Тема: "Речевая ситуация : дружеские отношения людей. Повторение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу."
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Составление проекта в 1 классе на уроке русского языка.

Задачи урока:

  • дать характеристику настоящей дружбы;
    • моделировать ситуацию общения, в которой нужно рассказать о своих друзьях, о том, чем они увлекаются;
  • продолжить наблюдение за словами, имеющими несколько значений;

•          отрабатывать правило написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_1klasse....doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1классе

Тема: «Речевая ситуация: дружеские отношения людей. Повторение правил

правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»

Тип урока: повторительно-обобщающий, урок закрепления знаний и умений по теме.

Вид урока: комбинированный.

Задачи урока:

  1. дать характеристику настоящей дружбы;
  2. моделировать ситуацию общения, в которой нужно рассказать о своих друзьях, о том, чем они увлекаются;
  3. продолжить наблюдение за словами, имеющими несколько значений;

•        отрабатывать правило написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Оборудование: схемы - опоры; презентация, компьютер,

мультимедийный проектор, клип на песню «Дружба», цветные карандаши, клей,

                                Ход урока

I        Организационный момент

Долгожданный дан звонок -Начинается урок.

Чтобы грамотными быть, Много знаний должно быть, А ещё должны дружить

И этой дружбой дорожить!

Мотивация к деятельности.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит создать творческие проекты. Чтобы создать проекты, мы предварительно разделились на группы, выбрали командира группы. (Представить капитанов команд)

В каждой группе надо дружно работать, думать, рассуждать, доказывать и принимать серьёзные решения. Первое, что мы должны сделать для наших проектов, это построить дом.

II        Минутка чистописания

А из чего состоит дом?     1 слайд

  1. Из фундамента.
  2. Стены, окна, двери, крыша и т. д.

Перед вами лежат составные части дома. Каждая группа детей будет строить свой дом. Разберите части дома, выполните по образцу штриховку и соберите свой дом.

(Дети выполняют штриховку деталей дома по образцу и склеивают дом. Получается дом, в котором живут школьники (школа).)

-        Дети, а что за дом у вас получился? (Школа)

Да, дети, я очень хочу, чтобы школа стала для вас вторым домом.

-        Ребята, как вы думаете, что в доме должно быть самое прочное?

Чтобы дом не разрушился и послужил людям не один год, очень прочным должен быть фундамент. Он держит на себе всё здание.

Наша жизнь - это тоже дом, в котором происходят разные жизненные ситуации: радости, удачи или неудачи, ссоры, праздники, огорчения и т. д.

Чтобы наш жизненный дом стал крепким, нужен прочный фундамент, а что является фундаментом человеческих отношений, вы узнаете, послушав куплет из песни. (Звучит песня «Дружба крепкая...»)

- Так что же служит фундаментом человеческих отношений?       Закончите пословицу.    2 слайд

-   Сила птицы - в крыльях,

А сила человека - в .. ..(дружбе).

А что же такое дружба?

(Работа со словарём С. И. Ожегова - стр.181, 1 столбик, 2-ое слово сверху.) (Словарь открыт.)

-        Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов, (слайд)    
3 слайд

Дети, кто из вас догадался, на какую тему мы с вами будем сегодня говорить? Тема: «Дружеские отношения людей». (Тема появляется на доске.)

В доме проживает семья, но ведь мы с вами тоже одна большая дружная семья. Давайте повторим слова, которые необходимы нам в нашей школьной семье. III III Словарная работа

В нашем доме комнат много есть.

Негде спать, но есть где сесть.

Приложи старание -

Добывай в них знания.

Здесь девчонки и мальчишки

Достают тетрадки, книжки,

Трудятся старательно,

Слушают внимательно. (Класс, классная комната, кабинет)

Дети те - одна семья.

Кто они, спрошу тебя? (Класс, ученики, школьники, ребята)

Малышам - вторая мама,

Знаний даст она немало,

Научит всех трудиться,

Учиться - не лениться,

И считать, и писать,

И лепить, и рисовать. (Учитель)

Чтобы в доме царил мир, покой, благополучие человеческие отношения должны быть тёплыми, доверительными, добрыми, все члены семьи должны уважать друг друга. Не забывать говорить друг другу вежливые слова. Давайте вспомним, какие вежливые слова мы с вами уже знаем.

Растает даже ледяная глыба, От слова тёплого ... (спасибо)

Слово это словно ключик, Золотой и сказочный, Словно самый светлый лучик, Звать его ... (пожалуйста)

Не забудь, что на прощание,

Нужно всем говорить ... (до свидания).

—        Записать словарные слова в тетрадь, «цепочкой» по одному слову дети записывают
слова в
 столбик на переносных досках, объясняют орфограммы.

IV Работа над новым материалом

1.        Разбор ситуации:

—        Давайте разберёмся. Может ли хороший друг так поступить?
(
Читает учитель текст упражнения.)

  1. Почему ты плачешь?
  2. У меня есть друг...
  3. Так чего ж ты плачешь?
  4. Он — хороший друг...
  5. Так зачем же плакать?!
  6. Он сказал мне вдруг...  Он сказал мне правду Горькую, как лук.

(Э. Мошковская)

—        Может ли хороший друг сказать горькую правду?

(Рассуждения детей)

Вывод:    основную мысль этого стихотворения можно выразить

пословицей: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»? 4 слайд

-        Объясните значение слова лесть.

( Лесть - лицемерие, угодливое восхваление, хвалить незаслуженно.)

              Вывод: Если друг твой что-то, к     сожаленью.

                           Плохо сделал или же сказал,

                          Надо честно, прямо, без сомненья

                          Правду высказать ему в глаза.

                          Может быть, понять он всё не сможет,

                          Может быть, обидится он вдруг.

                          Всё равно сказать ты правду должен,

                          Ведь на то и нужен лучший друг.

2.        Работа в тетради.

  1. Прочитайте пословицы, выберите ту, которая вам больше всего понравилась. Объясните её смысл, (работа в группах)
  2. Какие орфограммы надо вспомнить, чтобы грамотно написать эти пословицы? (Схемы-опоры на доску)

-        Запишите пословицу, которая вам понравилась. Орфограмму выделите зелёной пастой.

-        Взаимная проверка. Дети передают по кругу тетради своему соседу на проверку.

                             3.     а) - А появились ли у вас уже друзья в нашем классе? - А какими качествами                    

                                      обладают ваши друзья?

                  б) Игра. (Учитель называет качества людей)

Если они свойственны вашим друзьям, вы поднимаете зелёный сигнал светофора, если не свойственны, то вы поднимаете красный сигнал.

Добрый, отзывчивый, чёрствый, неискренний, враждебный, ласковый, общительный, лживый, щедрый, жадный, внимательный.

Вывод: по вашим ответам я поняла, что вы приобрели настоящих, преданных друзей.

в) Дружба - главное чудо света,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие.
        5 слайд

4.        а) А чем увлекаются ваши друзья?

б) Давайте разберёмся, чем увлекается мальчик.

Упражнение 1. Прочитай текст про себя. Затем один ученик вслух.

Морж

Я к моржу домой хожу,

С ним за партою сижу.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря.

Этот морж — Морковкин Боря.

Он спортсмен, приятель мой,

Он купается зимой.

(А. Строило)

  1. Прочитай выделенное в стихотворении слова.
  2. В каком значении оно употреблено?

Поможет вам разобраться картинка

Морж. 1) Крупное морское животное

с короткой шерстью, большими клыками и длинными усами.
        2) Любитель зимнего плавания в открытых водоёмах.
        6 слайд

Запись под диктовку предложения: Морковкин Боря - морж.

Проверьте себя по слайду.                                                         7 слайд

5.        У вас на столах картинки, под которыми подразумеваются ваши друзья,
дорисуйте им лицо и поместите рядом со зданием школы.

(Учащиеся приклеивают картинку человека рядом со зданием школы.)

  1. Чтобы дружба крепла и никогда не разрушилась надо соблюдать правила дружбы

а)        Познакомить с правилами дружбы.                                       8 слайд

  1. Не бойся попросить прощения;
  2. Не груби;
  3. Не надо менять друзей;
  4. Надо быть постоянным в дружбе.
  5. Всегда будь откровенным с другом;

б)        Это далеко не все правила, если вы коллективно в группе подумаете, то
соберёте ещё правила дружбы, которые «рассыпаны» у вас на партах.

        1. Умей признавать свои ошибки.

  1. Не выдавай чужие секреты.
  2. Дружить надо честно.

4. Умей прощать своих друзей.

  1. Прочитайте, какое правило у вас получилось.
  2. Найдите слова с орфограммами и объясните их написание.

( На доске появляются схемы-опоры жи - ши, ча - ща, чу - щу.)

  1. Запишите каждая группа своё полученное правило.
  2. Я соберу тетради и проверю, как вы справились с этим заданием.

     9. Умей ты дружбой дорожить

И будет солнышко всегда светить!        Слайд ( группа детей, солнышко)

- Приклейте, пожалуйста, на свои творческие работы солнышко.
V Итог урока
             1.Чему мы учились сегодня на уроке?

(Учились дружить.)

Дети читают стихотворение наизусть.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого - то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Будь весел, чтоб радостней стало Тому, с кем подружишься ты. Чтоб каждому в жизни хватало Прекрасной людской доброты.

Услышишь ты песенку чью - то,
И станет светлее кругом.
Волшебное самое чудо
Мы дружбой недаром зовём.
2. Какие орфограммы мы повторили во время урока?
Жи - ши пиши с и.
Ча - ща   пиши с а.
Чу - щу  пиши с у.
3.
        Покажите, какие у вас получились проекты,

     школа в окружении хороших, добрых друзей. (Дети выставляют свои проекты.)

Ребята, посмотрите, какие дома у нас получились.

А вам хотелось бы жить в этом доме?

Давайте договоримся так, если вы хотите жить в этом доме одни, то хлопните в ладоши 1раз, если вы хотите жить вдвоём с другом, то хлопните 2 раза. Ну а если вы хотите жить все вместе - хлопните столько раз, сколько детей в классе, можете меня прибавить.

У нас получился праздничный фейерверк - салют в честь дружбы.

(Звучит песня о дружбе.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правило правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

"Школа России", УМК В.П.Канакиной в соответствии с требованиями  ФГОС второго поколения....

Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....

Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....

Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

Письменная речь: объявление. Постановка знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний ЖИ-,ШИ- (повторение)

Письменная речь: объявление. Постановка знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний ЖИ-,ШИ- (повторение)...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Описание внешности животного. Повторение правила написания сочетания жи — ши и работы со звуковыми моделями".

Презентация выполнена к уроку русского языка в 1 классе по программе "Начальная школа XXI века". Автор  С. Иванов....

«Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ. ЩН,»

Цель:  создать условия для ознакомления обучающихся с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт,щн. Тип урока: открытие нового знания. I. Организационный момент. Начинается урок. ...