открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Исакова Елена Николаевна

разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре, для фронтальной работы. Материал разнообразный, носит воспитательный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit.padezh_prilag.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»    Слайд1

Цель: учить писать окончания  имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Формируемые УУД: 

предметные - самостоятельное выделение  и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой  информации;  анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признаком; синтез;

познавательные-ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;

 коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками; контроль, оценка действий партнера;

 регулятивные-постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

 личностные-установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология построения занятия: проблемно-диалогическая.

                                            Ход урока

I. Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя. 

На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай. 

Чтоб минутка не пропала, 

Мысль чтоб точно в цель попала! 

Чтобы в русском языке 

Равных не было тебе! 

 Прочитайте высказывание Константина Паустовского.

   «С русским языком можно творить чудеса».  Слайд2

 Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас чудеса русского языка. Проведем наблюдение и сделаем открытие. При этом вам надо  быть очень внимательными.

II Актуализация знаний

1.Загадка.

- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её.

Тройка, тройка прилетела, 

Скакуны в той тройке белы. 

А в санях сидит царица, 

Белокоса, белолица. 

Как махнула рукавом – 

Все покрылось серебром. 

Слайд3

- Да, это зима. Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: "Вовсе не холодная и не вьюжная”. "Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. 

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме.

2. Поиграем в игру «Исчезающее слово»

    На доске слова: ненастный, белолицый, вьюжный.  Слайд 4

- Найдите и запишите слово с…

  1. Непроизносимой согласной в корне слова (ненастный)
  2. Сложное слово с соединительной гласной (белолицый)
  3. Разделительным мягким знаком (вьюжный)

Какое слово осталось? (ленивого) Почему?

-Какая орфограмма в слове определите?  (безуд. падежное окончание прилагательного)

-Сравните окончания. Что вы можете сказать?

- Давайте, с этим словом восстановим рассыпанное предложение .

(Мороз ,за нос, ленивого, хватает, а  перед, снимает ,проворным, шапку.)

   Мороз ленивого за нос  хватает, а перед  проворным шапку снимает.   Слайд 5    

-Что у нас получилось?  ( пословица)

- О чем эта пословица? ( )

Какой частью речи является слово ленивого? ( прилагательным)

III. Повторение изученного.

1.Вспомним о прилагательных

Составление кластера.

Имя прилагательное- ___________, обозначает ________ и отвечает на вопросы ____? ____?______________?_______________?

Прилагательные  изменяются  _______________________. Начальная форма прилагательного -это

 Человек придумал прилагательные.

Имя прилагательное- часть речи, обозначает признак  предмета и отвечает на вопросы какой?какая?какое? какие?

Прилагательные  изменяются по родам и числам.

Прилагательные  изменяются по падежам.  Именительный падеж  ед.числа  м.р. – это начальная форма имени  прилагательного. Имеет  окончания-ый,-ий,-ой. Слайд 6

-Можно сказать, что наше слово(ленивого) стоит в начальной форме?

Поставьте вопрос.(Какого?)

На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Р.п.?

Какие имеют окончания?

Вопрос Р.п. проверяет безударные окончания прилагательных мужского рода? (не совсем, неясно слышим окончание самого вопроса)

Говорим - (какова), пишем – какого. Слайд 7

3.Постановка проблемы

-Прочитайте стихотворение.

Снежная баба

Сегодня из снежн… Слайд 8
Мокр…      кома
Мы снежную бабу

Слепили у дома.
Стоит эта баба у самых ворот –
Никто не проедет,
Никто не пройдет.
Любуются взрослые ею и дети,
Рогожные волосы
Треплет ей ветер.
Знакома она
Уже всей детворе,
А Жучка все лает:
— Чужой во дворе!
-Какое окончание надо вставить в выделенных прилагательных.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Как же нам разрешить возникшую проблему? Каковы ваши предположения?

(Учащиеся высказывают свои мнения) Слайд 9

- Кто же прав?

IV. Сообщение темы и целей урока. Изучение нового материала. Открытие нового знания

-Какая тема нашего урока?

- Сформулируйте тему урока.

«Правописание безударных падежных окончаний имён  прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.».

-Для чего нам нужно изучить эту тему? Слайд 10

(чтобы потренироваться в написании прилагательных в родительном падеже, правильно употреблять в речи и грамотно писать, грамотно говорить)

-На уроке будем учиться правильно писать имена прилагательные в родительном падеже единственного числе. Почему прилагательные в родительном падеже при письме  вызывают у нас затруднения? Говорим - (какова), пишем - какого,

V. Применение новых  знаний

1.Сравнение  имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Работа со схемой.

-Как вы думаете, будут ли различаться прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже по окончаниям .

2.Работа по группам.

Предлагаются слова для справок, каждая группа выбирает подходящее для своего слова словосочетание и записывает  по образцу.

Образец: Аромат - аромат свежего хлеба

1группа

Лучи_____________________

Ветка_____________________

Слова для справок: огромный дуб, яркое солнце.

2группа

Крыша____________________

Стакан____________________

Слова для справок: горячее молоко, соседний дом.

3группа

Лыжи_____________________

Гладь_____________________

Слова для справок:  маленький мальчик, лесное озеро.

  •  Но сначала повторим правила сотрудничества.
  • Слушать друг друга;
  • Уметь уступать;
  • Уметь договариваться;
  • Распределять роли в группе.
  • Справившаяся группа показывает сигнал готовности. Каждая группа озвучивает свое задание и доказывает свои рассуждения.

Слайд 11

Вывод: прилагательные и мужского, и среднего рода в родительном падеже имеют  окончания –ого,-его .

3.Работа в парах.

Найдите прилагательные в родительном падеже и подчеркните.

Докажите, что нашли правильно.

Снежный, снежного, пушистый, пушистого, северного, северными, зелёного, светлого, солнечный, солнечного, летний, летнему, зимнего, зимнему, красивые, красивыми.

Слайд 12

Зимушка-зима

Здравствуй Зимушка-зима!           (кланяемся)
Что в подарок принесла?            (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,                (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                     (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,               (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонари

V1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1.Работа по учебнику . Упражнение 34

Какая мысль выражена в этих строках?

Беседа о Родине. Рассматривание фото  Красного Холма  зимой.

Выполнить по заданию. Слайд 13

На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Р.п.?

Какие имеют окончания?

Вопрос Р.п. проверяет безударные окончания прилагательных мужского рода?

2.Словарная работа.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Откройте учебники на стр. 19 и прочитайте его.

- Кто может объяснить значение этого слова? …….. Слайд 14

- А когда у человека бывает хороший аппетит?

Упражнение 36. Списать.

Инсценировка.

3.Работа с карточками. "Каждому своё" (Часть учащихся выполняют разноуровневые карточки)

Дифференцированная работа.

1 уровень.

Вставь пропущенные окончания.

Снежн___ покрова, смешно___ клоуна, из бел____ снега, из парн___ молока, из соснов____ бора.

2 уровень

Напиши существительные и прилагательные в родительном падеже.

На опушке____________________________________________ (зимний лес),

 на улицах _____________________________________________(маленький город), приготовил для __________________________________(любимый друг),

 вышел из_______________________________________ (тёплый дом)

3 уровень

Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки: около старая дерева, из спелое яблока,  из белой снега, около большой  дом, из  мокрый снег.

VII.. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд 15

  • На уроке я работал …
  • Своей работой на уроке я …
  • За урок я …
  • Материал урока мне был …

VI. Итог урока.

  • Посмотрите, к нам пришел снеговик.
  • Кто скажет, какое чудо мы с вами всегда должны помнить при написании прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже ?

VII. Сообщение домашнего задания

стр. 19 упражнение 35

Упражнение "Придумай прилагательное"

Подберите подходящие по смыслу прилагательные.

Напишите словосочетания в тетрадь, в скобках укажите падеж.

До :                              ….   ого дерева

От :                                …  ого снега

Из :..                            …    ого леса

Из ::.                             …   его окна

Игра "Собери в корзину".

Составьте с этими словами словосочетания, придумав подходящее по смыслу существительное.

Снежного, пушистого, солнечного, зимнего, северного.

На доске записаны словосочетания в два столбика.

Острый

Тяжёлый

Верный

Красный

Вкусный

нож

багаж

товарищ

кирпич

борщ

Работа с пословицами.

  • Не жалей сил для (полезное дело).
  • Маленькое дело лучше (большое безделье)


снежный

красивыми

красивые

зимнему

зимнего

летнему

летний

солнечного

солнечный

светлого

северными

зелёного

северного

пушистого

пушистый

снежного


Упражнение "Придумай прилагательное"

Подберите подходящие по смыслу прилагательные.

Напишите словосочетания в тетрадь, в скобках укажите падеж.

До :                              ….   ого дерева

От :                                …  ого снега

Из :..                            …    ого леса

Из ::.                             …   его окна

1 уровень.

Вставь пропущенные окончания.

Снежн___ покрова, смешно___ клоуна, из бел____ снега, из парн___ молока, из соснов____ бора.

2 уровень

Напиши существительные и прилагательные в родительном Падеже.

На опушке__________________________________________ (зимний лес),

на улицах__________________________________________ (маленький город),

 приготовил для_____________________________________ (любимый дедушка),

 вышел из___________________________________________ (тёплый дом).

3 уровень

Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки.

Около старая дерева, из спелое яблока, белой снега, около большими дома, без тёплые пальто.

1 уровень.

Вставь пропущенные окончания.

Снежн___ покрова, смешно___ клоуна, из бел____ снега, из парн___ молока, из соснов____ бора.

2 уровень

Напиши существительные и прилагательные в родительном Падеже.

На опушке (зимний лес), на улицах (маленький город), приготовил для (любимый дедушка), вышел из (тёплый дом).






Лучи

Гладь

Гладь

Ветка

Лучи

Лучи

Крыша

Крыша

Ветка

Лыжи

Лыжи

Лыжи

Стакан

Стакан

Стакан

Луч



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дательный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде

Урок проводился в 4 классе, возрастной состав – 10-11 лет       Развитие гармоничной благополучной личности не возможно без сохранения физического, душ...

Именительный и Винительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.

Умение ребят распознавать И.п и В.п имен прилагательных....

Именительный, винительный падежи имен прилагательных в мужском и среднем роде. 4 класс

Цель: закреплять умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном и винительном падежах.Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся...

Презентация к уроку русского тязыка.Тема урока: Родительный падеж имён прилагательных в мужском и среднем роде

Презентация к уроку русского тязыка.Тема урока: Родительный падеж  имён прилагательных в мужском и среднем роде...

25.01.22 Русский язык 4 класс. Тема:Родительный падеж имен прилагательных.

учебник Русский язык, 4 класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24862807","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...

26/01/22 Русский язык, 4 класс Тема: Дательный падеж имен прилагательных

учебник Русский язык, 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24862870","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mo...