Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Горшкова Анжела Дмитриевна

Урок русского языка по русскому языку в 3 классе  УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_z_klasse.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 по УМК «Планета Знаний»,

3 класс

Тема: «Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

Цели: 

  1. Сформировать умение составлять алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода.
  2. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
  3. Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.

Оборудование к уроку: компьютерные слайды, карточки с заданием для самостоятельной работы.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости»

Слайд №2.

- Как вы понимаете её?  (Каждый день мы изучаем что-то новое.)

- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.

- Сегодня нам пригодятся знания об имени существительном.

- С каким настроением вы приметесь за работу?  ( С хорошим, …)

- Улыбнитесь друг - другу! В путь!

   2. Актуализация знаний.

- С чего начнём работу?  ( С минутки чистописания.)

- Запишите «число», «классная работа».

- Рассмотрите иллюстрацию на слайде. Какие буквы здесь спрятаны?

Слайд №3.

ж  ш  ч  к  щ ф я ь т о

- Найдите среди них буквы, обозначающие шипящие звуки.

ж ш ч щ

- Запишите эти буквы. Составьте слова, которые начинались бы с этих букв.

Жизнь, чулок, щука, шар.

- Назовите орфограммы в данных словах. К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное.)

- Что мы знаем об имени существительном?

(Имя существительное – часть речи, которое обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?)

(Имя существительное изменяется по числам)

(Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.)

   3. Выявление места и причины затруднения.

На доске:

камыш       доч    

сыч            рож

мяч            печ

- Прочитайте слова. Определите, в каком столбике слова женского рода, а в каком – мужского. Как  определили род имён существительных?  (Подставив слова: он, мой, она, моя.)

- Какие ошибки допущены в написании слов? (У имен существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак.)

- Итак, чем мы с вами будем заниматься на уроке? (Будем определять, в каком случае пишется мягкий знак.) Сформулируйте тему урока.  (Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце после шипящих.)

Слайд 4.

- Исправьте ошибки в словах.

Поиграем в игру «Будь внимателен»

- Запишите одним словом данные определения.

1) Близкий приятель, друг.  (Товарищ.)

2) Суп со свёклой и другими овощами.  (Борщ.)

3) Человек, который играет на скрипке.  (Скрипач.)

4) Двенадцать часов ночи.  (Полночь.)

5) Мягкая часть печёного хлеба.  (Мякиш.)

6) Женское украшение, прикалываемое на груди.  (Брошь.)

 Слайд №5.

- Какие затруднения испытывали в написании слов?  (Где писать ь, а где – нет.) 

  4. Составление алгоритма написания мягкого знака.

- Запишем слово ночь и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в этом слове.

  1. Определим часть речи.
  2. Выясним род.
  3. Если существительное женского рода, будем писать ь.
  4. Если существительное мужского рода, не будем писать ь.

Слайд №6.

  1. Реализация составленного алгоритма. Работа по учебнику «Русский язык»  (с.90., упражнение 2.)

- Пользуясь составленным алгоритмом, выполним упражнение по учебнику.

- Что нужно сделать в данном упражнении?   (Распределить слова в столбики по родам, записать слова, раскрывая скобки, употребляя, где нужно, мягкий знак.)

- У существительных какого рода будете писать мягкий знак? (У существительных женского рода после шипящих на конце будем писать мягкий знак.)

(У доски работают два ученика: один записывает слова мужского рода, другой – женского рода.)

  1. Физминутка.

Слайд №7.

- Я буду называть имена существительные с шипящими звуками на конце. Если называю слово, в котором пишется мягкий знак на конце слова – вы хлопаете в ладоши. Если мягкий знак не пишется – приседаете.

  Ключ, лещ, молодёжь, малыш, мышь, этаж, вещь, ёж, багаж, мелочь, тишь, глушь, речь, меч, карандаш, уж, ночь.

  1. Самостоятельная работа по карточкам.

- Как определить, поняли вы тему урока или нет?  ( Нужно поработать самостоятельно.)

- Возьмите карточку с самостоятельной работой.

- Вам нужно вставить в словах изученную орфограмму мягкий знак и доказать, почему вы её вставили.  (Указать род существительных над словом.)

Карточка

Мяч…, доч…, ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, молодёж…, карандаш…, уж….

- Поменялись карточками.

- Проверяем на интерактивной доске.

- Ставим оценки: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3», больше трёх ошибок – «2».

Слайд №8.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

- Сегодня мы составили алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных женского рода. А для чего? Когда вы будете пользоваться этим алгоритмом?  (Когда будем писать диктант, выполнять задания, грамотно писать.)

1) Работа с нетбуком.

- А сейчас выполним работу по вариантам на нетбуках.

- Я буду читать предложения, а 1 вариант выпишет из предложений слова с мягким знаком на конце после шипящих, 2 вариант – слова без мягкого знака на конце после шипящих.

   Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз.  В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.  

   Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.

- Проверим, какие слова вы выписали. Докажите, что вы правильно выполнили это задание.

- Поднимите руку, кому пришлось  вспомнить алгоритм написания мягкого знака? Как вы это сделали?

Слайд 9.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 10.

- Урок подходит к концу. Над какой темой работали на уроке?  Какую цель вы ставили?  (Узнать, в каких случаях пишется мягкий знак у существительных после шипящих на конце слова.)

- Достигли вы поставленной цели? Докажите.

(Мы составили алгоритм употребления мягкого знака у имён существительных на конце после шипящих. Мягкий знак пишется на конце слова  после шипящих   у существительных женского рода.)

Слайд №11.

- Оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующий цвет:

Оранжевый – Я всё понял, могу объяснить другу.

Розовый – Я понял, но мне ещё нужно тренироваться.

Зелёный – У меня ещё не всё получается, но я постараюсь.

Слайд №12.

  1.  Домашнее задание:  с. 91, упражнение 5. Записать предложения, вставить подходящие по смыслу слова и подчеркнуть известные орфограммы.

МАОУ «СОШ №16»

Урок русского языка по теме:

«Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

                                                  Подготовила: Горшкова Анжела Дмитриевна,

                                                            учитель I квалификационной категории

г.Альметьевск

2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».Цели урока:- познакомить с новой орфограммой;-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя ж...

Урок русского языка в 4 классе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Урок разработан в соответствии с учебной программой ОС "Школа 2100". В содержание урока включён дополнительный развивающий материал, много интересных заданий. В уроке использованы проблемно-диалогичес...

Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода....

Разработка урока по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода", УМК "Планета Знаний" (3 класс)

Разработка включает в себя конспект урока и презентацию по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...

Проект урока Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (русский язык)

класс в 2-х частях» Издательство «Астрель».Тема урока:«Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»Задачи урока:1.Познакомить уча...