КВН по русскому языку 4 класс по теме "Имя существительное"
классный час по русскому языку (4 класс) по теме

Смирнова Наталья Витальевна

Данный материал подойдет для проведения предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_rya.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

                    КВН по русскому языку по теме «Имя существительное»

1конкурс «Разминка».

Запиши отгадку.

 Одна команда записывает слова,   отвечающие   на   вопрос  кто?,  другая -  на   вопрос   что?

1. ДВА БЕРЕЗОВЫХ КОНЯ ВИХРЕМ С ГОРКИ МЧАТ МЕНЯ, НУ А НА ГОРУ ОПЯТЬ МНЕ ИХ НАДО ПОДНИМАТЬ.

 2. ПОСРЕДИ ДВОРА СТОИТ КОПНА: СПЕРЕДИ ВИЛЫ, СЗАДИ МЕТЛА.

 3. ЛЕЖАТ ПОРОСЯТКИ, ПРИВЯЗАНЫ К ГРЯДКЕ. ХОРОШИ ЗЕЛЁНЫЕ, А ЗИМОЙ — СОЛЁНЫЕ.

 4. КТО ЗИМОЙ БЕЛЫЙ, А ЛЕТОМ СЕРЫЙ?

5. БЕЛОЕ ОДЕЯЛО    ВЕСЬ    МИР    ПОКРЫВАЛО,    СТАЛО    ТЕПЛО — в РЕЧКУ   УТЕКЛО.  

 6.ПОД СОСНАМИ ,ПОД ЁЛКАМИ ЛЕЖИТ МЕШОК С  ИГОЛКАМИ.

 7.СТОИТ АНТОШКА НА ОДНОЙ НОЖКЕ, ШЛЯПА ЕСТЬ, А ГОЛОВЫ НЕТУ.

8.ШЕ ВЕЛЯТСЯ У ЦВЕТКА ДВА КРАСИВЫХ ЛЕПЕСТКА.ЯСОР ВАТЬ   ЕГО  ХОТЕЛ — ОН   ВСПОРХНУЛ   И   УЛЕТЕЛ.

 9.НЕ БУДИЛЬНИК, А РАЗБУДИТ: ЗАПОЁТ—ПРОСНУТСЯ ЛЮДИ.
10.  ПО  ГОРАМ,  ПО ДОЛАМ ХОДИТ  ШУБА ДА  КАФТАН.

Побеждает команда, правильно записавшая все слова.

Отгадки: лыжи, корова, огурцы, заяц, снег, еж, гриб, бабочка, петух, овца.

2 конкурс:

Занимательные квадраты.

На листках написаны квадраты с 36 и 25 клетками,  в  которых вписаны  конечные части

Слов. Нужно заполнить пропущенные клетки буквами так, чтобы получились имена существительные.

с

т

ь

с

т

ь

с

т

ь

с

т

ь

с

т

ь

с

т

ь

С

т

и

к

с

т

и

к

с

т

и

к

н

т

и

к

н

т

и

к

н

т

и

к

 3 конкурс «Наборщики».  

Ведущий называет какое-либо трехслож ное или четырехсложное существительное. Нужно за 5 минут составить из букв этого слова как можно больше других имен существительных и записать их. Победителем считается та команда, которая составит больше слов.

Возможные слова (аккуратность): акт, антракт, арка, аркан, астра, кант, карта, каска, конь, кора, коса, кость, кот, кран, краска, крот, курок, курс, кусок, куст, накат, наука, нора, норка, нос, нота, оса, отара, рана, рант, рак, рать, рост, рота, рука, скат, скот, сок, сон, сорт, срок, стакан, старт, стон, страна, струна, танк, тара, ткань, ток, тон, торт, тоска, тост, тракт, трон, трость, урок, ус, сук.

4 конкурс «Заполни лесенку». 

На доске нарисованы 3 лесенки с пустыми клеточками.

Нужно заполнить каждую ступеньку лесенки так, чтобы полу чилось существительное. Побеждает команда, правильно и быстрее других выполнившая задание.

5 конкурс «Цепочка».   Побеждает команда, которая составит самую длин ную цепочку из слов. Следующее слово в цепочке должно начинаться на ту букву, которой оканчивается предыдущее.

Примечание. Если предыдущее слово оканчивается на Й, последующее слово должно начинаться с такого же звука (йод, ель, еж, юг, яма...).

Если предыдущее слово оканчивается на парный звонкий согласный, который оглушается, то последующее слово должно начинаться со звонкого согласного (сад — дом, мороз — замок, хлеб — бык).

Если предыдущее слово кончается мягким согласным, то и последующее должно начинаться с мягкого согласного (соль — лиса, хорь — рис, путь — тигр).

6 конкурс. «Найди существительное».     На доске запи саны  группы предложений со сходными  по форме существи тельными и глаголами:

  1. РОЙ ПЧЕЛ КРУЖИТСЯ НАД ЛИПОЙ. РОЙ ЯМУ ПО ГЛУБЖЕ.
  2.  ВОДА ПЕРЕСТАЛА ТЕЧЬ. В ЛОДКЕ ОТКРЫЛАСЬТЕЧЬ. 
  3. НЕ ПЛАЧЬ ИЗ-ЗА ПУСТЯКОВ. ПОСЛЫШАЛСЯ ПЛАЧ РЕБЕНКА.
  4. МЕДВЕДЬ В ЛЕСУ, НЕ ЗНАЯ ПРАВИЛ, ОДНАЖДЫ МОТОЦИКЛОМ ПРАВИЛ.
  5. МЫ СТАЛИ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ. КОНЬКИ СДЕЛАНЫ ИЗ СТАЛИ.
  6.  КОШКА ПИЛА МОЛОКО. ПИЛА ХОРОШО НАТОЧЕНА.
  7.  ВАРЯ  ШИЛА ПЛАТЬЕ.  У СЕРЕЖИ  НЕТ  ШИЛА.
  8. КТО   БЕЗ   КИСТИ   И   БЕЛИЛ   КРЫШИ   ГОРОДА   БЕЛИЛ?

Игроки должны определить , какое из сходных слов является существительным.

7 конкурс «Разгадай ребус»

8 конкурс «Большая или маленькая».  Ведущий читает предложения, в каждом из которых есть два слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое—имя или фамилию:

 1. УЛЕТЕЛ ОРЕЛ ЗА ГОРОД ОРЕЛ.

 2. НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

3. НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЕЖА МОРОЗОВ.

4. ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.

 5. НАША ПОЛЯ ВЕРНУ ЛАСЬ С ПОЛЯ.

6. ДОМИК ДЛЯ СКВОРЦОВ ДЕЛАЛ АЛЕ ША СКВОРЦОВ.

7. ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

8. У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.

 9. ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА.

10. ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЕС ПЕТЯ ГОРШКОВ.

11. КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ПЯТЬ АРБУЗОВ.

Нужно сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое с большой и почему. Каждой команде предлагается для разбора 4 предложения. Побеждает команда, допустившая наименьшее  число  ошибок  и  давшая   правильные  объяснения.

Примечание. Для сокращения времени игры количество пред ложений для разбора можно уменьшить.

9 конкурс «Кто больше?»  Нужно записать как можно больше существительных мужского, женского и среднего рода — назва ний предметов, которые находятся в классе. Побеждают те, кто запишет наибольшее число существительных.

Примечание. Игру можно повторить, предложив детям найти и записать как можно больше существительных по большой сюжетной картине.

10 конкурс «Угадай слово».  На доске записаны в 3 столбика начальные и конечные буквы слов:

П...А        В..  .К        Б...Т

М...0        Б.. .А        3...0

Б...Н        В. ..О        М...А

Каждая команда должна написать существительное, определить род   (указать одной  буквой).  

Возможные ответы: палка, полка; масло, место; баран, батон; венок, возок; булка, банка; ведро, весло; букет, билет; звено, зерно; мышка, миска.

 11 конкурс  «Распредели по родам»

Знаете  ли  вы,  что...  есть  языки,   в  которых  у  существи тельных   нет   никакого   рода,   ни   мужского,   ни   женского, ни  среднего?   Их   называют  «безродовыми»  языками.  Это английский,   финский,   венгерский,   эстонский,   турецкий,   китай ский, вьетнамский, японский, узбекский и другие.

...есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.

...есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, мать, брат), класс жи вотных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, шкаф, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клен, тополь)  и другие классы

Возьмем, например, такие существительные: АНТИЛОПА, БАОБАБ (ДЕРЕВО), БЕНЗИН, БЛЮДЦЕ, ВЕРЕВКА, ВОДА, ГЛАЗ, ДЕРЕВО, ЖИВОТНОЕ, ЗЕБРА, ЗЕРКАЛО, КОЛЕСО, КОПЬЕ, ЛЕВ, КРОКОДИЛ, МОЛОКО, МЯЧ, ОБЕЗЬЯНА, ПАЛКА, ПАЛЬМА, СТОЛ, ШАР.

Распределим их по родам, как в русском языке:

мужской род: БАОБАБ, БЕНЗИН, ГЛАЗ, КЕРОСИН, КРО КОДИЛ, ЛЕВ, МЯЧ, ШАР, СТОЛ; женский род: АНТИЛОПА, ВЕРЕВКА, ВОДА, ЗЕБРА, ОБЕЗЬЯНА, ПАЛКА, ПАЛЬМА; средний род: БЛЮДЦЕ, ДЕРЕВО, ЖИВОТНОЕ, ЗЕРКАЛО, КОЛЕСО, КОПЬЕ, МОЛОКО.

А теперь попробуйте распределить эти же существительные по родам-классам, как в языках народов Африки:

названия длинных предметов (ВЕРЕВКА, . .  .)

названия круглых предметов (БЛЮДЦЕ, . . .)

названия жидкостей (БЕНЗИН, . . .)

названия вещей (ЗЕРКАЛО, .  . .)

названия деревьев  (БАОБАБ, . . .)

названия животных (АНТИЛОПА, .  . .)

12 конкурс «Кто лучше?»   На доске записано стихотворение:

Приключения зелёного листа

КАК-ТО РАЗ С БОЛЬШОГО КЛЕНА

ОТОРВАЛСЯ ЛИСТ ЗЕЛЕНЫЙ

И ПУСТИЛСЯ ВМЕСТЕ С ВЕТРОМ

ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ПО СВЕТУ.

ЗАКРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА

У ЗЕЛЕНОГО ЛИСТА.

ВЕТЕР НЕС ЕГО И НЕС,

БРОСИЛ ТОЛЬКО НА МОСТУ.

В ТОТ ЖЕ МИГ ВЕСЕЛЫЙ ПЕС

ШМЫГ — К ЗЕЛЁНОМУ ЛИСТУ!

ЛАПОЙ — ХВАТЬ ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ,

ДЕСКАТЬ, ПОИГРАЕМ.

«НЕ ХОЧУ», — ПАРАШЮТИСТ

ГОЛОВОЙ КАЧАЕТ.  . .

ВЕТЕР ВНОВЬ С ЛИСТОМ ЗЕЛЕНЫМ

ЗАКРУЖИЛ НАД СТАРЫМ КЛЁНОМ,

НО ШАЛУН УЖЕ УСТАЛ

И КО МНЕ В ТЕТРАДЬ УПАЛ. . .

Я ПИШУ В САДУ ПОД КЛЁНОМ

СТИХ О ТОМ ЛИСТЕ ЗЕЛЁНОМ.

 Нужно определить падежи слова ЛИСТ.

13. Подведение итогов. Награждение.

Стих. «Падежи имён существительных»

СПРОСИЛИ ЛЕЖЕБОКИНА:

—        А НУ-КА, РАССКАЖИ,

ЗА ЧТО ТАК НЕНАВИДИШЬ ТЫ, НЕ ЛЮБИШЬ ПАДЕЖИ?

ДАВНЫМ-ДАВНО ВСЕ ШКОЛЬНИКИ ИХ ЗНАЮТ НАЗУБОК.

ИХ ЗА ДВА ГОДА ВЫУЧИТЬ ЛИШЬ ТЫ ОДИН НЕ СМОГ.

ОТВЕТИЛ ОН РАССЕРЖЕННО:

—        В ТОМ НЕ МОЯ ВИНА.
ПУСТЬ ИМ СПЕРВА УЧЕНЫЕ
ИЗМЕНЯТ ИМЕНА.

ВЕДЬ Я ПАДЕЖ ТВОРИТЕЛЬНЫЙ НАРОЧНО НЕ УЧУ:

ТРУДИТЬСЯ, А ТЕМ БОЛЕЕ ТВОРИТЬ Я НЕ ХОЧУ.

ТАКОЙ ПАДЕЖ, КАК ДАТЕЛЬНЫЙ, Я С ДЕТСТВА НЕ ТЕРПЛЮ:

ДАВАТЬ, ДЕЛИТЬСЯ ЧЕМ-НИБУДЬ С ДРУЗЬЯМИ НЕ ЛЮБЛЮ.

ПРЕДЛОЖНЫЙ НЕНАВИЖУ Я: ЧТОБ НЕ УЧИТЬ УРОК,

 ПРИХОДИТСЯ ВЫДУМЫВАТЬ КАКОЙ-НИБУДЬ ПРЕДЛОГ.

А НА ПАДЕЖ ВИНИТЕЛЬНЫЙ И ВОВСЕ Я СЕРДИТ:

 ОТЕЦ ВО ВСЯКОЙ ШАЛОСТИ ВСЕГДА МЕНЯ ВИНИТ.

—        ДА, ПЕРЕДЕЛКА, КАЖЕТСЯ,
СЕРЬЕЗНАЯ НУЖНА.

А САМ ТЫ МОГ БЫ НОВЫЕ ПРИДУМАТЬ ИМЕНА?

—        ДАВНО ПРИДУМАЛ:
ВЗЯТЕЛЬНЫЙ,
ГРЯЗНИТЕЛЬНЫЙ,
ЛЕЖАТЕЛЬНЫЙ,
ГРУБИТЕЛЬНЫЙ,
ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ

и, НАКОНЕЦ,

ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ!       ( Г. Граубин)

Большая буква

БУКВА ОБЫЧНАЯ ВЫРОСЛА ВДРУГ,

ВЫРОСЛА ВЫШЕ БУКВ-ПОДРУГ.

СМОТРЯТ С ПОЧТЕНЬЕМ НА БУКВУ ПОДРУГИ

НО ПОЧЕМУ? ЗА КАКИЕ ЗАСЛУГИ?

БУКВА РАСТИ НЕ САМА ЗАХОТЕЛА,

БУКВЕ ПОРУЧЕНО ВАЖНОЕ ДЕЛО.

СТАВИТСЯ БУКВА У СТРОЧКИ В НАЧАЛЕ,

ЧТОБЫ НАЧАЛО ВСЕ ЗАМЕЧАЛИ.

ИМЯ, ФАМИЛИЯ ПИШУТСЯ С НЕЮ,

ЧТОБЫ ЗАМЕТНЕЙ ИМ БЫТЬ И ВИДНЕЕ,

ЧТОБЫ ЗВУЧАЛИ ГРОМКО И ГОРДО

ИМЯ ТВОЕ, ИМЯ УЛИЦЫ, ГОРОДА!

БУКВА БОЛЬШАЯ — СОВСЕМ НЕ ПУСТЯК:

 В БУКВЕ БОЛЬШОЙ —УВАЖЕНИЯ ЗНАК!

                                                     (Е. Измайлов)

Весёлая грамматика

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ «ШКОЛА»,

«ПРОСЫПАЕТСЯ» ГЛАГОЛ.

 С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ «ВЕСЕЛЫЙ»

 НОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ ПРИШЕЛ.

МЫ НАРЕЧИЕМ «ОТЛИЧНО»

 НА УРОКЕ ДОРОЖИМ,

 СОБЛЮДАЕМ МЫ ПРИВЫЧНО

 ДИСЦИПЛИНУ И РЕЖИМ.

ПОСЛЕ ШКОЛЫ, КАК ИЗВЕСТНО,

МЫ КАТАЕМСЯ В САНЯХ. 

ЗДЕСЬ ОСОБЕННО УМЕСТНЫ

МЕЖДОМЕТЬЯ «ОХ» ДА «АХ»!

ВСТАЛИ «МЫ» — МЕСТОИМЕНЬЕ.

БЬЕТ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ «СЕМЬ».

ЗА УЧЕНЬЕ, БЕЗ СОМНЕНЬЯ,

ПРИНИМАТЬСЯ НУЖНО ВСЕМ.

«НИ» И «НЕ» — У НАС ЧАСТИЦЫ,

НАМ ИХ НАДО ПОВТОРЯТЬ

И ПРИ ЭТОМ НЕ ЛЕНИТЬСЯ

И НИ ЧАСУ НЕ ТЕРЯТЬ!

А ПОТОМ

У ТЕПЛОЙ ПЕЧИ

ПОВТОРЯЕМ

ЧАСТИ РЕЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык, "Три склонения имен существительных", 4 класс

Конспект урока по теме «Три склонения имён существительных», 4 класс, "Школа России", Л.Г. Рамзаева Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и п...

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В  конце урока ученики получают информационный продукт проэкта И...