Виды и формы работы над усвоением слов с непроверяемыми написаниями.
методическая разработка по русскому языку по теме

Описаны виды и формы работы над усвоением слов с непроизносимым написанием, а также приведены фрагменты уроков по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды  и формы работы над усвоением слов с непроверяемыми написаниями.

 Обучение написанию слов с непроверяемыми написаниями

   У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания система по усвоению правописания словарных слов. Приведу примеры различных видов и форм работ над усвоением правописания слов, непроверяемых правилами.

1. РЕБУСЫ   И    КРОССВОРДЫ.

   Кроссворды и ребусы в данном случае не только забавный материал, но и  способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить её написание в памяти.

 1)

О

О

О

    Хочешь бегать далеко,

    Хочешь прыгать высоко,

    Пей почаще …(молоко)

2)

А

У

      Две гласные «А» и «У» одни

      Угадайте – кА, друзья,

      Очень много хруста

       Издает …(капуста)

3)

О

Р

О

 

О

Р

О

О

Р

О

О

Р

О

Прошу вас все назвать слова,

Где –оро- надо написать!      (хорош, мороз, город, горох)

4)

О

Р

О

О

Р

О

О

Р

О

О

Р

О

(Корова, сорока, ворона, воробей)

5)

О

О

 

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

потом

топор

горох

погода

солома

дорога

соловей

6)

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

    ветер

    север

    весело

    мебель

    деревня

    медведь


7) Кроссворд «Кто достанет арбуз»

А

А

А

А

А

- Отгадайте загадки:

          На окне стеклянный пруд,

          А рыбачить – не дают.      (Аквариум)

                         Что за чудо – синий дом!

                         Ребятишек много в нем.

                         Носит обувь из резины

                         И пытается бензином.   (Автобус)

          Это старый наш знакомый,

          Он живет на крыше дома –

          Длинноногий, длинноносый,

          Длинношеий, безголосый.

          Он летает на охоту

          За лягушками в болото.   (Аист)

                         Полосатое ядро,

                         Кумачовое нутро.

                         Хвостик как у хрюшки                    

                         В виде завитушки.    (Арбуз)

    Вызванные к доске дети заполняют буквами клетки. Одна средняя ступенька осталась незаполненной. Дети сами подбирают из «Орфографического словаря» слово из 6 букв (азбука, абажур, авария и т.д.).

    Условие было такое: «Чей ряд подберет больше слов, тому и достанется «арбуз».

2. Рисунки – схемы.

С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, например:

Р

А

К

Е

Т

А

(ракета в виде буквы А)

О

Р

Е

Х

(орех круглой формы)

3.Стихотворения и загадки.

а)  Петуха назвали «Петя» -

     Петь он любит на рассвете.

         А медведь, наоборот,

         Петь не любит, любит мед.

    Лиса – лисица, посмотри,

    Очень любит букву …(и).

         Чтоб не обиделась корова

         И не прокисло молоко,

         Мы оба этих дружных слова,

         Напишем в корне с буквой О.

 б) С людьми дружит,

      Дом сторожит (собака).

         Без рук, без ног,

         А рисовать умеет (мороз).

    Жидко, а не вода,

    Бело, а не снег (молоко).

         Над бабушкиной избушкой

         Висит хлеба краюшка (месяц).

    Мал, не велик,

    Чирик – чирик (воробей)

         Кто в сарае стоит,

         Жвачку жует, молоко дает (корова).

    Черный Ивашка, деревянная рубашка.

    Где носом поведет,

    Там заметку кладет (карандаш).

         Без окон, без дверей,  

         Полна горница людей (огурец).

    Вертится, стрекочет,

    Весь день хлопочет (сорока).

         Сто одежек –

         И все без застежек (капуста).

    Железный нос в землю врос,

    Копает, землю разрыхляет (лопата).

         Десять мальчиков живут

         В зеленом чуланчике (горох).

    Шагае6шь – впереди лежит.

    Оглянешься – домой бежит (дорога).

         Орехи в земле,

         Листья на земле (картофель).

    Деревянная дорога,

    Вверх идет она отлого,

    Что ни шаг, то овраг (лестница).

         Где это бывает:

         Человек стоит,

         Лестница шагает? (метро)

    Голова железная,

    А сам деревянный (молоток).

         Никто не пугает,

         А вся дрожит (осина).

    Чудо – птица – алый хвост –

    Полетела в стаю звезд (ракета).

 в) Очень хорошо воспринимается учениками загадки в форме шарад.

         Мой первый слог – крик птицы.

         Два других – на дне пруда,

         А целое в музее

         Найдете без труда (картина).

    Прибавьте О  к единице длины,

    И вмиг оно преобразится.

    А как? Подумать вы должны:

    Скажу лишь: под землей помчится (метро).

г)  «Подскажи словечко»

    Рано утром всех на луг

    Собирает нас пастух.

    А к вечеру всем молока

    Я людям дать готова.

    Угадали, кто же я?    

    Конечно же, …(корова)

         Дремучий лес к стеклу прирос –

         Нарисовал его …(мороз)

   Трещала с самого утра:

    «Пора! Пор-р-р-ра!»

    А что – пора?

    Такая с ней морока,

    Когда трещит …(сорока).

4) Игры.

 Для закрепления правописания трудных слов можно использовать игры. Ведь именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младших

школьников, представляет для них наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Игры, предназначенные для запоминания слов с непроверяемым написанием, нетрудно сделать и самим. Одним из возможных вариантов является лото, которым целесообразно пользоваться не только на уроках, но и на дополнительных занятиях.

  а) Лото.

     В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на клетки, в каждой их которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием. Непроверяемое написание в слове можно выделить каким–либо образом. На маленьких карточках, совпадающих по размеру с клеткой большого листа, записываются загадки, соответствующие словам – отгадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству клеток на больших листах.

 Правила игры:

  Ученики получают по 1 большому листу. Ведущий берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова – отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа. Цель такого лото – зрительное восприятие и запоминание слов с непроверяемым написанием.

     Использовав эту игру продолжительное время, учитель делает другие варианты лото, более сложные. На больших листах вместо выделенных букв делаются пропуски, которые ученики будут заполнять простым карандашом. Для того чтобы не наступило такого момента, когда ученики потеряют интерес к игре (потому что выучили все загадки), необходимо своевременно обновлять содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же слова другие загадки, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности своего класса.

б) «Первый слог потерялся»

…рока                             …роз                          …ток                …род

…рова                             …хоз                          …нал                …род

…рона                             …вод                          …мос                …пад      

в) Цепочка слов.

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку, каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Например: Береза – автомобиль – лисица – автобус – сахар –

                   рисунок   -  колхоз – завод – деревня – ягода – арбуз –

                   земляника –алмаз -    закон – касса - апельсин – народ

                   – дерево – орех – хозяйство – осина – аллея – ягода –

                   аккорд – долина –  аромат – томат – терраса – аппетит

                   – троллейбус – сразу – ужин – например – рисунок-

                   командир – ромашка – абрикос –  сосед – дрожжи –   иней.

г) Написать (назвать) слова, которые начинаются с буквы д, к, м и др.

д) Под каждой буквой столбик слов. Учитель называет или записывает на доске несколько букв и предлагает ученикам под каждой буквой написать 3 – 4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Получается такая запись:

    К                                      Л                                            М

карандаш                     лестница                                   мороз

капуста                        лопата                                       молоко

картина                        лисица                                      молоток  

квартира                      линейка                                    магазин

камыш                          лимон                                       медленно

е) Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его.

- Зима, мороз, коньки, каток, холод.

- Учение, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

- Завод, рабочие, работа, машина, хорошо.

- Колхоз, деревня, работа, комбайн, урожай, пшеница.

- Медведь, заяц, животные, лисица.

- Сорока, воробей, ворона, соловей, дятел.

ж) Выборочное письмо.

- Учитель читает стихотворение, а учащиеся должны после его прослушивания записать все словарные слова.

Например,

   - Однажды, в студеную зимнюю пору,

     Я из лесу вышел; был сильный мороз.

              - Сорока, ворона, воробей – птицы.

   - Рабочие идут на завод.

              - Под осиной сидел заяц.

   - Учитель вошел в класс.

              - Пенал, карандаш и тетрадь – учебные вещи.

   - Колхоз собрал хороший урожай пшеницы.  

и)  Заполните таблицу.

- Напишите названия животных

   

                 

                            заяц

                            баран        

                            лисица

        собака

                            корова        

        медведь

Напишите названия деревьев.

             

                              орех

                       осина

        дерево

        береза

        яблоня

к)

- Петя с вечера собирается в школу. Запишите, что он кладет в свой портфель.

(пенал, карандаш, тетрадь, яблоко, завтрак).

- Таня пошла на огород за овощами для борща. Запишите, что она принесет.

 (картофель, морковь, капусту, горох, помидор).

- Запишите, каких вы птиц знаете.

 (ворона, воробей, соловей, сорока).

- Запишите домашних животных.   ( корова, собака, баран)

- Запишите названия диких животных.

  (медведь, лисица, заяц).

л) Шуточные вопросы

- В каких  словах живет рак?

  (завтрак,  ракета)

- В каких словах спрятались ноты?

До

Ре

Ми

Фа-соль

Ля

Си

дорога

ребята

помидор

фасоль

земляника  

лисица

вдоль

предмет

миллиметр  

фамилия  

осина

помидор

сирень

фамилия

профессия

порядок,

корреспондент,                                                                

синица                                                                 

долина,

орех,                                                                                  

сиреневый

огурец,                                                                        

сирень

винегрет              

галерея

серебряный

сиреневый

стрекоза

тарелка

через

                                     

- Назовите слова, в которых спрятались числа?

( родина, сорока, однажды)

- Все слова хороши, но где спрятались ежи и ужи?

 (дежурный, ужин)

- Какие слова любит ворона?

 (карандаш, картина, картофель)

- Какие слова любит лягушка?

   (Москва, квартира)

- В каких словах ель растет?

(апельсин, картофель, учитель, внимательный, понедельник).

м) Грамматический разбор.

    Словарные слова широко используются для грамматического разбора (фонетического, морфологического) в пределах изученного каждым классом.

    При выполнении различных заданий включаются не только те слова, которые изучались ранее. Такая система обеспечивает прочное усвоение правописания всех слов, предусмотренных программой начального обучения.

  Вот некоторые из видов и форм работы над словарными словами.

- Назовите слова с мягким знаком на конце (в середине);

- напишите слова, отвечающие на вопрос кто?, что?;

- напишите существительные мужского, женского и среднего рода;

- напишите существительные 1, 2, 3 склонения;

- подберите и запишите родственные слова к словам: город, класс, колхоз и. т.д.;

- образуйте новые слова при помощи суффиксов:  - ок, - ик.

н) Ответы на вопросы.

 Такие задания можно выполнять по-разному:

- 3-4 вопроса пишутся на доске, учащиеся записывают полные ответы в свои тетради;

- учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы;

- учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова).

Например:

- Кто живет в лесу?

- Кто следит за чистотой в классе?

- Что дает нам корова?

- Куда идут рабочие?

- Что выпускает завод?

- Кто верный друг человека?

- Какие овощи растут на огороде?

- Какого цвета бывают карандаши?

о) Допиши предложение.

- Весело чирикают … (воробьи).

-  В лесу живут …, … и … . (лисица, медведь и заяц)

- … - верный друг человека.   (собака)

- Дети катаются на … (коньках)

- Колхоз собрал богатый урожай …, …  и …

 ( картофеля, моркови и гороха).

- Столица нашей Родины - … (Москва).

- Мы изучаем … язык (русский).

- На грядках растут  … и … (помидоры и огурцы).

- С … подул сильный и холодный … (севера, ветер).

 Такой вид работы проводится тоже по-разному:

  1. На доске записываются 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают словарные слова.
  2. Слова для вставок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, ученики выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.
  3. Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

      Таким образом, для совершенствования обучения, во-первых, нужно включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений.  Легкость и прочность усвоения учащимися этих слов зависит от степени развития определенных умений: умения слышать звучащее слово (т.е. от степени развития фонематического слуха); умения находить орфограммы до написания; умения определять вид орфограммы. Особое внимание при этом следует уделить базовому умению – умению обнаружить орфограмму (т.е. орфографической зоркости).

      Во-вторых, следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения.

    Приведу примеры использования словарной работы на уроках  русского языка.  Я решила  работать блоками над словами с непроверяемыми написаниями. Все слова взяла из программы начальных классов.

   По методике С.Н.Лысенковой составила 11 блоков:

  1. Учебные вещи: карандаш, тетрадь, пенал,
  2. Россия: Москва, Родина, город, деревня, фамилия.
  3. На реке: хорошо, весело, быстро, скоро, вдруг, каток.
  4. Наш огород: ягода, яблоко, земляника, огурец, помидор, капуста, урожай, пшеница, береза, осина.
  5. Школа: ребята, класс, девочка, мальчик, товарищ, дежурный, ученик, ученица, много, учительница, директор.
  6. Завод: машина, завод, рабочий, работа, народ, лопата.
  7. Птицы: сорока, ворона, воробей, синица, соловей.
  8. Зимой: мороз, ветер, иней, суббота, коньки.
  9. В магазине: посуда, молоко, одежда, пальто, платок, сапоги.
  10. Животные: корова, заяц, собака, лисица, медведь, медведица.
  11. Цвета радуги: желтый, черный, сиреневый, оранжевый, фиолетовый.

   Каждый блок – альбомный лист, который вывешивался на неделю в классе. Работа проводилась по следующему плану.

   Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов, озаглавливание блока.

   Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое проговаривание).

   Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.                                                              Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание своего  текста (каждый ребенок пишет свой текст, может

  менять заголовок), отбор лучших текстов.

Пятница. Словарный диктант (5 – 10 – 15 слов из первых трех блоков).

 Приведу работу по блоку 2.

Понедельник (см. план)

 Значение слов берем из Большой Советской Энциклопедии, этимологического словаря (где нужно) и др.

Москва – город-герой, столица нашей России, крупнейший центр промышленности, культуры и науки. В Москве находится наше правительство.

Родина – место, где человек родился, живет (малая родина).

Город – крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сфере обслуживания, управления, науки и культуры.

Деревня – небольшое поселение, один из видов сельских населенных пунктов.

Фамилия – от латинского слова семья, родовое наименование лица, приобретаемое при рождении.

Вторник.

Моск-ва, Ро-ди-на, го-род, де-рев-ня, фа-ми-ли-я.

Моск-ва, Ро-дина, Роди-на, го-род, де-ревня, дерев-ня, фа-милия, фами-лия.

  Среда. 

  1. Красивая Москва, большая Родина, студенческий город, маленькая деревня, знатная фамилия.
  2. Москва, москвичи, московская, москвички.

Родина, родить, родня

Город, городской, городок.

     Деревня, деревушка, деревенский, деревенька.

  1. Москва – столица нашей огромной  России.

Моя большая Родина – Россия.

Иркутск – студенческий город.

Моя бабушка живет в деревне Васильки.

Фамилия моей подруги Лапушкина.

(работа проводится устно).

Четверг. Письменное составление рассказов.

Пятница.

 Словарный диктант «Россия», написанный Ваней (дети выбрали его текст).

   Моя Родина – Россия. Россия – большая и богатая страна. Столицей России является город Москва. Первый Президент России – Ельцин Борис Николаевич. Я родился в городе Ульяновске. Это моя малая родина. В России много  больших городов и  малых деревень. Фамилия моего дедушки Антипов.

   Лучшие рассказы помещаем в тетради «Лучшие творческие работы», которая  находилась  в классе.

   Каждый ребенок мыслил самостоятельно, похожих работ не было. И это радует.                                                                                    

  В конце учебного года учащиеся орфографически озвучили все слова из своих словариков и записали (читая орфоэпически) их, диктуя один раз.

   Для закрепления словаря можно использовать  методику П.С. Тоцкого - обучение написанию слов с непроверяемыми написаниями на основе приема орфографического проговаривания.

  В последние годы на основе разработок психологов была предложена работа по изучению слов с трудными написаниями с использованием 4 приемов:

  1. аудирование (слушание);
  2. орфографическое проговаривание;
  3. зрительная фиксация;
  4. письмо (многократная запись).

Орфографическое проговаривание.

  Поскольку по данным психологов, долговременная память формируется именно в речи, проговаривание закрепляет и ускоряет образование орфографических навыков. Но орфографическое проговаривание требует специальной методики:

  1. Слово прочитывается так, как оно написано, при этом каждый звук в слове произносится так, как будто он находится в сильной позиции.
  2. Слово произносится не по слогам, а слитно, при «слоговом» чтение слова распадаются и плохо остаются в памяти, поэтому, когда читаются многосложные слова нужно стараться произносить их быстрее, что особенно важно при хоровом чтении - проговаривании. Можно предварительно слова прочитать по слогам, затем стянуть все слоги в одно слово.
  3. Предлоги, частицы, союзы - нужно произносить, как отдельные слова.
  4. Удвоенные согласные нужно произносить, как 2 звука, а не как один длинный.

а)        Орфографическому чтению нужно учить детей, поэтому учитель должен владеть им. Помогают скороговорки.
Методика использования приема.

Учитель орфографически проговаривает словарные слова, а ученики трижды в пол голоса повторяют это слово орфографически.

б)        Прием «зрительная фиксация» - основан на оперативной и зрительной памяти.

Методика приема.

  Слова, записанные на доске последовательно открываются на время, достаточное для одного почтения. После временной экспозиции прочитанное закрывается или стирается (фотографии слов).

в)        Прием «Письмо» - основан на моторной и рукодвигательной  памяти.

Методика приема. Учитель последовательно открывает слова на время прочтения,  а ученики должны три раза записать это слово в тетради (занимает много времени, а по эффективности стоит на 3-ем  месте).

г)        Прием «Аудирование».

 Слово проговаривает учитель трижды, а ученики только слушают, не повторяют.

  Существует два пути использования приемов:

1 - комбинированный — разные приемы на одном уроке.

2-  фиксируемый - один прием на одном уроке. Психологи считают, что наиболее эффективный фиксируемый, но практика показывает, что лучше прием комбинированный. Перед организацией непосредственной работы на уроке требуется провести подготовительную работу.

  1. Требуется реально определить объем слов для словарной работы. В начале года проводится серия диктантов, по той группе слов, которая предполагается программой на год. По итогам диктантов определяются слова, в которых возникает большое количество ошибок и те слова, которые часто пишутся без ошибок. По итогам учитель отбросит слова, не нуждающиеся в разборе, этот список дополняется по  усмотрению учителя.

2. Все слова, группы разбиваются на тематические или

     орфографические группы, либо по теме, либо по типам орфограмм.       Одна группа слов равна 1 неделе (раз в 2 недели - словарный диктант).

3. Непосредственно сама работа над группой слов ведется с 4-мя приемами (аудирование, орфографическое проговаривание, зрительная фиксация письма).

Методика работы:

  1. весь набор из 6 предложений записываю на доске;
  2. читаем весь набор 3 раза орфографически (по слогам);
  3. закрываю весь набор;
  4. высвечиваю по предложению (дети читают глазами, стираю предложение, и дети его записывают).                                                          

У каждого ученика должен быть блокнот для зрительных диктантов по словарю. Каждый набор проверяю с целью, как усвоены словарные слова каждого блока.


Приложение 1.

Фрагмент 1.

Тема: Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой  

           в  корне.

  1. Словарная работа.

- Узнайте слово по его значению, запишите, подчеркните удвоенную согласную.

а) Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщение с места (корреспондент);

б) Сообщение, переданное по телеграфу (телеграмма);

в) Спортивный бег или гонки с препятствиями по пересеченной местности (кросс);

г) Написание по правилу (орфограмма);

д) мера массы (грамм);

е) мера длины (миллиметр);

ж) синоним слова «специальность» (профессия).

Фрагмент 2.

Тема: Развитие умения видеть в словах орфограммы –

           безударные  гласные.

Словарная работа.

- Найдите лишнее слово:

Абрикос, дельфин, вокзал, чемодан, молодежь, характер.

- Почему слово молодежь лишнее?  (Безударные гласные в корне можно проверить)

- Как?  (молодость, моложе)

- Запишите остальные слова с предлогами. Предлоги не должны проверяться.

- Какие орфограммы обозначили?

Фрагмент 3.

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Словарная работа.

- Запишите словарные слова, которых не хватает в следующих пословицах:

        Человек без Родины – что … без песни.  (Соловей)

        Медведя … из окошка дразнить.   (Хорошо)

        Хорошее  слово и в жестокий … согревает.    (Мороз)

        Крепкую дружбу и … не разрубить.    (Топором)

         Всякая … вдвоем веселей.    (Дорога)

- Что общего у всех этих слов?  (безударная гласная  о, написание которой надо запомнить)

- Составьте и запишите одно предложение, чтобы в нем было два словарных слова.  

Например:  

 Хорошо летним утром услышать трели соловья.

Фрагмент 4.

Тема: Приставка, её роль в слове (повторение)

           Различие приставок и предлогов (повторение).

           Развитие умения находить в словах приставки.

Словарная работа.

- Запишите словосочетания:

Надкусить яблоко, посадить осинку, посмотреть на облако, сорвать ромашку, уехать на троллейбусе.

- Написание каких слов надо запомнить? Почему?

-  Какие гласные вы написали в корне слова? (проверка сигнальными карточками)

- Напишите по одному однокоренному слову к каждому словарному слову.

- Прочитайте слова, которые обозначают действие предмета. Назовите первый слог в этих словах.

- Как называется эта часть слова?  (приставка)

Фрагмент 5.

Тема: Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке

          приставки и корня?

Словарная работа.

 «Обгонялки»

- Я задумала слово, приготовила подсказки для вас. Кто первый догадается, что это за слово, тот запишет его на доске.

1 слово

а) В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков, один из которых долгий м

б) В нем спряталась единица массы.

в) Этим словом называют раздел науки о языке.

г) Так назывался учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных.   (Грамматика)

2 слово.

а) В этом слове 3 орфограммы.

б) В нем спрятался кросс, но слово к спорту не относится.

в) Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов.  (Кроссворд)

3 слово.

а) Литературный жанр, в котором описан эпизод, одно событие из жизни героев.

б) В этом произведении мало героев, оно небольшое по объему.  (Рассказ)

- В какой части слова удвоенная согласная?  (в корне)

- А в слове рассказ?

- Всегда ли удвоенные согласные находятся в корне слова?

- Подберите однокоренные слова к слову рассказ. (сказать, сказ, сказочка, пересказал)

- Какой корень в слове рассказ?

- А что такое рас?

- Так почему в слове рассказ две буквы с?

Фрагмент 6.

Тема: Развитие умения находить в слове окончание и основу.

Словарная работа.

- Запишите буквы слова хозяин в столбик. На каждую букву запишите 2-3  однокоренных словарных слова. Подчеркните буквы, которые необходимо запомнить.

Х- хоккей, хоккеист, хоккейная

О - орех, ореховая

З – заяц, заячья, зайчиха

Я – яблоня, яблонька, яблочный

И – иллюстрация, иллюстрировать, иллюстратор

Н – народ, народная

- Выделите основу в словах, называющих предметы.

Фрагмент 7.

Тема: Суффикс и его роль в слове.

Словарная работа.

Картинный диктант.

- Я буду показывать вам рисунки предметов, а вы записывайте названия этих предметов и еще одно однокоренное слово, выделите орфограммы.

 (топор, картина, календарь, балкон, тетрадь)

Проверка сигнальными карточками.

- При помощи какой части  слова образовали однокоренные слова? ( при помощи суффикса).

Фрагмент 8.

Тема:  Роль имен существительных в речи.

Словарная работа.

Игра «Чей рюкзак тяжелее?»

За отведенное время каждый ряд наполняет свой «рюкзак» словарными словами – именами существительными, начинающимися на буквы

1 ряд – б             2 ряд – п                     3 ряд – к

Слова записываются в тетрадях и на доске. У кого больше правильно записанных слов, тот и победил.

Фрагмент 9.

Тема:  Род – постоянный признак имен существительных.

Словарная работа.

  1. Игра «Эстафета»

 По количеству рядов учитель готовит карточки со словарными словами. Ученики вставляют пропущенную букву в слове, указывают род и передают карточку следующему ученику. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.

    ар-мат                         вет-р                             л-мон

    л-пата                         п-нал                             б-реза

    с-ребро                       ябл-ко                           прав-ло

    т-мат                           юн-ша                           ш-ссе

    м-шина                       к-лендарь                      ч-ремуха

    комн-та                       т-традь                          обл-ко

    уч-ник                         д-ректор                        д-ревня

  1. После коллективной проверки ученики по памяти записывают по одному слову мужского, женского, среднего рода, обозначают орфограмму, указывают род.

Фрагмент 10.

Тема: Неопределенная форма глагола. Правописание  мягкого знака (ь) в глаголах неопределенной формы.

Словарная работа.

  1. Запишите глаголы в неопределенной форме, однокоренные данным именам существительным. Подчеркните безударные гласные в корне. Какие из них надо запомнить, а какие можно проверить? Подчеркните Ь на конце глаголов.

  Мечта –

  Барабан –

  Сочинение –

  Мороз –

  1. Выполните звуко-буквенный разбор слова МЕЧТА.

Фрагмент 11.

Тема:  Составление схем предложений и предложений по схемам.

Словарная работа.

- Дополните предложение главным членом. Выпишите грамматическую основу каждого предложения. Подчеркните безударную гласную, не проверяемую ударением.

  1) Дует холодный северный … .   (ветер)

 2) В поле … васильки.  (Голубеют)

 3) звонко чирикают неугомонные … (воробьи)

- Что вы выписали: словосочетания или предложения?

- Чем отличаются главные члены предложения от второстепенных?

(Без главных членов не построить предложения)

 

   Приложение 2.

Занимательный словарь.

Сведения для тех, кто пользуется словарем.

Чтобы разнообразить процесс запоминания «трудных» слов с целью формирования орфографического навыка, можно изменить форму подачи словарного материала, снабдить его заданиями, которые подталкивают учащихся к размышлению и направлены на развитие устной монологической речи детей, их образной памяти.

  1. Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Объем слов дан в
    пределах программы каждого года обучения.
  2. Словарная статья состоит из следующих частей:

а)        изучаемое слово;

б)        толкование значения слова;

в)        устойчивые выражения;

г)        примеры употребления изучаемого слова в речи с заданиями:

  1. дополни пословицу, поговорку и т. п. изучаемым словом, вписав его в
    пустые клеточки;
  2. отгадай загадку и запиши отгадку (изучаемое слово) в пустые клеточки;

д)        звуковые ассоциации (эйдетика) для запоминания правописания
изучаемого слова - «Запомни, шутя!».

Дополнительное задание:

-        представь, какую картинку можно нарисовать к данной шуточной фразе.

3.        Раздел «Проверь себя» включает разнообразные грамматические игры,
направленные на запоминание и воспроизведение изученных словарных
слов (ребусы, кроссворды и др.).

Воробей. Маленькая птичка с серо-черным оперением, обычно живущая около жилья человека.

  1. СТАРЫЙ, или СТРЕЛЯНЫЙ, воробей - опытный, бывалый
    человек.


  1. С ВОРОБЬИНЫЙ НОС или КОРОЧЕ ВОРОБЬИНОГО НОСА -
    очень маленький, крохотный.

Русские пословицы и поговорки:

Слово не

           : вылетит - не поймаешь.

ь

я

Старого               на мякине не проведешь.

Загадка.

Я весь день ловлю жуков,

Уплетаю червяков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик!

 Не робей!

Я бывалый

Запомни, шутя!

ВОРобей_- ВОР украл ВОРобья.


Приложение 3.

Шуточные вопросы,

1.        В каких словах живет рак?
  (завтРАК, РАКета).

2.        В каких словах спрятались ноты?
(ПоМИдор, РЕбята, ДОрога и др.).

  1. Назовите слова, в которых спрятались числа?
    (Родина (1), сорока (40), однажды (1) и др.).
  2. Все слова хороши, но где-то спрятались ёж и ужи.
    (ДЕЖурный, УЖин.).

  1. Какие слова любит ворона?
    (КАРандаш, КАРтина, КАРтофель.)
    А лягушка? (КВАртира, МосКВА.)
  2. В каких словах ель растет?
    (КартоФЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)

Приложение 4.

Подскажи словечко

1. Рано утром всех на луг

Собирает нас пастух.,

А к вечеру всем молока

Я людям дать готова  

Угадали, кто же я?

Конечно же, ... (корова).

                                                            2.  Дремучий  лес к стеклу прирос
                                                               Нарисовал его ... (мороз).

  1. Трещала с самого утра:
    «Пора! Пор-р-ра!»

А что - пора?

 Такая с ней морока,

 Когда трещит ... (сорока).

                                                       4.      На жарком солнышке подсох
                                                                И рвется из стручков ... (горох).

5. Дедушка  Рох
Посеял ... (горох).

- Уродился, я не плох,-

С грядки хвастался ... (горох).

Привезли во двор песок -

Золотую гору:

Без гвоздей и без досок

Можно строить ...(город).

                                                            6.    Берегите уши, нос,

                                                                             Здесь ведь прячется ... (мороз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Работа над усвоением слов с не проверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе

Изучая слова с непроверяемым написанием, запоминание  быстро, почти с первого урока и не требует длительных тренировок, в том случае если изучение их происходит как СЛОВ ПОНЯТИЙ, которыми пользуе...

Упражнения, способствующие усвоению слов с непроверяемыми написаниями

Фонетико-графические упражнения, синтаксические упражнения, лексические упражнения, примеры ассоциативных образов, стихотворения-опоры и рифмы-подсказки, кроссворды со словарными словами, которые помо...

Причины трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями и пути их преодоления

Несмотря на то, что программа по русскому языку, как в начальной, так и в средней школе, уделяет достаточно внимания изучению слов с непроверяемыми написаниями, процент ошибок в их написании дост...

Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями

Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методики обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутстви...

Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе (словарные слова)

Опыт работы над изучением слов  с непроверяемыми написаниями в начальной школе(словарные слова). Материал может быть использован учителями начальной школы в работе на уроках русского языка....