"Сопоставление правил о написании безударных гласных и парных согласных в корне слов".
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Афонина Ольга Александровна

Данный урок построен в форме путешествия по океану орфографических знаний.  Урок позволяет закрепить умение проверять безударные гласные и парные согласные в корне слова, отработать навык правильного орфографического письма, сформировать умение подбирать однокоренные слова, отработать умение разбирать предложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.

3.Введение нового слова.

4. На острове Безударных гласных. Упражнение в написании слов с безударными гласными.

5. Остров Пиратов. Физминутка.

6. На острове Парных согласных. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце и в середине слова.

7. Итог урока.

- Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний. Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в путь!

- Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмём с собой в корзине, попробуйте отгадать?! Запишем отгадки, поставим над словами ударение, подчеркнём буквы, написание которых надо запомнить.

  1. В огороде вырастаю,

      А когда я созреваю,

      Варят из меня томат,

      В щи кладут и так едят.

  2. Лоскуток на лоскутке-

      Зелёные заплатки,

      Целый день на животе

      Нежится на грядке.

  3. На грядке длинный и зелёный,

      А в кадке жёлтый и солёный.

  4. Дом зелёный тесноват:

      Узкий, длинный, гладкий.

      В доме рядышком сидят

      Круглые ребятки.

      Осенью пришла беда-

      Треснул домик гладкий,

      Поскакали кто куда

      Круглые ребятки.

  5. Неказиста, шишковата,

      А придёт на стол она,

      Скажут весело ребята:

      «Ну, рассыпчата, вкусна!»

  6. Сидит красная девица в темнице,

      А коса на улице.

( По мере отгадывания загадок-заданий дети заполняют корзинку овощами-отгадками).

Запись в тетради:

 Помидор, капуста, огурец, горох, картофель, морковь.

- Почему написание подчёркнутых букв в данных словах надо запомнить? ( В русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить).

- Итак, мы отправляемся в путь! Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом «погода». Когда шёл дождь, мела метель, то говорили, что на улице «непогода», «ненастье». Сейчас словом «погода» называется любое состояние атмосферы.

Запись на доске:

погода-непогода

- Можно ли проверить написание безударной гласной в корне слова? ( Нет.)

- Какой же вывод мы можем сделать? ( Безударную гласную «о» в словах «погода» и «непогода» надо запомнить.)

- Запишем слова в тетрадь, поставим ударение, подчеркнём безударную непроверяемую гласную.

- Давайте подберём однокоренные слова к слову «погода». Какие слова называются однокоренными? ( Слова, у которых одинаковый корень и одинаковый смысл.)

Запись в тетради:

Погодушка, погодный, погожий.

- Как пишутся корни в однокоренных словах?           ( Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.)

- Выделим корень в словах.

- Итак, мы можем отправляться в путь! Давайте закроем глаза и представим бурное море.

(Включается видео-запись с музыкальным сопровождением. «Море».)

- Откройте глаза. А вот и наш корабль! Мы находимся в Океане Орфографических Знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен коварные осьминоги. Освободить же их нам поможет только королева Ударение. Как вы думаете, почему? ( Так как проверить безударную гласную можно ударением.)

- Давайте освободим жителей острова от злых осьминогов в данных сочетаниях слов.

(На доске записаны словосочетания. Работа выполняется учащимися индивидуально.)

 1. б…льшая акула

 2. з…лёные водоросли

 3. г…лодные рыбы

 4. огромная в…лна


 1. м…рская зв…зда

 2. п…тнистый угорь

 3. шустрые м…льки

 4. д…лёкая стр…на


 1. м…л…дой рак

 2. х…лодное т…чение

 3. п…л…сатый м…ченосец

 4. уд…вительная с…нева

- Давайте проверим, уберём осьминогов и вставим нужные безударные гласные. Докажите, что именно эту, а не другую гласную нужно написать.

(Класс оценивает правильность ответов с помощью сигнальных карточек. Освобождённые от осьминогов буквы возвращаются на остров Безударных гласных.)

- Какие гласные чаще всего бывают «ошибкоопасными» в безударном положении?

- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Надо эту гласную поставить под ударение.)

- Плавание продолжается. Наш корабль приближается ещё к одному острову. Да это же остров Пиратов! Нам нужно побыстрее уплыть отсюда! Но для этого мы должны действовать сообща, дружно! Повторяйте скорее за мной:

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Улыбнитесь, поклонитесь.

Ниже, дети, не ленитесь!

Снова руки развели,

Снова наклонимся

И от острова Пиратов

Быстро удалимся!

(Дети импровизируют, имитируют, как гребут вёслами.)

- Молодцы! Как быстро мы уплыли от Пиратов! А на нашем пути остров Парных согласных. Здесь ещё утро, некоторые из звуков ещё не проснулись. Назовите все парные согласные, и «спящие» тут же проснутся.

(Дети произносят парные согласные, а учитель открывает «проснувшиеся» звуки.)

- Правит этим островом царь Гласный и его помощники- добрые «волшебники»- звонкие согласные «р», «л», «м», «н». Как вы думаете, почему? (Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный согласный.)

- Сейчас вы должны доказать умение обозначать на письме буквами парные согласные звуки в «ошибкоопасных» местах в слове. Перед вами на листочках начало сказки. Давайте прочитаем.

   Погожим днём выле… на бере… грус…ный  кра… . Он увидел у камня свою сосе…ку ули…ку.

- Куда же исче… ёр…?-спросил кра… .

- Кто вылез на берег?

- Кого увидел краб?

- Что спросил краб у улитки?

- Как вы думаете, что могла ответить крабу улитка?

- Попробуйте, работая в своей группе, придумать продолжение сказки и инсценировать её.

(Дети импровизируют, придумывают продолжение сказки и по группам её инсценируют.)

- Запишите начало сказки, проверяя все встречающиеся в тексте орфограммы.

 (Запись текста в тетрадь.)

- Как же мы проверяли парные согласные в корне слов?

(Задание, предложенное классу, проверяется с помощью сигнальных карточек.  Дети называют проверочные слова.)

- На какое правило ещё встретилось слово в тексте? (Написание непроизносимой согласной.)

- Как же мы проверили непроизносимую согласную в корне слова?

- Давайте в первом предложении подчеркнём главные и второстепенные члены, надпишем части речи.

- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Теперь мы можем отправляться домой. Огромные скалы, как океанические ворота, задают вам вопрос: какие правила мы сегодня повторяли на уроке? (Ответы детей.)

- Вот и причалил наш корабль к берегу. Вы сегодня очень хорошо работали на уроке, показали свои знания по русскому языку. Чем понравилось вам путешествие? Что вам запомнилось? С какими морскими обитателями вы встретились?

-  Дома в своих тетрадях запишите продолжение сказки про морских обитателей.

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  3-М  КЛАССЕ.

ТЕМА:        «ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО  ОКЕАНУ  ОРФОГРАФИЧЕСКИХ

ЗНАНИЙ. СОПОСТАВЛЕНИЕ  ПРАВИЛ О  НАПИСАНИИ

БЕЗУДАРНЫХ  ГЛАСНЫХ  И  ПАРНЫХ  СОГЛАСНЫХ В  КОРНЕ  СЛОВ».

ЗАДАЧИ:1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ-закрепление умения проверять

безударные гласные и парные согласные в корне слова,

отработка навыка правильного орфографического письма,

формирование умения подбирать однокоренные слова,

отработка умения разбирать предложение.

2.РАЗВИВАЮЩИЕ-развитие познавательных интересов,

творческих способностей, самостоятельности, интеллекта,

речи, памяти, мышления, воли, эмоций, умения выделить

главное, сравнить, обобщить, логически изложить свои мысли,

формирование у учащихся умений преодолевать трудности в

проблемных ситуациях.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ- воспитание умения выслушивать

товарища, эстетическое воздействие на учащихся, воспитание

нравственности, культуры поведения, формирование трудовых

учебных навыков.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Страны-Океании Орфографических Знаний,

нарисованная корзина с овощами-вкладышами, рисунки с изображением

осьминожек, набор словарных слов, «ошибкоопасные» гласные и парные

согласные на карточках, индивидуальные карточки с напечатанным текстом для списывания, индивидуальные сигнальные карточки для учащихся, видеозапись «Море», детская литература на морскую тематику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение?...

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова

Презентация по теме: "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"...

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе: «Гармония» Тема: «Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.»

Открытый урок русского языка во 2 классепо программе: «Гармония»Тема: «Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.»...

Урок русского языка 2 класс умк "Гармония" по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок закрепления материала в нетрадиционной форме...

Презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Гармония" по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"

Презентация разработана к уроку русского языка по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"...

Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов

Технологическая карта и презентация урока русского языка " Упражнение в применении правила правописания безударных глных и парных согласных в корнях слов" во 2 классе УМК "Гармония"...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...