Главные вкладки

    Конспект урока.Тема "Мягкий знак после шипящих".
    план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

    Песчанская Татьяна Сергеевна

    Дается конспект урока. Мягкий знак после щипящих в разных частях речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_4_klassa.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в  4 классе «Правописание мягкого знака после щипящих.»

    Цели:

    1. Образовательная: повторение правописания  ь  после шипящих в окончаниях  имен существительных 3 склонения, глаголов и кратких имен прилагательных.
    2. Развивающая: обогащение словаря детей,  внимание, развитие речи.
    3. Воспитательная: расширение кругозора учащихся, уважение друг к другу, умение радоваться за другого человека.
    4. Валеологические задачи:

                       1. Увеличение двигательной активности  учащихся на уроке.
                      2. Предупреждение близорукости и нарушения осанки.
    Оборудование: таблицы с правилами, иллюстрации, карты путешествия, сигнальные карточки.

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

    Вид урока: урок-путешествие (нетрадиционный тип урока).

    Формы работы на уроке:

    1. самопроверка;
    2. взаимопроверка;
    3. словарная работа;
    4. выборочный диктант;
    5. сравнение с образцом на доске;
    6. самоанализ;
    7. работа в парах.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Мотивация учащихся

    -Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. От ваших улыбок выглянуло солнышко и будет с нами весь урок. Жители города «Мягкий знак» пригласили нас в гости, чтобы мы побольше узнали о них. Сегодня мы отправляемся  путешествовать в страну «Языкознание» город «Мягкий знак», в котором есть улица Существительных, улица Прилагательных, переулок Кратких Прилагательных и улица Глаголов.

    1.   Определение темы урока

    -Для того чтобы добраться, нужно определить, какое слово здесь лишнее.

    (На доске на карточках слова)

    помощь    идёшь     могуч     беречь  пруд  ночь

    -Какое слово лишнее? (пруд)

    -Почему? (так как слово с другой орфограммой-парной согласной, а остальные слова – с шипящей на конце слова).

    -Вот мы и добрались до города «Мягкий знак».

    -На какие группы можно разделить оставшиеся слова? (Ь  после шипящих в сущ.жен.рода, Ь  в глаголах, в кратких  прилагат.)

    Сущ.жен.рода с Ь

    Глагол

    Краткие прилагательные

    помощь

    ночь

    идёшь

    беречь

    могуч

    -Определите, на каких улицах живут все эти слова?

    -Ребята, как вы считаете, как будет называться тема урока?(отгадывают и я открываю ленту)

    -Правильно. Сегодня  будем работать над орфограммой «ь после шипящих в разых частях речи».

    -Как нам не ошибиться в написании этой орфограммы? (знать части речи и особенности правописания Ь после шипящих в них).

    1. Целеполагания (на доске)

    -А кто сможет определить цели нашего урока?

    У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? – учиться правильно писать Ь после шипящих и в кратких прил.

    Р- развивать ….Что будем развивать? -будем развивать внимание и орфографическую зоркость

    О- объяснить …..Что будем объяснить?-написание слов

    К- контролировать…..Что будем контролировать?-ответы товарищей

     -Для того, чтобы ориентироваться в городе, у нас есть карта путешественника.

    1. Словарная работа

    -Но  одному путешествовать не интересно, а с товарищем весело.-вывешиваю на доску

    -Посмотрите внимательно на это слово. Какая здесь орфограмма? (сущ. муж.рода  на шипящий муж.рода)

    -А что мы знаем о  сущ.-х, оканчивающихся на шипящую в мужском роде?(что Ь не пишется)

    - Поставьте ударение-товарищ (первый слог – безударный)

    -Какая  орфограмма спряталась в этом слове? (безударный гласный)

    -Ребята, а как называем слово с безударным гласным, который нельзя проверить? (словарное слово или непроверяемое)

    -Как же нам проверить словарное слово? (никак)

    -А я знаю секрет, как можно легко проверить словарное слово? Хотите, подскажу? (Да)

    -У вас на столах словари. Откройте розовую закладку. Розовым маркером выделено слово. Прочитайте.

    -Что мы видим? (от от древ.рус товарь – значит военный стан).

    -Вы знаете, что раньше на Руси в военном лагере все назывались товарищами, потому что рядом жили и помогали друг другу. Вот и мы сегодня будем друг другу помогать.

    -Следовательно, словарное слово «товарищ» можно проверить словом «товарь»?

    -на доску вывешиваю проверочное слово.

    -А ведь таким способом можно проверить все словарные слова.

    -Интересно? А почему?(потому что словарное слово можно проверить)

    -Составьте с этим словом предложение. (мой товарищ лучше всех)

    -Ребята, как же нам не ошибиться в правописании безударной гласной в словарном слове? (либо заучить либо подобрать проверочное слово по этимологическому словарю)

    -А что интереснее и познавательнее?(по словарю)

    -Товарищей мы взяли и отправляемся в путешествие.

    1. Задание №1. Выборочный диктант

    -Вот мы попадаем в сказочный город «Мягкий знак»

    -На дверях города записаны красивые стихи. Они есть в вашей карте путешественника.

    -Прочитайте с выражением-один реб.                                   другой  реб

    Утренний мороз колюч

    Накрывает леса глушь

    Прячутся зверятки,

    Чтоб не морозить пятки

    С удочкой зимой сидишь-другой реб.

    Рыбку поджидаешь

    А на речке –гладь и тишь

    Может, что поймаешь.

    -А каком времени года говорится в этом стихотворении?(о зиме)

    -Любите ли вы зиму?

    -Обратили ли вы  внимание, как красива природа зимой?

    -Ребята! В вашей карте путешественника есть таблица №1.

    -Поработайте сейчас с этими четверостишиями, заполните таблицу словами, которые соответствуют теме нашего урока.

    Нам нужно вписать слова в три столика и обосновать свой выбор:

    Сущ. 3 скл. Жен.рода

    Ь в глаголах

    Краткие прилагательные

    глушь

    тишь

    сидишь

    поджидаешь

    поймаешь

    колюч

    -проверьте себя на улице существительных, кратких прилагательных, глаголов.

    5.Проверка

    -Возьмите зелёную пасту и проверьте себя.

    -на улице Существительных какие слова живут? Обоснуйте.(Глушь, тишь)

    - на улице Глаголов  какие слова живут?Докажите(Сидишь, поджидаешь, поймаешь)

    -в переулке Кратких  Прилагательных какие слова живут? Докажите (колюч)

    - если ошибок нет -поднимите зелёную  карточку , если ошибки есть – то красную.

     Микроитог:

    -Ребята, в каких случаях пишется Ь, а в каких нет?

    1. Динамическая пауза

    -Путешествуя  по городу «Мяг.знак» мы так устали. Давайте отдохнем и поиграем.

    -Я называю слово, если  Ь  пишется, то подпрыгните и хлопните в ладоши, если не пишется – то присядьте, если орфограмма е соответстует теме-стойте.

    Например: сидишь-подпрыгнуть, матч-присесть,    рожь, мышь, жгуч, ложь, могуч, скрипуч, ласковый, жечь, стеречь, хорош, глушь.

    1.  Задание №2.

    -Мы с вами все лучше и лучше узнаем город Мягкий знак. А на сколько хорошо мы узнали этот город, сейчас проверим.

    -В картах таблица №2.

    -Замени выражение одним словом на изученную орфограмму по нашей теме и запиши (2 чел. на закрытой доске)

    -человек, который выступает в цирке (циркач)

    -маленькая, серая, в норке живет (мышь)

    -очень сильный человек (силач)

    -житель Москвы (москвич)

    -время суток, когда люди спят (ночь)

    -крупное морское северное животное с усатой мордой (морж)

     -Обменяйтесь листами  и проверьте товарища.

    (взаимопроверка- сравнение с образцом на доске)

    -Проверьте своих товарищей, работавших у доски. Так ли вы сделали?

    - если в вашей работе ошибок нет – поднимите зелёную  карточку , если ошибки есть – то красную.

    -Микроитог:  в каких случаях пишется Ь, а в каких нет?

    Оказывается, сколько слов у нас в этом городе!

    1. Задание №3  Творческое задание. 

    -Составьте со словами, которые мы записали, распространенное предложение на тему «Зима» и запишите их в карту путешественника.

    1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Дидактическая игра «Да - нет»

    -Жители города «Мягкий знак» хотят проверить, как вы ориентируетесь на их улицах. Они приготовили для вас вопросы. Вы найдете их в карте путешественника в таблице №3.

    Прием «Верные, неверные утверждения». (Один чел. выходит к доске –если согласен-пишет-плюс, если нет-то минус)

    Правда ли:

    В словах стричь, беречь, стеречь, жечь нужно писать Ь, т.к. это глаголы-инфинитивы

    Да, нужно

    В словах хорош, свеж, горяч, пригож не нужно писать Ь, т.к. это краткие прилагательные

    Да не нежно, это крат. прил.

    у сущ. мужского рода пишется Ь после шипящих

    Нет (луч, матч)

    -Открываем и проверяем  у себя.

    - если ошибок нет -поднимите зелёную  карточку , если ошибки есть – то красную.

    -Солнышко, которое вышло к нам вначале урока, приготовило вам вопрос.

    -Солнышко спрашивает у вас, когда пишется Ь после шипящих, а когда не пишется?

    -А еще оно спрашивает, понравилась ли вам словарная работа?

    -Что вы ему ответите?

    - Что мы сегодня узнали про словарные слова? (что их можно проверить по этимологическому словарю)

    -Я уверена, что до окончания вами средней школы, вы не раз возвратитесь в этот прекрасный город и будете радовать солнышко багажом своих знаний.

    10.Домашнее задание.

    -Найдите и запишите пословицы, в которых есть  орфограммы из города «Мягкий знак». Например: Что посеешь, то и пожнешь. Хорошо, если эти пословицы будут на тему «Зима».

    -А кто захочет-может ещё составить предложение или текст на тему «Зима».

    1. Оценка учащихся:

    -Ребята! Вы отлично работали, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.

    1. Рефлексия.

    Сложите ваш маршрутный лист пополам. Если вам понравился урок, и вы уходите с него с хорошим настроением, поднимите, пожалуйста, солнышко, если урок вам не понравился или оставил равнодушными, то поднимите тучу.

    -Спасибо нашим гостям. Урок окончен.

    Задание (резерв): там, где Ь необходим-вставьте его, где он  не нужен-поставьте прочерк.

    1. стричь
    2. дочь
    3. хорош-
    4. тишь
    5. крепыш-
    6. знаешь
    7. дрожь
    8. трубач-
    9.  горяч-
    10. кирпич-
    11. карандаш-
    12. чертишь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

    Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

    Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

    Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

    Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"

    Урок разработан  для учащихся 3 класса, изучение материала построенно в виде сказки....