Урок русского языка. Заседание Клуба знатоков русского языка "Поговорим о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ковалева Светлана Владимировна

Данный урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?", в ходе которого обобщаются и систематизируются знания учащихся о глаголе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_po_teme_glagol.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Заседание Клуба знатоков русского языка «Поговорим о глаголе»

(Обобщение знаний о глаголе)

Цели: обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о глаголе;

            продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать,

            группировать, анализировать, формулировать и высказывать свои мысли;  

            создание условий для полноценного межученического диалога.

Оборудование: мультимедийное оборудование, елочка с конвертами-заданиями,

                         листы самооценки, карточки для 2 и 5 раундов, чёрный ящик .

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  1. Приветствие.
  2. Эмоциональный настрой.

 Ребята, я надеюсь на вас!

Вы хороший дружный класс.

А девиз нашей работы:

- Всё получится у нас!

 – Подарите улыбки друг другу, возьмите с собой на урок хорошее настроение, а грусть пусть покинет вас.

   3.Минутка чистописания.

-   Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, на следующей строке –    

    Классная работа. Запишите пословицу. Как вы понимаете её смысл?

    Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

 -   Первую половину дня мы с вами проводим в школе. А что мы здесь делаем?

     Назовите слова, обозначающие действия учеников.

-    А теперь слова, обозначающие действия учителей.

-    Слова  какой части речи вы называли сейчас? (Глаголы)

-    Давайте вспомним,  почему эта часть речи получила такое название?

/Название глагол происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». Позже в древнерусском языке было слово «глагол», которое обозначало «слово или речь»/

-    В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать. Согласно современному толковому словарю Ожегова, его значение  «говорить многословно и бессодержательно. Но мы с вами не будем разглагольствовать, мы будем говорить по существу.

-Скажите, для чего нам нужны глаголы?

/Без них невозможно передать события; глаголы рассказывают о деятельности человека, о его чувствах; рассказывает о различных явлениях природы; без глагола невозможно представить будущее, узнать прошлое/

-   Глагол придаёт речи – жизнь. Без глаголов не обойтись рассказчику. Чем точнее, образнее, ярче описывает он действие, тем интереснее его слушать.

-   Задумывались ли вы, как часто в речи употребляем мы глагол? По частоте употребления глаголы занимают второе место после существительных. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть, делать.

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

- Сегодня мы обобщим знания о глаголе, о его грамматических признаках.

/Заполнение листа самооценки – Что я знаю/

-  Наш урок проходит накануне самого любимого и полного сюрпризов праздника – Нового года. За окном царит зима, а в нашем классе есть елочка. Только кроме украшений на ней есть конверты с заданиями, которые для вас приготовили педагоги нашей школы. Мы проведём  урок в форме заседания «Клуба знатоков русского языка» и проверим, как вы усвоили  тему «Глагол». Работайте дружно, помогайте друг другу!

II. Обобщение знаний

1. Блиц опрос

 - Предлагаю провести небольшой блиц опрос по теме «Глагол». У одних ребят карточка синего цвета, на которой записано начало, а у других - красного цвета, на которой  его продолжение. Один начинает, а другой продолжает высказывание.

1.Глагол обозначает

действие предмета

2.Глагол отвечает на вопросы

что делать? что сделать?

3.Глаголы изменяются

по числам и временам, а в прошедшем времени по родам

4.Глаголы прошедшего времени

имеют суффикс  -л.

5.Глаголы в неопределённой форме

имеют суффиксы -  ть, - ти

6.Не с глаголами

пишется раздельно

2. 1 раунд: против знатоков играет директор школы  Донцова Наталья Ивановна

- Уважаемые знатоки! Проверим ваше внимание. Нужно выписать только глаголы и определить их грамматические признаки.

Веселая синица на месте не сидит.
Задира-воробей спорит с ветром, кто быстрей.
Сорока - белобока подпрыгнула высоко.
Долбил шишку наш приятель - шустрый дятел.

3. 2раунд: против знатоков играет заместитель директора по УВР  Гальцова Юлия Владимировна

- Уважаемые знатоки!  Умеете ли вы определять неопределенную форму глагола?   Соберите пословицы. Запишите, подчеркните глаголы в н.ф.  

  • Жить – Родине служить.
  • Учиться всегда пригодится.

4.3раунд:  против знатоков играет библиотекарь Селиванова Е.А.

- Уважаемые знатоки! Замените фразеологизмы (устойчивые выражения) глаголами и выделите формообразующие суффиксы.

Зарубить себе на носу                                 запомнить

Витал в облаках                                         фантазировал

Сидели у моря и ждали погоды                 бездействовали

  1. Физминутка

Мы немного отдохнем

И на всё ответ найдем.

На носочки встанем,

Руки вверх потянем.

А теперь присесть и встать,

Головою покивать.

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Дружно крикнем мы: «Ура!»

Продолжается игра!

- Какая часть речи помогла нам сделать упражнения?

4. 4 раунд: против знатоков играет школьный психолог Харченко Ирина

     Викторовна  

-  Внимание на экран! Уважаемые знатоки! От данных  существительных  

   образуйте глаголы. 

ЛЮБОВЬ   -              ЛЮБИТЬ                                НЕНАВИДЕТЬ

РАДОСТЬ  -              РАДОВАТЬСЯ                      ПЕЧАЛИТЬСЯ

ЗАЩИТА   -              ЗАЩИЩАТЬ                         НАПАДАТЬ

ПАМЯТЬ   -              ПОМНИТЬ                             ЗАБЫВАТЬ

- Эти действия мы должны совершать, для того, чтобы быть чуткими и внимательными по отношению к окружающему миру. Доброта  как солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе от солнца, а все лучшее в жизни зависит от самого  человека. Помните об этом. 

- А теперь к глаголам подберите  антонимы.

- От таких действий на душе человека становится мрачно, тоскливо. Поэтому я хочу, чтобы вы не совершали такие поступки.

 - Запишите образованные глаголы вместе с антонимами

5.  5 раунд

- Уважаемые знатоки!       Самостоятельная работа. 

- Замените словосочетания одним словом – глаголом в неопределённой форме.

ДАВАТЬ КОРМ - …

ХРАНИТЬ МОЛЧАНИЕ - …

ДЕЛАТЬ ПОКУПКИ - …

ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ - …

ИЗДАВАТЬ СВИСТЯЩИЙ ЗВУК - …

/Взаимопроверка/

IV. Итог урока

- Как вы считаете, мы хорошо поработали сегодня?

- Всё, что знаем о глаголе,  вспомнили?

- Кто доволен своей работой на уроке и своими знаниями?

- А кто считает, что пока они не на должном уровне?

- Сейчас я попрошу вас ещё раз быстро вспомнить весь урок и в оценочном листе сделать пометки по каждому этапу урока.

 VI. Рефлексия

Уважаемые знатоки! Внимание -  черный ящик! Чтобы узнать, что находится в нём, отгадайте слово, в котором приставка такая же, как в слове «побелели», корень такой же как в слове «дарить», суффикс такой же, как в слове «берёзка», окончание как в слове «снежинки».

-    Правильно, подарки! Как же в новогодний праздник без них. Вы хорошо работали на уроке и показали свои знания. Мне хочется, чтобы в наступающем году Змеи вы хорошо учились, узнали много нового не только в школе, но и из энциклопедий, книг, обучающих телевизионных программ.

VII. Задание на дом

Творческое задание: придумайте небольшой рассказ, состоящий из одних глаголов. Напишите, как много дел вы успеваете сделать за день?

Резерв:

  1. За столом сказала мать:

Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

А болтать ногами можно?

-Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.

  2.Работа с деформированным текстом. 

                      Зимой в лесу .
 1. пригорки , Побелели , и ,  поля .
 2. долинам , зима , по , Ходит , и ,  горам .
3. свою , Поправляет , картину , волшебную .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...

Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс

Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"

Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...

План – конспект урока русского языка по теме: «1 И 2 СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. В КОРОЛЕВСТВЕ ГЛАГОЛА»

Цель: обучающиеся научатся отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи:Обучающие:- определяют спряжение  глаголов,- отличают  глаголы 1 и 2 спряжения по неопределенной форме.Развивающие:- анализ...

КВН по русскому языку 2 класс ««Знатоки русского языка»

Прививать интерес к русскому языку, коммуникативность, умение работать в группе....

Внеклассное мероприятие по русскому языку – 2 класс «Знатоки русского языка», 2019 год

Цель данного мероприятия через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку. ......

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...