Логопедическая сказка «Телефон» по произведению К.И.Чуковского.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Шевелева Валерия Константиновна(Хсеевна)

 

Конспект урока

 

 Тема: «Развитие связной речи. Диалог.

 Логопедическая сказка «Телефон» по произведению К.И.Чуковского.

 Цель:Развивать навык грамматического и языкового оформления диалога.

             Мотивация вербальной коммуникации  учащихся с проблемами

             в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шевелева Валерия Хсеевна

Учитель-логопед государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школа(YII вида  ) №3 Петроградского района Санкт-Петербурга.

             Логопедическое занятие по развитию связной речи во 2 классе.

Визитная карточка занятия

 Тема: «Развитие связной речи. Диалог.

 Логопедическая сказка «Телефон» по произведению К.И.Чуковского.

 Цель: Развивать навык грамматического и языкового оформления диалога.

             Мотивация вербальной коммуникации  учащихся с проблемами

             в развитии.

Задачи:

  1. формировать диалогическую речь учащихся,

как основу вербальной коммуникации.

  1. Развивать познавательную мотивацию через творческую активность учащихся.
  2. активизировать словарный запас по темам: «Животные», »Зоопарк», «Телефон» К.И. Чуковского;
  3. Развивать темпо – ритмическую организацию речевого высказывания;
  4. Корригировать психические функции и эмоционально-волевую сферу  учащихся с проблемами в развитии.

Тип занятия: комбинированное

Технологии: здоровье - сберегающая, ИКТ, логоритмика, сказкотерапия,

элементы арт - терапии, логопедические распевки.

Оборудование: компьютерная презентация , опорные  листы с заданием, маски –шапочки героев сказки «Телефон» К.И.Чуковского, декорация-аппликация  «Африка», фотоматериалы , рисунки детей.

Тема логопедического занятия: Развитие связной речи.  Диалог.

 Логопедическая сказка «Телефон» по произведению К.И.Чуковского.

 Цель:  Развивать навык грамматического и языкового оформления диалога.

            Мотивация вербальной коммуникации учащихся 2 класса

              с общим недоразвитием речи.

           

                                 Задачи:

  1. формировать диалогическую речь учащихся,

как основу вербальной коммуникации.

  1. Развивать познавательную мотивацию через творческую активность учащихся.
  2. активизировать словарный запас по темам: «Животные», »Зоопарк», «Телефон» К.И. Чуковского;
  3. Развивать темпо – ритмическую организацию речевого высказывания;
  4. Корригировать психические функции и эмоционально-волевую сферу  учащихся с проблемами в развитии.
  5. Тип занятия: комбинированное

Технологии: здоровье - сберегающая ИКТ,  логоритмика, сказкотерапия,

элементы арт-терапии, логопедические распевки.

Оборудование: компьютерная презентация  , опорные  листы с заданием, маски –шапочки героев сказки «Телефон» К.И.Чуковского, декорация-аппликация  «Африка»,фотоматериалы ,рисунки детей.

Межпредметная связь: русский язык, литературное чтение .музыкальное искусство, окружающий мир.

Этапы занятия

Цель этапа.

Деятельность логопеда.

Деятельность учащихся

Слайд №

1.Организация начала занятия.

Работа с закрытой картинкой

Цель: Активизировать внимание и познавательный интерес.

-Как Вы думаете, что на картинке?  

-Кто там?

-Где мы были  логопедическом уроке?

Приветствие учащихся.

-Это наш класс.

-Мы были  в  зоопарке.

№ 1

2.Объявление темы урока.

Цель: Мотивация учебной деятельности.

-Вы узнали, где мы были?

Сегодня  ,вспомним наш урок в зоопарке.

Логопедическая сказка

«Телефон»

№ 2

3.Беседа по впечатлениям

Цель  мотивировать вопросы и ответы учащихся.

-Где была  наша первая остановка?

 -Кого нужно было найти?

-Кто был первым героем?

-Чем белый медведь поразил Вас?

-Что делал забавно?

-В каком эпизоде сказки» Телефон»?

-Почему белый медведь –символ зоопарка?

-Кто изображен на  следующей

фотографии?

-Что хотела спросить Катя у царя зверей?

Дальше путешествие  продолжалось в павильоне Экзатариума.

-Кого мы видели?

 

-У карты, плана ,зоопарка

-Героев –животных из сказки «Телефон»  К.И.Чуковского.

-Белый медведь

-Он ходил туда-сюда.

-Когда морж проглотил морского ежа!

-Белый медведь изображен

на эмблеме зоопарка.

-Катя и лев.

-Как ему живется в неволе?

Рыбок, змей.  Варанов, крокодила,

-Вика нашла морских ежей

.

№№4,5,

№4

№ 6

№7,8

Продолжение

 беседы.

4.Упражнение по методике
«Расскажи стихи руками»

5.Подведние к определению диалог.

Цель: Подвести

К понятию  диалог.

6.Определение

диалога .

7.Письменные задания на опорном листе.

 8.Логопедичская сказка «Телефон» по произведению

К.И.Чуковского.

Мы увидели и наблюдали замечательных животных и птиц.

-Чем запомнились животные и птицы на этих слайдах?!

Вывод: Рассматривая слайды-фото мы с вами общались ,задавали вопросы ,отвечали на них.

Цель: Развивать речевое дыхание  ,темп, ритм, динамический размер.

«Ученые мартышки»

Две проказницы мартышки

Полистать любили книжки

Потрясти их, полизать

И как будто почитать.

Ловко принялись за дело

И очки они надели.

К носу книжки поднесли,

Вдруг подальше отвели.

Ничего в очках не видно.

И мартышкам  так обидно!

Цель :Подвести к опре-

делению диалог.

-На этой фотографии обезьяна не захотела вступать с нами в диалог .т.е разговор.

-Как она это демонстрировала.?

 

Цель: Познакомить с определением диалога.

-Сегодня мы с Вами  беседовали ,задавали вопросы. Отвечали.

 Использовали реплики.,

Логопед зачитывает определение диалога и его роль в речи.

Вывод: Диалог  нужен для общения людей, используется в речи и литературе.

Цель: выполнить письменные задания.

-определить лишнее животное,

-Правильно  записать название

- указать

знакомые орфограммы.

-Устно составить предложение. 

-Проверка правильного написания

Цель: развивать творческие способности детей, закрепить  навык

связной речи в диалоге

литературного произведения..

-Сказка К.И.Чуковского

написана в виде диалога

-разговора по телефону.

Учитель - логопед за компьютером , руководит презентацией.. 

.Каждый слайд новый герой.  сказки Чуковского.

В презентации использован текст  сказки «Телефон», иллюстраации.

Звуковые сигналя звонка..

Логопедические песенки

Овчинниковой,

«Три крокодила»,

«Кенгуру»

«Носорог».

 

-Интересные ,забавные.

-Дети вспоминают  урок в зоопарке.

Две девочки в масках-шапочках обезьян показывают

руками и декламируют стихи.

Вся группа   продолжает

Рассказывать веселый стих..

-Отвернулась.

-Не смотрит  на нас.

-Не желает с нами общаться.

-Учащиеся зачитывают

Определение Диалога,

  1. -Диало́г (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двуx и более лиц) — тип речевой коммуникации, обмен репликами.
  2. Диалог используется в речи людей и литературе.

Учащийся зачитыват

Афишу, действующих лиц

Ученики в шапочках-масках  героев сказки, с телефонами атрибутами.

Автор и слон.

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
Звучит песенка»Три крокодила.»

Вся группа

учеников исполняет ее.


Автор и крокодил.


А потом позвонил
Крокодил.
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

- Постой, не тебе ли,
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
- Ах, те, что ты выслал,
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели,
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь.
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!

Ученики хором говорят реплику и имитируют

Натягивание перчаток.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!


А потом позвонил медведь.
Да как начал, как начал реветь.

- Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?

Но он только "му" да "му",
А к чему, почему -
Не пойму!

- Повесьте, пожалуйста, трубку!


А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!

Автор и дети. Хором.

И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели
Позвонили и запели:
- Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?

- Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!

Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
- Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!


А вчера поутру
Кенгуру:
- Не это ли квартира
Мойдодыра? -
Я рассердился, да как заору:
- Нет! Это чужая квартира!!!
- А где Мойдодыр?
- Не могу вам сказать...
Позвоните по номеру
Сто двадцать пять.


Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть...
Но только я лег -
Звонок!
- Кто говорит?
- Носорог.
- Что такое?
- Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
- В чем дело?
- Спасите!
- Кого?
- Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!!

- Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!


Ох, нелегкая это работа -
Из болота тащить бегемота!

№9,10,11

№ 12

№13

№ 14

№ 15.16

№ 17 -35

№18-19

9.Итог урока

В нашей логопедической сказке мы использовали реплики диалога.

-Где мы используем диалог?

-в литературе

- в ответах

-в речи.

№36


Литература:

  1. Р.И. Лалаева – «Логопедическая работа в коррекционных классах». М. Владос -2001
  2. Э.А. Сизова и др. – «Логопедические игры и задания». СПб. «Каро» 2001
  3. В.А. Степанова – «Педагогические мастерские в опыте учителей». СПб. АППО – 2005
  4. Т. Овчинникова – «Музыка движение и воспитание». СПб. «Каро» 2011
  5. Т. Овчинникова – «Логопедические распевки». СПб. «Каро» 2010
  6. А.И. Копытин – «Диагностика в арт-терапии». М. «Психотерапия» 2011
  7. Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева – «Игры в сказкотерапии». Спб «Речь».2008
  8. Л.В. Зубарева – «Развитие словесно-логического мышление и связной речи младших школьников». Волгоград. «Учитель» 2010
  9. Ю.Ф. Гаркуши – «Дети с нарушениями речи технологии воспитания и обучения».М. «НИИ Школьных технологий» 2008

Индивидуальный лист с заданием.

1.Диало́г (греч.—  разговор, беседа двуx и более лиц) — тип речевой коммуникации, обмен репликами.

Диалог используется в речи людей и литературе.

2. Кто из животных не участвовал в сказке «Телефон» ?

  1. Напиши названия животных
  2. Сделай звуковой анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведениям К.И.Чуковского

Презентация к обобщающему уроку по произведениям К.И.Чуковского...

Урок внеклассного чтения по теме «Чудо-сказки по произведениям К.И.Чуковского»

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.Класс: 3 План урока:Организационный момент....

"Путешествие в сказочную страну" по произведениям К.И. Чуковского

Урок закрепления знаний по произведениям К.И. Чуковского разработан в игровой форме....

Чтение "Чуковский - детям" (урок - обобщение по произведениям К.И.Чуковского)

Цели урока6- помочь учащимся понять прелесть стихотворных сказок, лаконичность и ёмкость произведений Чуковского;- развивать устную речь, читательский кругозор, умение работать с книгой, библиографиче...

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям  К.И. Чуковского «Путаница»,  «Телефон».Цель:  Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...

Методическая разработка конспекта урока "К.И.Чуковский. Сказка "Телефон"". Учебный курс "Литературное чтение", 1класс.

Урок был проведен в рамках фестиваля открытых уроков.  Результат - положительный отзыв.   ...

Сценарий пьесы для кукольного спектакля "Телефон"(по мотивам стихотворения К. Чуковского")

Сценарий пьесы для кукольного спектакля "Телефон"(по мотивам стихотворения К. Чуковского") для дошкольного и младшего школьного возраста...