Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Басович Елена Григорьевна

Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodstvennye_slova_i_formy_slova..doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок систематизации и обобщения знаний по русскому языку во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа».

Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».

Учитель: Басович Елена Григорьевна.

Элементы содержания: выделение значимых частей слова (окончание, основа).

Требования к уровню подготовки учащихся (результат):

 - уметь подбирать родственные слова на более высоком уровне;

- уметь работать со словарём происхождения слов.

Вид контроля – фронтальный опрос.

Элементы дополнительного (необязательного) содержания – формы одного и того же слова.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Физ. минутка.
  2. Минутка чистописания. Сообщение темы урока.

горит   горка   горняк

- Объясните значение каждого слова. Какое слово «лишнее»? Почему?

- Какие слова называют родственными? Измените форму родственных слов. Докажите, что это форма одного и того же слова. Запишите. (Где мы можем уточнить …) Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

       3.   Работа над темой.

- Где мы можем посмотреть № страницы, на которой находится тема «Повторение пройденного»? Откройте нужную страницу.

- Прочитайте в упражнении 125 первый текст «Азбука леса». Объясните его название.

- Выполните задание по инструкции. Проверяем.

- Какие две пары родственных слов выписали? (Слайд 1.)

- Докажите, что это родственные слова.

- Что знаем про основы родственных слов? (Разные.) Выделите.

- Какое чередование звуков наблюдаем в корне? Выделите.

- Прочитайте второй отрывок. Помогите героям учебника.

- Сколько родственных слов видите вы? Выпишем.

- Как будем выписывать? Прочитайте. Какое ещё задание вам предлагают выполнить?

- Выполняем. (Работаем на доске.)

- Проверяем. Всего слов – 5, родственных – 3. Докажите.

( кур, куры, курицу  – три формы одного и того же слова «курица» ) Физ. минутка.

- Прочитайте третий отрывок. ( Слайд 2.) Решите спор Маши и Миши. Кто прав?

- Прочитайте инструкцию. Назовите 1 группу слов ( 2,3 ). Запишите, нужное подчеркните.

- Проверяем. ( Слайд 3.) Тетрадь закрыть.

- Как вы думаете, слово «рябина» - родственное слову «рябчик»?

- Какие слова мы называем родственными? ( Где можем посмотреть правило?)

- А можно ли считать эти слова дальними родственниками? Где найдём ответ на этот вопрос?

     4.  Итог.

- Что повторяли на уроке? Какие слова мы называем родственными? Приведите пример.

     5.  Домашнее задание.

- О чём говорит нам условный знак на стр.158 ?

- Откройте тетрадь для самостоятельной работы. Прочитайте задание. Это упражнение для домашней работы. Что непонятно?

     6.  Проверочная работа. (Слайд 4.)

- Возьмите из конверта текст. Прочитайте. Подчеркните (назовите) слова, родственные слову водитель. Выделите (назовите) в них общую часть. Выпишите (назовите) «чужаков», выделите (назовите) корень.

  1. Самооценка. (Слайд 5.). (Слайд 6.)

Приложение.

               Пригласил Водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарили ему морские водоросли. Подводник принёс водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют Водителя. Он им свои водительские права показывал, а ещё  рассказывал, как любит водить машину. И я там был, хоровод водил, гостей всех проводил, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?

Фамилия, имя ______________________________

Задание. Прочитай. Подчеркни слова, родственные слову водитель. Выделите их общую часть. Выпишите «чужаков», выделите корень.

               Пригласил Водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарили ему морские водоросли. Подводник принёс водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют Водителя. Он им свои водительские права показывал, а ещё  рассказывал, как любит водить машину. И я там был, хоровод водил, гостей всех проводил, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?

____________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя ______________________________

Задание. Прочитай. Подчеркни слова, родственные слову водитель. Выделите их общую часть. Выпишите «чужаков», выделите корень.

               Пригласил Водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарили ему морские водоросли. Подводник принёс водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют Водителя. Он им свои водительские права показывал, а ещё  рассказывал, как любит водить машину. И я там был, хоровод водил, гостей всех проводил, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?

____________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2-м классе "Родственные слова и формы слова".

Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа": Родственные слова и формы слова....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....

Урок русского языка "Размышляем о словах. Что в слове главное" 2 класс

Урок объяснение нового материала. Цель урока показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова)....

Технологическая карта к уроку русского языка «Начальная форма слова».

Технологическая карта к уроку русского языка «Начальная форма слова». 2 класс.УМК «Перспективная начальная школа»...

Презентация по русскому языку "Разграничение разных слов и форм слова. Общая часть родственных слов"

Презентация по русскому языку "Разграничение разных слов и форм слова. Общая часть родственных слов"2 классПНШ...

технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...