Урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о частях речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Авдакова Елена Владимировна

 

Цели: 1.Закрепить  знания учащихся о названиях предметов, действий, признаков;

            2. Работать над  активизацией  словаря учащихся;

            3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.

            3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и

                окружающему миру.                  

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Оборудование: 1. Мультимедийный проектор, компьютер, экран;

                            2. Учебник для 4 класса, 1 часть, Т.Г.Рамзаева,  Москва- 2008г.

                            3. Презентация к уроку.

                            4. Карточки с заданиями.

                            5. Иллюстрация «Осень».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_chasti_rechi.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовила и провела:

учитель начальных классов  МБОУ «СОШ №8» Е.В. Авдакова

Дата проведения: 13.10.2010г.

Класс: 4 Б

Тема:  Обобщение знаний о частях речи.

Цели: 1.Закрепить  знания учащихся о названиях предметов, действий, признаков;

            2. Работать над  активизацией  словаря учащихся;

            3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.

            3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и

                окружающему миру.                  

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Оборудование: 1. Мультимедийный проектор, компьютер, экран;

                            2. Учебник для 4 класса, 1 часть, Т.Г.Рамзаева,  Москва- 2008г.

                            3. Презентация к уроку.

                            4. Карточки с заданиями.

                            5. Иллюстрация «Осень».

                                                     План урока

О р г а н и з а ц и о н н ы й   м о м е н т.

  1. Приветствие.

 (чтение стиха хором)    ( слайд 1)

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Гостям тоже - здравствуйте!

2. Создание психологического настроя.

-Наша матушка-земля сейчас в золотом наряде. Осенью бывает самое красивое явление природы  -  листопад. Давайте и в классе устроим листопад. Сядем за парты так тихо, как падает осенний листок.  (слайд 2)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

3. Минутка чистописания.

-Сегодня утром  Алена Ивановна передала мне письмо от ребят  своего  класса.

 Послушайте, что они пишут.

                                           Здравствуйте, ребята!

         Наш юбимый урок – русский язык. Недавно мы изучии состав сова.

А какой ваш юбимый урок? Жеаем вам успехов в учебе, счастья и испонения жеаний!

А ещё мы передаи вам сова, из которых можно составять разные предожения!

                                                                                             Ученики 4А касса.

-Ой, что это?

Что случилось с письмом?

(не хватает буквы Л)

Ах, эта буква Л! Проказница! Она постоянно сбегает!

Это всё потому, что некоторые дети неправильно её пишут:

то соединение забудут, то, наоборот, лишнее напишут.

То вообще с буквой  И  перепутают.  Вот буква Л и обижается.

Давайте вспомним, как пишутся соединения буквы Л с другими буквами

и вернём беглянку на место.

(Деди пишут в тетрадях:  лю, или, сл, ел, ла, оло, ал, ля)    

Как только дети написали, буква Л появляется в письме.

- Смотрите! Вот она! Вернулась! Наверное, вы хорошо её написали, раз она вернулась!

Теперь мы спокойно можем прочитать письмо.

(Дети читают)

Здравствуйте, ребята!

Наш любимый урок – русский язык. Недавно мы изучили состав слова.

А какой ваш любимый урок? Желаем вам успехов в учебе, счастья и исполнения желаний! А ещё мы передали вам слова, из которых можно составлять разные предложения!

                                                                              Ученики 4 А класса.

 4. Объявление темы  и  цели урока.

-Погодите, погодите!  А про какие слова пишут ребята?

 ( учитель ищет в конверте и достаёт карточки слов  - 23 штуки)

-Какие молодцы!  Эти слова помогут нам  сегодня.

Тема нашего урока так и звучит  «Обобщение знаний о частях речи»  (слайд 4)

Цель урока повторить и закрепить знания о частях речи: имени существительном, имени прилагательном и глаголе. (слайд  5)

5. Работа в тетрадях.

- Мы начинаем урок с записи числа и вида работы.

Я тетрадь свою открою и  наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь…

(Дети выделяют орфограммы)

- На полях поставьте отметку, которую бы вы хотели заработать сегодня  на уроке.

  Пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час!  (слайд 6)

6. Работа над словарными словами. (слайд 8)

Тест по изученным словам.

Дети заполняют карточку (слайд 9) .

Выполняют взаимопроверку в паре по ключу (слайд  33 ).

Оценивают, подводятся итоги  (слайд 34 ).

Ф И З М И Н У Т К А     Д Л Я      Г Л А З            

В о с п р о и з в е д е н и е   з н а н и й   по обобщающему материалу.

  1. Имя существительное.

- Угадайте, о чём идёт речь?

Всему название дано

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно

А безымянных нету.

-А где чаще всего встречаются имена существительные?  ( в словаре)

Вы только что работали с такими словами.

-На какие группы можно было бы разделить эти имена существительные?

( одушевлённые и неодушевлённые, по родам, по числам)

(Дети вспоминают слова и дают примеры.)

-А что ещё можно делать с  именами существительными?   (склонять)

Просклоняйте «по цепочке» существительное  «октябрь»

  1.  Глагол.

Интересная часть речи,

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет,

Чертит, пишет и поет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит.

Все расскажет нам …  глагол!

-Вот и пришла пора проверить как вы выполнили домашнее задание. Нужно было выучить наизусть стихотворение Елены Благининой. А в нём очень интересные глаголы. Откройте учебники на странице 42 прочитайте про себя это стихотворение. (читают)  А теперь хором!

Посмотрите на орфограммы в словах и знаки препинания.

( затем дети пишут текст самостоятельно в тетрадях,

а  1 ученик на доске  - только глаголы )

Определить время глаголов.  

 (работа у доски)

 Слыхать, опустел, полощет, улетает, улетел.

Ф И З М И Н У Т К А     Н А    В Н И М А Т Е Л Ь Н О С Т Ь    (слайд 36)

Части речи назовём ,

и  немножко отдохнём.

-Называть части речи будем движениями:

= существительные – тянемся руки  вверх (это самые первые слова в жизни человечества)

= прилагательные – руки в стороны ( эти слова украшают и уточняют нашу речь)

= глаголы – приседаем  ( показываем действие)

письмо, письменный, писать,

гибкость, гибкий, загибать,

рисовать, рисунок, яркий,

пробежать, пробежка,  жаркий.

  1. Имя прилагательное

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-О каких словах идёт речь?  (именах прилагательных)

-Какие имена прилагательные вы сейчас слышали?

(письменный, гибкий, яркий, жаркий)  (слайд 37)

-О каких предметах можно так сказать?   ( стол, шланг, свет, день )

-Какого числа эти прилагательные?  Измените!

-Какого рода?   Измените!

О б о б щ е н и е    м а т е р и а л а.

Групповая работа.

  -Поработаем  исследователями.

-Вот теперь пригодятся карточки со словами, которые нам прислали ребята из 4 А класса.

1.Учитель вешает в разных местах класса таблички «Имя существительное»,

«Имя прилагательное», «Глагол».

  (Дети выходят к доске, разбирают слова.

Анализируя своё слово, дети выбирают группу.

Выбирается старший.)

 (окно, пена, заяц, курица, воздух, праздник, радость, учёба,

 весёлый, красивое, интересный, серая, прыгучий, большие, учебная,

 бегает, писать, читают, пришёл, поехал, покушал, пьёт, веселятся, научит).

Задание: вспомнить как можно больше о своей части речи.

2.Старшие в группах подводят итоги исследования, использую схемы-опоры.

(слайды 39-45 )

                 

   П р о в е р к а    у с в о е н и я    т е о р и и.  

Проверочная работа – тест «Части речи»  (слайды 47-56)

Самопроверка по ключу.  (слайд  57)

П о д в е д е н и е    и т о г о в. (слайд 59)

-Каждая часть речи выполняет свою роль.

И от этого наша речь становится правильной и ясной.

(хором)

Части речи все важны!

Части речи все нужны!

Д о м а ш н е е    з а д а н и е.  (слайд 58)

- Разгадать кроссворд.

(раздаются карточки № 3)

1. От существительного «привет» образуйте прилагательное мужского рода.

2. Запишите антоним к слову  «до свидание».

3. Запишите синоним к прилагательному «красивый, пригожий» в женском роде.

4. В каком ____ живёшь, такого обычая и держишься.

5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.

Для учителя.

Ответы:

1. Приветливый.

2. Здравствуйте.

3. Прекрасная.

4. Народ.

5. Коллектив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Понятие части речи".

Урок русского языка в 4 классе.Тема урока: понятие части речи.Урок решения частных задач. В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о ...

Проект урока по русскому языку тема "Закрепление знаний о частях речи"

ПредметРусский языкКласс3ПрограммаУМК «Гармония»УчебникСоловейчик М.Ю. Русский язык. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013Тема урокаОбобщение знаний о частях речиЦели и задачи урока  Обобщить сведен...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...