Виды заданий на развитие внимания на уроках чтения и русского языка
статья по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме

Иванова Ирина Ивановна

Упражнения по развитию внимания на уроках чтения и русского зыка

Скачать:


Предварительный просмотр:

На уроках чтения, русского языка:

1)Таблицы Шульте (буквенный материал)

в

и

с

м

А

ж

у

ч

х

е

л

ш

п

щ

о

д

ц

ф

т

к

б

н

р

з

г

2) «Корректурная проба» 

Суть этого приема заключается в том, что ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Выполняя такое упражнение, ребенок может почувствовать, что значит "быть внимательным", и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Материалы:

Любые печатные тексты (книги, газеты, журналы), карандаша и ручки.

Условия проведения.

Корректурные упражнения должны проводится ежедневно по 5 минут в течении 2-4 месяцев.

ЕКРНСОАРНЕСВАРКВРЕОЕОШЛЧЛОИ

ВМТАВНШЛЧЛОИМАУЧОИПОЕОНАЫОИМА

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТА

ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗОС

КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПКШУ

ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕИСМВ

НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРАВНЩ

РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРСРКИЭВ

ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕОЛДТЕЫБ

ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОЕОНАЫБ

3)Методика «Исправь ошибки» (на любом этапе урока)

-для развития устойчивости внимания:

В парке.

В суботу мы гуляли в парке. Вот алея берёз и лип. Летом там жужжали пчёлы. Хороши русские берёзы.


-для развития слухового внимания:

Ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать слова правильно.

1.        Мы собираем васильки,

На головах у нас щенки.        (венки)

2.        На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран,    (банан)

3.        У вратаря большой улов,

       Влетело в сетку пять волов.        (голов)

БУЛКА - в одной из сказок Пушкина она грызёт золотые орешки.

ТРУС - без него не выловишь и рыбку из пруда.

ТЕНЬ - время суток между утром и вечером.

НОТА - жильё лисы.

СОР - его в известной басне выронила ворона.

4)Кодирование

Прочитать пословицу.

5)Путаница( на любом этапе урока)

- Найдите замаскированные изображения и запишите слова существительные

-Разгадывание буквенных  путаниц

6)  Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующимися буквами(разминка)

ТАЧКА - ТОЧКА - БОЧКА - НОЧКА - ПОЧКА - ДОЧКА НАПИСАЛ - ЗАПИСАЛА - РАСПИСАЛСЯ - ПОДПИСЫВАЕТ

7)Нахождение  слов. Это упражнение использую на всех этапах урока.

-среди напечатанных без пробелов букв:

Найдите и выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР

ЯЫЙЦЁОРТПЕТУХЬЖЭЪ

 МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ

 ЛЗАЯЦУКАПРОДШГ

8) Отделение в сплошном тексте слов  друг от друга.

- Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.

ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ)

9) Словарный диктант с комментированием. 

Этот метод направлен на повышение устойчивости внимания. Суть его заключается в следующем. Учитель читает вслух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых поочередно называет приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. Если ученики еще не знакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных, согласных букв в слове, сколько звуков и т.п. После этого учитель просит взять ручки и записать прокомментированное слово. Этот методический прием хорошо известен педагогам. Но он становится способом, диагностирующим и развивающим внимание только в том случае, если выполняются следующие условия:

-учитель читает слово только один раз;

-учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;

 -учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу

Анализ первичных данных дает информацию о качестве сосредоточения и устойчивости внимания учащихся. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяет судить об организации коллективного внимания учащихся.

10) Игра"Разведчики"(на этапе знакомства с новым произведением, перед чтением) Кто быстрее в тексте найдёт ответ на вопрос.

. Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени".

•        Сколько раз Петя позвонил в дверь?
Учащиеся находят строчку и зачитывают.

11)        Анаграммы (рассыпанные слова).

 Это  слова (например фамилии авторов, названия произведений, имена героев)объединенных общим признаком.

Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее.

ИАКБНИ (Бианки)  

КВАСЛАДО (Сладков)

УРЧШИНА (Чарушин)

КОВЫЛР (Крылов)

  1. Что обозначают эти слова?
  2. Какую фамилию вы бы исключили из этого списка? Почему?

12) Вставка пропущенных букв в словах.                                                                                      

Затем выпишите эти буквы по порядку. При правильном выполнении задания у вас получится новое слово

ПА- РОН

 П-РАТ

о-онь

К -ОТ


(тигр)

13)Расстановка букв в определённом порядке(алфавитном)

С В А Я О К Б

 Ю Г П Э М И Р

 Ц Т Н Д 3 Е Л

14) Составление цепочки слов.

Составьте цепочку из 10 слов, обозначающих животных, так чтобы последняя буква предыду щего слова была первой в последующем.

Напри мер: слоН - НосороГ - ГраЧ - ЧерепахА и так далее.

15) Безошибочное переписывание строчек хаотично расставленных букв.

        ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

16) Нахождение отличий.

Например, после подбора однокоренных слов к слову снег, рассмотреть рисунки, найти отличия и одинаковые снежинки.

17)Сбор рассыпанных букв, слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды заданий на развитие внимания на уроках математики

Упражнения по развитию внимания на уроках математики...

Развитие речи у детей с ЗПР на уроках чтения и русского языка в начальной

План ВведениеГлава 1. Научно-теоретические основы работы над развитием речи на уроках чтения и письма.1.1. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.1.2. Принципы и содержание словарной...

Доклад на тему:Развитие речи у детей с ЗПР на уроках чтения и русского языка в начальной

План ВведениеГлава 1. Научно-теоретические основы работы над развитием речи на уроках чтения и письма.1.1. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.1.2. Принципы и содержание словарной...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...

Игры и задания на развитие внимания на уроках физической культуры

Представлен подбор игр на внимание, применяемых на уроках по физической культуре в начальной школе. Почти все задания направлены на активизацию и на развитие произвольного внимания....