Занимательность на уроках русского языка
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Александрова Ольга Вениаминовна

Статья, написанная по результатам многолетней работы по оптимизации уроков русского языка.  Применение занимательного материала позволяет робким ученикам" раскрыться", а другим- в полной мере проявить свои знания и творческий потенциал. В статье рассматривается работа над СЛОВОМ, игры  со словами. Это не столь часто встречающиеся логогриф,метаграмма, палиндром, ропалик и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnost.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательность на уроках

 русского языка в начальных классах.

                                                          Александрова О. В.

                                                                       учитель высшей категории

                                                                       школа № 404 г.Санкт-Петербург

                     

        Почему одни люди легко решают сложные, запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение?                

        Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определённые навыки и умения, а главное- привычку думать самостоятельно, отыскивая необычные пути к верному решению.

        Общеизвестно, что серьёзный и большой по объёму материал эффективнее давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами.

        Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием. Учиться надо не заставлять, а увлекать.  Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным, положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это- мёртвый груз.

        Итак, вряд ли кто будет оспаривать утверждение о том, что занимательное представление учебного материала способствует его усвоению. Сухое изложение правил, если это делать из урока в урок, может погасить природное стремление детей к познанию окружающего мира. Ребёнок хочет играть, бегать, радоваться, смеяться, а ему в соответствии с  учебной программой, методично втолковывают знания. Недаром же об учёбе говорят: «Грызть гранит науки». В этом высказывании нет и намёка на радость и удовольствие от познания нового. В результате учитель может прекрасно знать программный материал, правила грамматики и синтаксиса, но часто у него не хватает ни личного времени, ни времени на уроках, чтобы самому узнать и донести до учащихся, что такое метаграмма и логогриф, криптограмма и ропалик.

        Кроме того, задания в занимательной форме позволяют способным детям раскрыть и активизировать свои способности, а неуверенным учащимся развить инициативу, сообразительность, мышление. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

        Как же помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при  изучении таких предметов, как литературное чтение и русский язык и при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще?

        Стремление проводить уроки увлекательно, вызвать интерес посредством внеклассных занятий, послужило толчком, и я собрала свою домашнюю библиотеку, делала выписки и вырезки из газет и журналов, формируя папки с занимательным материалом по предметам и направлениям. Хотелось бы поделиться с коллегами накопленным материалом.

        Прежде всего, это общеизвестные виды и формы работы, которые используют наиболее часто учителя. Это игры, конкурсы, кроссворды, чайнворды, стихи, шарады, викторины, ребусы, загадки, сказки. Остановлюсь лишь на некоторых, поскольку, безусловно, у каждого учителя есть собственная копилка подобного занимательного материала .

        Игры. Позволяют проверить интеллект, сообразительность ребёнка, приобрести новые знания, расширить кругозор, развить интерес к предмету.

        Сказки. Упражнения со сказочным сюжетом повышают интерес к проблеме, желание её разрешить. Нередко именно сказочная форма позволяет удачно ввести ребёнка в мир знаний. Через сказочные элементы учитель может найти путь в эмоциональную сферу учащегося. Высший уровень, когда дети сами сочиняют сказки, проявляя фантазию, придумывают свою концовку и т.д.

        Словари. Использование на уроках не только  известных словарей, таких как словарь синонимов, антонимов, но и редких - эпонимов, палиндромов и т.п.

        Стихи. Благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к поэзии, русской речи, языку.

А также различные конкурсы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины, ребусы, загадки.

        Любовь к слову, чтению,  родному языку формируют такие виды работы на уроке над словом как палиндромы, анаграммы, метаморфозы, эпонимы, каламбуры и др. Остановимся на некоторых подробно.

        На уроках чтения и русского языка нужно всего лишь 5-7 минут, чтобы познакомить детей, заинтересовать, поупражняться с новыми понятиями. В дальнейшем они сами  с интересом выполняют задания, всё больше и больше « погружаясь» в слово.

        ПАЛИНДРОМЫ. Слово читается без изменения справа налево, с конца к началу. Палиндромы возможны начиная с трёхбуквенных слов: боб, дед, кок, око, пуп, заказ, казак, потоп, топот, ротатор (самое  длинное слово). Примеры предложений-палиндромов: Огонь- лоб больного. Искать такси. Осело колесо. У Семёна Кирсанова стихотворение-палиндром.     «Хорошо. Шорох.

                        Утро во рту.

                И клей ёлки

                        Течёт».

ОБОРОТНИ. Это слова и предложения, которые можно прочитать не только обычным образом, но и с конца к началу, только при этом получается совершенно иное значение. Хорош город. – Дорог шорох.

        ПЕРЕВЁРТЫШИ или АНТИФРАЗЫ. Берётся предложение. Это может быть пословица, поговорка, название кинофильма или литературного произведения, и нужно составить новое предложение, в котором каждое слово заменяется антонимом или по возможности наиболее противоположным по смыслу словом для конкретных предметов.

Своя рубашка ближе к телу. – Чужие штаны дальше от души. У страха глаза велики.- От смелости уши малы.

Составлять перевёртыши занятие очень интересное, и может служить одной из форм тренировки ума. «Перевёртывать»  можно что угодно: программу телепередач, рекламу.

        БРЕД ПРОФЕССОРА. По своему игровому стилю эта игра близка к перевёртышам. Идея игры в том, что все слова в известной фразе заменяются своими «научными», а точнее наукообразными, определениями и полученный псевдонаучный бред профессора  предлагается для разгадывания. Так, из простой фразы « Кошка выпила молоко» посредством замены каждого слова на определенное из словаря создаётся фраза более сложная: «Плотоядное пальцеходящее домашнее животное проглотило белую жидкость с мягким вкусом, выделяемую самками млекопитающих».

        АНАГРАММЫ. Это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово или словосочетание. Анаграммы открыл ещё в 5 в. до н. э. греческий грамматик Ликофрон. Марс- срам, лето-тело, казачка-закачка. Существуют слова, из которых можно составить целую цепочку слов: автор-отвар-втора-рвота-тавро-товар-вотра. А вот самая длинная анаграмма: старорежимность-нерасторжимость. Можно попытаться найти длиннее.

        МЕТАГРАММЫ. Задача, основанная на последовательной замене в исходном слове одной буквы так, чтобы получить в конце последовательности требуемое конечное слово и все промежуточные звенья были именами существительными нарицательными в именительном падеже и единственном числе. Самый известный пример метаграммы-это превращение слова муха в слово слон. Процесс превращения таков: муха-мура-тура-тара-кара-каре-кафе-кафр-каюр-каюк-крюк-урюк-урок-срок-сток-стон-слон. Считается, что игру по превращению одного слова в другое при помощи  метаграмм придумал Льюис Кэрролл. Кстати, эта игра необычайно расширяет словарный запас играющих, ведь, чтобы понять смысл отдельных слов или просто убедиться в существовании того или иного слова, приходиться обращаться к словарям.

        ЛОГОГРИФЫ. Логогриф в переводе с греческого- сеть, поставленная для слова, или словесная загадка. Обычно это новое слово, полученное из заданного отбрасыванием или добавлением одной или нескольких букв в любое место, не меняя порядок букв данного слова.

        В колхозе «ПОБЕДА»

        Во время ОБЕДА

        Случилась БЕДА

        Пропала ЕДА

        Ты съел?! ДА!

        А-А-А-А!!!

В простейшем логогрифе изменяется только одна буква, более интересные примеры получаются, если у слова удаётся последовательно отбрасывать по одной букве несколько раз подряд, получая всё время осмысленные слова: доклад- оклад -клад- лад- ад.

        ИЗОГРАММЫ. Изограмма- это слово, в котором все буквы различны. Соответствующее русское название- разнобуквицы. 14 разных букв в словах звукосниматель и разгильдяйство. Можно разнообразить задачу: пользуясь всеми тридцатью тремя буквами алфавита, составить минимальное( максимальное) количество слов, включающих все буквы по одному разу. Вот пример набора слов из всех 33 букв алфавита: душ- зябь- клюв- пыж- съём- фон- цех- чай- щит- эрг                        

        ПАНГРАММЫ. Панграмма- это предложение, содержащее все буквы алфавита. Предложение должно быть, по возможности осмысленным: « Мы- ужас, летящий ночью».

18 различных букв. Чем ближе к 33 буквам, тем труднее не потерять смысл высказывания.

«Жутко мрачен бьющий взгляд эфы». Уже 26 разных букв. Очевидно, что самая короткая панграмма на русском языке должна состоять из 33 букв. Конкурс с таким заданием проводила газета «Комсомольская правда». Победила следующая панграмма: «Любя, съешь щипцы,- вздохнёт мэр,- кайф жгуч».         

ОМОНИМЫ.         Работа с омонимами начинается уже с первых уроков первого класса и очень нравится детям. Омонимы- это слова, которые одинаково звучат и  пишутся, но по  смыслу и значению не имеют ничего общего. Например, «лук»(растение) и «лук»(оружие)- это не одно слово, имеющее два значения, а именно два русских слова(омонимы). Примеры омонимов: рысь ( бег) и рысь ( животное), мир ( вселенная) и мир ( отсутствие войны), тройка ( лошадей ) и тройка ( отметка), коса ( женская), коса (песчаная ), коса ( которой косят траву). Дети с удовольствием «открывают»  для себя словарь омонимов русского языка.

        ОМОФОНЫ. Слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме и имеющие различное значение, называются омофонами. Плод-плот, порог-порок, столб-столп, труд-трут, гриб-грипп, глаз-глас, металл- метал (глаг.), пядь-пять(числит.).

        ОМОГРАФЫ. Это слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и разное произношение за счёт переноса ударения. Примеры слов-омографов: мука, атлас, замок, полки, наголо, белок, наголо, дорога, дорогой, парить, пристань, сорок, капель, промокнуть, засыпать, уже, ворот.

        Развитию речи способствуют постоянные тренировки в нахождении синонимов и антонимов к заданным словам. Хороша игра, когда учитель, заранее заготовив список слов, называет слово и бросает мяч ученику, который должен бросить мяч обратно и одновременно назвать синоним данного слова. Аналогично проводится игра с антонимами.

        Сложнее искать омонимы, омографы и  омофоны. Здесь нельзя, как с синонимами и антонимами назвать слово, к которому ищется пара, требуется самостоятельно найти пару слов, соответствующих одному из перечисленных понятий. К тому же они довольно редки, для их отыскания требуется время. Объяснив соответствующее определение и, показав примеры, можно дать задание на дом. Польза будет в любом случае: если ребёнку помогут родители или он сам полистает словари. Работа должна быть организована под девизом: кто больше,  с соответствующим поощрением за достижения и ознакомлением всех с найденными словами для расширения словарного запаса детей.

        КАЛАМБУР. Это игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний: «Осип охрип, а Архип осип».

На Руси каламбуры слагали с незапамятных времён: «На дворе трава, на траве дрова». 

Поэт Яков Козловский часто прибегал в своём творчестве к каламбурной рифме:

        «Раку гусь твердил одно:

        -Ты ударь клешнёй о дно

        И на берег из реки 

        Вылезь, мудрость изреки!

        Я послушать выйду, рак

        Рак ответил: - Вы дурак !

        ГЕТЕРОГРАММЫ. Это- новое предложение, получаемое из исходного в результате другого расположения пробелов и знаков препинания. Гетерограмма представляет собой суперкаламбур, в котором не только концовка предложения повторяется в иной интерпретации, а вся строка остаётся прежней, только пробелы между словами занимают другие места и, возможно, меняют знаки препинания. Азам учили, а замучили.

Тот же Яков Козловский:  

        «Гусиных перьев мне забыть ли стаю?

        Вот снова книгу старую листаю.

        И вправе с благодарностью те перья

        Именовать бессмертными теперь я.        

Удачной гетерограммой может стать даже одно слово. Например: товарищу - товар ищу.

        ТАВТОГРАММЫ. Стихи ( или тексты), все слова которых начинаются с одной и той же буквы, называются тавтограммами. В словаре В. Даля встречается прибаутка:

        Пётр Петрович пошёл погулять

        Поймал попугая - понёс продавать.

        Просил полтину – получил половину.

Чтобы понять, насколько это трудный вид творчества, нужно попробовать самому написать осмысленный текст, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву. Есть примеры супертавтограмм, где каждое слово начинается на две, три, и даже четыре фиксированные буквы:

        «Страна страха, стражников, Стравинского, стратостатов…

        Страдаю, странник, страшась стратегий...»

                                                        С. Федин

Существует ещё множество игр со словом: спунеризмы, переговорки, липограммы, ропалик, центон. Задача учителя- использовать все виды занимательности ( не только на уроках гуманитарного цикла) для лучшего достижения целей урока, а главное- помочь детям «раскрыться» и поверить в свои силы.

Использованная литература:

1.Под ред. В.В.Трошина «Слова и числа». Волгоград. Изд.Учитель 2006г.

2.В.А.Плунгян «Почему языки такие разные» М. Изд. Русские словари         1996г.

3.В.А.Иванова «Занимательно о русском языке» Ленинград. Изд. «Просвещение» 1990г.                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал к урокам русского языка

Для дополнительного материала к урокам: амонимы, логогрифы, анараммы и т.д....

занимательные минутки на уроках русского языка

В материале представлены анимированные кроссворды для организации занимательных минуток на уроках русского языка. Работа со словарными словами организованная таким образом привлечет внимание детей и п...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Не заставлять надо, а заинтерисовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений:учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным,не наполнять детей...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"

Цели:Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...

Урок русского языка в 4 классе Занимательный русский язык

Урок русского языка в 4 классе Занимательный русский язык...