Конспект урока. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

 

 

З класс 

Тема. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после  шипящих.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с новым орфографическим правилом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _v_konce_imen_sushchestvitelnyh__posle__shipyashchih.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Лазуненко Светлана Николаевна

Русский язык

3 класс

Тема. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после  шипящих.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с новым орфографическим правилом.

Задачи

Предметные: учить писать имена существительные с шипящими на конце.

Метапредметные

  1. познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
  2. коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  3. регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
  4. личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы.  2 класс.  В 2-х ч. Ч. 2. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2004. – 128 с. - (УМК  Гармония)
  2. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: для учащихся средней школы – 39-е издание -  М.: Просвещение, 1986 – 224 с.

Планируемые результаты

Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании ь на конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.

Метапредметные

  1. познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; создавать модель для решения орфографической задачи; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
  2. коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
  3. регулятивные: ученик получит возможность учиться: составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  4. личностные: ученик получит возможность для формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых орфографических задач.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Организация проверки рабочего места учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя в классе:

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно передайте пожелание удачи.

Проверка готовности  рабочего места к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя в классе: учащиеся желают друг другу удачи.

Этап  мотивации и  целеполагания

  1. Организация фронтальной работы.
  2. - Прочитайте вопрос, записанный на доске:

надо ли писать ь в конце имен существительных после шипящих?

  1. - Легко ли сразу ответить на вопрос?

- Найдите в домашней работе слова, к которым можно задать этот вопрос.

- Можно ли теперь ответить на вопрос?

- Поставим перед собой цель – ответить на поставленный вопрос.

- Сформулируйте тему.  О каких словах сегодня будем говорить?

Учащиеся анализируют домашнюю работу, находят нужные слова с шипящей на конце (грач, врач).

Определяют учебно-познавательный мотив.

Определяют цель урока.

Определяют тему урока:

«Имена существительные с шипящим на конце».

Предварительное домашнее задание:

по выбору упражнение №500 или упражнение №501. 

Этап актуализации знаний

  1. Организация фронтальной работы.
  2. - Каким источником информации можно воспользоваться, чтобы ответить на вопрос?

- Словарь, конечно, вам будет сегодня помогать, но он  не всегда есть под рукой, значит необходимо знать правило, а его можно получить в готовом виде из перечисленных источников, а можно самостоятельно попробовать сделать открытие на основе наблюдения.

  1. - Выберите, по какому пути вы сегодня пойдете: найдете правило в учебнике или будете наблюдать за словами и составлять правило самостоятельно.

Учащихся приводят примеры: учебная литература, взрослые, статья в интернете,

орфографический словарь, одноклассники, собственные наблюдения.

Планируют учебные действия.

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала

Организация самостоятельной работы учащихся.

  1. - Те, кто выбрал учебник,  возьмите карточку с заданием со стола .
  2. (См. Приложение 1)
  3. - Те, кто будет проводить наблюдение, воспользуйтесь памяткой.
  4. (См. Приложение 2)
  5. - Свои наблюдения оформите на большом листе. По желанию вы можете с кем-нибудь объединиться.

- Все ли понятно? Начните работу.

Учащиеся анализируют, наблюдают, сравнивают, планируют свою работу, делают выводы.

Учащиеся самостоятельно по своему желанию выбирают способ поиска информации и способ работы: индивидуальная работа или групповая.

Слайд 4 (См.СD-диск)   

Слова для наблюдений учащиеся подбирают самостоятельно. Для помощи в подборе слов учитель открывает на доске картинки с изображениями предметов: мышь, рожь, ландыш и т.д. Правильность написания слов учащиеся проверяют по орфографическому словарю.

Организация выступлений учащихся.

  1. - Кто хочет рассказать о своих наблюдениях?

Организация самостоятельной работы.

  1. - Проверим ваши наблюдения по учебнику. Прочитайте правило, отметьте значком – «галочка» информацию, которая не прозвучала.
  2. - Как теперь вы сформулируете правило?

Презентация результатов самостоятельной работы.

(варианты работы учащихся

см. Приложение 3)

Одна группа (или ученик) выступает, а задача остальных -  дополнить ответ.

Учащиеся сравнивают полученные результаты с правилом, контролируют правильность выполнения задания.

Этап первичного закрепления

Организация самостоятельной работы учащихся.

- Найдите и прочитайте памятку в учебнике.

- Какие необходимо выполнить действия, чтобы не ошибиться в написании слов с шипящим на конце?

- Проговорите о своих действиях соседу по парте.

- Поиграйте в учителя и ученика: один диктует слова с новой орфограммой, а другой рассуждает по памятке и записывает слова. Слова можно выбрать из упражнений в учебнике.

- Кто хвалит своего ученика и за что?

Учащиеся взаимодействуют друг с другом, контролируют правильность написания слов.

Оценивают деятельность товарища.

Этап встраивания нового материала в систему знаний

Организация фронтальной работы.

  1. - Прочитайте строки:

Ветер, ветер, ты могуч?,

Ты гоняеш? стаи туч?...

- Решите орфографические задачи.

Учащиеся пытаются объяснить правописание ь после шипящих.

  1. Вывод: ещё не все секреты ь знака мы знаем.

Учащиеся могут объяснить только правописание слова гоняешь (окончание глагола 2 лица, ед.числа). Две другие орфографические задачи остаются нерешенными.

Этап подведения итогов урока. Рефлексия

  1. - Предлагаю дома потренироваться в решении известных орфографических задач. Выберите домашнее задание:

а) упр. 507;

б) из словаря в конце учебника (с.110) выписать 10 слов с новой орфограммой.

Организация индивидуальной работы.

  1. Рефлексия.

- Оцените собственную работу на уроке, продолжив одно из предложений: «Я запомнил…», ««меня сегодня удивило…»…и т.д. Свои высказывания запишите на листочек.

Самостоятельно выбирают задание.

Учащиеся анализируют свою учебную деятельность.

Метод рефлексии «Шесть башен».

Цель: оценить собственную работу на уроке.

Необходимые материалы: на доске карточки со словами: удивился, научился, запомнил, повторил, узнал, захотелось  – это фундамент для башен; стикеры у каждого ученика.

Проведение: На доске вывешены карточки со словами: удивился, научился, запомнил, повторил, узнал, захотелось. Учитель объявляет, что ученики будут строить башни, высказывая свое мнение об уроке, начиная словами «я сегодня запомнил…» или «меня сегодня удивило…» и т.д. Свои высказывания надо записать на листочек - стикер.  Затем, записи наклеиваются на доску друг над другом в соответствии с начальным словом. Можно предложить прокомментировать некоторые ответы вслух.

Примечание: учащиеся сами выбирают количество башен, к которым хотели бы построить предложение.

Приложение 1.

Работа с учебником.

Прочитай правило о ь в именах существительных, оканчивающихся на шипящий.

Ответь на вопросы:

а) Когда надо писать ь после шипящего на конце имени существительного?

б)Когда не надо писать ь после шипящего на конце имени существительного?

в) Какую работу выполняет ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих согласных?

г) Как подчёркивать новую орфограмму?

д) Дострой схему и объясни её.

        [ч,] ([щ,][ш])

Приложение 2.

«Памятка для наблюдений» используется учениками на различных уроках: математике, окружающем мире, литературном чтении и др. В зависимости от учебного предмета объектом для наблюдений могут быть числа, выражения, литературные произведения, животные, растения, звуки речи, предложения и т.д. На данном уроке в качестве объекта выступают слова.

Памятка для наблюдения.

  1. Выбери объекты для наблюдения.
  2. Сравни объекты: что общего, чем отличаются.
  3. Раздели объекты на группы, назови общий признак каждой группы.
  4. Сделай вывод.

Приложение 3.

Примеры детских работ в результате наблюдения за словами.

Группа 1

Ь                                       без Ь

дочь                                ландыш

                          мышь                                врач

                           рожь

имена существительные                имена существительные

ж. р.                                  м. р.

Группа 2

Общее: это имена существительные с шипящим на конце.

Различие: пишутся с ь или без ь

                                с Ь                Ь не пишется

                                мышь                карандаш

                                речь                         грач

                                                        ландыш

Группа 3

Общее: все слова имена существительные в единственном числе, именительном падеже с шипящим в конце.

Различие: разный род.

Женский род                Мужской род

мышь                        врач

рожь                                карандаш

                                           ландыш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"

Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах" в 4 классе по УМК "Перспектива"...

конспект урока русского языка : " Понятие об имени существительном"

Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»....

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс

урок русского языка в 3 классе программа Школа России...

ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений»

ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных  1, 2 и 3 склонений» Цели урока: 1.Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний...

Конспект урока «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Разработка урока по теме:«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»....

Презентация к уроку "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Презентация к уроку "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"...