урок по обучению грамоте 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Дедова Ирина Николаевна

урок по теме:" Мягкий знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_znak.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"

Дедова Ирина Николаевна, учитель начальных классов


Цели:

  1. Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
  2. Совершенствовать технику чтения учащихся;
  3. Развивать словарный запас учащихся

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Оборудование: 

  1. рисунок с изображением мягкого знака,
  2. буквосочетания с мягким знаком;
  3. рисунки с изображением  коня, лося;
  4. мяч;

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть, чему вы научились. Повернулись к ним, поздоровались. Сели правильно, начинаем урок чтения.


2. Актуализация новых знаний.


  1. 1).
    Повторение о гласных буквах.
    - Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?
    - Прочитайте пары слов:
           б…л – б…л (бал, бил)        р…д – р…д (рад, ряд)
    - Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)
    - Сравните, чем слова отличаются ?

    - Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?
  2. Какие буквы имеют 2 звука ?

  1. Изучение нового.
    1). Прочитаем буквосочетания на доске:  

Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть

- Как  произносится звук в этих буквосочетаниях ?(мягко)

Что за буква ? Кто узнает?

Звука не обозначает, может только показать

Как согласный прочитать

Мягкий голос,
Мягкий шаг
Это буква … (мягкий знак). (картина с буквой)

- Эта  буква  мягкий знак обозначает  мягкость согласного звука

4 . Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак
 Цель нашего урока  познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой

 – Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.

Прочитайте слова . Что они обозначают ?
1) Звуковой анализ слов
мел – мель

- Сколько слогов в словах?

- Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел - 3б,3зв.,

А в слове мель - 4б, 3 зв.)

- Почему звуков меньше , чем букв? Может кто знает?

Ь - буква-помощница , которая сама разговаривать не умеет, звука не образует  не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

Составим схемы . Кто мне хочет помочь?

       Мел  -    мель

   

- Чем отличаются эти схемы? ( последними звуками: один мягкий, другой твердый)

Как произносится последний звук?
- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука

Учебник с135 слово  гуси – гусь (разбор)

5. физкультминутка  « Буратино»

  1. Отгадайте загадки:  

Он стройный и красивый,

У него густая грива. (конь)

Трав копытами касаясь,                            

Ходит по лесу красавец,                                  

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

2). Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося.
- Откройте Азбуку с.  Давайте прочитаем рассказ.

- О ком этот рассказ?

- Давайте придумаем название( озаглавим ) текст. « Лесной житель»

- Сколько предложений в этом рассказе? (4)

- Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»

- С чем его сравнивают? (ветром)

- Чем питается лось? (зеленью, солью)

- Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?

7. Самостоятельная работа НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ: ЛОСЯ, КОНЯ

1).Составить схемы слов ( в тетради)  , сделать звуко – буквенный анализ слов

1 в. - лось

2 в. – конь

б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ”

- Сколько слогов в слове ЛОСЬ? Конь

- Сколько букв? - Сколько звуков?  - Почему звуков меньше, чем букв?

(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Придумать предложение со словом  лось, конь

8. Закрепление изученного.

На доске ( одной половины) :   жар, ел, кон,  мыл
- Добавьте к данному слову ь,  прочитаем слова которые получатся,

 жарь, ель, конь,  мыль

Чем        отличаются слова? В первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается Ь. Чем ещё отличаются слова? Они отличаются значением.

Изменилось значение слова? Важно ли на конце писать ь?

Мягкий знак – хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в брать...
Так что, всем несдобровать –
Тем, кто вздумает лениться,
Без старания учиться.
Так что, дети не ленитесь
И примерно все трудитесь.
И тогда могу сказать:
Все получите вы пять.

8. Игра «Превращение слов» ( кидаю мяч)


Я вам буду говорить  слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси,  медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.

- Работа в учебнике с. 136

  1. чтение слов столбиками;
  2. чтение рассказа , постановка вопросов по содержанию детьми.

- поставьте вопросы по тексту?


9. Итог урока.
Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
- С какой новой буквой познакомились?
-  Звук она обозначает?
- Какова роль ь?
-Догадайтесь,  какое слово я задумала? В этом слове 1 слог,  4букв,  3 звуков ( это большое животное - лось)

- Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)

- Для чего нужен мягкий знак?

- Какие слова с мягким знаком вы запомнили?
- Что на уроке было особенно интересным?
- В чём испытали трудность?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».

Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.

Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной  "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...