Синтаксис
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Правила русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sintaksis.doc412 КБ

Предварительный просмотр:

Правила

по русскому языку

 1 - 4

Хочу  всё  знать и  правильно писать!

Раздел    VІ

СИНТАКСИС

(раздел  грамматики, изучающий  строение  предложений)

  1. Что  называется  п р е д л о ж е н и е м  ?

      ☺ Предложение – это  группа  слов, связанных  между  собою  по  смыслу.

                                       Например: Идёт  волшебница-зима.

                                                         Почему  ёж  колючий?

                                                         Закройте  дверь!

  1. Как  предложение  обозначается  схематически ?

      ☺ Схематическое  обозначение  предложения:

            а) Светило  яркое  солнце. ‌‌ ‌‌__________  .

            б) Тётя  Надя  кормит  гусей, курей, уток.  ___ ___  ____  ___ , ___ , ___.

3. Назови  типы  предложений по цели высказывания.

      ☺ Предложения  по  цели  высказывания  бывают:

          - п о в е с т в о в а т е л ь н ы е (о чём(ком)-то  сообщается)

                             Например: Таня  подала  брату  книгу.

          - в о п р о с и т е л ь н  ы е (о  чём(ком)-то спрашивается)

                             Например: Черёмуха  пахнет ?

          - п о б у д и т е л ь н ы е (кого-то побуждают к действию)

                             Например: Подай, пожалуйста,  книгу.

  1. Назови  типы  предложений  по  интонации.

        ☺ По  интонации  предложения  бывают:

          - в о с к л и ц а т е л ь н ы е    (произносится  с  особым чувством, в  конце  ставится  восклицательный  знак !)

                            Например:      Снег  пошёл!

          - н е в о с к л и ц а т е л ь н ы е

                            Например:      Идёт  дождь.

  1. Что  изменится в  предложении, если  изменить  порядок  слов ?

       ☺ Если  изменить  порядок  слов  в  предложении, то  изменится  его  смысл, содержание  высказывания.

                           Например: Рыбки  живут  в  аквариуме.

                                              В  аквариуме  живут  рыбки.

6.  Что   такое    логическое    ударение ?

        ☺ Логическое  ударение – это  выделение  голосом  главного.

                           Например: Шла  Саша  по  шоссе. 

                                               Шла  Саша  по  шоссе.

7.  С    помощью    чего    устанавливают    связь    слов  в  предложении ? 

         ☺ Связь  слов  в  предложении  устанавливают с  помощью  ВОПРОСОВ.

                           Например:  Качается  под  ветром  зелёная  трава.

                                               качается  (где?)  под  ветром

                                               трава  (какая?)  зелёная

8. Что  составляет  грамматическую  основу       предложения ?

        ☺ Основу  предложения  составляют  ПОДЛЕЖАЩЕЕ  И  СКАЗУЕМОЕ.

                          Например:     Наступила    ночь.

9.  Что  называется   п о д л е ж а щ и м ?

         ☺ Подлежащее – это  главный  член  предложения, который показывает  о  ком  или  о  чём  говорится  в  предложении  и  отвечает  на  вопросы  КТО?  ЧТО?

                          Например:  П т и ч к а    поёт.

           Подлежащее  подчёркиваем  одной  чертой  (линией).

10. Что  называется  с к а з у е м ы м ?

          ☺ Сказуемое – это  главный  член  предложения, который  указывает  на  то, что  говорится  о  подлежащем, и  отвечает  на  вопрос ЧТО  ДЕЛАЕТ ?

                          Например:  Малышка   с п и т .

              Сказуемое  подчёркиваем  двумя  чертами  (линиями).

  1.  Как  называются  члены  предложения, которые  дополняют  подлежащее  и  сказуемое?

         Члены  предложения, которые  дополняют или  объясняют подлежащее  и  сказуемое, называют  в т о р о с т е п е н н ы м и.  Без  них  трудно  выразить  мысль  полно.

                         Например: Могучие   ели    покрылись   снегом. 

12.  Какими       бывают        предложения  по  степени  распространённости ?

     По  степени  распространённости  предложения  бывают  распространённые  и  нераспространённые.

  1. Нераспространённым   называют   предложение,  которое состоит  только  из  главных  членов  предложения – из  подлежащего  и  сказуемого.

                            Например:  Наступила    осень. 

  1. Распространённым  называют  предложение, которое     состоит  из  главных  членов  предложения  и  хотя  бы  одного    второстепенного.

                           Например:  Наступила  дождливая  осень.

13. Какими    бывают    предложения    по    наличию     г р а м м а т и ч е с к о й     о с н о в ы ?

  1. По  наличию  грамматической  основы  предложения  бывают   П Р О С Т Ы М И     И      С Л О Ж Н Ы М И.

          Простое  предложение – это предложение, в  котором  одна  грамматическая  основа  (одно  подлежащее   и   одно  сказуемое).

                          Например:  Воробей  клевал  крошки  хлеба.

  1. Сложное  предложение – это  предложение  с  двумя  и  больше  грамматическими  основами. Оно  состоит  из  двух  и  более  простых  предложений, между  которыми  ставится  ЗАПЯТАЯ.

                          Например:  Воробей  клевал  крошки  хлеба , а  кот         

                                              внимательно  следил  за  ним.

14. Что  можно  составить  из  ряда  предложений, связанных  по  смыслу?

           ☺ Из  ряда  предложений, связанных  между  собой  по  смыслу, можно  составить  ТЕКСТ.

15.  К а к и е      б ы в а ю т   второстепенные  члены  предложения ?

          ☺ Второстепенные  члены  предложения  бывают

               ДОПОЛНЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ  И  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

  1.   Что  называется  д о п о л н е н и е м ?

           ☺ Дополнение – это  второстепенный  член  предложения, который обозначает предмет и отвечает  на  вопросы  КОГО? ЧЕГО?  КОМУ? ЧЕМУ?  КОГО? ЧТО?  КЕМ? ЧЕМ?  О  КОМ?  О  ЧЁМ?

                          Например: Волчица  поделилась (чем?) дичью 

                                             (с  кем?)  с   приёмышем.   

                                             Не  послушался  петушок  (кого?) курочки.

         ► Подчёркиваем  дополнение  _  _  _  _  _  _  _  .

  1.   Какими    частями    речи     обычно     выражены     дополнения ?

      ☺     Дополнения       обычно        выражены       именем     существительным, местоимением  и  другими  частями  речи.

  1.   Что  называется  о п р е д е л е н и е м  ?

       ☺ Определение – это  второстепенный  член  предложения, который  отвечает  на  вопросы  КАКОЙ ?  ЧЕЙ ?   и  обозначает  признак  предмета.

                       Например:  На  поляне  растёт (какая?) белая  берёза.

        ► Определение  подчёркиваем                                           .

19.  Какими  частями  речи  выражены   определения?

       ☺ Определение  выражено  именем  прилагательным.

20. Что  называется  о б с т о я т е л ь с т в о м ?

      ☺ Обстоятельство – это  второстепенный  член  предложения, который  отвечает  на  вопросы    ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА?

                                             ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?  и  КАК?

                                             и   обозначает    место,   время,   способ  действия.

                       Например: (Как?) Тихо  подошёл  поезд.

       ► Обстоятельство  подчёркиваем  _ . _ .  _ . _ . _.  _ . _.  _ .

21.Какими  частями  речи  выражены  обстоятельства?

  ☺ Обстоятельства  выражены наречиями, существительными.

 

22. Что  такое  с л о в о с о ч е т а н и е ?

    ☺ Словосочетание – это  два  (с  предлогом – три)  слова, связанные  между  собой  по  смыслу  и  грамматически.  

      ► В  словосочетании  одно  слово – ГЛАВНОЕ, а  другое – ЗАВИСИМОЕ.

           Главное – это  слово, от  которого  ставим  вопрос.(Обозначается  крестиком). 

Зависимое – слово, которое  отвечает  на  вопрос  главного. (К  нему  ведём  стрелку  и  пишем  вопрос).             о  чём?

                           

                               Например: Мечтает  о  космосе. 

      ► Зависимые  слова  в  словосочетаниях  являются  второстепенными  членами. 23. Составляют  ли  словосочетание  подлежащее и  сказуемое ?

   ☺ Подлежащее  и  сказуемое  не  являются  словосочетанием, так  как  они  по  отношению  друг  к  другу  равноправны  и  взаимозависимы. Они  составляют  основу  предложения.                   

                                            что  сделал?                                       что?

                        Например:  Расцвёл                    подснежник.

24. Чем  может  быть  осложнено предложение?

     ☺ Предложение  может  быть  осложнено  ОДНОРОДНЫМИ  ЧЛЕНАМИ.  ►Однородные  члены  предложения  отвечают  на  один  и  тот  же  вопрос  и  зависят  от  одного  и  того  же  члена  предложения. Однородными  могут  быть  как  главные, так  и  второстепенные  члены  предложения.

а) ОДНОРОДНЫЕ  ПОДЛЕЖАЩИЕ – несколько  подлежащих  при  одном  сказуемом.

          Например: В  саду  созрели  сливы,  яблоки,  груши.

б) ОДНОРОДНЫЕ  СКАЗУЕМЫЕ – несколько  сказуемых  при  одном  подлежащем.

          Например: Вода  весело   шумела,  искрилась.

в) ОДНОРОДНЫЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

         Например: Белые, золотые, синие  цветы  качаются       над  головой.

г) ОДНОРОДНЫЕ  ДОПОЛНЕНИЯ.             

        Например:  Над  полями, над  дорогой  плывёт  летнее солнце.

                                                 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _    _ _ _ _ __ _ _ _ _ _  __  

д) ОДНОРОДНЫЕ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Например: Птицы  тревожно  и  торопливо  кричали.

                                                           _._._._._._._._._._.           _._._._._._._._._._.

 25. В  каких  случаях  с т а в и т с я  з а п я т а я  в  предложении  с  однородными  членами ?

      ☺ Запятая между  однородными  членами  предложения СТАВИТСЯ, если:

           - между  ними  нет  союзов;

  Например: Я  поймал  окуня,  щуку.

             - между  ними  есть  союзы  И, А, НО, ДА  (в  значении  НО);

   Например: Солнце  скрылось, но  вскоре  снова      появилось.

             - союзы    И,   ИЛИ  повторяются.

   Например:   Дети  и  пели, и  танцевали, и  играли.

26. В  каких  случаях   не  ставится  запятая  в  предложении  с  однородными  членами ?

     ☺ Запятая  НЕ  СТАВИТСЯ  между  однородными  членами  предложения, если  ДВА  ОДНОРОДНЫХ  ЧЛЕНА СВЯЗАНЫ ОДИНОЧНЫМИ   СОЮЗАМИ    И, ИЛИ, ДА

 (в  значении  НО).

   Например: В  зоопарке  мне  понравились  тигры  да  слоны.   

                           Капли  дождя  повисали  на  траве, на  кустах  и   деревьях.

27. Что  называется  о б р а щ е н и е м  ?

     ☺ Обращение – это  слово  или  сочетание  слов, которое  называет  того, к  кому  обращаются  с  речью.

       ► Обращение  грамматически  не  связано  с  членами  предложения  и  само  не  является  членом  предложения.

28. Правила  выделения  о б р а щ е н и й  запятыми.

            ☺ Обращения  на  письме  выделяются  запятыми.

            ► Если  обращение  стоит  в  начале  предложения, после  него  ставится  запятая.

                         Например: Голубушка, как  хороша!

Обр.

                        , ________ !        ► Если  обращение  стоит  в  середине  предложения, оно  с  двух  сторон  выделяется  запятыми.

                         Например: Как, милый Петушок, поёшь  ты   громко, важно.

Обр.

                                    ___ ,                , _____ .             ► Если  обращение  стоит  в  конце  предложения, перед  ним  ставится  запятая.

                         Например:  Добро  пожаловать , скворцы!

Обр.

                                            _________ ,             !29. Какое  предложение  называется  с л о ж н ы м?

       ☺ Сложным  называется  предложение, которое  состоит  из  двух  и  более  простых  предложений.

            ► Между  частями  сложного  предложения  ставится  запятая.

        Например: Пришла  весна, и  прилетели  птицы.

30. П р а в и л а   написания  предложения. 

 ► Предложение  начинаю  писать  с  большой (заглавной) буквы.

            ► Слова  в  предложении  пишу  отдельно.

            ► Имена  собственные  пишу  с  заглавной  буквы.

            ► В  конце  предложения  ставлю  знаки: .  ! ?

31. С и н т а к с и ч е с к и й   разбор  предложения.

   

☺ -  … . Это    предложение,  так   как   оно   выражает законченную   мысль.

        -  По     цели     высказывания      предложение  …  

    (повествовательное, вопросительное, побудительное).

        - По      интонации      предложение  …

     (восклицательное, невосклицательное).

        - Находим  грамматическую основу – подлежащее и  сказуемое.  В  предложении  говорится  о  … . Это    подлежащее. Подчёркиваем  одной  линией.

     …   (что  делает?)  … . Это  сказуемое. Подчёркиваем    двумя  линиями.

        -    По  наличию  грамматической     основы   предложение …   (простое, сложное).

        -    По     наличию       второстепенных      членов предложения     предложение  …

      (распространённое, нераспространённое).

        -      Предложение      осложнено   … (однородными  членами, обращением, прямой  речью).

       -   Устанавливаю    связь    между    словами     с        помощью     вопросов. …

       -   Составляю       схему        предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение синтаксиса в начальных классах

Изучение синтаксиса в начальных классах...

Технологическая карта по УМК "Планета знаний". Синтаксис и пунктуация.

Технологическая карта  УМК "Планета знаний" предназначена для обучения детей в 1 классе по теме"Синтаксис и пунктуация" в рамках инновационной программы: "Условия формирования УУД". Обучени...

Синтаксис

Сопоставительный анализ изучения раздела «Синтаксис» в различных учебно-методических комплектах по русскому языку для начальной школы (УМК «Школа 2100», УМК «Перспективная начальная школа»)...

синтаксис и пунктуация

задания по русскому языку в 5 классе...

Основы синтаксиса. Урок – презентация знаний по русскому языку с элементами здоровьесберегающей технологии .

Основы синтаксиса. ( Урок – презентация знаний по русскому языку с элементами здоровьесберегающей технологии . 3 класс) ...

Основы синтаксиса.

Основы синтаксиса.(  Урок – презентация знаний  по русскому языку с элементами здоровьесберегающей  технологии . 3 класс)...

Дидактический материал по теме "Синтаксис" по русскому языку в 4 классе

Анализ текстов из произведения калмыцких писателей, которые помогают организовать учебную деятельность школьников,углубят их знания народных традиций фольклора. Упражнения различны по степени трудност...