Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Опыт многолетней работы показывает, что в начальных классах существует проблема: ученики выучили правило отлично, но часто допускают ошибки в письменных заданиях, проверяющих знания по теме «Орфография»,  в частности и по теме «Правописание слов с разделительным твердым знаком». Данный урок не только обобщит знания учащихся по данной теме, но и расширит их, углубит, привлечет внимание и поможет освоить огромный поток информации. Для решения данной проблемы решила объединить на своем уроке традиционные методы обучения с современной информационной технологией, в том числе компьютерной. Это позволит процесс обучения на уроке сделать мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Каждый этап урока сопровождается соответствующими слайдами. Задания и упражнения расположены с постоянным наращиванием трудностей. Моя задача – показать, научить и помочь запомнить ученикам, когда же в словах пишется разделительный твердый знак. При затруднительных случаях лучше обращаться к словарям и справочникам. Данный урок проведен в 4 классе. Урок может быть применен и в 5 классах во время повторения изученного материала в начальных классах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Разработала учительница начальных классов   Егорова Лидия Васильевна

Тема: Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Технологии: компьютерная презентация (PowerPoint), компьютерный тест. В ходе создания урока использовались следующие программные средства:

Microsoft Word - набор и редактирование текста,

Microsoft PowerPoint - создание и компоновка презентации,   NeroStartSmart – запись и сохранение файлов,

NeroShowTime – для проигрывание аудио и видео записей, Microsoft Internet Explorer – для изучения документов о применении ИТК на уроках и нахождения рисунков для слайдов.

Цель урока:

углубить и расширить знания учащихся о разделительным твердом знаке и его употребление на письме; выработать орфографическую зоркость; расширить знания о животных нашего края.

воспитывать бережное отношение к природе; через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.

Оборудование: книга Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»,

СД диск с записью мультфильма «Серая Шейка», киностудия Союзмультфильм», 1948    Тесты « Ь или Ъ»

Орфографические словари для учеников,

Толковый словарь Ожегова.

Т. Рамзаева «Русский язык,4 класс» /по системе 1-4/,

Компьютер ( ноутбук), проектор, экран.                  

Ход урока.

1.Сообщение темы и цели урока.

Моя задача: Научить Вас, помочь запомнить, когда же в словах пишется разделительный твердый знак.

Ваша задача: Быть внимательным, слушать учителя, беречь свое и чужое время, запомнить и правильно писать в словах разделительный твердым знаком и другие слова с изученными орфограммами.

Для этого на этом уроке продолжим наше путешествие в страну Орфографии, где будем наблюдать, сравнивать и доказывать, исследовать и сочинять, т.е. трудиться. Вы готовы к этому?

2.Минутки чистописания.

У: Я проверила ваше домашнее задание на дом и обратила внимание на то, что некоторые из вас неправильно соединяют согласную букву  приставки с Ъ.  Обратите внимание, что согласную букву пишу, соединительная линия плавно переходит в букву Ъ. /Показываю на доске, как пишу СЪ, остальные соединения уже написаны на доске/. Запишите по образцу на 1 строке.

3.Первичное введение изученного материала.

У: Что мы знаем о разделительном твердом знаке?

Д: - В алфавите стоит под №29.

     -Звук не обозначает.

     -Пишется после приставки на согласную перед гласными е, е, Ю., я.

     -Подсказывает, что в буквах с е, е, Ю., я «спрятан» звук «йот».

     -Пишется после приставок с, над, под, в, из…

У: Сказанное обобщим в стихотворении:

Твердый знак – нужный знак!

И узнать его пустяк!                                                                                                                            

За приставкой на согласную стоит,                                                                                                      Ничего не говорит.                                                                                                                  

 А за ним е, е, ю, я -                                                                                                                                     Его верные друзья!

4.Первичное закрепление изученного материала. Письменная работа у доски и в тетрадях.

а/. У: Возьмите раздаточный материал  «Тест.  Ь или Ъ». Выберите слова с приставкой с-

Д: /называют /: съемка, съем, съедобный, съест, съехал, съезд, съежились, съязвил…

У: Запишите в тетрадь 3 слова. Обратите внимание на правильное соединение приставки с Ъ. Выделите в словах приставку и подчеркните Ъ.

б/ Разбор по составу: съезд.

в/Подбор слов с приставкой в - и запись в тетрадь.

г/Разбор по составу: въедливый.  

д./Проверьте по слайду, правильно ли написали слова.                          

е/ Подберите слова с приставкой под -.

Д: подъем, подъехал, подъезд, подъест,  подъемный.

5.Грамматическая физкультминутка.

Молчаливый Ъ

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам!

-Услышали слово с Ъ – выполняем наклон вперед, если в слове Ъ писать нельзя – присесть. Объяснение, поехали, въезд, переехал, наезжать, съежились, заехал, въедливый, соловьи, льют, объявление, полынья.

6. Контроль результатов первичного запоминания. Индивидуальная работа по интерактивному тесту: «Найди ошибки в словах. Для этого кликни (щелкни) кнопкой мыши по «облаку».

Ответ: ошибки были в 4 словах. Их необходимо писать так:

въезд, съезд, пятно, воробьи.

7. Работа с новым словом:

- Какая орфограмма в словах соловьи, пьют?  (Ответы детей:  В этих словах пишется разделительный мягкий знак).

Как понимаете смысл слова полынья?   /ответы детей/

У: В толковом словаре написано: Полынья – незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера.

   -При изучении какого произведения встретились с этим отрывком? /ответы детей/

У: Правильно, это из рассказа  Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»: Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья… Она трепетала при одной мысли, что ее полынья вот-вот замерзнет и ей некуда будет деться…(показ фрагмента из мультфильма «Серая Шейка»). По всей вероятности лиса съела бы Серую Шейку, когда полынья замерзла бы насовсем, но случилось иначе… Что же именно случилось, вы прочитайте еще раз в свободное время.

8.Запись в тетрадь. Письмо с комментированием у доски.                                                                                                        

В полынье плавала перепуганная Серая Шейка.

В сочетании «в полынье»  почему разделительный Ъ не писали?

Д: Разделительный Ъ пишется только после приставки.

1). Характеристика  предложения.

Д: Предложение повествовательное, простое, распространенное.

 2). Фонетический разбор слова.

Полынья-  3 слога,7 букв, 7 звуков /3 гласных, 3 согласных/

Письменное выполнение по рядам:

1 ряд: п - [п] –согл., тв., глух.

2 ряд: л - [л] – согл., тв., непарн.звонк.

3 ряд: н - [н] - согл., мягк., непарн. звонк.

Устное выполнение:

о – [а]  -безуд.гласн.

ы –[ы]  - безуд.гласн.

ь – звук не обозначает.

Индивидуальная работа ученика у доски и проверка его работы.

я - [й]  – согл., мягк., звонк.

   -[а] - уд. гласн.

3). Вернемся к учебнику. Устно объясняем и показываем сигнальными карточками пропущенную букву по упр.58. (Дети по очереди читают слова и объясняют правописание, остальные показывают ответ сигнальными карточками). Выбираем себе  домашнее задание: вы можете выполнить все задания к упражнению 58 или написать мини- сочинение по теме «Я хочу вам рассказать один случай». Ваша задача: применить в описания случая как можно больше слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.

Вывод: Оба знака хороши,

             Достойны оба чести,

             Когда стоят они

             В нужном месте.

9.Контроль на уровне знаний, пониманий, применений.

(Ученики получают раздаточный материал № 2). Дифференцированный тест «Светофор».

10.Экспресс- опрос.

/ученики записывают в строку числа от 1 до 6. Положительный ответ оценивают знаком +, а отрицательный ответ – знаком -/.

 а). Разделительный Ъ пишется после любой приставки, если корень начинается с гласной е, е, ю, я.

б). При переносе нельзя отрывать от предшествующей согласной.

в). В словах уехал, переехал, заехал  пишется Ъ.

г). В словах с разделительным Ъ и разделительным Ь всегда слышим звук [й] .

д). В словах  подлетел, обкусить надо писать Ъ, т.к. приставки оканчиваются на согласную.

е). О разделительном Ъ я знаю все и мне больше не надо повторять правила.

(Проверка работ. У  №№ 2 и 4 знак +)

11.Итоговый контроль результатов усвоения темы. Индивидуальная работа  по интерактивному тесту «Найди слова с Ъ».

12.Рефлексия урока.

- Когда же в словах пишется разделительный Ъ? Спасибо за урок.

Раздаточный материал

Ф.И. ученика ________________________________________

Класс _______________________________________________

Дата « ___» _________________________________200_ года

Дифференцированный тест «Светофор»

1.Задания завышенной трудности:

    1.Подбери синонимы.    1.Образуйте и запишите имена прилагательные с разделительным Ъ.

Еда - ________________

Подъем - __________________

Поезд - ______________________

2.С помощью приставок образуйте и запишите слова.

Ест – об_________, за__________.

Ясность – раз________________, по_________________.

3.Замените выделенные слова словами с разделительным Ъ и противоположными по значению.

Приезд гостей - ______________________________________.

Спуск с горы - _______________________________________.

Соединить концы - ___________________________________.

Уехать от здания - ______________

2.Задания средней сложности: (проверить умения правильно писать слова с разделительным Ъ)

1. Вставь, где надо, разделительный Ъ.

Со.единение, под.езд, с.емка, за.явка, об.явление, у.ехать, под.ем, от.езд, п.юре, с.ыграть, с.ежиться, п.ятерка, с.ездить, от.ыграть, по.ездка.

2. Найти и зачеркни в  словах ошибки.

Выезд, переъезд, везд, проъезд, приезд.

Вьюга, сезд, объезд, обявление, объяснение.

3. Вставь пропущенные буквы и раздели слова для переноса.

Об.яснил задачу, остановились у под.езда, п.ет м.локо, п.д.езжали к дому, с.емка фил.ма.

3.Задания слабой сложности: (повторить правило правописания разделительного Ъ и умение опознать нужную орфограмму)

1.Вставь в правило пропущенные слова и буквы.

Разделительный ъ пишется после _______________________, оканчивающихся на согласный, перед гласными ____________.

2.Выдели в словах приставку, оканчивающихся на согласный, и разделительный ъ.

Соединение, подъезд, съемка, заявка, объявление, уехать, подъем, отъезд, пюре, сыграть, съежиться, пятерка, съездить, отыграть, поездка.

3. Выдели в словах приставку, оканчивающихся на согласный, и вставь  разделительный Ъ.

Под.езд, с.емка, об.явление, об.яснение, в.езд, с.ел, с.ездить, в.ехали, об.едки, под.емный.


Раздаточный материал. Тест «Вставь ь или Ъ»

Ф.И. ученика ________________________________________

Класс _______________________________________________

Дата « ___» _________________________________200_ года

  1. Григор.евич, Савел.евич, с.ехал, крыл.я, хлоп.я, Анатл.евич, стул.я, звен.я, охотнич.ю, раздол.е, об.ехал, мурав.и, солов.и, шалун.я.

2. Жил.е, колос.я, в.езд, здоров.е, в.ехали, учен.е, объявление, хохотун.я, обез.яна, из.явил, раз.единить, руч.и, пред.явить, под.ехали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему: "Мягкий знак — показатель мягкости в конце и середине слов"

Цель:Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова.Задачи урока:Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных ...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки"

Конспект по русскому языку составлен с учетом УУД. Цель урока: формирование умения употреблять слова с разделительными Ъ и Ь знаками в устной и письменной речи. На уроке предусматривается инсцени...

Урок по русскому языку во втором классе. Тема: Разделительный мягкий знак.

Программа "Школа России". Учебник Рамзаевой Т.Г. Цель урока: Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак. ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «ОБУЧЕНИЕ ВЫБОРУ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО ЗНАКА. (Ь или Ъ)»

Урок открытия новых знаний по русскому языку по УМК "Гармония" за 2 класс: "Обучение выбору разделительного знака. (ь или ъ)...

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».Цели деятельности учителя: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и раз...

технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...