2 класс | 3 класс |
Тема урока: Речевой этикет. | Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных.
|
Цели урока: 1.Формирование умения правильно употреблять в речи слова вежливого общения;
2. Развитие мышления, памяти, речи учащихся; 3. Воспитание культуры общения, вежливости. | Цели урока: 1. Уточнение представлений учащихся о зависимости прилагательного от существительного; 2. Развитие умения устанавливать связь слов в предложении; 3. Воспитание культуры общения, вежливости.
|
Оборудование: кроссворд «Вежливые слова», карточки для словарной работы «Гласные потерялись», дидактическая игра «Найди пару», тренажеры для проведения физминутки, компьютерная презентация. |
|
ХОД УРОКА:
|
|
- ОРГМОМЕНТ (1 мин.)
|
|
2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.(3 мин.) Вв вл вя Владимир вежливость
|
|
Какого человека называют вежливым? Подберите синонимы. (Внимательный, обходительный, учтивый, любезный, приветливый, деликатный, воспитанный, тактичный) | Подберите однокоренные слова к слову вежливость. (Вежливый, вежливо) Подберите слова, в которых есть такой же суффикс, как в слове вежливость. (ость) (Скромность, порядочность, милость, молодость, храбрость, смелость ) |
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. (5 мин.)
|
|
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. (5 мин)
Тему нашего урока вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (Увидите ее в выделенных клетках) Разгадывание кроссворда. I. - Что содержит вопросительное предложение? (Вопрос.)
- Часть речи, которая служит для связи слов в предложении. (Предлог.)
- Состоит из слов, заключает в себе законченную мысль. (Предложение.)
- Предложение, которое выражает сильное чувство. (Восклицательное.)
- Что мы произносим? (Звуки.)
- Можно составить из букв. (Слово.)
- Предложения, в которых о чем-либо просят, побуждают к действию. (Побудительные.)
- Предложение, в котором о чем-либо сообщается. (Повествовательное.)
II. - Слова, которые обозначают предмет. (Существительное.)
- Слова, которые обозначают действие предмета. (Глагол.)
- Звуки, которые при произношении встречают во рту преграду. (Согласные.)
- Эти члены предложения составляют основу предложения. (Главные.)
- Звуки, которые при произношении не встречают во рту преграду. (Гласные.)
.
|
|
|
|
|
|
| В | О | П | Р | О | С |
|
|
|
|
|
|
|
|
| П | Р | Е | Д | Л | О | Г |
|
|
|
|
|
| П | Р | Е | Д | Л | О | Ж | Е | Н | И | Е |
|
|
|
|
|
| В | О | С | К | Л | И | Ц | А | Т | Е | Л | Ь | Н | Ы | Е |
|
| З | В | У | К | И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| С | Л | О | В | О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| П | О | Б | У | Д | И | Т | Е | Л | Ь | Н | Ы | Е |
|
|
|
| П | О | В | Е | С | Т | В | О | В | А | Т | Е | Л | Ь | Н | Ы | Е |
| С | У | Щ | Е | С | Т | В | И | Т | Е | Л | Ь | Н | О | Е |
| Г | Л | А | Г | О | Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| С | О | Г | Л | А | С | Н | Ы | Е |
|
|
|
|
|
|
|
| Г | Л | А | В | Н | Ы | Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Г | Л | А | С | Н | Ы | Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отгадывание 2 части кроссворда самостоятельно. Ученики получают карточку, выходят к доске по очереди и записывают слова. | 1 .СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ. (2 мин.) Используются карточки для самостоятельной индивидуальной словарной работы «Гласные потерялись» - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.( 3 мин.)
ИГРА «НАЙДИ ПАРУ» (Правописание Ь на конце существительных после шипящих). Постройте в пары слова из 1 и 2 разделов. 1)Колючий, лесная, непромокаемый, родная, черная, белая, серебряная, свадебный, острый, детский, неслыханная, веселый, победный, музыкальный, осенний. 2)Глушь, брошь, «Ералаш», клич, еж, пейзаж, нож, ложь, гуашь, плащ, тушь, речь, марш, плач, туш.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. Подведем итоги игры. Взаимопроверка. Сколько пар нашли правильно? Какое правило нужно помнить, чтобы словосочетания написать без ошибок? (Правописание Ь на конце существительных после шипящих). Как называются слова в 1 разделе? (Имена прилагательные). Почему вы так считаете? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? , в предложении чаще всего является второстепенным членом.) Тема нашего урока «Употребление в речи имен прилагательных». |
4 . ФИЗМИНУТКА. (1,5 мин.) Сегодня на уроке мы говорим о вежливых словах. Вы выполняете задание, если я обращаюсь к вам вежливо. Со словом «ПОЖАЛУЙСТА».
|
|
5.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (10 мин.)
|
|
Выполнение упражнения 290 -Прочитайте. Можно ли Колю считать вежливым мальчиком? Почему? -Найдите в тексте слова вежливого обращения. Прочитайте. Выполните задание.
| - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (4 мин.)
- Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные в предложения-загадки.
1)_____ матрешка, _____ сердечко. (Малина.) (Красная, белое.) 2)Шерстка _____, а коготок _____. (Кошка). (Гладкая, острый.) 3)Хвост _____, мех _____. В лесу живет, кур крадет. (Лиса.) (Пушистый, золотистый.) 4)Летом в огороде _____, _____, а зимой в бочке _____, _____. (Огурцы.) (Свежие, зеленые, хрустящие, соленые.) |
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (6 мин)
Списывание текста.
| - РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. (1,5 мин)
-Слова какой части речи вы вставили? -С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне). -С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Цель игры: наблюдение над ролью имени прилагательного в нашем языке. - Я шепну одному из вас на ушко слово (имя существительное). Он должен называть прилагательные, которые точно характеризуют этот предмет. Ребята должны догадаться, о каком предмете идет речь. Волк – серый, хищный, жадный, злой, … Лиса – рыжая, хитрая, ловкая, … Заяц – косой, слабый, трусливый, … Медведь – большой, косолапый, … Полотенце – сухое, свежее, душистое, … Погода – ясная, холодная, … Небо – серое, хмурое, ... Задание 1 уровня: Составьте предложение с одним из словосочетаний, подчеркните прилагательные волнистой линией, стрелкой укажите связь с именами существительными. Задание 2 уровня: Составьте предложение с одним из словосочетаний и его схему.
|
6 . ФИЗМИНУТКА. (2 мин.) - Проводится комплекс упражнений гимнастики для глаз. (Используются самостоятельно изготовленные тренажеры)
- Чтобы мобилизовать наши силы, потрите ладонями ваши уши. Потяните мочки ушей вниз, вверх, в стороны. Постучите в кулачки, постучите кулачками в грудь.
|
|
7.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (13,5 мин)
|
|
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. (6 мин)
- Отгадывание загадок.
Загадки о вежливых словах. - Маша знала слов немало, но одно из них пропало.
А оно – то, как на грех, говорится чаще всех. Это слово ходит следом за подарком, за обедом. Это слово говорят, если вас благодарят… (Спасибо) - Какие слова благодарности вы еще знаете?
- Дядя Саша огорчен. Рассказал он вот о чем.
«Видел Настю – октябренка я на улице сейчас. Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс! Но давно уже от Насти я не слышу слова…» (…)
- Встретил Витю я соседа. Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда, налетел из-за угла! Но – представьте! – зря от Вити ждал я слова… (Извините) - Он про внучку говорил: «Экая досада!
Я портфель ей подарил. Вижу – очень рада! Но нельзя ж молчать, как рыба. Ну сказала бы…» (Спасибо) -Какие вежливые слова вы еще знаете? Назовите. Когда нужно употреблять эти слова?
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (3,5 мин)
Составьте свой текст, используя «вежливые слова».
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. (4 мин)
Прочитайте рассказ, который вы составили. (Один ученик зачитывает текст, другие называют «вежливые слова».)
Работа со стихотворением «Вежливый слон». - Прочитайте стихотворение «Вежливый слон». - Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку. И вежливо очень Сказал муравью: - Можешь и ты Наступить на мою! - Объясните, почему так названо стихотворение. - Помогла ли вежливость слона муравью?
| - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (6 мин.)
РАБОТА С КНИГОЙ. - Упражнение в образовании имен прилагательных (Упражнение 474)
- Упражнение в правильном употреблении имен прилагательных. (Упражнение 476)
- ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. (3,5 мин)
Учитель читает текст, а дети выписывают только имена прилагательные и имена существительные, от которых они зависят. Вдруг с пригорка взлетела небольшая серая птичка – жаворонок. Она затрепетала крылышками и стала подниматься все выше и выше. И вот с голубой высоты полилась на землю радостная песня. (По Г. Скребицкому.) Задание: укажите стрелкой связь прилагательных с именами существительными.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (4 мин)
Составление предложений по схемам. (Упражнение 472) |
8.ИТОГ УРОКА. (4 мин.)
|
|
Подведем итоги нашего урока. Откройте дневники и запишите домашнее задание: 2кл. Запишите 2 предложения, используя слова вежливого обращения. 3кл. Придумать и записать 2 загадки о каком-либо предмете, используя только имена прилагательные. Что нового узнали на уроке? Что запомнилось, понравилось? Выслушиваются ответы учащихся 2 и 3 классов. Для чего в речи нужны слова вежливого обращения? Как их произносят? Ребята, послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах». Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай - не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить И людям радость отравить, Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку превратить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.
О чем хотел сказать автор в своем стихотворении? Чему оно учит? Ребята, прежде всего нужно научиться общаться друг с другом. Проверьте себя: умеете ли вы обращаться к собеседнику. Какие из этих слов вы употребите, вежливо здороваясь? Выпишите их номера.
- Приветик! 4.Хеллоу! 7.Хай!
- Здорово, старина! 5.Здравствуйте!
- Добрый день! 6.Салют!
Какие слова вы употребите, вежливо прощаясь? Выпишите их номера. 1. Чао, крошка! 4.Всего хорошего! 7.Бывай здоров! 2. Будьте здоровы! 5.Давай! 8.Бай! 3. Гуд бай! 6. Пока! 9. До свидания!
САМОПРОВЕРКА. Коллективное обсуждение. Выставление оценок . СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ!
|
|