Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_novyy.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс по программе  «Школа 2100»

Тема:  «Знакомство с антонимами»

Цель:

1 «Открытие» совместно с учащимися новое знания  об антонимах; формировать умения подбирать к именам прилагательным антонимы; развитие умения распознавать и правильно употреблять антонимы в речи;

2.Продолжить работу по развитию умения писать безударные гласные в окончаниях прилагательных; развитие памяти, логического мышления, непроизвольного внимания; развитие речи учащихся, умения аргументировать свой ответ; развитие умения обосновывать свою точку зрения; развитие умения работать самостоятельно;

3. Воспитывать положительных качеств личности; интереса и любви к родному языку; терпения, настойчивости, воли; уверенности в собственных силах; интереса к процессу поиска решения; потребности в трудовом усилии на основе создания ситуации успеха; умения адекватно оценивать свои успехи и неудачи в процессе обучения; доброжелательного отношения к мнению другого, умения оказывать и принимать помощь.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки для учащихся

Ход урока

1.Орг. момент.

-Здравствуйте! Тихо сядьте. Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствует много гостей, но к нам на урок еще придут герои одного известного английского писателя. Юбилей, которого мы отмечали в январе. Кто  этот писатель? (А. Милн) слад № 1

-Сколько лет со дня рождения отметили?

-Герои, какого же знаменитого произведения  к нам придут? Кто догадался?

   («Вини-Пух и все, все, все»)

    -Да, вы правы, это медвежонок  Вини-Пух и его друзья вместе с нами сегодня будут изучать русский язык.

   -А сейчас посмотрите на свою шкалу самооценки, оцените свои возможности и отметьте на каком уровне вы хотели бы быть к концу сегодняшнего урока.

Ну, что ж, начнем урок. Запишите число, классная работа.

Д: (Я тетрадь свою открою и наклонно положу…….)

2. Минутка чистописания

Традиционно мы начинаем урок с минутки чистописания.

Мм Ммм Мммм………….

-Посмотрите на строку, написание какой буквы мы будем сегодня повторять?

-А кто догадается почему?

-Определите последовательность букв.

-Запишите красиво, обращая внимание на соблюдение наклона букв и их соединения.

Маленьк___ ложь, рождает больш___ неправду.

 -Прочитайте следующее предложение. Как его понять?

-Как вы думаете, какое задание нам приготовил Вини-Пух?

   - В каком значении употреблены слова, в которых нужно вставить окончания?

 (В переносном)

- Какой часть речи они выражены? (Именем прилагательным)

Спишите, подчеркните прилагательные, вставьте окончания, обозначьте орфограмму. (Дети пишут у себя в тетрадях)

Проверка.

 (Выходит 1 ученик и вставляет окончания, проговаривая правило о правописании безударных окончаний имен прилагательных)

Рефлексия (Ученик сам говорит по пунктам самооценки)  

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Оцените свою работу на полях .

! – я доволен своей работой;

+ – я не очень доволен своей работой, у меня есть ошибки;

- – я часто ошибался;

Поднимите руку, кто доволен своей работой. А кто не очень?

3.Актулизация знаний.(2мин)

-Чем интересны эти слова маленький - большой?

-Что у них общего, и чем они отличаются? (Это имена прилагательные, они отвечают на один и тот же вопрос, но они противоположные по значению.)

– Как называют слова,  с противоположным значением? (проблемный вопрос)

(Сильные дети-Антонимы)

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?

4.Формулирование темы и цели урока.(2мин)

Правильно ребята, сегодня мы будем антонимы- слова,  противоположные по значению.

Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего  урока.

Узнать       1. Что такое……

                    2. Для чего нужны….

Учиться: находить,  подбирать…и употреблять…

5. Открытия детьми «нового знания». (10 мин)

Итак, исходя из целей нашего урока,  сегодня мы с вами будем говорить  о роли антонимов в нашей речи, научимся находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, а также  правильно употреблять.

Работа по учебнику с. 81.

- Откройте учебник на с.81.

Давайте сравним, что назвали мы антонимами и какое определение дается в учебнике. Совпали наши предположения?

Ослик Иа предлагает вам поработать по учебнику, выполнить упр. 331

Прочтите задание к  упражнение  331.

-Что нужно сделать в этом упражнении? Задание понятно?

Работаем по вариантам:

1 вариант выполняет первые 4 строки,

2-вариант выполняет вторые 4 строки.

Спишите, вставьте окончания и обозначьте орфограммы.(15мин)

Оцените свою работу, как вы думаете, выполнили задание. Теперь взаимопроверка, поменяемся тетрадями и проверим с помощью подсказки ослика ИА

-У кого совпала оценка, поднимите руки, сегодня я могу им поставить отметку «5», тетрадочки соберу и еще посмотрю, а кто немножечко ошибся? Эти ребята еще могут поработать на уроке и тоже получить отметки.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а сколько значений имеет прилагательные свежий и мелкий? Одно или больше? Почему? А как ты догадался?

-Назовите все антонимы.

-Что же такое антонимы?

Вывод:

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Отвечают  на один и тот же вопрос, и имеют противоположное значение.

-Придумайте устно предложения с любой парой прилагательных - антонимов

-Для чего же нам нужны антонимы в речи, сделайте вывод

(Прилагательные-антонимы нужны, чтобы можно было рассказать о противоположных качествах людей, признаках разных предметов.)

6.Физминутка

Мы с Винни Пухом в чаще жили

7.Первичное закрепление. Словарная работа

-А тут Тигра интересуется, а есть ли антонимы среди других частей речи? (Проблемный вопрос?)

-Ребята, а какие мы знаем части речи?

 –Что называют именем существительным? Прилагательным? Местоимением? Глаголом? Тигра предлагает поиграть. Будьте внимательными.

-Вот слова, которые подобрал вам он, ваша задача, записать только антонимы к этим словам и указать части речи.

-Что же это за слова вы записали? (Словарные слова)

-Давайте проверим - комментирует с места 1 человек (учитель открывает слова на доске).

Рефлексия-самооценка

Сделайте вывод. (Вывод: Антонимы бывают не только имена прилагательные)

Дифференцированная работа

А сейчас предлагаю вам поупражняемся в подборе антонимов.

Работать будем по группам на карточках:

1-ая группа: Тарнаев, Бирюков, Кладова, Асаинова, Лушкина, Соскова, Артюшина- это группа Пятачка.

Подбери антонимы к словосочетаниям. Запиши пары

Лёгкий чемодан  - …… чемодан.

Свежий огурец- ….      огурец.

Молодой человек-……человек.

Слова для справок: солёный, старый, тяжёлый.

2-ая группа: Зобкова, Киушкина, Ерзамаева, Сауткина, Банников, Власенко-это группа Вини-Пуха

Найдите антонимы в пословицах. Выпишите пары.

Сытый … не разумеет.

Умный себя винит-……………… своего товарища.

3-я группа: Костина, Логинова, Котлов, Тихомиров, Шалавина, Матвейчева, Горелов-это группа Тигра

Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Добрый друг - …………..(злой враг)

Теплый день - …………..(холодная ночь)

Хорошее начало - ……….(плохой конец)

Проверим.

-Группа  Пяточка?  Кто хочет проверить? ( Зачитывают)

(на слайде открывается их правильный ответ)

-Группа  Вини-Пуха? Кто хочет проверить? ( Зачитывают) Почему именно эти слова нужно выписать, что означают предложения?

(на слайде открывается их правильный ответ)

-Группа Тигры? ( Зачитывают)

Оцените свою работу.

8. Итог урока.

-Какова была тема урока?

-Какие цели ставили?

-Достигли мы целей?

-Что нового мы сегодня узнали? Где пригодятся нам эти знания?

-Что было труднее всего на уроке? Легче всего?

9. Рефлексия

Возьмите шкалу и оцените свою работу на уроке, поставьте крестик.

-Достигли ли вы цели? (слайд №11)

-А теперь посмотрите на знаки, которые мы отмечали на полях.

 У кого больше !, поднимите руку.

У кого больше +?

А у кого - ?

10. Посмотрите домашнее задание: с. 89, упр.7 Есть по нему вопросы? Нет. Запишите в дневники. И еще, по желанию, придумать загадку, используя антонимы (слайд №12)

Урок окончен. Спасибо за урок. Отдыхайте.

Если останется время????

Давайте немного поиграем, игра на внимание. «Услышь антоним»

Очень толстый червячок

Яблоку прогрыз бочок,

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведёт беседу.

Сегодня пасмурный день был,

Глеб зонтик взял, а лев забыл.

Дождь пролился неплохой

Лев весь мокрый, Глеб сухой.

Любопытный карапуз

Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.

Полный чемодан гордится,

Что поедет за границу,

Ну, а старый и пустой

В шкаф отправят на постой.

Игра «Наоборот»  

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово  «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял  нашёл). Какими частями речи они выражены?

8 Тест «Смекалочка».

     Антонимы –это….

  1. Слова, которые одинаково звучат и пишутся;
  2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением;
  3. Однокоренные слова.

Какая пара слов является антонимами?

1.  Быстрый – скорый;

2. Поступок – проступок

3. Верхний-нижний

     

      Найдите ряд антонимов

1. Ребята, малыши;

2. Крик, стук ;

3. Здоровье, болезнь

   

Проверка 2,3,3

У кого совпали, поднимите руку. Молодцы! Мы справились со всеми заданиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы" (2-3 класс)...

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.

Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой....

урок русского языка по теме" Синонимы и антонимы"

открытый урок по русскому языку проведённый на городском семинаре   городского МО  учителей  и получивший высокую оценку ( урок дан в соответствии с ФГОС второго поколения по прогр...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"

Презентация к уроку-исследованию по теме :"Антонимы"  2 класс...

Урок русского языка по УМК «Гармония» Тема: «Антонимы»

Работаю по УМК «Гармония» много лет,  очень благодарна авторам этой программы за чудесный курс русского языка.  Стараюсь учить детей общаться с окружающими их людьми, грамотно выражать свои ...