Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Смирнова Раиса Владимировна

Тема: Знакомство с новой частью речи - НАРЕЧИЕМ (Урок-исследование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Раиса Владимировна

209-347-347

Урок русского языка в 4 классе

Тема:         Знакомство с новой частью речи – наречием. (урок-исследование)

Цели:        знакомство с частью речи – наречием;

                расширение представлений о значениях и структуре словосочетаний;

                развитие речи обучающихся;

                развитие целостного мышления у школьников;

                расширение кругозора.

Оборудование:        карточки с напечатанным текстом, таблица.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему урока:

- Какие части речи вы знаете?

- Сегодня мы познакомимся и исследуем новую часть речи – наречие.

- Слышали ли вы раньше об этой части речи?

  1. Момент аттракции.

- Послушайте текст, опишите картины, которые вы представляете в своем воображении.

(Учитель читает, дети следят по карточкам)

«Тихо падает снежок. Чисто и нарядно стало на улицах родного города. На площадях гордо и величественно возвышаются лесные красавицы. Ярко сверкают на них разноцветные лампочки. Празднично украшены деревья, дома, улицы. Красочно блестят витрины магазинов.

Скоро наступит Новый год! Тепло и радостно становится на душе!

Счастья тебе и благополучия, мой родной город!»

  1. Объяснение нового материала.

- Какие картины вы нарисовали к услышанному тексту?

- Какие слова помогли более ясно, точнее пояснить действие, чтобы вы поняли как, где и когда это происходит? (тихо, чисто, празднично….)

- Вы, ребята, назвали НАРЕЧИЯ.

- Что обозначает само слово «наречие»? Обратимся к словарю Ожегова.

  Слово имеет два значения:

                НАРЕЧИЕ: совокупность территориальных диалектов какого-нибудь языка.

-                НАРЕЧИЕ: В грамматике: часть речи, обозначающая признак действия, другого признака  «качества, свойства», реже - предмета, например: ясно, громко, здесь, всегда, домой, ночью, всмятку.

  1. Исследование наречия, как части речи. (Работа с текстом и таблицей)

Выписывание словосочетаний:

падает (как?) тихо,

стало (как?) чисто и нарядно…

- Какая часть речи является главным словом в словосочетании? (глагол)

- Что обозначает наречие? (признак действия)

(Таблица заполняется по ходу исследования)

На какие вопросы отвечают наречия?

Что обозначает наречие?

Изменяется ли наречие?

Роль наречия в предложении и в речи.

Когда? Как?

Признак действия

Не изменяется

В предложении является обстоятельством.

В речи – украшает речь, делает ее понятной и точной.

- Выпишите из текста предложение:

Весело и празднично блестят витрины магазинов.

- Найдите главные члены предложения.

- Измените предложение так, чтобы подлежащее было выражено именем .

существительным в единственном числе. Запишите его.

Весело и празднично блестит витрина магазина.

- Посмотрите, какие члены предложения не изменили свою форму? Какой частью речи они является?

- Какой можно сделать вывод?

Наречие не изменяется по числам.

- Измените предложение так, чтобы сказуемое было в прошедшем времени.  

- Измените предложение так, чтобы сказуемое было в будущем времени времени.  

Весело и празднично блестели витрины магазинов.

Весело и празднично заблестят витрины магазинов.

- Какой можно сделать вывод?

Наречие не изменяется по временам.

Работа с карточками.

                     …  светил  фонарь.

                     …  светило солнце.

                     …  светила  лампочка.

- В каком времени сказуемые в этом предложении?

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (по родам)

- Подберите признак действия так, чтобы он подходил по смыслу сразу к трем предложениям. (например: ярко)

- Какой можно сделать вывод?

Наречие не изменяется по родам

НАРЕЧИЕ – НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.

- Каким членом предложения являются наречия?

-Синтаксический разбор предложения:

Весело танцуют и поют дети у новогодней ёлки.

В предложении наречие является обстоятельством.

- Давайте выясним, какую роль играют наречия в нашей речи. Вычеркните в тексте все наречия. (на карточке). Прочитайте текст без наречий.

- Что случилось с текстом? Понравился ли он вам? ( Стал неинтересным, не эмоциональным, а некоторых местах и непонятным)

- Для чего нужны наречия в нашей речи?

Наречия украшают нашу речь, делают ее точной и понятной.

  1. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...