Урок занимательной грамматики
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Урок занимательной грамматики проведен в 3 классе. Использование наглядного материала (особенно красочного) очень нравится детям. В любом конкурсе дети начальной школы очень активно участвуют

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zanimatelnoy_grammatiki.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок занимательной грамматики. Закрепление знаний по теме: «Имя

           существительное», «Имя прилагательное».

Цель: закрепить знания по темам: «Имя существительное», «Имя

          прилагательное». Прививать любовь к русскому языку. Воспитывать у

          учащихся активность, чувство коллективизма и товарищества.

Оборудование: мяч, ларец, плакат со словам, грамота, конверты с заданиями,

          рисунок вазы с цифрами, призы.

                                      ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

        

  1. Организационный момент:

- Сегодня у нас необычный урок, а внеклассное занятие. Сегодня мы … (стук в дверь)

     2. Сообщение темы, цели и задачи урока.

(Входят король «Русский язык», принцы «Имя существительное», «Имя

          прилагательное».)

КОРОЛЬ: «Здравствуйте, Жанна Николаевна, здравствуйте ребята. Я – король «Русский язык», а это мои сыновья «Имя существительное», «Имя

прилагательное». Мы гуляли по вашей школе и решили заглянуть к вам в класс.

ПРИНЦ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»: Но мы пришли к вам не с пустыми руками, мы принесли вам интересные задания, которые хранятся вот в этом ларце.

«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»: А тех из вас, кто лучше всех знает русский язык ждет приз. Что это, вы узнаете в конце занятия.

УЧИТЕЛЬ: Ну что ребята, как вы считаете, справимся мы с заданием?

КОРОЛЬ: Жанна Николаевна, передаю Вам этот ларец с заданиями, а так же вот эту грамоту, в которой описаны правила проведения занятия. Я поручаю провести это занятие Вам, а мы будем следить за вашей работой.

УЧИТЕЛЬ: Я благодарю Вас, уважаемый король и принцы, за доверие. Я с радостью выполню Ваше задание. Садитесь, пожалуйста. (Король садится)

 ПРИНЦ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»: Вот в этих пакетах находится все то, что вам будет необходимо для проведения конкурсов.

«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»: Уважаемая, Жанна Николаевна, по приказанию нашего короля, мы Вам сегодня будем помогать.

УЧИТЕЛЬ: Мы принимаем Ваши условия и согласны участвовать в конкурсах. А что написано в этой грамоте? (учитель зачитывает грамоту)

                                     ГРАМОТА

Для проведения конкурса весь класс должен разделиться на 2 команды. В каждой команде необходимо выбрать капитана и придумать название. За каждый правильный ответ команда получает фишку, которая кладется в конверт. А при подведении итогов подсчитывается количество фишек у каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество фишек, считается победительницей и получает главный приз.

В ходе соревнования команды должны соблюдать правила поведения учащихся на уроке. Иначе за плохую дисциплину у команды будут забирать из конверта фишки. Желаем успеха

Король «Русский язык», принцы «Имя существительное», «Имя прилагательное».

- Итак, начинаем наш конкурс. Сначала нам необходимо разделиться на команды. Тридцать секунд подумайте и решите, кто у вас будет капитан и как назвать свою команду. (Дети совещаются)

- Кто капитан первой команды?

- Ваше название.

- Кто капитан второй команды?

- Ваше название.

- Команды вы готовы?

- Начинаем конкурс. Вот в этом ларце у нас задания, откроем его и достанем первый конверт.

КОНВЕРТ № 1.

Задание для 1 команды. Дано стихотворение:

Встала радуга-дуга

На крутые берега

Через речку мост готов

Он окрашен в семь цветов.

- Ребята перечислите названия цветов, из которых состоит радуга.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Какая эта часть речи?

Задание для 2 команды. Дано стихотворение:

Из-за леса

Темная,

Грозная,

Огромная

Выплыла сверкая

Туча грозовая

- Назовите прилагательные в этом стихотворении.

- Почему эти слова являются прилагательными?

Итог: Молодцы, вы справились неплохо с этими заданиями.

- А теперь откроем наш ларец и возьмем следующий конверт с заданиями.

КОНВЕРТ № 2

Загадки для первой команды.

Я – черный, красный, желтый, синий

С начинкой твердой в середине

Я с острым ножиком дружу

И что хочу, - изображу.

- Назовите отгадку.

- О каких карандашах говорится в загадке?

- Что помогло узнать нам, что это цветной карандаш?

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что обозначают эти слова?

- Так, что это за часть речи?

Загадки для второй команды.

Он пушистый

Серебристый

Белый, белый

Чистый, чистый

Ватой наземь лег.

- Что это?

- Как вы узнали, что это снег?

- Назовите имена прилагательные.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что обозначают эти слова?

Итог: И с этими заданиями вы справились неплохо. Продолжим наше занятие.

КОНВЕРТ № 3

Для первой команды.

В этих четверостишиях из стихотворения С. Есенина «С добрым утром» много прилагательных, стоящих во множественном числе. Необходимо назвать их:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

Для второй команды.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало заката,

Брезжит свет на заводи речные

И румянят сетку небосклона.

Итог: Молодцы, все справились.

КОНВЕРТ № 4

Задания для первой команды. Шуточные вопросы:

- Для ответов на каждый вопрос вам понадобится всего по одному прилагательному.

1. Каким гребнем голову не расчесывают? (Петушиным)

2. Какой год продолжается всего один день? (Новый)

3. Из какой тарелки не пообедаешь? (Пустой)

4. На какое дерево садится ворона во время дождя? (Мокрое)

Задания для второй команды.

1.Из какого крана нельзя напиться? (Подъемного)

2. Какую воду можно носить в решете? (Мерзлую)

3. В какой печи не пекут калачи? (Доменной)

4. Какие ворота находятся на поле? (Футбольные)

Итог: Молодцы! Но лучше всех отвечала …..

2.Разминка

- Ребята, вы немного устали и поэтому мы с вами сейчас поиграем. У меня в руках мяч. Я буду бросать его вам. Тот, кто получит этот мяч, должен будет быстро назвать одно прилагательное и вернуть мяч мне. Вы должны быть все очень внимательны.

- Итак, встал все, начинаем игру.

Мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим нашу работу.

- С какой речью очень тесно связано имя прилагательное?

- Так вот, в следующих конвертах у нас такие задания, при выполнении которых, вы должны будете применять свои знания по имени существительному.

КОНВЕРТ № 5

Задания ля первой и второй команд.

- Ребята перед вами на плакате написаны слова, в которых пропущены гласные буквы. Эти гласные вы не сможете проверить ударением, поэтому написание этих слов надо выучить наизусть.

1 команда                                        2 команда

Л…пата                                        ш…фер

К …стер                                        з …вод

Г…рох                                        г…зета

В…гон                                        к…пуста

К…рабль                                        р…бота

Б…гаж                                        п…ртрет

Пл…кат                                        с…рай

Итог: Молодцы,  вы в этих словах не сделали …..

КОНВЕРТ № 6

Задание первой команде.

- Попытайтесь по прилагательным узнать существительные. Оно должно быть с шипящим на конце.

Ночной (сторож)

Темная (ночь)

Родная (речь)

Солнечный (луч)

Острый (меч, нож)

Натопленная (печь)

Задание второй команде.

Вкусный (борщ)

Модный (плащ)

Верный (товарищ)

Футбольный (мяч, матч)

Маленькая (дочь)

Наглая (ложь)

Итог: Вы хорошо справились с этим заданием. Продолжаем наш конкурс.

КОНВЕРТ № 7

Загадки-шутки для первой команды. Командам для ответов необходимо подобрать только существительное.

1.Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)

2. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится? (Яма)

3. На носу сидим,

    На мир глядим,

    За уши держимся. (Очки)

 

Загадки-шутки для второй  команды.

1.Кто говорит на всех языках? (Эхо)

2. Сидит кошка на окошке, голова и хвост как у кошки, но все же не кошка. Кто это за зверь? (Кот)

3. Есть у меня работник

    Во всем помочь охотники.

    Живут не за стеной –

    День и ночь со мной.

    Ценный десяток –

    Верных ребяток. ( Пальцы)

Итог: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. А теперь мы проведем конкурс для капитанов.

КОНВЕРТ № 8

Задания для капитанов.

На столе в произвольном порядке разложены на карточках названия цветов.

Ромашка, василек, сирень, незабудка, гвоздика, одуванчик, герань, роза, клевер, лютик.

- Вы капитаны, должны выбрать только существительные 1 и 2 склонения и вложить  их в прорези под рисунками вазы с цифрами 1  и 2. Кто быстрей соберет букет? Будьте внимательны.

- У нас уже готовы букеты. Но на столе остались еще карточки со словами. Какого склонения эти слова?

- Как вы определили склонение этих существительных?

Итог: В конкурсе капитанов победил капитан ….. команды.

Общий итог:

- Ну что ж, ребята, в ларце больше нет заданий. На этом наше соревнование закончень.

- Давайте же все-таки повторим, что называется именем существительным и именем прилагательным?

КОРОЛЬ: Ребята, вы все молодцы. Мне понравилось, как вы работали. Но лучше всех работали ребята из команды ….. . Поэтому они получают главный приз. Я думаю, что вы все и дальше будете так хорошо учить и знать русский язык. В следующий раз, когда мы будем в вашей школе, то обязательно зайдем к вам в класс.

УЧИТЕЛЬ: Спасибо уважаемый Король за интересные задания, а Вам принцы за помощь. Заходите к нам еще, мы с удовольствием покажем наши знания. (Король и принцы уходят)

- Ребята, на этом наш урок занимательной грамматики окончен. Все вы молодцы, показали хорошие знания по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Занимательная грамматика"

Урок закрепления знаний.Ппонятие о русском языке как языке межнационального общения.Расширить словарный запас детей, используя дидактические игры, кроссворды, ребусы.Воспитывать культуру речи, любовь ...

Урок русского языка. Занимательная грамматика.

Урок закрепления знаний.Цели:Урок закрепления знаний.Понятие о русском языке как языке общения.Расширить словарный запас детей, используя дидактические игры, кроссворды, ребусы.Воспитывать культ...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....

Тест для урока занимательной грамматики на эрзянском языке

Тест используется на Уроке занимательной грамматик, проводимом в рамках празднования Дня эрзянского языка...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...