоугольники как символы этих слов дифференцируются по цвету.

  Э

Ход урока:

  1. Организационный момент

С каким звуком познакомились на предыдущем уроке?

  1. Сообщение темы урока.  

А)Знакомство со смешным человечком, который просит детей произнести его звук.

Дети произносят звук /э/.-Обратите внимание на форму открытого рта, на то, что звук /э/ можно пропеть и что воздух, выходящий при этом изо рта, незаметен.                                    

Правило: Буква «Э» обозначает гласный /э /

Б) Угадай словечко.                                                                            -Охарактеризуйте первый звук слов-отгадок; разделите их на слоги                                                                                                  На большие расстояния                                                                                   Мчится он без опоздания                                                                                              Пишется в конце два С,                                                                                       Называется …. (экспресс)

К дальним селам, городам,                                                                               Что идет по проводам?                                                                                            Светлое величество,                                                                                                            Это ….(электричество)                                                                                                                    

На лучинке, в бумажке,                                                                                                                          В шоколадной рубашке,                                                                                                                 В руки просится само.                                                                                                       Что же это? …. (Эскимо)

- Как определить количество  слогов в слове?                             (Сколько в слове гласных - столько же слогов)

3.Работа с учебником.                                                               Упражнение в звуковом воспроизведении слов, по рисункам и схемам:                                                                                         -Что нарисовано на первой картинке? (Эльфы)                                                     –Произнесите это слово помедленнее,  и вместе со мной впишите  звуки в квадраты.

  Э

   

   Л

 

  Ф

  Ы

- А теперь еще раз произнесите это слово, только первый звук протяните, пропойте. С остальными словами проделать такую же работу.(Эдик, поэт, Эва, эхо, дуэт )                              -Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

4.Физкультминутка. Звук/э/. Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук /э/ в словах: ёлка, юбка, ива, эхо, дятел, экскурсия, электричество, лента, дети, эстафета.

5.Развитие речи. Запомните слова  со звуком /э/                      Читает учитель рассказ « Экскаваторщики»

  Вбегает вчера ко мне Эдик с 5 этажа.                                                                                                                                    – Бросай свои этикетки! – кричит. У нас во дворе настоящий эскалатор работает!                                                                                   Я говорю:                                                                                                                                            - Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди – электрический столб. Экскаватор по этому столбу – р-р-раз! Столб на бок – два!!! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу погасло электричество и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.                                                      Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и ……                                                                                                          Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.

-Что произошло с ребятами? Как они завели экскаватор?                                                                       Почему ему не интересно вспоминать эту историю?                                -В каких слова прозвучал /э/?

5.Развитие внимания, памяти.                                                          Игра-конкурс по рядам. «Какие слова спрятались в слове ЭЛЕКТРОПОЕЗД»                                                                                  (Дети придумывают  слова, учитель пишет на доске.)                                                      Поезд, тело, лето, пот, лектор, едок, дело, полет, рот, доктор                               Составьте предложения с этими словами.

1) У поезда много вагонов.        2) У доктора белый халат.                                                                                        .                      

  Что общего у этих предложений? ( Предложения делятся на  4 слова;  «у» - маленькое слово (предлог), пишется отдельно от других слов.                                                                                                                  Что означает вертикальная линия?(стена дома)- начало предложения, большая буква. Что означают прямоугольники ? (комнаты), а точка? ( замок)                                                                                                           _Составьте схему 2 предложения.

                                          .

Предложение состоит из слов, которые обозначают предметы (красный прямоугольник),признаки предметов (желтый прямоугольник), действия (синий прямоугольник). Прямоугольники как символы этих слов дифференцируются по цвету.

6. Физкультминутка.(выполняются движения)                      Мы походим на носках, а потом на пятках.                                                                                            Вот проверили осанку , и свели лопатки.                                    А теперь тихонько сели, чтоб тетради не задели.

7. Развитие речи. Назовите профессии, которые начинаются на эти звук/э/. (Экономист, эндокринолог, экскурсовод, электрик  и.т.д.)  Беседа о профессиях.

-Сколько букв и сколько звуков в этих словах?                        -Разделите их на слоги. -Назовите  ударный слог.                                                                                              8. Работа в тетрадях по печатанию.                                   Напечатать в тетрадях по печатанию букву « Э». Нарисовать  любой предмет на эту букву.

9.Итог урока. С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о звуке /э /?                                                                 - Каким цветом в  схеме предложения мы  разукрасим прямоугольники  слова-предметы?  Слова-признаки ?



Предварительный просмотр:

Предмет : Обучение грамоте. Азбука

Класс:        1 класс  «В»

Учитель :   Мкртычян Татьяна Михайловна                       

           Тема урока: Буквы Ю,ю. Гласные звуки /й/ /у/

Цели: познакомить с гласными буквами, обозначающими два звука; сформировать четкое представление о том, что буква «Ю» в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука /й/, /у/ упражнять в чтении слов с буквой «ю»; развивать  фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей; расширять кругозор детей, способствовать развитию речи, памяти, внимания. 

 У

 Й

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Какие буквы имеют по два звука?

2. Сообщение темы урока.  

а)- Где мы с вами живем? (На юге)

   - На какие  звуки начинается слово «ЮГ»? /й у/

В пути, в неведомом краю,                                                                             Нам компас – лучший друг.                                                                                                     Одной заглавной буквой «Ю»                                                   На нём отмечен юг.                                                                                                                                Над облаками мы летим                                                                                                                            По компасу на юг,                                                                                                              На берег моря, в Южный Крым,                                                                                                                   Где нет зимою вьюг.  (С.Я.Маршак)

Словарная работа. Компас- ( по С.И.Ожегову)- прибор для определения стран света, сторон горизонта.

б) Отгадайте имя девочки по первым звукам названий :                                           Юла, ландыш, яблоко. (Юля)

в) Слово рассыпалось. Все слова начинаются с буквы «ю»:

А Н Г Ю  , Т Ю И С Р,  Р Ю В Л И Е.

(Ответ: юнга (подросток, обучающийся морскому делу, будущий матрос), юрист (специалист по юридическим, правовым вопросам, ювелир (мастер, изготовляющий драгоценные изделия)

г) - Сколько слогов в словах, какой слог первый? Из каких звуков состоит первый слог?

-Обратите внимание на форму открытого рта, на то, что звук /й у/ можно пропеть и что воздух, выходящий при этом изо рта, незаметен.

                                                                       

Правило: Буква «Ю»  обозначает гласный /й у /

Правило:  Если мы слышим рядом звуки  /й/, /у/, то обозначаем эти два звука одной буквой «ю».

3.  Работа с учебником.                                                              Упражнение в звуковом воспроизведении слов,  по рисункам и схемам: Юра, юла, мою.

-Сколько букв  в слове  юла  (3), а звуков? (4)  Почему?

Вывод: не всегда количество звуков соответствует количеству  букв.

Правило:  Если буква  «ю» в начале слова  или после гласных  в слове, то она обозначает два звука  /й/, /у/.                                             

4. Физкультминутка. «Юрта» (выполняются движения)

Юрта, юрта, круглый дом,                                                              (шагают  на месте)                                                                                                              Побывайте в доме том!                                                       (разводят руки в стороны)                                                                              Гости явятся едва.                                               (повороты туловища влево-вправо)                                        В печку прыгают дрова.-                                                                      (прыжки на месте)                                                                  Печка жарко топится,                                                                      ( хлопают в ладоши)                                                                                                                     Угостить торопится.                                                                                   (приседают)                                                           Ладушки, ладушки,                                                                             (хлопают в ладоши)                                     Круглые оладушки.                                                                           (шагают  на месте)                                                  

5. Работа над новой темой.

Упражнение в звуковом воспроизведении слов,  по рисункам и схемам: брюки, руки.

-Сколько букв  в слове  брюки - (3), а звуков? (3)

-Где стоит буква «ю» в слове «брюки»? После какой буквы? (согласной)                                                                                  Вывод: Если буква «ю» в слове написана после согласной буквы, то при произношении она указывает на мягкость согласного звука.

6. Развитие речи.                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                            7. Физкультминутка.

 Хлопните в ладоши, если услышите «ю» в словах: яблоко, ёлка,  юмор, улица, юноша, яма, юнга, Люба, юбилей, брюки.

  1. Работа с учебником. Упражнение в чтении столбиков слов с буквой «ю»; предложений.

  1. Работа  над новой буквой.

Чтение с доски:

Юг – к югу                                   играю – играют

Юр – Юра                                    рисую – рисуют

Юж – южный                              читаю – читают

Юп – Юпитер                             пою – поют

- Что обозначают слова 2 столбика? Чем отличаются слова «играю- играют….»

                                                                         10.Составление схемы предложения.

                    Юле подарили  жёлтые тюльпаны.

- Прочитайте предложение. Выберите верную схему для данного предложения.                                                                                          Сколько слов в предложении? Что обозначают слова?

         

                                   .

                                   .

  1.  Развитие внимания, памяти, речи.

а) Какие слова спрятались в слове «Н А Т Ю Р М О Р Т»

(по  С.И.Ожегову) – картина с изображением крупным планом предметов: цветов, фруктов, посуды и.т.д.

(Юра, нора, торт, юрта, рот, нота, тон, рота, трюмо, юмор, Тома….)

б)Ребусы. (Слюна, стою, люк)

12. Итог урока. С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о букве «ю»? В каких случаях буква «ю» обозначает два звука, когда один звук?

                               

 О              А

                                ********

  100 Ю 


            *******         ,                                                                                               И  юи               




Предварительный просмотр:

Предмет : Обучение грамоте. Азбука

Класс:        1 класс  «В»

Учитель :   Мкртычян Татьяна Михайловна                       

           Тема урока: Буквы Я,я. Гласные звуки /й а/

Цели: познакомить с гласными буквами, обозначающими два звука ( в начале слова и после гласного звука ); упражнять в чтении слов с буквой «я»; развивать  фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей;  воспитывать культуру учебного труда. 

 а

  Й

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.  

а)Фонетическая зарядка. Что говорит бабушка внучке – грязнуле? (А-я-я-я-яй).

б)- Встаньте, дети, в имени которых слышится звук /й а/

 Дети произносят звук /й а/.                                                                       -Обратите внимание на форму открытого рта, на то, что звук /й а/ можно пропеть и что воздух, выходящий при этом изо рта, незаметен.

                                                                       

Правило: Буква «Я»  обозначает /й а /

- Придумайте слова, начинающиеся со слога «йа» (я): яма, ясень, яхта, яблоко).

Правило:  Если мы слышим рядом звуки  /й/, /а/, то обозначаем эти два звука одной буквой «Я».

3.  Работа с учебником.                                                              Упражнение в звуковом воспроизведении слов,  по рисункам и схемам: Ян, Лия, маяк

-Сколько букв  в слове  Ян (2), а звуков? (3)  Почему?

Вывод: не всегда количество звуков соответствует количеству  букв.

 Правило:  Если буква  «Я» в начале слова  или после гласных  в слове , то она обозначает два звука  /согласный /й/, /гласный /а/.                                             

4. Физкультминутка. «Я на скрипочке играю…» (выполняются движения)

Я на скрипочке играю, тили – ли, тили – ли (показывают,  как играют на скрипочке                                                                                                                                                             Скачут зайки на лужайке, тили- ли, тили – ли (прыгают)                                                                                                А теперь на барабане, бум - бум – бум (хлопают в ладоши)                                                                                                                     Трам – пам – пам,! ( топают  ногами)                                                                                                                                        В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам. ( присели)

5 Работа над новой темой.

Упражнение в звуковом воспроизведении слов,  по рисункам и схемам: Нана, няня. 

-Где стоит буква «Я»? После какой буквы? (согласной)                                   Вывод: Если буква «Я» в слове написана после согласной буквы, то при произношении она указывает на мягкость согласного звука /а/

6. Развитие речи.                                                                                                                                                                                                                    –Запомните слова с «Я», которые вам встретятся в сказке.

Яшка бяка                                                                                            

День был ясный – ясный, а котёнок Яша хмурый и сердитый. Он, прогуливаясь по двору, зазевался и свалился в яму. И теперь вот стоит и с досады яме язык показывает.                                                                                – А яме – то все равно!                                                                                                                       - Ну ладно, погодите у меня! – вконец рассердился Яша и давай дразнить всех подряд. Лягушонку язык высунул – лягушонок обиделся.                                                                                                   – Ага! Вот тебе!                                                                                                             Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык. Ящерица глазами хлоп – хлоп – и в слезы.  А Яша уже ягненка своим языком дразнит. Ягненок смотрел – смотрел и говорит:                                       - Бя-я-я-я-ка ты, Яша.                                                                                    – Я- бяка?! Ну тогда держись!                                                                                       Влез он на кучу ящиков и кричит на весь сад:                                                                               - Вот сейчас высуну язык и целый день вас дразнить буду. И тут с яблони спелое яблоко упало и прямо Яше по лбу – бац!                     - Мяу!!! – завопил перепуганный Яша, думая что это на него сверху ястреб напал. Кубарем свалился с ящиков, хвост трубой и домой!                                                                                                              - Всё маме расскажу!                                                                                         А все смеются: - Бяка – бояка и ябеда!

7. Физкультминутка. « Я иду…»  (выполняются движения)

 Я иду, и ты идёшь, раз, два, три.                                                                                           Я пою, и ты поёшь – раз, два, три.                                                                                                                     Мы идём, и мы поём – раз, два, три.                                                                                                                                                        Очень дружно мы живём – раз, два, три.              

  1. Работа с учебником. Упражнение в чтении столбиков слов с буквой «я».
  2. Работа с пословицами. Напечатано для каждого уч-ся. После объяснения каждой пословицы, дети зачеркивают все буквы «Я».

* Язык острее меча.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      * Собирай по ягодке – соберёшь кузовок.                                                                                                       * Язык болтает – рукам мешает.                                                                                   * Своя земля и в горести мила.

                                                                                                –Постарайтесь, запомнить эти пословицы.

  1. Развитие внимания, сообразительности, логики.

Ребусы. (Яблоко, Ялта)

11.Итог урока. С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о букве «я»? Когда буква «я» обозначает два звука, когда один звук?

 ЯО

**************************************************


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к урокам обучения грамоте в 1 классе

Конспект уроков  в период обучения грамоте в 1 классе....

Методическая разработка урока обучение грамоте, 1 класс

Методическая разработка содержит конспект урока обучение грамоте по теме "Звуки [ф], [Ф\']. Буквы Ф,ф. Чтение слогов, слов. Написание слогов и соединений со строчной буквой ф", приложения к уроку и пре...

Методическая разработка: планирование уроков обучения грамоте (письмо) 1 класс УМК "Школа России"

Планирование уроков обучения письму  составлено в соответствии с уроками обучения чтению,  указаны страницы прописи....

Методические разработки уроков «Обучение грамоте» 1 класс

Методические разработки уроков «Обучение грамоте» 1 класс...

Методическая разработка на тему: «Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики» Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Данная методическая разработка представляет собой подробный конспект урока с целью способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внима...

Методическая разработка к уроку Обучение грамоте Буква и звук Т

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с...

Методическая разработка урока обучение грамоте 1 класс

В процессе исследовательской деятельности создать условия для формирования умения различать роли мягкого знака: показателя мягкости и разделительного....