Урок русского языка 3 класс.Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ковалева Ирина Анатольевна

Урок русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:Местоимение как часть речи.Понятие о местоимении.

Цель:Познакомить учащихся с особенностями местоимений,с личными местоимениями,упражняться в определении рода , замене существительных местоимениями в речи;развивать внимание,память,мышление,речь.

Ход урока:

I.Работа со словами из словаря.Запись под диктовку по вариантам.(Учитель называет два слова,учащиеся правой колонки записывают первое слово,левой-второе).Взаимная проверка тетрадей.

Слова:одежда,обувь;пальто,платок;сапоги,валенки;погода,ветер;береза,осина;вокзал,вагон;тетрадь,карандаш;квартира,комната;капуста,картофель;огород,малина.

Учащиеся записывают из словаря по своему выбору еще два слова.

II.Наблюдение над местоимениями 1,2 и 3-го лица.

Напишите.

1)Книги какого писателя вы особенно любите читать?Какое слово вы употребляли,указывая на себя?(Я)Подчеркните его.

2)Какую сказку мы с вами читали на уроке?Какое слово в этом предложении указывает на всех?(Мы)Подчеркните его.

3)Составьте и запишите вопрос,адресуя его своему соседу по парте.Какое слово указывает на лицо,к которому вы обращались?(Ты)Подчеркните его.

А когда вместо слово ты необходимо употреблять вы?(В обращении к человеку старше тебя по возрасту,в обращении к незнакомому человеку и т.п.Это форма вежливого обращения.Вы употребляется также и в обращении к нескольким лицам.)

Подумайте,какое слово  нужно заменить,чтобы избежать повторения:Очень  давно человек приручил диких животных.Человек заставил их служить себе.(Учащиеся заменяют во втором предложении существительное человек словом он и записывают оба предложения.)

На кого указывает слово он?(На лицо,о котором мы говорим, о котором что-либо сообщаем)Подчеркните слово он.

Прочитайте все подчеркнутые слова.

Я,мы,ты,вы,он-это местоимения.Подумайте, почему так называется эта часть речи.

Прочитайте последнее предложение.

Было бы нам понятно, о ком идет речь, если бы не было предыдущего предложения?(Нет.)Местоимение он так же, как и другие местоимения,не называет предмета или лица,а только указывает на него.Вместо какой части речи употреблено местоимение он?(Вместо имени существительного.)В  этом и состоит особенность местоимений.

Чем отличаются местоимения от существительных?(Существительные называют предметы,а местоимения только указывают на них.)

В нашем языке много местоимений.Мы познакомимся только с одной группой местоимений.(личные местоимения.)

Запись на доске: «Местоимения».

Местоимения употребляются в единственном и во множественном числе.Запишите:

Единственное число         Множественное число

Местоимения бывают 1,2,3-го лица. Местоимения 1-го лица единственного числа указывает на лицо,которое говорит о себе.Назовите это местоимение.(Я.)-Записывают.

Какое местоимение употребляем,говоря не только о себе,но и о других,включая себя в их число?(Мы.)-Записывают на той же строчке.-Я,мы-это местоимения 1-го лица.Какие местоимения употребляем,обращаясь к другому лицу(ты),нескольким лицам?(Вы.)-записывают:2-е лицо-ты,вы.

Какое местоимение употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо?(Он,она,оно,они.)-Запись местоимений 3-го лица.

Когда употребляем он?(Вместо существительного мужского рода.)Докажите это.Докажите,когда употребляются местоимения она,оно,они.Знакомство с выводом на странице 56.

III.Замените,где нужно,выделенное существительное местоимением.Объясните употребление местоимения.

Учитель диктует:

        У кого гнездо лучше всех?

Самое большое гнездо у орла.Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне.(Перед записью второго предложения дети производят замену.)Самое маленькое гнездо у королька.Королек сам меньше стрекозы,и дом у него с кулачок.

Самый красивый домик у пеночки.Пеночка свила гнездышко на березовой ветке,убрала его лишайником и легкой березовой кожуркой.

        (По В.Бианки.)

Подчеркните местоимения.Что можно сказать о местоимениях 3-го лица?(Изменяются по родам.)

Упражнение 293.Выполняется самостоятельно.Проверка коллективная.

IV.Обобщение по вопросам:

1)Что такое местоимение?(Часть речи.)

2)Назовите местоимения 1,2 и 3-го лица.

3)Чем отличаются местоимения от существительных ?(Существительные называют предметы,местоимения только указывают на них.)

4)Как изменяются местоимения 3-го лица?(По родам.)

V.Распознание местоимений в тексте.

-Отгадайте загадку.Назовите в тексте местоимение,укажите лицо и число.

Я на солнышке сверкаю,                           И тянусь верхушкой вниз:

А зимою вырастаю                                      Ты меня поберегись.

        (Сосулька.)

Я в дом любой тебя впущу,                       Но одного я не прощу-

Стучишь-я рада стуку.                                 Коль не подашь мне руку.

        (Дверь.)

VI.Составление предложений по предметным рисункам.(Обращается внимание на точность употребления местоимений вместо имен существительных.)

VII.Домашнее  задание.Упражнение № 1.С.63.Выучить определения на С.56,57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» -  девизВ прзентации  предусмотрена работа со словарем,  письмо по памяти,  текст по выбору и т.д....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....