Словарная работа на уроках русского языка с использованием инновационных технологий для интеллектуального развития учащихся
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Практическое применение на уроках данных способов позволяет мне как учителю решать вместе с ребятами лингвистические задачи. Рациональное использование каждого способа является важнейшим фактором комплексного интеллектуального развития младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Задумаемся: а зачем человеку детство, и почему оно у нас такое долгое? Этот вопрос поставил в своё время великий  психолог А.Н. Леонтьев. И сам ответил на него: такое долгое детство у нас потому, что мы, люди, в процессе длительной эволюции приобрели очень сложные, уникальные функции мозга, такие, как речь, речевое мышление, воображение, творческое, абстрактное мышление, воображение и  т.д.., и поэтому требуется длительное время, чтобы эти сложные функции мозга сформировались.

Весь педагогический процесс направлен на развитие психики, на формирование познавательных и эмоциональных процессов, составляющих основу гармоничного развития личности.

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 –  на половину, а к 12 годам – на три четверти. Некоторые авторы называют ещё ранние сроки и соответственно ещё большую роль детства в общем умственном развитии.

Научные исследования  свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задаётся наличием определённых физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической работы – всё это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку.

Каким же образом можно этого достигнуть?

Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.

Изменение содержания осуществляется за счёт

- введения  дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, обобщения изученного;

- увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах работы;

- расширения объёма работы с понятиями и терминами;

- включения в содержание урока различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.

Более подробно я хотела бы остановиться на словарно-орфографической работе.

Перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова вводится мини-мобилизующий этап. С помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально знакомиться. Использую на уроках следующие задания для определения нового словарного слова:

1.Составить два слова из данных букв: М Х О О Р З О Ш О

2.Выделите первую букву в названии каждого изображённого на картинке предмета. Соедините буквы между собой в том порядке, в котором изображены предметы на картинках. Какое слово получилось? ( картинки: утка, чашка, ель, нитки, игла, кошка)

Получилось слово УЧЕНИК.

3.На картинках изображены животные: заяц, мышь, кот. Под каждой картинкой – соответствующее ей слово-схема (каждой букве соответствует определённый значок).

Задание: вписать в пустые клетки названия животных. С помощью найденного шифра отгадать новое слово.

4.Новое слово спряталось в цепочке букв.  Найдите в цепочке слоги  в следующем порядке: СГ, CГC,

CГC. Сложив их в указанной последовательности, вы получите слово.

КЛМНСТТКАВГДЩШРАНХЗСВБЖППДАШФЛДПРПГН  (карандаш)

5.Новое слово зашифровано. Для того, чтобы его прочитать, надо ориентироваться на прямоугольники, от самых больших к маленьким (в прямоугольниках записаны буквы).

6.Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.

Задание 1. 1-я буква нового слова – это гласная второго слога в слове НАРОД.

Задание 2. 2-я буква – согласная, два раза встречающаяся в слове МЕДВЕДЬ

Задание 3. 3-я буква – ударная гласная в слове ДЕВОЧКА.

Задание 4. 4-тую букву мы записали сегодня во время минутки чистописания.

Задание 5. 5-я буква – последняя согласная, обозначающая звук в слове ТЕТРАДЬ .

Задание 6. 6-я буква – гласная, два раза встречающаяся в слове МАШИНА.

В результате получилось слово ОДЕЖДА.

Также я использую при работе  со словарными словами ИЗОГРАФЫ.

Изографы – это картинки, на которых слова записаны буквами, расположение их близко или отдалённо напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. Задачей ребёнка является составление слова из найденных в изографе букв. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в различных положениях.

Обучение с помощью изографов продумано таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения задания. Ребята сами с удовольствием придумывают свои изографы, используя словарные слова. Эти изографы используются на уроках во время словарно – орфографической работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"

Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Развитие речи и словарная работа на уроках русского языка

В работе представлены словарные слова за второй класс. Для запоминания этих слов используются стихотворения, загадки, а так же с этими словами составляются словосочетания, предложения. Данная работа п...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...