Главные вкладки

    Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
    презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

    Цели:

    Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.

    Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников.

    Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

    Оборудование: презентация, плакаты.

    «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...

     Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является

     не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 4 г. Ершова Саратовской области»

    Внеклассное мероприятие

    "Час занимательного русского языка"

         

                                                                                                    Работу выполнила учитель

                                                                                                               начальных классов

                                                                                                                       Бубнова Е.В.

                           

         

                                          2016 год                                

                  "Час занимательного русского языка" (Слайд№1)

    Цели:

    Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.

    Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников.

    Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

    Оборудование: презентация, плакаты.

    «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...

     Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является

     не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.»

    А.И.Куприн

    «Язык, великолепный наш язык,

     Речное и степное в нем раздолье,

     В нем клекоты орла и волчий рык,

     Напев и звон, и ладан богомолья.

     В нем воркованье голубя весной,

     Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.

     Березовая роща. Свет сквозной.

     Небесный дождь, просыпанный по крышам.»

    К. Бальмонт

    Ход игры

    I. Представление команд. (Слайд№2)

    Команда 1.

    Мы отвечаем дружно,

     И здесь сомнений нет:

     Сегодня будет дружба

     Владычицей побед.

    Команда 2.

    И пусть острей кипит борьба,

     Сильней соревнование:

     Успех решает не судьба,

     А только наши знания.

    Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.

    II. Разминка.

    Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.

    «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

    Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

    Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

    Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

    Как называется школьный известняк? (Мел.)

    Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

    Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

    Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

    Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

    Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

    В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

    Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

    III. Основная часть.

    Конкурс 1. Постижение народной мудрости. (Слайд№3)

    Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

    Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

    Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

    У него глаза велики. (У страха.)

    Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

    Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

    Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

    Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

    Конкурс 2. «Что это? Кто это?» (Слайд№4)

    Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.

    Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:

    Всему название дано

     И зверю, и предмету.

     Вещей вокруг полным-полно,

     А безымянных нету!

    И всё, что может видеть глаз

     Над нами и под нами,

     И всё, что в памяти у нас,

    Означено словами.

    Они слышны и здесь и там,

     На улице и дома:

     Одно давно привычно нам,

     Другое – незнакомо...

    Язык и стар, и вечно нов!

     И это так прекрасно –

     В огромном море – море слов –

     Купаться ежечасно!

    Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?

    Этот автор спит в портфеле,

     Этот пони – день недели.

     Этот плот – из полотна,

     Этот рак сильней слона,

     Эта марка ест бананы,

     Этот сыр – с лесной поляны.

    Ответы:

    Авторучка.

    Понедельник.

    Полотенце.

    Трактор.

    Мартышка.

    Сыроежка.

    Конкурс 3. Расставьте гласные. (Слайд№5)

    Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

    Дети:

    Воздух свободно идет через рот,

     Нет препятствий разных.

     Голос участвует, голос зовет,

     Звук получается гласный.

    Гласные тянутся в песенке звонкой,

     Могут заплакать и закричать,

     Могут в кроватке баюкать ребенка,

     Но не желают свистеть и ворчать.

    Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске.

    Букву Е

    БРТ – БеРеТ

     СВР – СеВеР

     ВР – ВееР

     КЛЩ – КЛеЩ

    Команды получают задание на карточках:Букву О

    КН – окно

     ГРХ – горох

     КЛКЛ – колокол

     ТПТ – топот

     БЛТ – болт

     ПКЙ – покой

     ГРН – горн

     ТРН – трон

     КРК – окорок

     ГЛТК – глоток

    Букву У

    СД – суд

     ШРП – шуруп

     КСС – уксус

     КСТ – куст

     БРНДК – бурундук        

    Букву А

    БРН – баран

     ТК – атака

     РФ – арфа

     МРК – марка

     СТР – астра

    КРМН – карман

     БРК – барак

     ШЛШ – шалаш

     ФНТ – фант

     ШРМ – шрам, шарм

    Букву И

    ПРЗ – приз

     PC – рис

     ЛЛЯ – лилия

     ФЛН – филин

    Конкурс4.  «Найди ошибки»  (Слайд№6)

    •  Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
    •  У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

    Конкурс 5. «Загадочный»( Слайд№7)

    1. Русской речи государь

    По прозванию…                    (СЛОВАРЬ)

    1. Всему название дано-

    И зверю, и предмету,

    Вещей вокруг полным-полно,

    А безымянных нету!

    И все, что может видеть глаз,-

    Над нами и под нами,-

    И все, что в памяти у нас,-

    Означено…                            

                                                        (СЛОВАМИ)

    1. На снежном склоне

    Черные кони.

    Стоят в ряд,

    С нами говорят.                  

                                                       (БУКВЫ)

    1. В речи очень много нас!

    ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!

    И другие тоже есть,

    Всех нас трудно перечесть!

    Твердо помните, друзья,-

    В языке без нас нельзя!      

                                                      (ПРИСТАВКИ)

    1. Все, что существует, оно обозначает,

    На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

    А чтоб не обижался весь честной народ,

    Оно всегда имеет и число, и род.

    У него к тому же три склоненья есть,

    Падежей различных сразу целых шесть.  

       

                                                    (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

    1. НА дороге пес сидит,

    ЗА дорогой столб стоит.

    ДО дороги добегу,

    ПОД дорогой пробегу.

    Там подземный переход.

    ОТ дороги - кот идет,

    У дороги – поворот.

    НАД  дорогой – облака.

    Шел К дороге пешеход

    Полчаса издалека.

    Едем С классом НА попутке,

    Мы В дороге будем сутки.

    Нам С дорогой повезло,

    В дождь ее не развезло.

    Нам В рассказе О дороге

    Очень помогли…                    

                                                   (ПРЕДЛОГИ)

    1. О КОМ все думают, О ЧЕМ мечтают,-

    Свои секреты мне лишь открывают.

    Мне без предлогов белый свет не мил,

    Без них, родных, и дня б я не прожил.

    Мое вам имя отгадать не сложно,

    Коль я с предлогами то я -  падеж…          

                                                 (ПРЕДЛОЖНЫЙ)

    Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение медали. (Слайд№8)

    Учитель. Ребята, наше мероприятие завершается. Обогащайте свой словарный запас, свою память, ибо только знание языка поможет вам в овладении многими науками.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Час занимательного русского языка

    Слайд 2

    I. Представление команд.

    Слайд 3

    III. Основная часть. Конкурс 1. Постижение народной мудрости.

    Слайд 4

    Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

    Слайд 5

    Конкурс 3. Расставьте гласные.

    Слайд 6

    Конкурс 4. Найди ошибки. Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

    Слайд 7

    Конкурс 5. «Загадочный»

    Слайд 8

    Спасибо за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Игра на уроках русского языка"

    Игра "Мы знакомые слова" способствует выработке навыка грамотного письма словарных слов, развивает мышление, память; пробуждает интерес к занятиям по русскому языку. Игру можно использовать на каждом ...

    Урок русского языка .4класс. Подготовка к тестам.

    Подготовка учеников 4 класса к итоговым тестам....

    Урок русского языка. Заседание Клуба знатоков русского языка "Поговорим о глаголе"

    Данный урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?", в ходе которого обобщаются и систематизируются знания учащихся о глаголе....

    КТП уроков русского языка - 4класс

    Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, 4 класс, 4 часа в неделю, УМК "ПНШ"...

    Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык" (4 класс)

    Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык" (4 класс, УМК "Школа России")...

    открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»

    разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре...

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

    Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....