Главные вкладки

    «Употребление в речи имен прилагательных» - урок русского языка в 3 классе.
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

    Кузнецова Ольга Хабибулловна

     

        На уроке использован Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создана мультимедийная презентация через интерактивную доску Smart, что  позоляет вписать слова в кроссворд, дополнить  словосочетания и т.д.  Презентация построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные  на уроке задачи.

      Для решения обучающей задачи на уроке  презентация делает рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным, позволяет вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

     Разнообразие занимательных форм обучения на уроке (игры-упражнения, кросворд, картинный диктант, живое, образное описание легенды, письмо по памяти, конкурс на быстрое  узнавание сказочного героя) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми.

     Система  целей и задач урока, направлена  на получение новых образовательных результатов.

    Учтены возрастные особенностей и уровень  подготовки учащихся.

    Прослеживается интеграция русского языка с уроком чтения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл upotreblenie_prilagatelnyh.docx65.2 КБ
    Office presentation icon prilagatelnoe.ppt1.06 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Употребление в речи имен прилагательных. 

    Образовательная задача:

    формировать умение распознавать части речи;

    умение употреблять имена прилагательные в речи;

    обогащать словарный запас детей.

    Развивающая задача:

    развивать умение слушать и слышать (аудирование);

    развивать речь учащихся;

    развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

    Воспитывающая задача:

    воспитание интереса к предмету;

    воспитание любви к природе;

    воспитание любознательности и взаимопомощи.

    Методы: деятельностный, наглядно-иллюстративный, диалогический, постановка проблемных вопросов.

    Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

    Средства обучения: мультимедийная установка, экран, раздаточный материал для демонстрационной и индивидуальной работы (индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями, карточки для групповой работы, )

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    2. Целевая установка.

    -Откройте тетради, запишите число. Наш урок будет необычным потому, что будет сказочным, поэтичным.

    Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет…

            … И кораблик подгоняет;

                Он бежит себе в волнах на раздутых парусах…

    (СЛАЙД 1)

    Откройте глаза. Мы на корабле. Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Он придет в движение, если вы решите кроссворд. Решив кроссворд, вы определите тему урока. Вам надо отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок Пушкина.

    (СЛАЙД 2)

    1. Вот открыл царевич очи,

    Отрясая грезы ночи,

    И, дивясь, перед собой, видит город он… (большой)

    1. Посади ты эту птицу, - молвил он царю, на спицу;

    Будет верный сторож твой

    Петушок мой (…) (золотой)

    1. У лукоморья дуб (..) (зеленый)
    2. Глядь поверх текучих вод лебедь (…) (белая) плывет.
    3. Ель растет перед дворцом,

    А под ней … (хрустальный) дом.

    - Молодцы. Что общего  в разгаданных словах? Определите тему урока. Что такое имя прилагательное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как в думаете, все ли вы знаете об имени прилагательном? Можем ли мы изучать что-то новое, не повторив то, что знаем? Сегодня мы будем учиться правильно употреблять в речи имена прилагательные, подготовимся к изучению нового материала.

    Итак, мы отправляемся в путь!

    3. Наша первая остановка у пристани «Словознайка». Картинный диктант. Нужно быстро и правильно подобрать имена прилагательные к именам существительным. Записываем самое удачное словосочетание.

    (СЛАЙД 3-9)

    Еж, верблюд,  заяц, бабочка, цветок, жираф, птица,.

    - Что обозначают слова, которые вы приписали к картинкам? С какой частью речи связано имя прилагательное?

    - Определим, какое слово в каждом словосочетании главное, а какое зависимое.

    - От какого слова задаем вопрос? (Еж).

    - Это главное слово. От него задаем вопрос к зависимому слову.

    - Главное слово обозначаем крестиком, к зависимому ведем стрелочку. ( Поставим стрелочки от имен существительных к именам прилагательным). Молодцы!

    Вывод: Они изменяются по родам и числам и связаны с именами существительными.

    4. Наша вторая остановка у пристани «Сказочная»  

    1)Узнайте героя сказки по названным признакам:

    «Большая, круглая» (репка)

    «Зеленая мокрая» (жаба)

    «Черный гладкий» (крот)

    «Маленькая серая (мышь)

    «Деревянный, веселый» (Буратино)

    2) Вспомни «Сказку о рыбаке и рыбке»  А.С.Пушкина  и допиши слова, признаки, которых здесь названы. Работа в парах.

    (СЛАЙД10)

    Золотая…                        Разбитое…

    Синее…                         Сварливая…

    Высокий…                     Усердные слуги…

    Морская…                      Грозная….

    5. Физкультминутка. Вот и подошел наш корабль к пристани «Отдыхайка»

    Гимнастика для глаз.

    - Ставим ладошки на уровне груди, растираем их друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку, скажем своим глазам добрые слова, скажем им «Спасибо» за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза и накладываем их на лодочку и немного посидим в таком положении. Опускаем руки, глаза не открываем. Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного поля. Веет легкий теплый ветерок, и золотые колосья покачиваются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко-синий василек, а на его зеленом листке сидит красная божья коровка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу. И вы видите, как широко- широко простирается поле, как  сливается золото поля с голубизной неба… Откройте глаза.

    - Какие имена прилагательные помогли вам увидеть цвет? Была ли картина столь яркой красочной, без имен прилагательных?

    6. Следующая пристань на нашем пути «удивительная»/ Работа в парах

     МЫ ВДУМЧИВЫЕ СЛУШАТЕЛИ

    (СЛАЙД 11)

    Стоит Алена,

    У нее платок зеленый,

    Тонкий стан,

    Белый сарафан.

    - Докажите, что это загадка.

    Письмо по памяти. (СЛАЙД12)

    Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать легенду о небесной девушке. Опустите головы. Закройте глаза. Позовите на помощь воображение.

    Послушайте легенду. Постарайтесь услышать имена прилагательные.

    Давно это было. Забыли люди о доброте. Завидуют и обманывают друг друга. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до небес дошел. Посмотрела дочь неба на Землю. Черные мысли людей душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по Земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей Земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево.

    Учитель: Назовите имена прилагательные. Как вы определили?

    О чем заставляет задуматься эта легенда?

    Ученики отвечают.

    Учитель: Вы очень внимательные слушатели.

    - Прочитайте стихотворения о березе.

    7. Закрепление. Творческая работа

    Ежедневно ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.

    Сегодня ... день.

    Какое ... небо, какое ... море!

    Впереди ... остров. На берегу ... песок и ... трава.

    Вдали ... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к ... острову

    8. «Игровая»

    Итог урока. Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь,

    Меня вам надо знать, беречь!

    Оценивают работу одноклассников.

    Оправдались ли ваши надежды, ожидания от сегодняшнего урока?

    Ученики: Спасибо Уроку. Спасибо Вам, знатоки и мудрецы, за сотрудничество.

    Я думаю, что сегодня каждый из вас расскажет о том, что нового вы узнали, прожив еще один день

    ПРИЛОЖЕНИЕ:

    1. ТЕСТ.

    Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.

    Сегодня _______________ день.

    Какое __________небо, какое ________море!

    Впереди _______________ остров. На берегу___________песок и ____________ трава.

    Вдали______________ крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к ... _______________острову

    2)Береза, моя, березонька,

    Березка моя белая,

    Береза кудрявая!

    Стоишь ты, березонька,

    Посередь долинушки

    На тебе, березонька,

    Листья зеленые.

    Под тобой, березонька,

    Трава шелковая…

    Люблю березу русскую,

    То светлую, то грустную,

    В белом сарафанчике

    С платочками в карманчике,

    С красивыми застежками,

    С зелеными сережками,

    Люблю ее, заречную,

    С нарядными оплечьями,

    То ясную, кипучую,

    То грустную, плакучую…

    №3

    Стоит Алена,

    У нее платок зеленый,

    Тонкий стан,

    Белый сарафан.

    Прочитайте тексты. Поставьте рядом со словом цифру-вариант правильного ответа.

    Докажите, что под №3 загадка.

    Кто автор строк под №2?

    Ученики выполняют.

    Из предложенных текстов найти и выписать словосочетания к схемам:

    1 вариант: сущ. Какой? Прил.

    2 вариант: сущ. Какую? Прил.

    Ученики выполняют.

    Взаимопроверка по предложенному учителем образцу.

    6. ПОИГРАЕМ.

    Поэты, писатели, композиторы, художники сумели в своих произведениях передать красоту березы. А найдутся ли у вас слова… (предложить картины известных художников)

    Наши красавицы просят вас вспомнить и записать имена прилагательные на листочках, которые характеризуют ее. Какая она? Работайте в группах. Время на оформление -1 минута.

    Ученики работают в группах.

    Зачитайте слова. Все внимательно слушают и оценивают работу ребят.

    А какими словами, из предложенных вами можно охарактеризовать человека?

    Ученики…

    7. УРОК ЖИЗНИ

    Березе человек придает свои человеческие качества, а какую боль может принести человек этому красивому и ценному дереву?

    Ученики.

    Помните об этом и относитесь бережно ко всему, что вас окружает.

    8. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    Задание под № 4.

    Сейчас в нашем классе работа кипит

    Так пусть же не будет для лени минутки…

    Составьте из слов предложения, расставляя над словами цифры.

    Третье предложение записать.

    Выделите в третьем предложении грамматическую основу, назовите второстепенные члены предложения, укажите части речи.

    растение, лекарственное, Береза

    почек, при, печени, и, березы, помогают, заболеваниях, Почки

    сок, Березовый, большое, содержит, витаминов, количество

    Березовый сок содержит большое количество витаминов.

    Ученики: береза, березка, березовый, березняк березонька, подберезовик.

    1. Поставьте к слову золотой вопрос:золотой характер золотые руки золотое кольцо        золотое сердце     золотая осень        золотые часы

    Как ты понимаешь подчеркнутые выражения?

    1. Говори правильно!

    Сливовый: сливовое варенье, сливовый джем, сливовая косточка.

    Кухонный: кухонный нож, кухонный стол, кухонное полотенце, кухонная мебель.

    6.Работа над упражнением 278.

    Итог урока. Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь,

    Меня вам надо знать, беречь!

    Домашнее задание: упражнение 277. 

    Кто за приключения?

    Все без исключения!

    Давай поднимаем парус

    И прямо в океан!

    Ведь и для нас осталось

    Еще немало стран,

    Пока что не открытых,

    Или давно забытых!

    Дорог в морях немало -

    Смелее у штурвала!

    II. Чистописание

    А отправляемся мы из порта Чистописания.

    Небольшое волнение на море, как в этих строчках:

    лЛл ЛлЛ мМм МмМ

    И мои вам пожелания:

    Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути

    IX. Закрепление. Творческая работа

    Ежедневно ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.

    Сегодня ... день.

    Какое ... небо, какое ... море!

    Впереди ... остров. На берегу ... песок и ... трава.

    Вдали ... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к ... острову

    Пустил стрелу младший брат -  упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема. Пустил  стрелу средний брат – полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая. Пустил младший брат и попала стрела в грязное болото, где сидела лягушка.

    Это трилогия: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». (Выставка книг)

    - Сели правильно, красиво,

    Спинки подровняли,

    Локоточки подобрали.

    - Надо прописать безотрывно ННН.

    - Пропишите в тетради до конца строки, но сначала повторите: «Пишем правильно и красиво».

    - Молодцы, в тетрадях порядок, аккуратные буквы, красивые.

    III. Введение в раздел.

    Галстук (какой?)……..

    Шляпа (какая?)……..

    Настроение (какое?)…….

    Брюки (какие?)……..

    - Посмотрите, дети, как Незнайка нарядно одет. Что он надел? А это что?

    - Галстук, шляпу, брюки, рубашку.

    - Незнайка улыбается, значит у него хорошее что? (Настроение).

    - Запишите эти 4 слова с экрана с комментированием. (Комментированное письмо).

    - Что объединяет эти слова? Почему они записаны в первой группе? ( Имена существительные).

    - Что обозначает имя существительное? (Предмет).

    - Скажите, галстук, какой? (Зелёный, красивый, нарядный и т.д.)

    - Молодцы, много признаков назвали. Запишем один из признаков, названных вами.

    (Рассуждение: галстук – (какой?), шляпа (какая?), настроение (какое?), брюки (какие?).

    Запись учителем на доске:

    сущ.

    галстук (какой?) зелёный

    сущ.

    шляпа (какая?) голубая Комментирование детьми

    сущ.

    настроение (какое?) весёлое

    сущ.

    брюки (какие?) жёлтые

    - Сначала у нас были одни существительные, обозначающие предметы. (Читают эти существительные). А затем мы подбирали к ним какие слова? (Отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие?)

    IV. Сообщение целей урока.

    - Сегодня мы будем говорить о словах, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?

    - Узнаем, как называется эта часть речи.

    - Будем наблюдать за этой частью речи и за её признаками.

    - Узнаем, какие это признаки – постоянные или непостоянные!

    Вот как много нам надо узнать.

    Это вам не 2+5!

    Вы работать все готовы? (Да)

    Все ль сегодня вы здоровы? (Да)

    V. Работа с определением (1 абзац). Постановка проблемы:

    СЧР ПП

    - Надо узнать, что обозначают эти буквы.

    - Откроем стр. 209. Прочтите первый абзац текста в рамке внимательно, в этом абзаце есть ответ на наш вопрос.

    - СЧР - самостоятельная часть речи.

    - ПП - признак предмета (описание)

    - Что значит признак? (Какой это предмет по форме, по цвету, по размеру и т.д.)

    - О какой части речи нам говорят эти буквы, прочтите название части речи и сообщите тему нашего урока.

    VI. Определение темы урока. Имя прилагательное.

    VII. Наблюдение над признаками имен прилагательных, их ролью в речи.

    1. Постановка проблемы. Упр. 308 стр.209.

    308. Прочитай. Что означает название части речи - «прилагательное»? (Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление»).

    2. Решение проблемы.

    - К словам какой части речи «присоединяются, прибавляются» имена прилагательные?

    VIII. Продолжение наблюдений (2, 3 абзац).

    1. Связь имени прилагательного с именем существительным. Работа в группах.

    - Мы не зря, по-моему, оказались в Цветочном городе. Как называется этот цветок?(Ландыш.)

    - А этот цветок?( Роза.)

    - А это что такое?(Солнце.)

    - К какой части речи относятся перечисленные вами слова?

    - А здесь спрятались имена прилагательные (обратная сторона доски). Откроем их и прочитаем.

    Дети читают группу слов на карточках: красивый, красивая, красивое, красивые, пахучее, жаркий, веселые, умные.

    Ваша задача выбрать нужные прилагательные к именам существительным.

    Работа в группах:

    1-ая группа получает карточку:

    Ландыш (какой?)…

    2-ая группа получает карточку:

    Роза (какая?) …

    3-я группа получает карточку:

    Солнце (какое?)…

    (Звучит спокойная музыка во время работы детей в группах).

    - Выберите по одному человеку из группы, который будет защищать решение команды.

    (Дети, выходящие к доске, называют имена прилагательные).

    Ландыш (какой?)…красивый

    Роза (какая?) …красивая

    Солнце (какое?)…красивое

    - Что происходит с именами прилагательными? (Изменяются окончания).

    - Почему? (Существительные разного рода.)

    - Определим род имен существительных.

    - А в каком числе находятся имена существительные? (В единственном).

    - Почему? (Обозначают один предмет).

    - Что еще вы заметили? (Имена прилагательные употреблены в том же роде и числе, что и имена существительные).

    х сущ. прил.

    Ландыш (какой?) красивый (м.р., ед.ч.)

    сущ. прил.

    х

    Роза (какая?) красивая (ж.р., ед.ч.)

    сущ. прил.

    х

    Солнце (какое?) красивое (ср.р., ед.ч.)

    - Определим, какое слово в каждом словосочетании главное, а какое зависимое.

    - От какого слова задаем вопрос? (Ландыш).

    - Это главное слово. От него задаем вопрос к зависимому слову.

    - Главное слово обозначаем крестиком, к зависимому ведем стрелочку. ( Поставим стрелочки от имен существительных к именам прилагательным). Молодцы!

    - Почему не взяли остальные прилагательные? (Солнце не может быть пахучее, ландыш – жарким; умелые, весёлые, красивые – признаки нескольких предметов).

    - Молодцы! Вы не только нарядные, красивые, но и умные! Запись:

    сущ. прил. прил. прил.

    х

    Дети (какие?) умные, красивые, веселые (мн.ч.)

    - Существительное дети во множественном числе, значит и прилагательное умные во множественном числе.

    - Можно ли определить род этих имен прилагательных? (Нет).

    - Проверим наши предположения, прочитав вторую часть вывода в учебнике.

    Вывод: Они изменяются по родам и числам и связаны с именами существительными.

    Юный лес, теплая погода, доброе сердце, родные лица.

    - Что значит: «Имена прилагательные связаны с именами существительными». (Они согласуются в роде и числе).

    - Правильно. Вид связи называется согласование.

    - В чем согласуются существительные и прилагательные?

    - В роде и числе.

    х

    сущ.+ прил.

    согласование

    (в числе и роде)

    - Можно ли определить род имени прилагательного во множественном числе? (Нет.)

    - Что значит, «изменяются по родам и числам»?

    - Признаки рода и числа прилагательного постоянные или непостоянные? (Непостоянные).

    - Род имени существительного постоянный признак? (Да).

    2. Наблюдение за изменением имен прилагательных.

    изменяются

    сущ. прил.

    - по родам +

    + по числам +

    - Прочтите вопрос после вывода в учебнике:

    Как ты думаешь, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

    Без предмета нет признака.

    Физминутка

    (Японская песня – игра: «Научи нас!». Дети повторяют движения за учителем)

    IX. Первичное закрепление знаний и умений

    1. Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.

    - Однажды Незнайка решил стать поэтом. Послушайте, какие стихи он сочинил.(Учитель читает отрывок из главы «Как Незнайка сочинял стихи»)

    После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. (Вот что он сочинил)

    Знайка шел гулять на речку,

    Перепрыгнул через овечку.

    Торопышка был голодный,

    Проглотил утюг холодный.

    У Авоськи под подушкой

    Лежит сладкая ватрушка.

    - Какое мнение сложилось у вас о Незнайке, как поэте? Почему? (Горе-поэт).

    - Выпишите из стихов Незнайки имена сущ.+прил. (по образцу) и укажите род, число имен прилагательных. (Работу выполняют ученики самостоятельно на карточках, а один на обратной стороне доски).

    2. Определение рода и числа прилагательных.

    - Ребята, слышите, Незнайка с Гунькой о чем-то спорят.

    - Прочтите название главы.

    - Прочтите отрывок из главы самостоятельно, подготовьтесь читать громко и выразительно!

    «Как Незнайка был художником».

    После того как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником.

    Незнайка говорит:

    - Садись, Гунька, сейчас я тебя рисовать буду.

    Гунька обрадовался, сел поскорее на стул, и Незнайка принялся его рисовать. Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос, зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза.

    - А художником удалось Незнайке стать, как вы считаете? Почему? (Учитель показывает портрет).

    - Прочитайте последнее предложение.

    - Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос, зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза.

    3. Самостоятельная работа. Самоконтроль.

    Найти в этом предложении словосочетания сущ.+ прил. Над существительными поставить крестик - это главное слово и задать вопрос к имени прилагательному – это зависимое слово.

    Над именем прилагательным написать, в форме какого рода и числа оно употреблено.

    - Как будем определять? (По признакам имени существительного).

    4. Творческая работа.

    - Попробуем себя в роли писателей или поэтов. Напишите мини- сочинение или стишок по следующему плану:

    1.Моего друга зовут ...(Мою подругу зовут…)

    2. Характер.

    3. Внешность.

    - Придумайте к нему заголовок. В тексте надо использовать имена прилагательные. Описать, какой характер, какие глаза, какие волосы, какое настроение часто бывает у друга (у подруги). Но, описывая своего друга, мы должны помнить, что мы – не « горе - художники и поэты», как Незнайка. (Звучит спокойная музыка во время творческой работы детей).

    5. Чтение наиболее удавшихся работ.

    - Молодцы!

    X. Итог.

    - Вам понравилось в Цветочном городе? Теперь посмотрим, какие вы внимательные. Продолжите предложения.

    ИП – это…(СЧР)

    ИП обозначают…(ПП)

    ИП отвечают на вопросы…(какой? какая? какое? какие?)

    ИП изменяются по…и…(родам и числам)

    ИП согласуются с именами…(существительными)

    - Вы оказывается не только нарядные, красивые, но и находчивые, внимательные, дружные, умелые.

    - Какие части речи я называю?

    - Имена прилагательные. (Хором).

    XI. Самооценка.

    - Нарисуйте на кружочках личико у коротышки с улыбкой, если вы считаете, что хорошо работали на уроке и помогали учителю и одноклассникам или с гримасой, если все наоборот. (Кружки учитель раздает заранее).

    - Покажем друг другу, какое личико у коротышки.

    - От улыбок ещё светлее стало!

    - Перед вами карта Цветочного города. Давайте украсим ее цветами и солнышками из наших букетов. (Дети закрепляют свои значки на соответствующих улицах).

    XII. Домашнее задание.

    Дома правило учите!

    Упражненьем закрепите! (стр.227 упр. 1, правило стр.209.)

    Вам спасибо за урок!

    Вот уже звенит звонок!

    Встаньте, подровняйтесь, со мною попрощайтесь.

    Сказки Носова читайте

    Коротышкам привет передавайте!

    (Звучит веселая музыка).У существительных подчас

    Не жизнь, а просто скука!

    Ни цвета нет у них без нас,

    Ни запаха, ни звука.

    Но если нас к ним приложить,

    Им веселее станет жить.

    Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь,

    Меня Вам надо знать, беречь!

             (записано на доске)Цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.

    Образовательная задача:

    формировать умение распознавать части речи;

    умение употреблять имена прилагательные в речи;

    обогащать словарный запас детей.

    Развивающая задача:

    развивать умение слушать и слышать (аудирование);

    развивать речь учащихся;

    развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

    Воспитывающая задача:

    воспитание интереса к предмету;

    воспитание любви к природе;

    воспитание любознательности и взаимопомощи.

    Методы: деятельностный, наглядно-иллюстративный, диалогический, постановка проблемных вопросов.

    Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

    Средства обучения: мультимедийная установка, экран, раздаточный материал для демонстрационной и индивидуальной работы (индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями, карточки для групповой работы, карточки для рефлексии (плод, цветок, листок), Толковый словарь С.И. Ожегова.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    (Приложение 1, Слайд 1)

    Учитель: Проверь, готов ли ты начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книжка, ручка и тетрадки?

    II. Актуализация знаний

    Учитель:

    Слова, слова, слова…

    Язык и стар, и вечно нов!

    И это так прекрасно!

    В огромном мире – море слов,

    Купаться ежечасно.

    Слова, слова, слова…

    Сравните предложения.

    Слайд 2

    – Какое предложение более точное? Кого вы представили? (Буратино.)

    – Кто автор сказки о Буратино и как она точно называется? (А. Толстой. “Золотой ключик или приключения Буратино”.)

    – Какие слова дали более точное представление о мальчике? (Деревянный, с длинным.)

    – Какой частью речи они являются? (Именем прилагательным.)

    – Что такое имя прилагательное? (Ответы детей.)

    III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

    Учитель: Как вы думаете, с какой частью речи связана наша тема урока? Чем мы будем заниматься на уроке? Дополните предложения.

    Слайд 3

    – По какому признаку сравнивается нос Буратино? (По размеру.)

    – Прочитайте слова в столбиках. Объясните их правописание:у…кое

    к…роткий

    ш…рокая

    б…льшой

    ни…кая

    д…журный        гор…д

    д…рога

    к…р…ндаш

    п…льто

    м…шина

    – Назовите слова противоположные по смыслу. (Узкое – широкое.)

    – Подберите подходящие слова из первого столбика к словам второго столбика. Что получилось? (Словосочетания.)

    – Запишите их в тетрадь. С какой частью речи связано имя прилагательное? (С именем существительным.)

    узкое пальто

    короткий карандаш

    широкая дорога

    большой город

    низкая машина

    – Какое слово не образовало словосочетание? (Дежурный.)

    Определим, какой частью речи оно является.

    (Мнения учащихся разделились. Возникает проблемная ситуация. Дети проводят исследовательскую работу над лексическим значением слова.)

    – Объясните, почему вы решили, что слово может быть именем существительным или именем прилагательным в речи? (Если к слову можно поставить вопрос какой?, то оно является именем прилагательным. Например, дежурный врач, дежурный милиционер. Если к слову поставить вопрос кто?, то оно является именем существительным. Например, дежурный по классу, дежурный у входа.)

    – Проверим себя. Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Найдём и сравним лексическое значение слова дежурный.

    Вывод: бывают случаи, когда прилагательное начинает употребляться без существительного, к которому оно относится, становится более самостоятельным, начинает отвечать на вопрос кто? или что? и, таким образом, превращается в существительное.

    – Приведём пример, когда прилагательное может перейти в существительное.

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Физкультминутка

    Все ребята дружно встали (встать около парты)

    И на месте зашагали (ходьба на месте).

    На носочках потянулись (потянуться)

    И друг к другу повернулись (повороты).

    Как пружинки мы присели (приседания),

    А потом тихонько сели (садятся за парты).

    IV. Первичное закрепление

    Четверо художников, столько же картин.

    Белой краской выкрасил всё подряд один.

    У второго синие – небо и ручьи,

    В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

    На картине третьего красок и несчесть:

    Жёлтая, зелёная, голубая есть.

    А четвёртый золотом расписал сады,

    Нивы урожайные, спелые плоды.

    Всюду бусы-ягоды спеют по лесам,

    Кто же те художники? Догадайся сам!

    (Зима. Весна. Лето. Осень)

    Слайд 7

    – Объясните, почему художники выбрали для своих картин именно эти цвета? (Белый – цвет снега, синий – цвет воды, жёлтый, зелёный, голубой – цвета трав, цветов, золотой – цвет солнца.)

    1. Какое сейчас время года? (Зима.)

    Какой характер у зимы? Выберите только те имена прилагательные, которые характеризуют зиму. Запишите их.

    Слайды 8, 9 (проверка)

    Дополните ещё 2–3 имени прилагательного. Для чего нужны в речи имена прилагательные?

    Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь,

    Меня вам надо знать, беречь!

    2. Какое время года наступит после зимы? (Весна.)

    Какие признаки наступления весны вы можете назвать?

    Индивидуальная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.

    (Приложение 2)

    Проверка: составленных предложений и пропущенных орфограмм

    Слайд 10

    Задания:

    Найдите в тексте имена прилагательные. Подчеркните их волнистой линией.

    Четвёртое предложение разберите по частям речи. Подчеркните главные члены.

    Укажите морфологические признаки слов для № 1, 2 – ждут, № 3 – ребята.

    Взаимопроверка.

    Физкультминутка

    Учитель: Угадайте, о каком явлении природы идёт речь, которое часто бывает летом:

    Меня часто зовут, дожидаются.

    А приду – от меня укрываются.

    (Дождь)

    Пальчиковая гимнастика

    (Дети постукивают подушечками пальцев по парте.)

    Что такое, что мы слышим?

    Это дождь шумит по крыше.

    А теперь пошёл сильней

    И по крыше бьёт быстрей.

    V. Творческое применение и добывание знаний

    Учитель: А какой дождь вы наблюдали в природе? Прочитаем стихотворение Олега Григорьева о дожде.

    Слайд 11

    Дождь слепой и проливной,

    Нарастающий, грибной,

    Обложной, висячий, скорый,

    Сонный, медленный и спорый.

    А ещё есть грозовой,

    Радужный, полосовой.

    Вот так много есть дождей

    Для растений и людей.

    – Какая часть речи более точно подчёркивает силу дождя? (Имя прилагательное.)

    – Что такое имя прилагательное? (Ответы детей.)

    – Имена прилагательные нашу речь делают выразительнее, красочнее, ярче.

    Работа в группах

    (Каждая группа применяет полученные знания для обогащения словарного запаса.)

    (Приложение 3)

    После выполнения задания, заслушиваются ответы групп. Определяется общая тема всех полученных текстов (дождь). Указываются типы текстов (№ 1, 4 – описание, № 2 – повествование, № 3 – рассуждение).

    Как нужно относиться к природе? Какие правила соблюдать на отдыхе? Вспомним правило об имени прилагательном.

    Слайд 12

    VI. Домашнее задание

    Учащимся представляется право выбора по выполнению домашнего задания:

    Подбери как можно больше имён прилагательных к слову природа.

    Составь загадки-описания к словам лимон, яблоко, арбуз.

    Напиши небольшой текст-описание на тему “Летний луг”, используя максимальное количество имён прилагательных.

    VII. Рефлексия

    Слайд 13

    Учитель: Сегодня вы активно работали на уроке, выполнили много заданий, открывали для себя новые знания, окунулись в мир природы. А теперь подумайте, насколько успешной была ваша работа, добились ли вы цели, поставленной перед уроком. Мы говорили об осеннем золотом дожде. Но ведь осень – это и спелые сочные плоды. Посмотрите на наше дерево. Каждый пусть оценит свою работу на уроке.Цель: отрабатывать практические умения и навыки в нахождении, произношении, употреблении и написании имен прилагательных.

    Задачи:

    закрепить знания учащихся об имени прилагательном;

    сообщить исторический, научный, познавательный материал о березе, традициях на Руси;

    обогащать словарный запас учащихся новыми словами, выражениями;

    развивать устную и письменную речь, творческие и познавательные способности, смекалку, воображение;

    создавать на уроке благоприятную атмосферу, ситуацию успеха, сотрудничества;

    воспитывать бережное отношение к историческим ценностям и традициям русского народа, к природе;

    воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, за свой край.

    Оборудование:

    Компьютер

    Мультимедийный проектор

    Диск с презентацией

    Экран

    Магнитофон

    Аудиозапись

    Индивидуальные сборники (книжки-самоделки) - 20 штук

    Карточки (10x30):

    СЛУШАТЬ

    ПОЗНАВАТЬ

    РАССКАЗЫВАТЬ

    ОТВЕЧАТЬ

    РАЗГАДЫВАТЬ

    СОЧИНЯТЬ

    СОЗДАВАТЬ

    ЧЕРНЫЕ

    ВЕЛИКИЙ

    НЕБЕСНАЯ

    ВЕЛИКАЯ

    НЕБЕСНОЙ

    СВЯТОЕ

    СВЯЩЕННОЕ

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

    ЧАСТЬ РЕЧИ

    ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

    ВОПРОСЫ

    КАКОЙ?

    КАКАЯ?

    КАКОЕ?

    КАКИЕ?

    Предварительная подготовка учащихся к уроку.

    Задачи: учить детей самостоятельно добывать необходимую информацию с использованием различных источников; работать в группах; готовить презентацию для сопровождения собственного доклада; анализировать и оценивать собственные творческие способности и возможности.

    Программа “Познаем мир”.

    Стихотворение.

    Оформление доски: (до начала урока), (по ходу урока).ПРЕДСКАЗАНИЯ.

    СЮРПРИЗ УЧИТЕЛЯ.

    ПОЛУЧИТЕ ПИСЬМО.

    МЫ ВДУМЧИВЫЕ СЛУШАТЕЛИ.

    МЫ УЧИТЕЛЯ.

    ПОИГРАЕМ.

    УРОКИ ЖИЗНИ.

    ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

    ПРОГРАММА “ПОЗНАЕМ МИР”.

    МЫ СОАВТОРЫ.        9 апреля        СЛУШАТЬ

    ПОЗНАВАТЬ

    РАССКАЗЫВАТЬ

    ОТВЕЧАТЬ

    РАЗГАДЫВАТЬ

    СОЧИНЯТЬ

    СОЗДАВАТЬ

    ЧЕРНЫЕ

    ВЕЛИКИЙ

    НЕБЕСНАЯ

    ВЕЛИКАЯ

    НЕБЕСНОЙ

    СВЯТОЕ

    СВЯЩЕННОЕ

    Список литературы

    1. Амонашвили Ш.А. Личностно ориентированная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

    2. Андрюхова Л.Л. Уроки развития речи в начальной школе. Ростов-на-Дону, 2003.

    3. Русский народ. Обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /Собр. М.Забылиным. – М.: Автор,1992.

    I. Организационный момент. (2-3 мин.)

    Ученики стоят около своих парт.

    Учитель:

    В добрый час, ребята!

    Будем, ребята, беречь доброту,

    Будет, ребята, беречь красоту,

    Будем дерзать, будем творить,

    Улыбку познанья Уроку дарить!

    Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

    Ученики желают друг другу добра.

    Нашим гостям.

    Чтобы гости захотели

    К нам на урок прийти опять.

    Ученики приветствуют учителей.

    Мне нужна ваша поддержка.

    Я верю в вас!

    Улыбнитесь Уроку улыбкою радости познания.

    А что вы ждете от сегодняшнего урока?

    Ученики высказывают мнения.

    (Выслушать ответы всех учеников.)

    Учитель: Пусть ваши желания исполнятся.

    После проведенных минут общения вы обязательно поделитесь с нами и с Уроком своими мыслями и чувствами.

    Садитесь.

    Учитель: Я предлагаю вам следующее построение урока.

    (Зачитать план с доски.)

    Предсказания.

    Сюрприз учителя.

    Получите письмо.

    Мы вдумчивые слушатели.

    Мы учителя.

    Поиграем.

    Уроки жизни.

    Творческое задание.

    Программа “Познаем мир”

    Мы соавторы.

    Учитель: Согласны ли вы с таким планом урока?

    Ученики соглашаются.

    II. Постановка темы, задач урока. (1 мин.)

    1. ПРЕДСКАЗАНИЯ

    Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие к тайнам русского языка, окружающего мира, традициям и обычаям Руси, и познанию себя.

    Каждый из вас на уроке будет (карточки со словами помещаются на доску) слушать, познавать новое, рассказывать, отвечать на вопросы, разгадывать, сочинять, создавать новое.

    Постарайтесь свою речь делать точной, красочной, выразительной, полной, правильно употреблять в речи имена прилагательные. Уважительно относитесь к словам. Слово – печать мысли.

    III. Введение в тему урока. (1 мин.)

    2. СЮРПРИЗ УЧИТЕЛЯ

    Я предлагаю вам, ребята, сегодня стать соавторами очередного сборника.

    А вот и первая страница.

    Посмотрите внимательно и постарайтесь сформулировать задание.

    Ученики: Найти правильный вариант ответа на предложенный вопрос.

    Узнать закодированное слово.

    IV. Проверка домашнего задания. (2 мин.)

    Ученики выполняют работу.

    Учитель: Назовите слово и докажите свой вариант ответа.

    Ученики: Береза.

    Доказывают, формулируют правила об имени прилагательном.

    Учитель: Я очень довольна тем, что вы добросовестно выполнили домашнее задание – повторили весь изученный материал об имени прилагательном.

    Сегодня Урок мы посвятим Березе – Символу России.

    Стихотворение “ХОРОША РОССИЯ” (компьютер, слайды).

    V. Упражнения в нахождении, произношении, употреблении и написании имен прилагательных в речи. (18–20 мин.)

    3. ПОЛУЧИТЕЛ ПИСЬМО.

    Учитель:

    Возьмите листочки с заданием под № 2.

    Прочитайте первую часть письма.

    Люди добрые, русские, здравствуйте!

    От меня вам поклон земной.

    Вас, на вашем уроке русского языка

    Я приветствую всей душой!

    С какими словами к вам обратилась березка?

    Ученики отвечают.

    Прочитайте вторую часть про себя, все ли вам понятно?

    Я б…реза - ____ д…рево с ____ ____ веточками,

    с ____ ____ к…рой, покрытой ____ п…лосками. Свое название получила по цвету к…ры.

    Ученики высказывают мнения.

    Сформулируйте задание.

    Ученики: Вставить пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова.

    Учитель: А что нужно знать, чтобы вставить пропущенные буквы?

    Ученики объясняют.

    Правописание безударной гласной.

    Цепочкой выходят к доске и делают соответствующие записи доказывают правописание безударной гласной.

    А теперь дополните текст подходящими по смыслу именами прилагательными.

    Вспомните материал уроков по окружающему миру.

    Можно работать в парах.

    Когда рядом друг вы становитесь сильнее и мудрее. Прислушивайтесь друг к другу.

    Ученики работают в парах постоянного состава, предлагают свои варианты учителю.

    (Предложить учащимся, угадавшим слова, оформить запись на доске.)

    Учитель: Прочитайте запись на доске.

    Ученики читают хором.

    Учитель: Изменился текст? Как? Впишите имена прилагательные в текст. Как их выделите?

    Ученики записывают слова

    в тексте сборника, подчеркивают.

    Учитель: Что вы можете сказать о словах, которыми дополнили письмо?

    Ученики: Это слова – имена прилагательные, потому что они отвечают какой?, какими? и обозначают признаки предметов.

    Учитель: А для чего нужны имена прилагательные?

    Ученики: Без имен прилагательных наша речь была бы непонятной и бедной, а имена прилагательные – делают ее яркой и понятной.

    (Поместить информацию на магнитную доску “ПОВТОРИ”.)

    Учитель: В будущем кто-то из вас обязательно станет писателем.

    Определите у имен прилагательных род и число.

    Ученики выполняют.

    Делают выводы.

    Запишите однокоренные слова с корнем – берез и разберите их по составу.

    Ученики выполняют работу.

    Зачитайте слова, прокомментируйте разбор слова по составу.

    Ученики: береза, березка, березовый, березняк березонька, подберезовик.

    4. МЫ ВДУМЧИВЫЕ СЛУШАТЕЛИ

    Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать легенду о небесной девушке. Опустите головы. Закройте глаза. Позовите на помощь воображение.

    Послушайте легенду. Постарайтесь услышать имена прилагательные.

    (Включить аудиозапись)

    Давно это было. Забыли люди о доброте. Завидуют и обманывают друг друга. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до небес дошел. Посмотрела дочь неба на Землю. Черные мысли людей душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по Земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей Земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево.

    Учитель: Назовите имена прилагательные. Как вы определили? Найдите карточку с этим словом. Поместите карточку на доску, рядом укажите число и род.

    (Вызывает к доске учащихся по желанию.)

    Ученики выполняют задание.

    На местах учащиеся проверяют работу детей у доски, сигналами указывают на правильные и неправильные ответы.

    Учитель: Запишите словосочетания, характеризующие березу.

    Ученики записывают.

    О чем заставляет задуматься эта легенда?

    Ученики отвечают.

    Учитель: Вы очень внимательные слушатели.

    5. МЫ УЧИТЕЛЯ

    Возьмите листок с заданием №3.

    №1

    Березка моя, березонька,

    Березка моя белая,

    Береза кудрявая!

    Стоишь ты, березонька,

    Посередь долинушки.

    На тебе, березонька,

    Листья зеленые.

    Под тобой, березонька,

    Трава шелковая…

    №2

    Люблю березу русскую,

    То светлую, то грустную,

    В белом сарафанчике

    С платочками в карманчике,

    С красивыми застежками,

    С зелеными сережками,

    Люблю ее, заречную,

    С нарядными оплечьями,

    То ясную, кипучую,

    То грустную, плакучую…

    №3

    Стоит Алена,

    У нее платок зеленый,

    Тонкий стан,

    Белый сарафан.

    Прочитайте тексты. Поставьте рядом со словом цифру-вариант правильного ответа.

    Докажите, что под №3 загадка.

    Кто автор строк под №2?

    Ученики выполняют.

    Из предложенных текстов найти и выписать словосочетания к схемам:

    1 вариант: сущ. Какой? Прил.

    2 вариант: сущ. Какую? Прил.

    Ученики выполняют.

    Взаимопроверка по предложенному учителем образцу.

    6. ПОИГРАЕМ.

    Поэты, писатели, композиторы, художники сумели в своих произведениях передать красоту березы. А найдутся ли у вас слова… (предложить картины известных художников)

    Наши красавицы просят вас вспомнить и записать имена прилагательные на листочках, которые характеризуют ее. Какая она? Работайте в группах. Время на оформление -1 минута.

    Ученики работают в группах.

    Зачитайте слова. Все внимательно слушают и оценивают работу ребят.

    А какими словами, из предложенных вами можно охарактеризовать человека?

    Ученики…

    7. УРОК ЖИЗНИ

    Березе человек придает свои человеческие качества, а какую боль может принести человек этому красивому и ценному дереву?

    Ученики.

    Помните об этом и относитесь бережно ко всему, что вас окружает.

    8. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    Задание под № 4.

    Сейчас в нашем классе работа кипит

    Так пусть же не будет для лени минутки…

    Составьте из слов предложения, расставляя над словами цифры.

    Третье предложение записать.

    Выделите в третьем предложении грамматическую основу, назовите второстепенные члены предложения, укажите части речи.

    растение, лекарственное, Береза

    почек, при, печени, и, березы, помогают, заболеваниях, Почки

    сок, Березовый, большое, содержит, витаминов, количество

    Березовый сок содержит большое количество витаминов.

    9. ПРОГРАММА “Познаем мир”.

    VI. Домашнее задание. (2 мин.)

    10. МЫ СОАВТОРЫ

    Учитель: В сборнике на последней страничке есть задания.

    (Зачитать и прокомментировать.)

    - Отгадать загадку.

    - Стать соавтором сборника, презентация которого пройдет через две недели на заседании семейного клуба Школа Жизни”, где вы получите оценку всех присутствующих.

    А какое домашнее задание зададите мне вы?

    Ученики предлагают подготовить для них интересные задания.

    VII. Итог урока. (2-3 мин.)

    Учитель: Я не сомневаюсь, что через две недели мы сможем увидеть презентацию новых интересных работ, потому что вы талантливые ребята.

    Слова, какой части речи помогли больше узнать о символе России – березе?

    Ученики: Имена прилагательные.

    Учитель: Что вы можете рассказать друг другу об именах прилагательных?

    Ученики рассказывают друг другу сведения об имени прилагательном.

    Учитель: Прочитайте слова на карточках. Чем они интересны и всё ли вы успели сделать на Уроке?

    Ученики читают хором. Высказывают свое мнение.

    Оценивают работу одноклассников.

    Оправдались ли ваши надежды, ожидания от сегодняшнего урока?

    Ученики: Спасибо Уроку. Спасибо Вам, знатоки и мудрецы, за сотрудничество.

    Я думаю, что сегодня каждый из вас расскажет о том, что нового вы узнали, прожив еще один день

    Тема: Употребление в речи имен прилагательных. 

    Образовательная задача:

    формировать умение распознавать части речи;

    умение употреблять имена прилагательные в речи;

    обогащать словарный запас детей.

    Развивающая задача:

    развивать умение слушать и слышать (аудирование);

    развивать речь учащихся;

    развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

    Воспитывающая задача:

    воспитание интереса к предмету;

    воспитание любви к природе;

    воспитание любознательности и взаимопомощи.

    Методы: деятельностный, наглядно-иллюстративный, диалогический, постановка проблемных вопросов.

    Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

    Средства обучения: мультимедийная установка, экран, раздаточный материал для демонстрационной и индивидуальной работы (индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями, карточки для групповой работы, карточки для рефлексии (плод, цветок, листок), Толковый словарь С.И. Ожегова.

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    2. Целевая установка.

    -Откройте тетради, запишите число. Наш урок будет необычным потому, что будет сказочным, поэтичным.

    Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет…

            … И кораблик подгоняет;

                Он бежит себе в волнах на раздутых парусах…Откройте глаза. Мы на корабле. Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Он придет в движение, если вы решите кроссворд. Решив кроссворд, вы определите тему урока. Вам надо отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок Пушкина.

    1. Вот открыл царевич очи,

    Отрясая грезы ночи,

    И, дивясь, перед собой, видит город он… (большой)

    1. Посади ты эту птицу, - молвил он царю, на спицу;

    Будет верный сторож твой

    Петушок мой (…) (золотой)

    1. У лукоморья дуб (..) (зеленый)
    2. Глядь поверх текучих вод лебедь (…) (белая) плывет.
    3. Ель растет перед дворцом,

    А под ней … (хрустальный) дом.

    - Молодцы. Что общего  в разгаданных словах? Определите тему урока. Что такое имя прилагательное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как в думаете, все ли вы знаете об имени прилагательном? Можем ли мы изучать что-то новое, не повторив то, что знаем? Сегодня мы будем учиться правильно употреблять в речи имена прилагательные, подготовимся к изучению нового материала.

    Итак, мы отправляемся в путь!

    3. Наша первая остановка у пристани «Словознайка». Картинный диктант. Нужно быстро и правильно подобрать имена прилагательные к именам существительным. Записываем самое удачное словосочетание.

    Еж, верблюд, лев, заяц, бабочка, цветок, жираф, птица, слон.

    - Что обозначают слова, которые вы приписали к картинкам? С какой частью речи связано имя прилагательное?

    4. Наша вторая остановка у пристани «Сказочная»  

    1)Узнайте героя сказки по названным признакам:

    «Большая, круглая» (репка)

    «Зеленая мокрая» (жаба)

    «Черный гладкий» (крот)

    «Маленькая серая (мышь)

    «Деревянный, веселый» (Буратино)

    2) Вспомни «Сказку о рыбаке и рыбке»  А.С.Пушкина  и допиши слова, признаки, которых здесь названы. Работа в парах.

    Золотая…                        Разбитое…

    Синее…                         Сварливая…

    Высокий…                     Усердные слуги…

    Морская…                      Грозная….

    5. Физкультминутка. Вот и подошел наш корабль к пристани «Отдыхайка»

    Гимнастика для глаз.

    - Ставим ладошки на уровне груди, растираем их друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку, скажем своим глазам добрые слова, скажем им «Спасибо» за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза и накладываем их на лодочку и немного посидим в таком положении. Опускаем руки, глаза не открываем. Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного поля. Веет легкий теплый ветерок, и золотые колосья покачиваются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко-синий василек, а на его зеленом листке сидит красная божья коровка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу. И вы видите, как широко- широко простирается поле, как  сливается золото поля с голубизной неба… Откройте глаза.

    - Какие имена прилагательные помогли вам увидеть цвет? Была ли картина столь яркой красочной, без имен прилагательных?

    6. Следующая пристань на нашем пути «Дружная»/ Работа в парах

    -

    5. Употребление прилагательных в речи.

    1. Поставьте к слову золотой вопрос:золотой характер золотые руки золотое кольцо        золотое сердце     золотая осень        золотые часы

    Как ты понимаешь подчеркнутые выражения?

    1. Говори правильно!

    Сливовый: сливовое варенье, сливовый джем, сливовая косточка.

    Кухонный: кухонный нож, кухонный стол, кухонное полотенце, кухонная мебель.

    6.Работа над упражнением 278.

    1. Итог урока.

    Домашнее задание: упражнение 277. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 10

    Сказка о рыбаке и рыбке Золотая … Высокий… Разбитое Сварливая.. Усердные … Грозная… Синее

    Слайд 11

    Стоит Алена, У нее платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан .

    Слайд 13

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "род имени существительного", урок русского языка, 2 класс, система Л. В. Занкова

    Урок по системе Л. В. Занкова, составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

    Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

    Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

    "Родовые окончания имен прилагательных" Урок русского языка в 3 классе.

    УМК "Школа России". На уроке учащиеся обобщают и закрепляют знания  об имени прилагательном; отрабатывают навыки правописания окончаний имен прилагательных;  развивают  умения...

    Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи»

    Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных  в речи»...

    Урок русского языка во 2 классе по теме: «Значение и употребление в речи имен прилагательных»

    Цель: познакомить с ролью имен прилагательных в речи.Задачи:•          учить выявлять признаки имен прилагательных;•...

    Систематизация знаний об имени прилагательном. Урок русского языка в 4 классе

    Урок русского языка в 4 классе."Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном"...

    Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

    Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...