Местоимение 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

 

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:  начальное общее образование

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)

Класс(ы):  3класс

Предмет(ы):  Русский язык

Тема: Местоимение.

Цель урока:

1.      Создать условия для работы над понятием «Местоимение»

2.       Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание:

Технология:

Развитие критического мышления

Приемы:

·        Обращение к личному опыту учащихся;

·        Прогнозирование;

·        Составление исследовательской карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_3_klass.rar714.38 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:  начальное общее образование

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)

Класс(ы):  3 класс

Предмет(ы):  Русский язык

Тема: Местоимение.

Цель урока: 

1.        Создать условия для работы над понятием «Местоимение»

2.       Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: 

Технология:

Развитие критического мышления

Приемы:

  1. Обращение к личному опыту учащихся;
  2. Прогнозирование;
  3. Составление исследовательской карточки.

2мая 2012 год.

3 класс

Предмет: русский язык

Учитель: Марина Ивановна Шрайбер.

Тема урока:Местоимение

Обучающие цели:

  1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
  2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений.
  3. Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Развивающая цель:

Развитие внимания, памяти, культуры общения.

Цели воспитательные:

Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.

Задачи:

1.        создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

2.        создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

3.        формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.

Оборудование:

  1. учебник С.В. Иванова “Русский язык” 3 класс, 2 часть;
  2. карточки для исследовательской  работы;
  3. сравнительная таблица имени существительного и местоимения;
  4. загадки на карточках;
  5. компьютер;
  6. проектор.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня каждый из вас переступил порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то может быть немного грустное. Давайте все вместе прочитаем стихотворение и поднимем себе и другу настроение!

Здравствуй мир! Это я,

А вокруг страна моя.

Солнце в небесах горит

И у ног земля лежит.

Здравствуй же, родная школа,

Здравствуй, дом мой  самый лучший,

Здравствуй, край, родной могучий!

Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй мир! Проснулся Я!

– Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, приступим к работе.

Сегодня на уроке вы будете оценивать себя вместе со мной.

Баллы 1-5

Вид деятельности

оценка

что не получилось

1.

Работа с предложениями в группе

2.

Составление исследовательской карточки

3.

Чистописание

4.

Словарная работа

5.

Работа по учебнику.

6.

Устные ответы на вопросы

7.

Оценка учителя

8.

Средняя оценка

 

 

2.Чистописание.

 Потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под   девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)

-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

МЕСТОИМЕНИЕ

3.Стадия вызова

Как вы думаете, о чём  мы будем говорить на уроке?  Ваши предположения, что такое местоимение?

Краткие сведения о местоимении:

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.

Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

 

 4. Стадия осмысления. Новый материал.

– Начнем наше исследование.

Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.

 

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  –
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а
  5. Личные местоимения

Задание №1 (у каждой группы свое)

Прочитайте предложения. О ком идет речь в них? Какие из этих птиц  живут у нас с вами? Как мы должны относиться к нашим меньшим друзьям? (бережно)

– Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?

– Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.

1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь.

                   Снегирь – очень маленький.

2 группа ряд – Над озером кружит ласточка.

                          Ласточка любит лакомиться насекомыми.

3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли.

                   Журавли  летят и громко курлычут.

– Проверка. Почему вы так решили?

  1. (слайд)

– Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

– Закончите фразы: Наши предложения состоят из …слов.

                                  Каждое слово – это часть… речи.

                                  Местоимение – слово, значит, оно является… частью речи.

– Какой напрашивается вывод?

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а
  5. Личные местоимения

Запишем в исследовательскую карточку.

Задание №2

Текст на слайде и на карточках.

''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?

Ответ: Куст, мальчик, конь.

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Ответ: Слово "он" не называет предмета

Далее следует продолжение текста:

 "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.

Какой вывод?  Стр. 141 правило

Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

 

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

ФИЗМИНУТКА

– Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.

                             Если я сорву цветок,

                             Если ты сорвёшь цветок,

                             Если он, и я, и ты –

                             Если мы сорвём цветы,

                             То окажутся пусты

                             И деревья, и кусты.

                             И не будет красоты,

                             И не будет доброты,

                             Если только я и ты –

                             Если мы сорвём цветы.  /Т.Собакина/

 Главная мысль стихотворения? (беречь природу)

 

Задание № 3

Стр. 141 упр.2 в учебнике.

(выполняют в группах) И разбирают  правило к упражнению.

После того, как мы разобрали упражнение и правило, мы можем добавить в карточку что-нибудь?

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи
  2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

А на какие вопросы будут отвечать местоимения заменяющие существительные и прилагательные?

Запишем в исследовательскую карточку.

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи
  2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
  3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

Задание № 4.

Заполни таблицу.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Ответьте на мои вопросы.

-Что вы любите делать?

- Какое слово вы употребили, назвав себя?  Запишите это слово в таблицу.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

2 лицо

3 лицо

- Что мы изготовили на уроках труда?

- Какое слово в предложении указывает на нас? Запишите.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

3 лицо

- Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.

-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

3 лицо

- А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

- Когда мы используем слово вы?

Прочитайте те слова, которые мы записали.

Продолжим.

Задание №5. Словарная работа.

Моя загадка-стихотворение  –

Про местоимения...

Утром –

Так заведено –

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет ОНО

Розовой жар-птицей...

А стемнеет - ОН придет.

Тоненький, смущенный,

Он на цыпочках войдет долькою лимонной.

Срок прошел - плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна...

- Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)

- Скажите, которая из этих отгадок является словарным словом?

В тетрадях в три столбика выпишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, они, чья группа больше (1 минута.)

С какими местоимениями мы сейчас работали?

Добавьте в карточку личные местоимения.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

 Прочитайте местоимения, которые мы нашли.  Эти местоимения называют  личными.

Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.

- Если о лицах, тогда и назвали их личными.

 Какие личные местоимения мы узнали?

Запишем в исследовательскую карточку

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи
  2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
  3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения – я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

Задание № 6. Ситуация.

Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение - "Я, всё своё ношу с собой".

-Как вы понимаете это выражение?

 -Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?

 

(Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи. на что Биант ответил: "Всё своё ношу с собой". В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

-Обозначьте части речи в этом предложении.

(Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл) записать в тетрадь пословицу.

Стадия рефлексии

– Предлагаю обобщить наше исследование.

– Что узнали о местоимении?

– В чем загадка местоимения как части речи?

Выставите себе средний балл в оценочных листах.

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

 

Домашнее задание (на выбор):

– Из словаря выписать от 5 до 10 слов и приписать к ним местоимения, их заменяющие.

– Составить текст-описание (4-5 предложений) про 9 мая, используя местоимения.

- учебник стр. 142 упр.4

 

 

 

 

Дополнительный материал.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

КАРТОЧКА 1

 

1. Что называется местоимением? Приведи примеры.

 

2. Прочитай. Выпиши местоимения.

Я живу в Москве. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друзья. Они всегда помогают мне в трудную минуту. Я горжусь своими друзьями.

 

 

 

КАРТОЧКА 2

 

  1. Чем местоимение отличается от имени существительного?

  1. Спиши. Подчеркни местоимения.

Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

Урок русского языка в 3 классе. "Понятия о местоимениях. Личные местоимения"

Урок открытия нового знания по системе "Школа 2100"....