Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

На данном уроке дети закрепляют знания о частях слова. Игровая форма организации урока поможет легко включиться в познавательную деятельность и позволит получить полное представление о составе слова. Герои русских сказок сопровождают детей весь урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

по теме:

« Состав слова »

3 класс

Разработан учителем начальных классов

Михайловой Ольгой Ивановной

г.о. Тольятти

ОУ: МБУ СОШ №4

Учитель: Михайлова О.И.

Класс:3А                                                                                                                               Предмет: русский язык

Тема: состав слова

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: закрепление пройденного

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о частях слова, развитие умения правильно определять и графически обозначать части слова.

Для выполнения данных целей необходимо выполнить следующие задачи:

Образовательные: обобщать и систематизировать знания учащихся о частях речи, упражняться в составлении слов по схемам, подготовить учащихся к теме «Разбор слова по составу».

Развивающие: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять их словарный запас, умение работать по алгоритму, развивать память, внимание, мышление и речь.

Воспитательные: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, чувство коллективизма и индивидуализма учащихся, взаимопомощи.

Оздоровительные: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физические паузы.

Методы: иллюстративный ( медиа), диалог, самооценка, самоконтроль. 

Оборудование:

- карточки 26 штук ( по 2 на листе)

- самооценивание 26 штук (4 листа)

- фломастер

- картинки с изображением царства и царя

- картинки с изображением сыновей-царевичей

Ход урока:

І. Организационный момент:

У.- Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, поприветствуйте всех кивком головы и пожелайте сами себе и друг другу плодотворной работы.

ІІ. Актуализация знаний:

У. - Ребята, я попрошу вас вспомнить, какую тему изучали на прошлом уроке?

Д. - Состав слова.

ІІІ. Тема:

У. 1 слайд  - И сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие, в одно необычное царство – государство.

У. - Идти мы будем лесом, по едва проторённой тропинке, которую мы сейчас с вами изобразим. Но сначала вспомним правила поведения в лесу.

Д. - Не шуметь, не кричать, не пинать ногами грибы, не топтать и не рвать цветы, не мусорить, не разорять муравейники.

У. 2 слайд - Итак, мы с вами уже в лесу и идём по дорожке (под запись звуков в лесу, дети выполняют минутку чистописания).

У. - Наша извилистая дорожка привела нас в сказочное царство-государство «Словоград», которым правил славный царь «Русовед». Он был мудрый и очень трудолюбивый.                                

(картинки с изображением царства и царя открываются на доске)

У. 3 слайд - Многое царь умел и любил делать сам. Посмотрите, здесь перечислено то, что у него особенно хорошо получалось:

                                                         касить траву,

                                                         пелить драва,

                                                       вышывать крестиком,      ЩЕЛЧКОМ  МЫШИ

                                                        палевать цветы,

                                                        вадить хороводы.

У. - Увидел всё это царь и ужаснулся.

У. - Ребята, скажите, было от чего ему прийти в ужас?

Д. -Да, много ошибок в написании.

( у детей карточки на столе)

У. - Очень грустно и тревожно стало царю, до чего же его народ стал безграмотным, а значит и беззащитным.

У. -А у царя этого было 2 сына. Оба умные да смышлёные не по годам.

 (картинки с изображением сыновей-царевичей открываются на доске)

У.- Призвал их царь к себе и говорит: «Видно стар я стал, дети мои. Ослабевают наши прежде нерушимые границы. Злые вороги могут захватить и уничтожить наше царство».

У. -Даю вам 3 дня и 3 ночи, чтобы вы решили, как вновь нам обрести силу былую.        А сила наша в том, чтобы люд наш словогородский вновь грамотным стал»!

У. - Думали они 3 дня и 3 ночи и решили, что каждое, правильно выполненное  задание, будет восстанавливать пошатнувшиеся границы - частокол вокруг государства.

У. -Давайте же, ребята, им в этом поможем!

У. -Цели нашего урока: обобщить свои знания о частях слова, правильно определять и обозначать их, повторить всё изученное о частях слова.

У. - Сначала работаем в карточках,  исправляем вслух ошибки, называя при этом «опасное место» в слове, называем орфограмму и, по необходимости, проверочные слова.

У. 4 слайд - Вот так должна была выглядеть запись любимых дел царя.

У. - Вы хорошо справились с этим заданием, и первый колышек уже восстановлен.

У. 5 слайд:- Запишите в тетрадях слово ЧАСТОКОЛ.

У. - Что вы можете сказать про это слово?

Д. - Сложное, состоит из 2 корней, соединительная О, потому что 1 корень заканчивается на твёрдую Т).

У. - Объясните лексическое значение.

У. - Назовите ещё  3 сложных  слова (устно).

У. - Назовите проверочное слово для безударной гласной в первом слоге.

У. - Расскажите правило о соединительных гласных О и Е в сложных словах.

У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.

У. 6 слайд:- Назовите только глаголы из тех слов, что перед вами на карточке.

У. - Что особенного заметили?

Д. - Все они отвечают на вопрос «что делать?», т.е. они стоят в неопределённой форме.

У. - В каких глаголах есть приставки?

Д . - ВЫшивать, ПОливать.

У. –Для чего служит приставка, где она стоит в слове, как она пишется со словом и почему?

У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.

У. 7 слайд:- На какие 2 группы можно разбить все  слова, которые вы видите?

Д . - Слова, обозначающие части речи и слова, обозначающие части слова

У. - Какие слова возьмем в 1 группу?

У. -Какие слова возьмем во 2 группу?

У. 8 слайд:- Правильное распределение слов по группам. Проверьте себя. Приведите примеры для каждой группы.

Д.- Местоимения - это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него или подразумевает его. Например: вас, его, мы, я …и т. д.    

Д. - Корнем называется общая часть всех родственных слов…и т. д.

У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.

У. - Какие слова называются однокоренными?

Д. - Слова, имеющие одинаковый корень и одинаковое значение.

У.- Как ещё по-другому называют эти слова?

Д. - Родственными.  

У. 9 слайд:- Выписать однородные слова.

садовник посадил волшебный сад

У.- Сделайте из этих слов предложение.

Д. -Предложение начинается с заглавной буквы, а конец обозначим точкой.

У. -Выполните разбор этого предложения по членам предложения и частям речи.

У. - Выполните синтаксический разбор предложения.

Д.- Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.

У. 10 слайд:- Назовите, одним словом:

1. ягоды, сваренные в сиропе (варенье)

2. мастер по приготовлению пищи (повар)                          ЩЕЛЧКОМ  МЫШИ

3. большая ложка для разлива пищи (поварёшка)

4. маленький варёный пирожок (вареник)

У.- Выделите корень в этих словах.

Д. – вар

У. - Что называется корнем слова?

Д. -  Корнем называется общая часть всех родственных слов.

У.- Разберите слово поварёшка по составу, с какой части слова начинаем разбор?

Д. - С окончания.

У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.

У. -11 слайд:- Итак, в состав слова входит… корень (общая часть родственных слов).

У. 12 слайд:- Ещё наш царь очень любил чеснок, старался его есть много, чтобы болеть меньше.

У. - Прочитайте текст, удалось ли вам понять смысл прочитанного? Почему?

Д. - Нет. В некоторых словах сбежали части слова.

(По щелчку вставляем  буквы).

У.-  Какую часть слова вставляли?

Д.- Окончание.

У.- Какой вывод можно сделать?

Д. - Окончание служит для связи слов в предложении.

У. 13 слайд:- Итак, в состав слова входит …окончание?

У. -Что такое окончание? (щелчок)

У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.

У. 14 слайд:- Физ.минутка, песенка. Вместе с нами её будут выполнять эти весёлые животные.

У.15 слайд:- Вам предстоит самостоятельная работа. Вы должны выяснить: изменится ли значение слова, если в нём изменить приставку? Сделайте вывод.

У.- Где стоит эта часть в слове?

У. - Для чего она служит?

У. 16 слайд:- Уходили, заходили, отходили, переходили.

У. - Назовите приставки, где стоят, для чего служат?

У. 17 слайд:- Итак, в состав слова входит…приставка?

У. - Для чего служит?

У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.

У. 18 слайд:- Назовите суффикс в слове ходили.

Д. -  В этом слове суффикс прошедшего времени  Л и суффикс И.

У. - Изменим в этом слове суффиксы  И  и  Л на суффикс (ок, ик)

У. 19 слайд:- Игра слов.

У. - Объясните лексическое значение этих новых слов.

У. 20 слайд:- Итак, в состав слова входит… суффикс.

У.- Для чего служит?

Д. - Для образования новых слов.

У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.

У. 21 слайд:- Из каких частей могут состоять слова?

Д. - из приставки  и корня,

       -из приставки, корня, окончания,

       -из корня и окончания,

       -из приставки, корня, суффикса,

        -из корня.

У. -Запишем в тетради примеры этих слов и укажем их части (с комментированием)

У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.

У. 22 слайд:- Как графически обозначаются части слова (по щелчку)

У. 23 слайд:- Стихи - запоминалки, которые вам помогут лучше усвоить и быстрее запомнить понятие «окончание» и « суффикс»читаем все вслух.

У. 24 слайд:- Игра « Кто больше всех придумает слов с корнем КОТ».

У.- Придумайте красивые предложения с одним из этих слов.

У.- Обозначьте в нём все, изученные вами, орфограммы. ( в тетрадях записывают лучшее, а 1 ученик работает у доски ).

У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.

У. -ВЫВОД: Для чего мы изучаем части слова?

Д. - ЧАСТИ СЛОВА НАДО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПИСАТЬ.(хором)

У. 25 слайд : Самооценивание. Выбери для себя свои ощущения от урока.

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть - чуть не ясно

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно все - таки учиться.

ОЦЕНИВАНИЕ: хочу отметить….

ОЦЕНКИ ПОЛУЧИЛИ:

МОЛОДЦЫ! границы опять нерушимы и в честь этого салют!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...