Рабочая программа по русскому языку 3 классОС "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование (русский язык, 3 класс) на тему

Номоконова Ирина Геннадьевна

Рабочая программа по русскому языку, ЩС  "Школа 2100" , 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkiy_yazyk_3_klass.rar28.92 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена 

на заседании МО

Протокол №___  от «____» _______200____г.

 

руководитель МО _________

                              (Кривицкая В.Н.)

                                                                               

Утверждена

Приказ по школе № _____

от «___» _________200___г.

Директор ________(Рогалёва А.В.)

Согласована

«___» __________________200___ г.

Замдиректора по УВР__________

                                   (Старицына Т.И.)

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Русский язык

Класс: 3«б»

Вид программы : базовая

УМК:  «Школа 2100»

Автор программы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Обеспеченность УМК:  100%

Автор-составитель: Номоконова И.Г..,

учитель первой квалификационной

категории МОУ НСОШ

Стаж:  28 лет

2011  / 2012  уч. год

Пояснительная записка

Курс русского языка осуществляется в 3-м классе по учебнику «Русский язык», разработанным авторами Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, являющийся составной частью комплекта учебников образовательной программы «Школа 2100», рекомендован Департаментом общего среднего образования РФ, входят в Федеральный комплект. Обучение происходит по технологии Е.В. Бунеевой.

Цели и задачи курса русского языка в начальной школе:

  1. Развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета.
  1. Развитие  у детей патриотического чувства по отношению к русскому языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге через язык и созданные на нём тексты, с миром и самим собой;
  3. Формирование у детей чувства языка;
  4. Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. Сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно, говорить, читать, писать, слушать на разном языке;

В 3-м классе продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений. Вводится понятие предложение с прямой речью. Постоянно обращается внимание детей на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. с точки зрения его звукового состава;
  2. с точки зрения его морфемного состава;
  3. с точки зрения его грамматического значения;
  4. с точки зрения его лексического значения, словоупотребляемости.

В 3-м классе большое внимание уделяется развитию орфографической зоркости, части речи становятся главным предметом изучения. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

Курс русского языка, имеющих практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения. РНК учитывается при составлении предложений, в творческих работах, сочинениях, примерах, близких учащимся при объяснении учебного материала.

Программа предусматривает специальные уроки, отведённые для контроля знаний. Авторы программы разработали систему контрольных и самостоятельных проверочных работ, содержащих различные виды работ по всем разделам и темам программы 3-его класса.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам  по русскому языку к учащимся к концу 3 класса

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, к совершенствованию своей речи, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов.

ЗНАТЬ: правила правописания слов с изученными орфограммами;

  1. определение окончания и основы слова;
  2. определение имени существительного, имени прилагательного и глагола;
  3. название и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое), второстепенных, однородных членов предложения.

УМЕТЬ: производить звукобуквенный анализ доступных слов;

  1. видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» места, графически обозначать, находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  2. правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (55 – 60 слов), правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с Ь;
  3. находить в слове окончание, основу, составлять из слов предложения, образовывать слова с помощью суффиксов и приставок. Подбирать однокоренные слова, разбирать по составу доступные слова;
  4. распознавать имена существительные, имена прилагательные личные местоимения, глаголы, производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  5. определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  6. разбирать предложения по членам, ставить вопросы, выделять из предложения сочетания слов;
  7. Видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложении с однородными членами;
  8. Составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  9. Отличать сложные предложения от простых, ставить запятую между частями сложного предложения, конструировать сложные предложения;
  10. Осознавать важность орфографически-грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  11. Читать художественные тексты учебника, делить текст на части, с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану, читать и понимать учебно-научные тексты;
  12. Писать свободный диктант (40-50 слов), изложение (60-70слов) повествовательного характера, сочинение (15 – 20 предложений) на данную тему.

Распределение учебного материала по литературному чтению

по четвертям учебного года

Название раздела, изучаемых тем урока

Кол-во часов

I четверть(36 часов)

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником.

Что мы знаем о слове

Раздел I      «ПОВТОРЕНИЕ»

2

Что мы знаем о тексте

3

Что мы знаем о слове, предложении, тексте. По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

4

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

5

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

6

Развитие умения писать заглавную букву в именах собственных. Проверочное списывание.

7

Проверочный диктант №1

Раздел II «СЛОВО.   ЧАСТИ СЛОВА.     КОРЕНЬ.

ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ»   

8

Повторение понятия «корень слова», «Однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

9

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

10

Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

Раздел III  «ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА»

11

Правописание проверяемых согласных в корне слова (на конце и середине слова)

12

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

13

Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова, графически обозначать орфограмму

14

Проверочная работа № 1

Раздел IV  «УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ»

15

Понятие об удвоенных согласных буквах

16

Правописание слов с удвоенными согласными буквами

17

Творческая работа

18

Проверочная работа № 2

Раздел V  «НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

19

Наблюдение над словами с непроизносимым согласным  звуком в корне слова

20

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные  звуки в корне

21

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

22

Слова, в которых нет непроизносимого согласного  звука

23

Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых согласных в корне слова

24

Правописание проверяемых согласных в корне слов. Творческая работа. №2. Сочинение по опорным словам

25

Проверочная работа № 3

26

Контрольный диктант №2

Раздел VI   «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

27

Правописание безударных гласных в корне слова

28

Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне слова

29

Развитие умения видеть в словах орфограмму «безударные гласные»

30

Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова

31

Свободный диктант. Сочинение по опорным словам

32

Проверочная работа № 4

II четверть(28 часов)

Раздел VII «СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ»

33

Знакомство с понятием «сложные слова»

34

Соединительные гласные О и Е в сложных словах

35

Образование сложных слов

36

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в реи для характеристики людей

37

Свободный диктант Употребление в речи и правописание сложных слов.

38

Контрольный словарный диктант. Проверочная работа №5

Раздел VIII «ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА»

39

Приставка, её роль в слове (повторение)

40

Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки

41

Правописание безударных гласных в приставках

42

Приставки про-, пра-, по-и па- , их правописание.

43

Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня

44

Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня

45

Звук й и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных Ъ и Ь

46

Проверочная работа №6

47

Контрольная работа №4

Раздел X «ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА, СУФФИКС»

48

Понятие об окончании и основе слова

49

Развитие умения находить в слове окончание и основ

50

Суффикс и его роль в слове

51

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

Раздел XI «РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ»

52

Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу

53

Упражнение в разборе слова по составу. Словарный диктант

54

Проверочная работа №6

55

Контрольный диктант

III четверть(40 часов)

Раздел XII  «ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

56

Части речи в русском языке

57

Определение имени существительного

58

Роль имён существительных в речи. Творческая работа: составление текста

59

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

60

Обобщение. Что мы знаем об именах существительных

Раздел XIII  «РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

61

Изменение имён существительных по числам

62

Образование множественного числа имён существительных

63

Окончания имён существительных в ед. и мн. числе. Разбор  имени существительного как часть речи

64

Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

65

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

66

Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами

67

Разбор имён существительных по составу

68

Творческая работа

69

Обучающее изложение «Мурлыка»

70

Проверочная работа №8

Раздел IX. «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.»

71

Понятие о местоимении. Личные местоимения

72

Местоимения 1,2,и 3- лица. Правописание предлогов с местоимениями

73

Разбор местоимения как части речи

74

Роль местоимений в речи. Обучающее изложение «О себе»

75

Свободный диктант «Паучок». Закрепление знаний

76

Проверочная работа № 9.

Раздел X. «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

77

Определение имени прилагательного

78

Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с существительными

79

Разбор имени прилагательного как часть речи

80

Окончания имён прилагательных в мужском, женском и среднем роде во множественном числе

81

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами.

82

Словообразование имён прилагательных

83

Разбор имён прилагательных по составу. Сочинение по опорным сочетаниям слов

84

Проверочная работа № 10.

85

Контрольный диктант № 5

Раздел  XI. «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

86

Определение глагола как части речи

87

Изменение глаголов по временам

88

Суффикс л в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

89

Изменение глаголов по числам.

90

Употребление частицы не с глаголами. Правило употребления частицы не с глаголами

91

Развитие умения писать частицу не с глаголами. Свободный диктант.

92

Понятие о неопределённой форме глагола

93

Неопределённая форма глагола. Правописание Ь в глаголах в неопределённой форме.

IV четверть(32 часа)

94

Образование времени от неопределённой формы глагола. Разбор глагола как части речи

95

Проверочная работа  № 11

96

Контрольный диктант № 5

97

Контрольное изложение «перелётные птицы»

Раздел XII. «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

98

Виды предложений по цели высказывания

99

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. Восклицательные и невосклицательные предложения.

100

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

101

Понятие о второстепенных членах предложения

102

Составление схем предложений и предложений по схемам. Предложения распространённые и нераспространённые.

103

Разбор предложений. Контрольный словарный диктант.

Раздел XIII.  «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»

104

Однородные подлежащие и сказуемые

105

Упражнение в нахождении однородных членов предложения

106

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

107

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения

108

Свободный диктант «Ёж»

Раздел XIV.  «Простые и сложные предложения...»

109

Понятие о простом и сложном предложении

110

Запятая в сложном предложении без союзов схема сложного предложения

111

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

112

Разбор простого и сложного предложения. Свободный диктант

113

Проверочная работа № 13

Раздел XV.    «ПОВТОРЕНИЕ»

114

Повторение знаний о предложении и тексте, частях речи. Контрольный словарный диктант

115

Повторение изученных орфограмм и состава слова

116

Повторение частей речи, их грамматических особенностей

117

Итоговая контрольная работа

118

Итоговый контрольный диктант

ИТОГО:

136 час


Тема,

раздел программы

                       

     

                                         Требования

   

          Содержание

Базовые

Повышенные

Контроль знаний

называть

Различать сравнивать

Приводить примеры

Кратко характеризовать

Знать последовательность действий

Находить и исправлять ошибки

Самостоятельно выполнять учебные задачи

Решать творческие задачи

Базовые

Повышенные

  1. Слово (55 часов)

Части слова

Корень слова

+

+

+

+

+

+

+

Однокоренные слова

+

+

+

+

+

+

+

+

Чередование согласных звуков в корне слова

+

+

+

+

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

+

+

+

+

+

+

+

Удвоенные согласные

+

+

+

+

+

+

+

Непроизносимые согласные в корне слова

+

+

+

+

+

+

+

Правило проверки непроизносимых согласных в корне слова

+

+

+

+

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

+

+

+

+

Обобщённое правило правописания проверяемых согласных в корне слова

+

+

+

+

Сложные слова

+

+

+

+

+

Соединительные гласные О, Е в сложных словах

+

+

+

+

+

Использование сложных слов (существительных, прилагательных) в речи для характеристики людей

+

+

+

+

+

+

Части слова

+

+

+

+

Приставка, её роль в слове

+

+

+

+

Различение приставки и предлога

+

+

+

+

+

+

Безударные гласные в приставках, их правописание

+

+

+

+

+

+

Удвоенная согласная на стыке приставки и корня

+

+

+

+

+

+

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь

+

+

+

+

+

+

Окончание слова

+

+

+

+

+

+

+

Основа слова

+

+

+

+

+

Суффикс и его роль в слове

+

+

+

+

+

Составление слов по схемам

+

+

Порядок разбора слов по составу

+

+

+

+

Тема,

раздел программы

                       

     

                                           Требования

   

          Содержание

Базовые

Повышенные

Контроль знаний

называть

Различать сравнивать

Приводить примеры

Кратко характеризовать

Знать последовательность действий

Находить и исправлять ошибки

Самостоятельно выполнять учебные задачи

Решать творческие задачи

Базовые

Повышенные

  1. Части речи (55 часов)

Части речи в русском языке

 +

+

+

+

Имя существительное

 +

+

+

+

 Роль имён существительных в речи

 +

+

+

+

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

 +

+

+

+

Род имён существительных

 +

+

+

+

+

Окончания имён существительных М.р, Ж.р, Ср.р

 +

+

+

+

+

Изменение имён существительных по числам

+

+

+

+

Образование мн.ч имён существительных

+

+

+

+

+

Разбор имени существительного как части речи

+

+

+

Уменьшительно-ласкательное значение имён существительных

 +

+

+

+

+

+

+

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

+

+

+

+

Разбор имён существительных по составу

+

+

+

+

Местоимение  как часть речи

+

+

+

+

Личные местоимения

+

+

+

+

Правописание предлогов с местоимениями

+

+

+

+

+

Роль личных местоимений в речи

+

+

+

+

Разбор местоимения как части речи

+

+

+

+

+

Имя прилагательное как часть речи

 +

+

+

+

+

Роль имён прилагательных в речи

+

+

+

Окончания имён прилагательных М.р, Ж.р, Ср.р и во множественном числе

 +

+

+

+

+

Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

+

+

+

+

+

+

+

Словообразование имён прилагательных

 +

+

+

+

+

Разбор имён прилагательных как часть речи

+

+

+

+

Глагол как часть речи

+

+

+

+

+

Времена глаголов

 +

+

+

+

+

Суффикс л в глаголах Прош. времени

 +

+

+

+

+

Изменение глаголов Прош. времени по родам

+

+

+

+

+

+

+

Изменение глаголов по числам

+

+

+

+

+

+

+

Частица не с глаголами

+

+

+

+

Неопределённая форма глагола

+

+

+

+

Правописание Ь в глаголах неопр. формы

+

+

+

+

Образование времени от глаголов неопр. ф.

+

+

+

+

Разбор глагола как часть речи

+

+

+

+

+

+

Предложение

Виды предложений по цели высказывания

+

+

+

Интонация в предложениях

 +

+

+

+

Логическое ударение

+

+

+

+

Восклицательные и невосклицательные предложения

+

+

+

+

Грамматическая основа предложения

 +

+

+

+

+

Определение подлежащего и сказуемого

 +

+

+

+

+

Второстепенные члены предложения

 +

+

+

+

+

Составление схем предложений и предложений по схемам

+

+

+

+

+

+

Распространённые и нераспространённые предложения

 +

+

+

+

+

Однородные подлежащие и сказуемые

 +

+

+

+

+

Графическое обозначение однородных членов

+

+

+

+

+

+

Порядок разбора предложений с однородными членами

+

+

+

+

+

Запятые в предложениях с однородными членами

 +

+

+

+

+

Простые и сложные предложения

+

+

+

+

+

+

+

Запятая в сложном предложении без союзов

+

+

+

+

Схема сложного предложения

+

+

+

+

+

+

+

Разбор простого и сложного предложения

+

+

+

+

+

+

Текст

Абзац

+

+

+

+

+

+

Деление текста на абзацы

+

+

+

+

+

+

Озаглавливание частей текста

+

+

+

+

Составление простого плана

+

+

+

+

Воспроизведение текста по плану

+

+

+

+

Сочинение по опорным словам

+

+

+

+

Свободные диктанты

+

+

+

+

Каллиграфия

(сквозная тема)

Начертание букв

+

+

+

+

+

+

+

Написание соединений

+

+

+

+

+

+

+

Гигиенические навыки письма

+

+

+

+

+

+

+


Литература для учащихся:

  1. Бунеев Р.Н.,. Бунеева Е.В, Пронина О.В.   «Русский язык», учебник 3 класс в двух частях – М:. «БАЛАСС», 2006г.
  2. Комисарова Л.Ю. «Дидактический материал по русскому языку» -  М:. «БАЛАСС», 2006г.
  1. Бунеева Е.В. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» – М:. «БАЛАСС», 2006г.
  2. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Толковый словарь для учащихся начальных классов» - М:. «Просвещение» 1996г.

Литература для учителя:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, Пронина О.В.   «Программа по русскому языку для четырёхлетней начальной школы» -  М:. «Просвещение», 1998г.
  2. Бунеева Е.В, Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А.  «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя, – М:. «БАЛАСС», 2005г.
  3. Бунеев Р.Н.,. Бунеева Е.В  «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие к учебнику «Русский язык», 3 класс» - М:. «БАЛАСС», 2005г.
  4. Волошина О.В. «Тесты. Русский язык» - М:. «Дрофа» - 2000г.
  5. Матвеева а.Н. «Контрольные работы в начальных классах по русскому языку» - М:. «Дрофа» - 1999г.
  6. Баталова В.К., Каткова Е.Г., Литвинова Е.А.»Сборник тестовых заданий» - М:. «Интеллект – центр», 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" ФГОС 1класс

Рабочая программа с  тематическим планированием...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку, соответсвует положению о рабочей программе. Содержит: пояснительную записку, требования к результатам. УМК, тематическое планирование, календарно-тематическое план...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса, авторы Бунеевы. Программа составлена в соответствии  с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку ОС 2100 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" на 153 часа в год

Программа составлена из расчёта 4,5 часа в неделю...