рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1_klass_fgos.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Корыхновская начальная общеобразовательная школа»

Согласовано

заместитель директора по УВР:

Максюта Е.Г.___ (____________)

«____» _____________ 2011 г.

Утверждаю
Директор школы:
 
Кравченко Е.В. (__________)
приказ № ________________

от «___»___________ 2011г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Русский язык»

1 класс

         Разработана:

         Федоровой Н.В.      (Ф.И.О.)

учителем (руководителем) __________нач. классов__     ____

 (наименование предмета, кружка, секции)

______второй       _______(высшей, первой, второй)

квалификационной       категории

Д. Корыхново, 2011 г.

Русский язык

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкий  В.Г. (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2011 ) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2010).

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа.

Используется учебно-методический комплект:

Канакиной В.П., Горецкий  В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2011.

Канакиной В.П., Горецкий  В.Г. Русский язык в начальной школе: 1 класс. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Программа по изучению русского языка  в 1 классе предусматривает два взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

  1. Обучение грамоте, чтению и развитие речи.

      2 .Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи. Назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем  языка.

Начальным этапом курса русского языка является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идёт параллельно с обучением   чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. В основе  курса лежит позиционный принцип , который осуществляется звуковым аналитико – синтетическим методом .                        Он слагается из двух взаимосвязанных процессов:1) обучение первоначальному чтению и 2) обучение письму – и закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях: звук (звуковая культура), слово ( словарная работа), предложение, связное высказывание( текст).    

 В курс обучения грамоте входит развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания  о языке,  обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению.

Основой  курса «Русский язык» является формирование представления детей о родном языке как предмете изучения; пробуждение  интереса и стремления к его изучению. При обучении русскому языку идёт освоение культуры речи ,формирование коммуникативных навыков и умений общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами. Часть уроков посвящена упражнениям различных видов и форм:  это упражнения, обеспечивающие совершенствование чтения, говорения, правильное произношение слов, слогов и звуков, использование таблиц, схем, моделей, рисунков. Процесс обучения построен таким образом, что каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного. Осознание нового языкового материала происходит в процессе наблюдения над языковыми понятиями и их признаками с последующими обобщениями и выводами.

Программа ориентирована на собственно лингвистическое и речевое развитие учащихся. Для достижения целей и задач программы используется системно – деятельностный  и личностно – ориентированный подходы через индивидуальную, групповую, коллективную формы работы и дифферинцированный подход. А также используются такие принципы как научности, доступности, наглядности, учёта возрастных и психологических особенностей, принцип оптимального соотношения теоретического и практического материала и  принцип учёта перспектив учёбы учащихся через мониторинг и диагностику.

Целью программы является:  формирование первоначальных представлений о нормах русского  языка и правилах речевого этикета.

Задачи:

Сформировать действия чтения на слоговом и орфоэпическом уровне.

Научить технологии начертания всех письменных букв и их соединений.

Формировать приём фонематического анализа слов с последующей их записью.

Научить приёмам правильного списывания, письма на слух и по памяти.

Сформировать первоначальные орфографические навыки письма.

Развивать логическое мышление, воображение, связную и правильную  речь, память, внимание, наблюдательность.

Воспитывать интерес к русскому языку.

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Курс русского языка ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать и рассуждать. Он построен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов. Основу курса составляет базовая программа. Вместе с тем курс отличается более высоким теоретическим уровнем, поэтапностью, непрерывностью.

тематическое планирование


п /п

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного
необязательного
содержания

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Наша речь (3 часа)

1-3

Знакомство с учебником.  Язык и речь, их значение в жизни людей. Речь устная и письменная. Русский язык – родной язык русского народа.

3

Комбинированный

Различие слова, словосочетания и предложения. Восприятие и понимание звучащей речи. Речь устная и письменная. Словарные слова: язык, русский язык.

Значение языка в жизни людей, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Текущий

Текст, предложение, диалог. (4 часа)

4

Текст. Общее представление. Смысловая связь предложений в тексте.

1

Комбинированный

Разновидности предложений по цели высказывания.

Знаки препинания в конце предложения. Восприятие и понимание звучащей речи. Речь устная и письменная. Словарные слова: воробей, ворона.

Различать предложение и текст. Подбирать заголовок к тексту. Составлять тексты по рисунку.

Текущий

Рифма

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5-6

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из текста. Установление связи слов в предложении.

1

Комбинированный

Различие слова, словосочетания и предложения. Знаки препинания в конце предложения

Уметь вычленять слова из предложения, отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте.

Текущий

Устаревшие слова

7

Диалог. Знаки препинания в конце предложения.

1

Комбинированный

Различие слова, словосочетания и предложения. Знаки препинания в конце предложения. Употребление прописной буквы в начале предложения.

Уметь устно составлять 3–5 предложений на определённую тему. Уметь передавать различную интонацию предложения в устной речи. Тире в диалоговой речи.

Выборочное списывание

Рифма

Слова, слова, слова…. (4 часа)

8

Слово. Роль слов в речи.

1

Комбинированный

Определять количество слов в предложении.

Определять количество слов в предложении.

Текущий

Рифма

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов.

1

Комбинированный

Различие слов-названий предметов и явлений, слов-названий действий предметов.

Приобретать опыт в различении слов-названий предметов и явлений, слов-названий действий предметов.

Восстановление деформированного текста

Слова-антонимы. Рифмы

10

«Вежливые слова».

1

Комбинированный

Употребление «вежливых слов» в письменной речи.

Уметь оформлять предложения с «вежливыми словами».

Текущий

Присказки. Архаизмы

11

Слова однозначные и многозначные. Слова близкие и противоположные по значению. Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

1

Комбинированный

Однозначные и многозначные слова (общее представление). Слова-антонимы. Словарные слова: пенал, карандаш.

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов. Уметь работать со словарями.

Текущий

Ребусы

Слово и слог.  Ударение.  (8 часов)

12-14

Слово и слог. Деление слов на слоги.

3

Комбинированный

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Словарные слова: лисица (лисичка)

Уметь различать слово и слог. Определять количество в слове слогов. Составлять слова из слогов.

Текущий

Составление и запись предложений из групп слов

15-17

Перенос слов. Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

3

Комбинированный

Правила переноса слов.

Уметь переносить слова по слогам.

Текущий

Словарное богатство русского языка

18-19

Ударение. Развитие речи. Коллективное составление основной части сказки.

1

Комбинированный

Способы выделения ударения. Зависимость значения слов от ударения. Орфоэпический словарь. Словарные слова: сорока, собака.

Определять ударение в слове. Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения. Различать ударные и безударные слоги.

Текущий

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Звуки и буквы. (50 часов)

20-21

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

2

Комбинированный

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Словарные слова: пальто, весело.

Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи.

Текущий

22-23

Русский алфавит, или Азбука.

2

Комбинированный

Значение алфавита. Знание алфавита. Словарные слова: хорошо, учитель, ученик, ученица.

Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Располагать слова в алфавитном порядке.

Текущий

24-26

Гласные звуки.  Развитие речи. Составление развернутого ответа на вопрос.

3

Комбинированный

Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю,  я  и их функции в слове. Слова с буквой э. Словарные слова: деревня.

Составлять развернутый ответ на вопрос. Определять характеристику гласного звука.

Выборочное списывание

Паронимы

27-30

Ударные и безударные гласные звуки. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

4

Комбинированный

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение на письме. Словарные слова: заяц, петух, корова, молоко.

Качественная характеристика гласного звука. Различать проверочное и проверяемое слово.

Индивидуальный

Устаревшие слова

31

Проверочный диктант.

1

Комбинированный

Запись под диктовку. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв

Диктант

32-34

Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.

Слова с удвоенными согласными.

Буквы Й - И.

3

Комбинированный

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки.  Словарные слова: класс, классный, дежурный.

Определять путем наблюдения способы переноса слов с буквой Й.  Перенос слов с двойными согласными.

Текущий

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

35-38

Твердые и мягкие согласные звуки.

4

Комбинированный

Согласные парные и непарные по твердости-мягкости. Роль букв и, е, ё, ю, я, ь в смягчении согласного.  Словарные слова: ребята.

Различать твердые и мягкие согл., парные и непарные. Роль букв и, е, ё, ю, я, ь в смягчении согласного.  

Текущий

39-41

Ь как показатель мягкости согласного звука.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

3

Комбинированный

Использование на письме Ь как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и середине слова перед согласным.

Соотносить количество звуков и букв в словах с Ь. обозначать мягкость согл в середине и конце слова перед согл.

Текущий

Анаграммы.

42-45

Согласные звонкие и глухие.  

Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор нужных предложений)

1

Комбинированный урок

зв и глух согл звуки на конце слов.  Различать проверочное и проверяемое слово. Словарные слова: тетрадь, медведь.

Различать зв и глух согл, парные и непарные. Различать проверочное и проверяемое слово.

Текущий

Порядок слов в предложении

46

Проверочный диктант.

1

Контрольный урок

Списывание текста. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных

Уметь делить слова на слоги; соотносить количество звуков с числом букв в словах

Диктант.

Звуко-буквенный анализ слов

47-48

Шипящие согласные звуки.

2

Комбинированный

Буквы Ж, Ш, Ч, Щ.  Словарные слова: работа (работать).

Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Текущий

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

49

Проект «Скороговорки»

1

Комбинированный

Составление сборника «Веселые скороговорки».

Создавать совместно со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект.

Тематический

50-51

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

2

Комбинированный

Правило написания сочетаний  ЧК, ЧН, ЧТ. Словарные слова: девочка

Уметь  произносить слова с сочетаниями чн, чт. Писать слова с сочетаниями.

Текущий

52-53

Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща; жи, ши; чу, щу.

Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания сказки.

2

Комбинированный

Правило написания сочетаний  ча, ща; жи, ши; чу, щу.  Словарные слова: машина.

Уметь устно составлять 3–5 предложений на определённую тему. Уметь различать произношение и написание слов с сочетаниями.

Текущий

Рифма

54

Проверочный диктант.

1

Контрольный урок

Списывание текста. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных, сочетаний.

Уметь делить слова на слоги; соотносить количество звуков с числом букв в словах

Диктант.

Звуко-буквенный анализ слов

55-57

Заглавная буква в словах.

Развитие речи. Составление ответов на вопросы, составление рассказа по рисунку.

3

Комбинированный

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.

Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.

Текущий

58

Проект «Сказочная страничка»

1

Комбинированный

 Изученные правила письма в названиях сказок.

Создавать собственную  иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке.

Запись слов с пропущенными буквами

Рифма

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

59

Повторение изученного.

1

Комбинированный

Повторение изученного за 1 класс.

Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Уметь делить слова на слоги; соотносить количество звуков с числом букв в словах.

Словарный диктант (5 мин)

60

Контрольное списывание.

1

Контрольный урок

Списывание текста. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных, сочетаний.

Уметь различать произношение и написание слов с сочетаниями чу, щу

Проверочное списывание

Многозначные
слова

61

Повторение изученного.

1

Комбинированный

Повторение изученного за 1 класс.

Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Уметь делить слова на слоги; соотносить количество звуков с числом букв в словах.

Текущий

62

Итоговый диктант.

1

Контрольный урок

Списывание текста. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных, сочетаний.

Уметь делить слова на слоги; соотносить количество звуков с числом букв в словах. Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Картинный диктант

63-68

Повторение изученного.

1

Комбинированный

Повторение изученного за 1 класс.

Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Уметь делить слова на слоги; соотносить количество звуков с числом букв в словах.

Текущий

Рифма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабоая программа для национальных школ  где рус. яз 3 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку Канакина. ФГОС. 4 класс. Школа России.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

Рабочая программа по русскому языку Канакина. ФГОС. 4 класс. Школа России.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку ПНШ ФГОС 1-4 классы

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 5 класс Ладыженская

Рабочая  программа  по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.Программа  составлена на основе Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс...