Главные вкладки

    Местоимение 3 класс
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

     

    Характеристики урока (занятия)

    Уровень образования:  начальное общее образование

    Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)

    Класс(ы):  3класс

    Предмет(ы):  Русский язык

    Тема: Местоимение.

    Цель урока:

    1.      Создать условия для работы над понятием «Местоимение»

    2.       Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

    Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Краткое описание:

    Технология:

    Развитие критического мышления

    Приемы:

    ·        Обращение к личному опыту учащихся;

    ·        Прогнозирование;

    ·        Составление исследовательской карточки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mestoimenie_3_klass.rar714.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Характеристики урока (занятия)

    Уровень образования:  начальное общее образование

    Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)

    Класс(ы):  3 класс

    Предмет(ы):  Русский язык

    Тема: Местоимение.

    Цель урока: 

    1.        Создать условия для работы над понятием «Местоимение»

    2.       Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

    Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Краткое описание: 

    Технология:

    Развитие критического мышления

    Приемы:

    1. Обращение к личному опыту учащихся;
    2. Прогнозирование;
    3. Составление исследовательской карточки.

    2мая 2012 год.

    3 класс

    Предмет: русский язык

    Учитель: Марина Ивановна Шрайбер.

    Тема урока:Местоимение

    Обучающие цели:

    1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
    2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений.
    3. Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

    Развивающая цель:

    Развитие внимания, памяти, культуры общения.

    Цели воспитательные:

    Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

    Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.

    Задачи:

    1.        создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

    2.        создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

    3.        формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.

    Оборудование:

    1. учебник С.В. Иванова “Русский язык” 3 класс, 2 часть;
    2. карточки для исследовательской  работы;
    3. сравнительная таблица имени существительного и местоимения;
    4. загадки на карточках;
    5. компьютер;
    6. проектор.

    ПЛАН УРОКА

    1. Организационный момент.

    Сегодня каждый из вас переступил порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то может быть немного грустное. Давайте все вместе прочитаем стихотворение и поднимем себе и другу настроение!

    Здравствуй мир! Это я,

    А вокруг страна моя.

    Солнце в небесах горит

    И у ног земля лежит.

    Здравствуй же, родная школа,

    Здравствуй, дом мой  самый лучший,

    Здравствуй, край, родной могучий!

    Здравствуй же, страна моя!

    Здравствуй мир! Проснулся Я!

    – Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, приступим к работе.

    Сегодня на уроке вы будете оценивать себя вместе со мной.

    Баллы 1-5

    Вид деятельности

    оценка

    что не получилось

    1.

    Работа с предложениями в группе

    2.

    Составление исследовательской карточки

    3.

    Чистописание

    4.

    Словарная работа

    5.

    Работа по учебнику.

    6.

    Устные ответы на вопросы

    7.

    Оценка учителя

    8.

    Средняя оценка

     

     

    2.Чистописание.

     Потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под   девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».

    яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)

    -Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

    МЕСТОИМЕНИЕ

    3.Стадия вызова

    Как вы думаете, о чём  мы будем говорить на уроке?  Ваши предположения, что такое местоимение?

    Краткие сведения о местоимении:

    Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.

    Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

     

     4. Стадия осмысления. Новый материал.

    – Начнем наше исследование.

    Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.

     

    Исследовательская карточка

    1. Местоимение  –
    2. Употребляется вместо
    3. Местоимения отвечают на вопросы
    4. Не называют предмет, а
    5. Личные местоимения

    Задание №1 (у каждой группы свое)

    Прочитайте предложения. О ком идет речь в них? Какие из этих птиц  живут у нас с вами? Как мы должны относиться к нашим меньшим друзьям? (бережно)

    – Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?

    – Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.

    1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь.

                       Снегирь – очень маленький.

    2 группа ряд – Над озером кружит ласточка.

                              Ласточка любит лакомиться насекомыми.

    3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли.

                       Журавли  летят и громко курлычут.

    – Проверка. Почему вы так решили?

    1. (слайд)

    – Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

    – Закончите фразы: Наши предложения состоят из …слов.

                                      Каждое слово – это часть… речи.

                                      Местоимение – слово, значит, оно является… частью речи.

    – Какой напрашивается вывод?

    Исследовательская карточка

    1. Местоимение  – это часть речи
    2. Употребляется вместо
    3. Местоимения отвечают на вопросы
    4. Не называют предмет, а
    5. Личные местоимения

    Запишем в исследовательскую карточку.

    Задание №2

    Текст на слайде и на карточках.

    ''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

    Вопрос: Кто же это "он"?

    Ответ: Куст, мальчик, конь.

    Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

    Ответ: Слово "он" не называет предмета

    Далее следует продолжение текста:

     "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

    Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.

    Какой вывод?  Стр. 141 правило

    Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

     

    Исследовательская карточка

    1. Местоимение  – это часть речи
    2. Употребляется вместо
    3. Местоимения отвечают на вопросы
    4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
    5. Личные местоимения

    ФИЗМИНУТКА

    – Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.

                                 Если я сорву цветок,

                                 Если ты сорвёшь цветок,

                                 Если он, и я, и ты –

                                 Если мы сорвём цветы,

                                 То окажутся пусты

                                 И деревья, и кусты.

                                 И не будет красоты,

                                 И не будет доброты,

                                 Если только я и ты –

                                 Если мы сорвём цветы.  /Т.Собакина/

     Главная мысль стихотворения? (беречь природу)

     

    Задание № 3

    Стр. 141 упр.2 в учебнике.

    (выполняют в группах) И разбирают  правило к упражнению.

    После того, как мы разобрали упражнение и правило, мы можем добавить в карточку что-нибудь?

    Исследовательская карточка

    1. Местоимение  – это часть речи
    2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
    3. Местоимения отвечают на вопросы
    4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
    5. Личные местоимения

    А на какие вопросы будут отвечать местоимения заменяющие существительные и прилагательные?

    Запишем в исследовательскую карточку.

    Исследовательская карточка

    1. Местоимение  – это часть речи
    2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
    3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
    4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
    5. Личные местоимения

    Задание № 4.

    Заполни таблицу.

    лицо

    Ед. число

    Мн. число

    1 лицо

    2 лицо

    3 лицо

    Ответьте на мои вопросы.

    -Что вы любите делать?

    - Какое слово вы употребили, назвав себя?  Запишите это слово в таблицу.

    лицо

    Ед. число

    Мн. число

    1 лицо

    я

    2 лицо

    3 лицо

    - Что мы изготовили на уроках труда?

    - Какое слово в предложении указывает на нас? Запишите.

    лицо

    Ед. число

    Мн. число

    1 лицо

    я

    мы

    2 лицо

    3 лицо

    - Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.

    -Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.

    лицо

    Ед. число

    Мн. число

    1 лицо

    я

    мы

    2 лицо

    ты

    3 лицо

    - А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?

    лицо

    Ед. число

    Мн. число

    1 лицо

    я

    мы

    2 лицо

    ты

    вы

    3 лицо

    - Когда мы используем слово вы?

    Прочитайте те слова, которые мы записали.

    Продолжим.

    Задание №5. Словарная работа.

    Моя загадка-стихотворение  –

    Про местоимения...

    Утром –

    Так заведено –

    Разомкнешь ресницы,

    И к тебе идет ОНО

    Розовой жар-птицей...

    А стемнеет - ОН придет.

    Тоненький, смущенный,

    Он на цыпочках войдет долькою лимонной.

    Срок прошел - плывет ОНА

    В пелене тумана,

    Круглолица и грустна,

    Будто Несмеяна...

    - Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)

    - Скажите, которая из этих отгадок является словарным словом?

    В тетрадях в три столбика выпишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, они, чья группа больше (1 минута.)

    С какими местоимениями мы сейчас работали?

    Добавьте в карточку личные местоимения.

    лицо

    Ед. число

    Мн. число

    1 лицо

    я

    мы

    2 лицо

    ты

    вы

    3 лицо

    он, она, оно

    они

     Прочитайте местоимения, которые мы нашли.  Эти местоимения называют  личными.

    Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.

    - Если о лицах, тогда и назвали их личными.

     Какие личные местоимения мы узнали?

    Запишем в исследовательскую карточку

    Исследовательская карточка

    1. Местоимение  – это часть речи
    2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
    3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
    4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
    5. Личные местоимения – я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

    Задание № 6. Ситуация.

    Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение - "Я, всё своё ношу с собой".

    -Как вы понимаете это выражение?

     -Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?

     

    (Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи. на что Биант ответил: "Всё своё ношу с собой". В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

    -Обозначьте части речи в этом предложении.

    (Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл) записать в тетрадь пословицу.

    Стадия рефлексии

    – Предлагаю обобщить наше исследование.

    – Что узнали о местоимении?

    – В чем загадка местоимения как части речи?

    Выставите себе средний балл в оценочных листах.

    – Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

     

    Домашнее задание (на выбор):

    – Из словаря выписать от 5 до 10 слов и приписать к ним местоимения, их заменяющие.

    – Составить текст-описание (4-5 предложений) про 9 мая, используя местоимения.

    - учебник стр. 142 упр.4

     

     

     

     

    Дополнительный материал.

     

    ПРИЛОЖЕНИЯ

     

     

    КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

     

    КАРТОЧКА 1

     

    1. Что называется местоимением? Приведи примеры.

     

    2. Прочитай. Выпиши местоимения.

    Я живу в Москве. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друзья. Они всегда помогают мне в трудную минуту. Я горжусь своими друзьями.

     

     

     

    КАРТОЧКА 2

     

    1. Чем местоимение отличается от имени существительного?

    1. Спиши. Подчеркни местоимения.

    Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

    Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

    Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

    Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...

    Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

    Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

    Урок русского языка в 3 классе. "Понятия о местоимениях. Личные местоимения"

    Урок открытия нового знания по системе "Школа 2100"....