Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ФГОС
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ  ПРОГИМНАЗИЯ № 1728

        119620  г. Москва, ул. Авиаторов, д.28                тел./ факс 8-499-727-74-50

                                         Е-mail: progimnaziya1728@yandex.ru

«Рассмотрено»                  «Согласовано»:                    «Утверждаю»:

на заседании МО                Заместитель директора                 Директор

учителей начальных            по  УВР                                            ГОУ Прогимназии №1728

классов                                Ложкова И.В.                                      Ларионова А.А.

Протокол №1                      ___________________                    _______________________

«____» августа 2012 г.       «____» августа 2012 г.                        «____» августа 2012 г.  

Председатель МО

Киселёва И.А.

___________________                            

Рабочая учебная программа

по курсу «Русский язык»

(авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина)

3 КЛАСС

Программу составила:

учителя начальных классов – Пилипенко Э.Ю.

Пояснительная записка

1.Роль и место дисциплины в образовательном процессе: В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

2. Адресат: Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3 класса  ГБОУ прогимназии №1728.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту: Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык»,  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

4. Цели программы: познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

5. Задачи программы:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

6. Специфика программы: Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)

    Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.

    Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

     Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному.

7. Основные содержательные линии курса (разделы, структура):

Повторение пройденного в начале года

Синтаксис и пунктуация

Состав слова

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Повторение пройденного в конце года

Повторение пройденного в начале года: предложение, слово, части речи, их употребление в предложении; звуки речи, звуки и буквы;

 Синтаксис и пунктуация: главные и второстепенные члены предложения; подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения (без деления на виды); распространённые и нераспространённые предложения; логическое ударение; интонация перечисления;

Состав слова: основа и окончание; корень, приставка, суффикс; слова однокоренные и разные формы одного и того же слова; разбор слова по составу, правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок); чередование согласных в корне слова,  беглые гласные; правописание суффиксов -ик, -ек; правописание приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-; приставка и предлог; разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные; сложные слова;

Имя существительное: лексическое значение; основные грамматические признаки, род и число существительных, изменение существительных по числам и вопросам (по падежам), понятие о склонении существительных; существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме;

Имя прилагательное: лексическое значение, основные грамматические признаки; род и число прилагательных; изменение прилагательных по вопросам, числам, родам; понятие о склонении прилагательных, прилагательные с твёрдой и мягкой основами; родовые окончания прилагательных; употребление имени прилагательного в речи (в предложении);

Глагол: лексическое значение, основные грамматические признаки; время, лицо, число глаголов; правописание не с глаголами; употребление глагола в речи (в предложении);

8. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся к концу 3 класса должны знать (называть и определять):

- главные и второстепенные члены предложения

- имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные лексико-грамматические признаки

-корень, приставку, суффикс, окончание

-сложные слова

Должны различать и сравнивать:

- главные и второстепенные члены предложения

- предложения распространённые и нераспространённые

- однокоренные слова и разные формы одного слова

- разделительные мягкий и твёрдый знаки

- приставки и предлоги

- имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам

Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:

-разбирать предложения по членам предложения (выделять  главные и второстепенные члены)

- обозначать на письме интонацию перечисления

- разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс

- проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова

- проверять написание суффиксов -ик, -ек

- писать наиболее употребительные слова с двойными согласными; слова с чередующимися согласными и беглыми гласными

- писать раздельно предлоги со словами

- писать приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-.

- определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных ; число, время, лицо глаголов

- писать не с глаголами

- писать слова с непроверяемыми написаниями

9. Виды и формы организации учебного процесса:

программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт

используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

10. Универсальные учебные действия:

интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

11. Объём и сроки изучения: Программа курса общим объемом 136 часов в год, 4 часа в неделю изучается в течение всего года



Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Виды контроля,

измерители

Планируемые результаты освоения материала

I триместр(40 ч)

Язык и речь (2 часа)

1

Наша речь и наш язык

Урок повторительно-обобщающий.

методы-словесно-наглядные,  практический

познакомить с учебником, его содержанием и структурой; воспроизвести и уточнить представление о речи и ее значении в жизни человека; развивать умение передавать содержание рисунка своими словами.

представление о том, что включает в себя понятие хорошая речь.

2

Наша речь и наш язык

Урок повторительно-обобщающий.

методы-словесно-наглядные,  практический

Текст (2 часа)

3

Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-словесно-наглядные,  практический

уточнить представления учащихся о тексте и его признаках; воспроизвести знания о теме, главной мысли, заголовке, частях текста; развивать умение распознавать текст.

4

Заголовок. Части текста. Типы текстов.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-словесно-наглядные,  практический

Предложение (8 часов)

5

Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-словесно-наглядные,  практический

воспроизвести знания учащихся о предложении; развивать умения отделять одно предложение от другого паузой в устной речи, оформлять предложение на письме, находить подлежащее и сказуемое; воспроизвести знания учеников об оформлении предложений в диалогической речи.

6

Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации.

Комбинированный урок.

методы-словесно-наглядные,  практический

7

Обращение (общее представление)

Урок повторительно-обобщающий.

методы-словесно-наглядные,  практический

уточнить представления учащихся о предложениях, разных по цели высказывания; развивать умение различать эти предложения в устной и письменной речи; познакомить с особенностями восклицательных и невосклицательных предложений; воспроизвести правила письма.

8

Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды).

Урок повторительно-обобщающий.

методы-словесно-наглядные,  практический

обобщить представления учащихся о предложениях, различных по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно их произносить, употреблять нужный знак препинания в конце предложения; дать первое представление о словах-обращениях и выделении их в речи.

9

Распространенные и нераспространенные предложения.

Комбинированный урок.

методы-словесно-наглядные,  практический

10

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

обобщить представления учащихся о предложениях, различных по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно их произносить, употреблять нужный знак препинания в конце предложения; дать первое представление о словах-обращениях и выделении их в речи.

11

Разбор предложения по членам предложения.

Урок закрепления ЗУН.

методы -  словесно-наглядный, практический

12

Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

Слово и его лексическое значение (4 часа)

14

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический


обобщить представления учащихся о предложениях, различных по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно их произносить, употреблять нужный знак препинания в конце предложения; дать первое представление о словах-обращениях и выделении их в речи.

15

Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление).

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

дать учащимся первое представление об омонимах, учить находить такие слова в письменной речи и различать их среди других лексических групп слов

16

Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

дать учащимся первое представление о словосочетании, показать сходство и различие слова и словосочетания, выполняющих номинативную функцию; формировать навык написания слов с изученными орфограммами.

17

Изложение текста
со свободной передачей содержания.

Контрольный урок.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

дать учащимся первое представление об омонимах, учить находить такие слова в письменной речи и различать их среди других лексических групп слов

Части речи (5 часов)

18

Части речи (повторение): имя существительное.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь

воспроизвести знания учащихся об изученных частях речи, их роли в речи; развивать умение составлять текст по рисунку.

19

Части речи (повторение): имя прилагательное.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь

воспроизвести представления учащихся о признаках имен существительных и местоимений; учить различать эти части и пользоваться ими в речи; повторить правила написания слов с большой буквы.

20

Части речи (повторение): местоимение, глагол.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь

воспроизвести и уточнить представления учащихся о глаголе как части речи; развивать умение различать глаголы по вопросам и обобщенному лексическому значению

21

Имя числительное как часть речи (общее представление).

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

воспроизвести и уточнить представления учащихся о признаках имени прилагательного, его роли в нашей речи; развивать умение различать оттенки значений имен прилагательных; учить письму по памяти.

22

Однокоренные слова

Урок повторительно-обобщающий.

методы -  словесно-наглядный, практический

уточнить представления учащихся о признаках однокоренных слов; развивать умения распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать; воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.

Слово и слог. Звуки и буквы (6 часов)

23

Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

воспроизвести знания учащихся о гласных звуках и буквах для гласных звуков, способах обозначения безударных гласных на письме; развивать умения определять «работу» гласных в слове, различать слоги в словах, правильно переносить слова, правильно находить нужную букву для обозначения безударного гласного в слов

24

Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практически,

воспроизвести знания о согласных звуках и буквах, их обозначающих, о написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками.

25

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова.

Урок закрепления ЗУН.

методы-практический, обратная связь

совершенствовать умения учащихся правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные в конце слова и перед другим согласным, а также правильно записывать слова с разделительным мягким знаком.

26

Мягкий знак (ь)  как показатель мягкости согласного звука.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь

27

Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь)знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

28

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

Контрольный урок.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

Состав слова (13 часов)

29

Работа над ошибками.

Общее понятие о значимых частях слова.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практически,

уточнить представления учащихся о признаках понятий «однокоренные слова», «корень слова»; развивать умения различать однокоренные слова и выделять в них корень слова, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов.

30

Однокоренные слова. Корень слова.

Урок повторительно-обобщающий.

методы -  словесно-наглядный, практический

31

Однокоренные слова. Корень слова.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

32

Формы слова. Окончание.

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

наблюдать за формами одного и того же слова; развивать умение различать разные формы слова; формировать представление об окончании как изменяющейся части слова и его роли в образовании форм слова

33

Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении.

Повторительно-обобщающий урок.

методы-практический, обратная связь

развивать умения различать однокоренные слова и формы одного слова; подбирать однокоренные слова и формы одного слова; составлять из деформированных слов предложения, а из предложений текст и самостоятельно записывать составленный текст.

34

Приставка.

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

формировать представление учащихся о приставке как значимой части слова; ознакомить с некоторыми приставками, их написанием; развивать умения находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками

35

Суффикс.

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

формировать представление учащихся о приставке как значимой части слова; ознакомить с некоторыми приставками, их написанием; развивать умения находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками

36

Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове.

Повторительно-обобщающий урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

формировать представление учащихся о суффиксе как значимой части слова; ознакомить со значением некоторых суффиксов; формировать умение находить в словах суффиксы.

38

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

39

Письменное изложение текста повествовательного характера

Контрольный урок.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

40

Основа слова. Разбор слов по составу.

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

воспроизвести и систематизировать знания учащихся об изученных значимых частях слова; ознакомить с основой слова; развивать умение разбирать слова по составу; ознакомить со словообразовательным словаре

41

Основа слова. Разбор слов по составу.

Ознакомление со словообразовательным словарем

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

42

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Формирование навыка моделирования слов.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

II триместр (48 ч)

Правописание частей слова (27 часов)

43

Общее представление о правописании частей слова.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать; воспроизвести знания об изученных правилах письма; развивать умение выделять части слова.

44

Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь

воспроизвести знания учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; развивать умение находить безударную гласную в корне.

45

Правописание безударных гласных в корне слова.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

46

Упражнение в правописании слов с проверяемыми (пчела, зимой, малыш, ленивый, смотреть) и не проверяемыми ударением безударными гласными (восток, герой, трамвай), с двумя безударными гласными (сторона, зеленеть, золотой).

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

развивать умение подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне; различать и правильно писать слова с проверяемыми и труднопроверяемыми написаниями; совершенствовать умение составлять текст из деформированных предложений.

47

Слова с буквосочетаниями оро//ра (ворота — врата), ере//ре (берег — брег), оло//ла (золото — злато).

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

развивать умение правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного; наблюдать за историческими чередованиями сочетаний звуков в русском языке; проверять умение обозначать буквой безударный гласный в корне слов.

48

Сочинение по сюжетному рисунку.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

49

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

ознакомить с правилом написания слов с непроизносимыми согласными в корне; формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными.

развивать умение подбирать однокоренные слова для проверки непроизносимых согласных в корне; ознакомить со словами, включающими сочетание сн, в которых нередко ошибочно вставляют лишню

50

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

51

Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова (сугроб, чертёж) и перед согласным в корне (сказка, гибкий, просьба), с непроверяемым согласным в корне (вокзал, дождь).

Повторительно-обобщающий урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

52

Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце, здравствуй, местность).

Повторительно-обобщающий урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

53

Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный).

Повторительно-обобщающий урок.

методы-практический, обратная связь

54

Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

сопоставить правила правописания парных звонких и глухих согласных и непроизносимых согласных в корне слова; развивать навык написания слов с этими согласными.


55

Контрольный диктант с грамматическим заданием №3

Контрольный урок.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

56

Работа над ошибками.

Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова (звезда -- звёзды, варил — варит, гибкий — гибок, вкусный — вкусен, глаз — глаза) и подбором однокоренных слов (свистнул —свист, больной — боль, сливки — сливочки).

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

сопоставить правила написания безударных гласных, глухих и звонких, непроизносимых согласных; развивать навык правописания слов на основе трех правил; составлять предложения из деформированных

57

Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными (ванна, аллея, телеграмма, рассказ, русский, длинный).

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь.

формировать умение исправлять ошибки; развивать умение распознавать орфограмму в тексте и проверять ее; воспроизвести знания о написании двойных согласных в словах.

58

Изложение текста с элементами описания.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.

59

Работа над ошибками.

Правописание приставок и суффиксов в слове.

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

воспроизвести знания о суффиксах и приставках как значимых частях слова, о написании гласных в корне в словах с приставками и суффиксами; формировать представление о правописании суффиксов и приста

ознакомить с правописанием приставок, оканчивающихся на согласную, с правописанием приставок, имеющих гласные о и а; развивать умения выделять в слове приставки, объяснять значения, вносимые в слова приставками.

60

Правописание приставок и суффиксов в слове.

Повторительно-обобщающий урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

61

Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах -ек, -ик, -еньк, -ок (общее представление).

Повторительно-обобщающий урок.

методы-практический, обратная связь

62

Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками (завязал, подкрепил, переписал, покраснел).

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

уточнить представления учащихся о предлоге и приставке, их роли в слове (для приставок) и в словосочетании и предложении (для предлогов); развивать умение правильно писать предлоги и прис развивать умение различать предлоги и приставки, находить их в тексте и правильно писать приставки в словах и предлоги со словами; обогащать речь учащихся фразеологизмами.

63

Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

64

Упражнение в правописании предлогов и приставок.

Урок закрепления ЗУН.

методы -  словесно-наглядный, практический

65

Контрольное списывание

Контрольный урок.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

66

Разделительный твердый знак (ъ). Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком (объявление, съезд, съёжился, предъюбилейный)

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

познакомить с правилом употребления разделительного твердого знака в словах; развивать умения различать слова с разделительными мягким и твердым знаками, писать слова с приставками и предлогами.

67

Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

умение писать слова с разделительным твердым знаком.

68

Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

умение писать слова с разделительным твердым знаком.

69

Сочинение по сюжетному рисунку.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста.


Части речи

70

Общее представление о частях речи.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь.

представление об изученных частях речи и изученных признаках, по которым можно различить части речи.

Имя существительное (29 часов)

71

Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи.

Урок повторительно-обобщающий.

методы -  словесно-наглядный, практический

представление об обобщенном лексическом значении имен существительных; учить распознавать имена существительные по обобщенному лексическому значению и вопросам.

72

Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их; познакомить с устаревшими в нашем языке словами и сферой их употребления; повторить написание слов из словаря.

73

Правописание имен собственных и нарицательных.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

74

Изложение текста повествовательного характера.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

совершенствовать умения письменно передавать содержание повествовательного текста, использовать авторские слова для передачи содержания, подбирать заголовок к тексту.

75

Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

развивать умения определять число имен существительных, изменять существительные по числам; формировать умение писать слова с изученными орфограммами; совершенствовать умение составлять предложения из деформированных слов.

76

Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы).

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический,

провести наблюдение за именами существительными, которые употребляются в форме одного числа; совершенствовать умение писать по памяти и писать изложение в соответствии с данным планом.

77

Род имен существительных (мужской, женский, средний).

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

представление о признаках определения рода имен существительных.

78

Род имен существительных (мужской, женский, средний).

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь

развивать умение определять род имен существительных, употребленных в начальной и косвенной формах; обратить внимание на правильное употребление в речи некоторых словосочетаний типа известная фамилия, московское метро и др.

79

Контрольный диктант с грамматическим заданием №4

Контрольный урок.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

проверить знания учащихся об имени прилагательном и правописании слов с изученными орфограммами; проверить умение подбирать заголовок к тексту.

80

Работа над ошибками. Наблюдение над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса, забияка).

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

развивать умение различать род имен существительных; дать общее представление об именах существительных общего рода (без введения термина).

81

Мягкий (ь)  знак на конце существительных женского рода после шипящих (ночь, рожь) и его отсутствие у существительных мужского рода (врач, сторож).

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

углубить знания о роли мягкого знака в слове: мягкий знак как показатель мягкости согласного, разделительный мягкий знак, мягкий знак — показатель женского рода имен существительных после шипящих; развивать умение писать слова с изученными орфограммами.

82

Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце.

Урок закрепления ЗУН.

методы -  словесно-наглядный, практический

развивать умение определять роль мягкого знака в слове; учить правописанию имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

83

Сочинение по серии сюжетных рисунков

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

84

Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении).

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

познакомить с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами; ввести термины «склонение», «падеж»; развивать умение выделять словосочетания с заданным словом.

85

Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном).

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

формировать представление об именах существительных в именительном падеже, признаках этого падежа; развивать умение узнавать имена существительные в именительном падеже.

86

Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном).

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

формировать представление об именах существительных в родительном падеже, признаках этого падежа; развивать умение определять имена существительные в родительном падеже в предложении.

87

Именительный падеж

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

88

Родительный падеж

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический,


III триместр (48 ч)

89

Дательный падеж

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

формировать представление об именах существительных в родительном падеже, признаках этого падежа; развивать умение определять имена существительные в родительном падеже в предложении.

90

Винительный падеж

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

91

Творительный падеж

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

92

Предложный падеж

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

93

Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

формировать представление об именах существительных в дательном падеже, признаках этого падежа; развивать умение определять имена существительные в дательном падеже в предложении.

94

Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

формировать представление об именах существительных в винительном падеже, признаках этого падежа; развивать умение определять имена существительные в винительном падеже в предложении

95

Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

формировать представление об именах существительных в творительном падеже, признаках этого падежа; развивать умение различать имена существительные в творительном падеже; совершенствовать умение составлять предложения.

96

Контрольный диктант с грамматическим заданием №5

Контрольный урок.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

умения детей записывать слова с изученными орфограммами, определять грамматические значения имен существительных.

97

Работа над ошибками. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь

98

Роль имен существительных в предложении (подлежащее)

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

99

Роль имен существительных в предложении (второстепенный член предложения).

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь


Имя прилагательное (13 часов)

100

Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи.

Урок повторительно-обобщающий.

методы -  словесно-наглядный, практический

воспроизвести знания о признаках имени прилагательного как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу, определять роль прилагательных в речи

101

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

развивать умения различать имена прилагательные среди однокоренных слов, подбирать к ним синонимы и антонимы; уточнить представления учащихся о зависимости прилагательного от существительног

102

Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании.

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

развивать умения распознавать описательный текст, определять в нем роль прилагательных, выделять словосочетания с именами прилагательными; познакомить с правописанием сложных прилагательных и прилагательных, входящих в собственные названия.

103

Текст-описание.

Художественное и научное описания. Использование имен прилагательных в тексте-описании.

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

Развивать умения распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имен прилагательных в таких текстах.

104

Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным.

Повторительно-обобщающий урок.

методы-практический, обратная связь

ознакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен существительных и прилагательных.

105

Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

развивать умение изменять прилагательное по родам в зависимости от рода, существительного, определять правильно род прилагательных и правильно писать окончания.

106

Родовые окончания имен прилагательных.

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

Развивать умение правильно писать родовые окончания имен прилагательных.

107

Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

развивать умения писать родовые окончания прилагательных, определять число прилагательного, изменять прилагательные по числам.

108

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие).

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

дать учащимся представление о том, что прилагательные во множественном числе по родам не изменяются; развивать умение писать родовые окончания прилагательных.

109

Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным.

Повторительно-обобщающий урок.

методы-практический, обратная связь

110

Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного.

Повторительно-обобщающий урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

111

Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного.

Повторительно-обобщающий урок.

методы-практический, обратная связь

112

Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

Местоимение (5 часов)

113

Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи.

Повторительно-обобщающий урок.

методы-практический, обратная связь

Развивать умение распознавать личные местоимения среди других частей речи.

114

Лицо и число личных местоимений.

Вводный урок.

Развивать умение определять грамматические признаки личных местоимений; обосновывать правильность выделения изученных признаков.

115

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных  местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Повторительно-обобщающий урок.

методы-практический, обратная связь

116

Контрольный диктант с грамматическим заданием №6

Контрольный урок.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

проверить знания учащихся об имени прилагательном и правописании слов с изученными орфограммами; проверить умение подбирать заголовок к тексту.

117

Работа над ошибками.

Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

развивать умения исправлять ошибки, подбирать подходящие по смыслу прилагательные к существительным, составлять продолжение текста

Глагол (13 часов)

118

Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы).

Урок повторительно-обобщающий.

методы -  словесно-наглядный, практический

развивать навык определения глагола как части речи; уточнить функции глагола в речи.

119

Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

развивать навык определения глагола как части речи; уточнить функции глагола в речи.

120

Число глаголов (единственное, множественное).

Комбинированный урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

развивать навык определения глагола как части речи; уточнить функции глагола в речи.

121

Изменение глаголов по числам.

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

воспроизвести знания о числе глаголов: развивать умения определять число глаголов и изменять их по числам

122

Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам.

Повторительно-обобщающий урок.

методы-практический, обратная связь

дать общее представление о временных формах глагола; познакомить с особенностями каждой временной формы; учить различать их по вопросу и значению.

123

Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам.

Вводный урок.

объяснительно-иллюстративный, практический

различать глаголы в настоящем и будущем времени; познакомить с написанием глаголов, отвечающих на вопрос что делаешь?

124

Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам.

Повторительно-обобщающий урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

125

Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Повторительно-обобщающий урок.

методы -  словесно-наглядный, практический

126

Контрольный диктант с грамматическим заданием №7 по тексту администрации

Контрольный урок.

методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь

127

Частица не. Правописание глаголов с частицей не.

Вводный урок.

методы-практический, обратная связь

уточнить знания о написании глаголов с частицей не, учить выделять глаголы с частицей не среди других слов, развивать навык правильного произношения глагольных форм.

совершенствовать умение правильно писать слова с приставками, предлогами, частицей не и с другими изученными орфограммами.

знания о глаголе как части речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами.

128

Частица не. Правописание глаголов с частицей не.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

129

Роль глаголов в предложении (сказуемое).

Повторительно-обобщающий урок.

методы-практический, обратная связь

130

Обобщение знаний о глаголе.

Морфологический разбор глагола.

Комбинированный урок.

методы-практический, обратная связь

Повторение изученного за год (6 часов)

131

Повторение изученного

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь

обобщить и систематизировать знания как части речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами.

132

Повторение. Текст и предложение.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь

133

Повторение. Состав слова. Части речи.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь

134

Повторение. Правописание частей слова.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь

135

Повторение. Правописание частей слова.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь

136

Повторение. Части речи.

Урок повторительно-обобщающий.

методы-практический, обратная связь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 класс с учетом требований ФГОС УМК "Школа России"...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" Содержит раздел "обучение письму" (по Канакиной)...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС ШКОЛА РОССИИ

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования, Примерной  основной образовательной программы ОУ, авторс...

Рабочая программа по Русскому языку 3 класс (ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса к УМК "Школа России" (В.П.Канакина) с учетом ФГОС ( развёрнутая с УУД)...