Мастер-класс "Чаепитие в Московии"
план-конспект по русскому языку по теме

Курбатова Наталья Валерьевна

Занятие  проводится в форме мастер-класса с участием гостей  с использованием инновационных технологий. Учащимся и гостям будет предложено  познакомиться с историей появления чая на Руси, со способами заваривания чая, со свойствами чая, с ритуалом чаепития, с чайными традициями, посетить виртуальную картинную галерею и в заключении составить свод правил русской чайной церемонии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_chaepitie.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  "Чаепитие в Московии"

( литературное чтение, русский язык, изобразительное  искусство, народоведение) с  театрализованным действием.

Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.

Задачи:

1. Познакомить детей  и гостей с историей возникновения традиции русского чаепития.

2. Развивать познавательную активность.

3. Воспитывать любовь к родному народу и уважение к его традициям.

4. Закрепление умений и навыков по составлению творческих проектов сценариев праздников.

5. Развитие творческой инициативы при подборе материала о народных традициях России и при выполнении рисунков самоваров и чайников.

6. Закрепление умений и навыков по приготовлению разными способами горячего напитка – чая.

7. Развитие художественных способностей, необходимых при исполнении народных песен, частушек и танцевальных элементов.

8. Развитие инициативы и самостоятельности при проведении поисковых работ.

9. Воспитание любви и уважения к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины – России.

10. Воспитание ответственности за порученное дело, чувства коллективизма, товарищества, сопереживания и чувства радушия и гостеприимства.

   Занятие  проводится в форме мастер-класса с участием гостей семинара с использованием инновационных технологий. Учащимся и гостям будет предложено  познакомиться с историей появления чая на Руси, со способами заваривания чая, со свойствами чая, с ритуалом чаепития, с чайными традициями, посетить виртуальную картинную галерею и в заключении составить свод правил русской чайной церемонии.

Подготовка к занятию:

1. Поисковая работа учащихся.

2. Подготовка костюмов, наглядно-иллюстративного материала.

Оформление:

1. Класс оформлен в русском стиле: вышитые полотенца, скатерти, на столах самовары, обвитые баранками, пряники, бублики, сахар-рафинад.

Ход мероприятия

Учитель

Не толпитесь у дверей-

Проходите поскорей.

Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой ведите.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Учитель

Не стесняясь, проходите

В наш просторный зал, друзья.

И улыбки захватите –

Ведь без них никак нельзя.

Учитель

 От души признаться надо,

Что давно вас в гости ждём.

Вы своим приходом радость

Принесли в наш светлый дом.

Учитель

Здесь, без всякого сомненья,

Чай душистый всех вас ждёт,

Несколько сортов варенья,

Пироги, ватрушки, торт.

Учитель

 Мир, вам гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу тёплую, желанную

Мы готовили для вас.

Учитель

 Хлебосольством и радушием

Знаменит наш русский край.

Для гостей и песни русские,

И медовый каравай.

Учитель: По доброй русской традиции пригласили нас на чай. А что это значит?

Традиция приглашения на чай известна на Руси с конца XVIII века. «Пригласить на чай» или «пригласить на чашечку чая» означало «пригласить в гости». «На чашечку чая» обычно приглашали хороших знакомых или друзей дома. Приглашали, как правило, для беседы, во время которой или после которой устраивался непременно чайный стол – с чаем, печеньем, сладкими пирогами, ватрушками.

Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согре вающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохра нился и до наших дней.

Чай - это прекрасный, полезный напиток, который уто ляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, подни мает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошел в повсед невную жизнь многих народов мира.

Учитель: Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный, застольный разговор за чаем – национальная русская традиция.

Учитель: Чай устраивали в разное время. Но обычно вечером, после 16 часов, а летом и того позже, в 7 – 9 часов вечера.

Учитель: Во время чаепития не подавались спиртные напитки, не разрешалось курить, не принято было ни музицировать, ни петь. Как правило, во время чая почти не спорили, громко говорить и распевать песни было не принято.

Учитель: Помимо беседы, читались вслух книги или рукописи, а иногда проводились тихие игры – лото, викторины, фанты, шарады.

Учитель: Но мы сегодня отступим от этого правила. И на нашем чаепитии будут звучать песни, шутки, задорные частушки, посвящённые этой чудесной традиции чаепития.

Уважаемые гости, но почему так поздно, лишь в XVIII веке, возникла традиция чаепития?

Ответ детей: Потому что чай, который мы пьем, не русский напиток, и появился он на Руси лишь в середине XVII века.

Учитель: Совершенно верно. Посмотрите, как это было.

ИНСЦЕНИРОВКА.( видео)

На сцене трон, а на нем надпись "Царь". Открывается надпись: "1638 год. Михаил Федорович Романов".

Царь.

Вы, послы мои, идите,

К Алтын-хану попадите,

Одарите соболями,

Чернобурыми лисами

Да каменьев драгоценных

Захватите непременно.

Ведущий.

Послы с приказом согласились

И с поклоном удалились.

Царь же стал, как всем понятно,

Ожидать послов обратно.

Царь.

Много ценных я диковин

Алтын-хану приготовил.

Чем ответит Алтын-хан?

Что же мне пришлет он в дар?

Ведущий.

Дни и месяцы прошли...

Возвращаются послы.

Царь их кормит, и поит,

И ответ держать велит.

Царь.

Чем ответил Алтын-хан?

Что же мне прислал он в дар?

Послы.

В чужих странах мы бывали,

Много дива повидали,

Посетили Алтын-хана.

Вроде все в нем без изъяна.

Но с чудинкой он, однако...

Вот смотри подарок, на-ка!

С подноса скидывается покрывало, а под ним горка чая с надписью "Чай".

Ведущий.

Как увидел царь-отец,

Что принес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И послов хотел повесить

Царь.

Посмотрите вы, бояре!

Ведь смеется хан над нами!

Ах, насмешник он какой!

На него пойду войной!

Посол.

Но, смягчившись на сей раз,

Слугам дал такой приказ:

Чудо-листья заварить

Да боярам подносить.

Царь.

Чтоб не страшно было вам,

Перву чашу выпью сам.

Ведущий.

Глотнул раз...

Потом второй!.,

Вкус понравился.

Царь. Крутой!

Ведущий.

Царь-то наш дивится чуду.

Царь.

Если только жив я буду,

Буду устали не знать,

Каждый день чаи гонять.

(Выходит третья ученица.)

Ученица 3.

Ой, вы, гостюшки честные,

Люди вы мои родные!

Коли лгу, пусть Бог простит,

Но история гласит,

Что без чая с той поры

Жить не могут на Руси.

Учитель: Начинаем знакомство с этим удивительным напитком.

Работа 1 группы.

« Путь чая от плантации до стола»

Учитель: Перед вами лежит текст и картинки, проиллюстрируйте данный путь.

Чайное растение – вечнозеленый кустарник или небольшое деревце. Листья чая, кожистые, овальные, живут один год. Цветы белые или розовые, очень душистые (с запахом жасмина). Плоды напоминают коробочки с семенами. Семена размером с лесной орех.

Чайные кусты обычно подрезают, чтобы их высота не превышала 80 см. С подстриженных кустов легче собирать листья (не нужно высоко поднимать руки). А еще – лучше видны молодые листочки, из которых получают высший сорт чая. Если же кусты не подрезать, может вырасти дерево более 10 м высотой. Самое старое и большое чайное дерево было выращено в Китае. Оно имеет высоту 16 м и ствол в три обхвата. Ему 600 лет. Этого гиганта китайцы назвали “священным отцом чайных деревьев”.

– Чай важно не только правильно вырастить, но и правильно собрать.

– Чай собирают рано утром, т.к. взошедшее солнце портит качество листьев. Собирают его вручную или при помощи чаеуборочной машины. Чтобы получить более качественный продукт, лучше собирать чай вручную.

Лучшими сборщиками чая считаются женщины.

– Нежные чайные листики не выносят грубого прикосновения. Полученное сырье обрабатывают и хранят в плотно закупоренных емкостях, т.к. чай легко впитывает посторонние запахи.

 Собранные зеленые листочки чая отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых машинах и сушат. Готовый чай в специальной таре перевозят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, коробки. И только после этого чай поступает в магазины, а потом уже к нам на стол.

– А знаете ли вы, что существует множество видов чая? В настоящее время в Индии известно 1500 сортов. А какие виды чая известны вам?  Интересно то, что черный и зеленый чай производят из одного сырья. Вся разница в процессе обработки. Чтобы получить черный чай, собранные листья завяливают при t=40-50 °С, а затем скручивают, помещают в ящики слоем в 5 см и ставят в помещение с влажным воздухом и t +24 °С. Через 6 часов под воздействием специальных веществ-ферментов + листья чая становятся темно-красными и приобретают аромат и горьковатый привкус. После этого чай сушат в сушильных печах, где он чернеет.

Учитель:

- Пока наша группа работает, мы с вами вспомним пословицы о чае. ( Пословицы разбросаны по доске их надо собрать)

Чай пить – не дрова рубить.

Выпей чайку – забудешь тоску.

Чаем на Руси никто не подавился.

Чай человеку подать – уважение оказать!

Спасибо первой группе.

Работа 2 группы

« Способы заваривания чая»

Ученик:

Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить.

А я отроду не знаю, как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.

Гости с барином плевались, сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?

А потом-то догадался – чай забыл я посолить.

А вы знаете, как правильно надо заваривать чай?

Учитель: Существует много способов заваривания чая.

Учитель: Мы  предлагаем  нашим гостям изучить данный способ и его продемонстрировать.

Воду для заваривания чая нужно довести до кипения «белым ключом». Не нужно кипятить воду так, чтобы она бурлила. Не следует в кипячёную воду доливать свежей, а также кипятить воду многократно.

Перед завариванием фарфоровый чайник нужно 2-3 раза ополоснуть кипятком.

В нагретый чайник положить порцию чая, залить кипящей водой примерно на ⅓ чайника и накрыть салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай запарится и изменит свой вкус.

Дать настояться 4-5 минут и затем долить в чайник доверху кипяток и размешать.

Ароматным, вкусным и полезным чай бывает, первые 8-10 минут после заваривания.

«Свежий чай подобен бальзаму, а чай оставленный на ночь, – подобен укусу змеи» (восточная мудрость).

Учитель: Пока группа работает, мы проведём конкурс на лучшего знатока чая. Определите на вкус, что добавлено в чай. (Чай с лимоном, чай чёрный, зелёный чай, чай с клубникой и малиной.)

Дети в русских народах костюмах и в китайских костюмах разносят чай с добавками, гости должны определить какой это чай.

Учитель: Чай не только вкусный напиток, но ещё и очень полезный.

Работа 3 группы

« Свойства чая»

Ученик:

Я хочу открыть секрет и полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится, чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает.

И сонливость переборет, и с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг!

Учитель: Прочитайте текст и определите свойства чая, с помощью прилагательных напишите их на листах.

Работа с текстами о свойствах чая.

Учёные давно установили, что в чае содержатся полезные биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга. Улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека.

Учитель: Пока наша группа выполняет задание, я вам предлагаю назвать, какие же напитки пили наши предки? (переставить буквы)

Ответы детей: Квас, молоко, сбитень,

Учитель: Всё верно, а ещё с удовольствием наши предки пили лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, морошки, липы, зверобоя и других растений. В них было очень много витаминов.

Спасибо 3 группе.

Работа 4 группы

«Чайные традиции»

Учитель: У разных народов существуют свои чайные традиции. Так, например, в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остаётся только с добрыми мыслями.

В XIX веке чай стал поистине народным напитком. Именно в этот период в России было открыто множество общедоступных чайных заведений. В чайных  существовали свои чайные традиции.

Учитель:

- Я предлагаю нашим гостям изучить чайные традиции и их продемонстрировать.

За чаем в трактирах решались важные дела. Купцы за чашкой чая заключали сделки на огромные суммы.

Были в трактирах любители пить чай «с полотенцем». Во время чаепития они вешали на шею полотенце… для утирания пота.

Обычай пить чай долго и помногу отразился в выражение «чаи гонять».

«Пить чай с позолотой» и «пить чай с будущим». Это название одного вида чая, когда в него добавляли 1-2 чайных ложек рома или коньяка. Только для купцов с их достатком и привычкой это была лишь «позолота», а для простого народа – наоборот, что-то отдалённое, фантастическое.

Гостю в трактире подавали два чайника: малый – заварочный и большой – с кипятком, что означало «пара чаю» в трактире.

В конце чаепития посетители трактира переворачивали чашку или стакан вверх дном или прикрывали его блюдцем, показывая, что они напились чаю.

Учитель:

Пока наша группа работает, мы с вами проведём конкурс скороговорок. У каждого на столе лежит скороговорка. У вас есть несколько минут для репетиции.

Саша шустро сушит сушки Саша высушил штук шесть.  И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть

 Чайные чашки в печали.

 Стуча и бренча закричали Пекарь пек калачи в печи Черепашка,

не скучая , час сидит за чашкой чая.

 Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Добр бобр для бобрят.

Варвара варила, варила, да не выварила.

Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.

День Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Наша группа готова к показу.

Гости смотрят и называют чайные традиции.

Спасибо группе.

Работа 5 группы

«Ритуал чаепития»

Учитель: Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития. Непременным атрибутом русского чаепития стал…. Отгадайте, кто?

Сверху – дыра, снизу – дыра,

А посередине – огонь да вода.

Никогда не ест, а только пьёт,

А как зашумит – всех приманит.

(Самовар).

«Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто «предмет домашней утвари», прибор для нагревания воды». Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в любом доме. Он был непременным атрибутом помещичьих усадьб, домов мещан и квартир рабочих. И уж конечно не обходилась без самовара ни одна крестьянская изба. Здесь к нему было отношение особое. Недаром говорили в народе: «Печка-матушка, да самовар-батюшка».

Сейчас этот прибор считается символом России, но на самом деле первые самовары изобрели в Китае ещё до нашей эры. Это был жертвенный треножник, на котором варили ритуальные травяные напитки. В Россию самовары были привезены из Голландии и стали изготовлять в Туле.

Внутри самовара находился специальный «кувшин», в который засыпали, сухие чурки, еловые или сосновые шишки для аромата, сверху надевали трубу. Раздуют огонь, вода закипит – трубу снимают, и кувшин закрывают крышкой. Угли без доступа кислорода гаснут, но ещё долго держат тепло – самовар не остывает. Чисто русским изобретением подачи чая является подача чая на стол парами. Небольшой чайник с заваркой устанавливали на самоварчик либо на чайник с кипятком, для этого сверху у самовара имеется специальное приспособление.

Самовара коснулась нелегкая судьба русского народа. Что в первую очередь реквизировали при раскулачивании у справных хозяев?

Правильно, зерно, скот, а из домашнего скраба – самовар. Тяжело было с ним расставаться, словно живое существо покидало навсегда родные стены. Но во время Великой Отечественной Войны русские бабы, по распоряжению правительства о сборе цветных металлов. Безропотно отдавали свои последние самоваришки, после чего воду кипятили в чугунках.

(Хозяин вносит самовар.)

Учитель:

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки про наш русский самовар!

(Дети поют частушки и пританцовывают.)

1.Посидеть за самоваром рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

2. Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

3.Самовар пыхтит, искрится, щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица он своею добротой.

4.Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.

5.Чай нам дарит и веселье, и безудержный задор,

А ещё, в том нет сомненья, задушевный разговор.

6.Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

Учитель: С появлением самоваров чаепитие на Руси превратилось в целый ритуал, т.е. всё совершалось в строго определённом порядке и последовательности.

Группе предлагается выбрать 3 основных момента и  их объяснить:

1.Самовар ставился либо на небольшой самоварный столик, либо ставили прямо на поднос в конце большого стола, по левую руку от хозяйки.

2. Чай разливала из самовара хозяйка дома либо старшая дочь хозяина дома в отсутствии хозяйки.

3. Разливать чай должен был всегда один человек, притом знакомый с этим делом.

 Ведь очень важно был при большом количестве гостей «не спить чай», т.е. распределить его так, чтобы он был одинаковой крепости у каждого.

4. Чай разливался сначала гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи.

5.Сахар в чашке с чаем размешивают не слишком резко и по возможности нешумно.

6. Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце.

7. Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься.

8. Нельзя за столом пересаживаться с места на место.

9. Когда чай пили с топленым молоком, то пенку давали младшему из мальчиков, чтобы борода росла.

Учитель: Вы должны нарисовать самовар. Рисуйте по очереди:

1 – основную часть

2 – ручку

3 – носик

4 – крышку

5 – раскрашивает  самовар

Приступайте!

Спасибо 5 группе.

 Я вам предлагаю обратиться к «Тайнам  русского чаепития»

Александр Сергеевич Пушкин  в романе « Евгений Онегин» мастерски подметил, что на Руси, особенно в глубинке, в провинции, часто пьют чай, можно сказать, с утра до вечера. Итак, внимательно слушаем, что подмечено поэтом.

( У каждого на столе текст отрывка)

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился лёгкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам тёмною струёю

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал...

Учитель: Всего восемь строк... Но сколько здесь, оказывается, загадок

1-е задание. Когда в России появились самовары?

(Самовары появились в XVII веке, первый изготовлен по велению Петра I — в Туле.)

2-е задание. Почему — “блистая”?

(Самовары чистили. Недаром о человеке, который слишком вычурно был одет, самодоволен, говорили: “Блестит, как медный самовар”.)

3-е задание. Чем чистили на Руси самовары.

(Зола, клюква и так далее — средств народных было много.)

4-е задание. Почему “китайский чайник”? Неужели на Руси не было своих фарфоровых заводов? Выберите версию:

а) чай произвели впервые китайцы, они и начали первыми изготовлять чайники;

б) на Руси ещё не было своих фарфоровых заводов, но чай произвели русские.

(Правильной считается первая версия.)

5-е задание. “Китайский чайник нагревая...” ( Покажите)

(Учащиеся должны поставить чайник на самовар.)

6-е задание. Учитель цитирует:

По чашкам тёмною струёю

Уже душистый чай бежал...

— Почему он “душистый”? Что заваривали?

(Различные травы, китайский чай.)

Действительно, всего восемь строк рассматриваем из романа «Евгений Онегин», а они в себе много интересного содержат. Задания этого тура не исчерпаны, и вот 7-е задание содержит загадки в двух словах — “сливки” и “мальчик”:

И сливки мальчик подавал...

— С чем ели (пили) сливки?

(К чаю подавали сливки, как и молоко.)

Кто такой “мальчик”?

Предлагаются версии:

а) прислуга, мальчик, работающий на кухне;

б) родственник;

в) мальчик, который исполнял многочисленные поручения хозяев;

г) своя версия.

(Принимается третья версия — это мальчик на побегушках.)

8-е задание вытекает из сценки, которую поставят учащиеся — «За чаем».

Хозяин и хозяйка за столом. Входят гости.

Гость. Чай да сахар!

Гостья. Хлеб да соль!

Хозяйка. Милости просим к чаю! (Садятся все трое.)

Хозяин. О, да и самовар вскипел. Заваривай, кума!

(Гостья заваривает сразу же чай.)

Разливай, кум!

(Гость разливает: женщинам — в стаканы, мужчинам — в чашки.)

Хозяйка. Вам с вареньем или со сливками?

Гостья. Со сливками, пожалуйста.

(На стульях висят полотенца, к ним никто не притрагивается. Все пьют чай без блюдец.)

Участникам игры предлагается найти ошибки. А они следующие:

— Чай строго разливала хозяйка.

— Подавали чайное полотенце, им пользовались.

— Если самовар только что вскипел, ждали, пока вода перестанет кипеть, а потом заваривали.

— Чай пили из блюдец.

— Из стаканов пили мужчины...

Учитель: В заключение нашего мероприятия вам предлагается составить  свод правил русской чайной церемонии.

Свод правил русской чайной церемонии:

1.    Русской чаепитие проводится в …. (гостиной, на веранде или на открытом воздухе). Нежелательно проведение чаепития в столовой или на кухне.

2.    Чай к чаепитию подается крепко заваренным, в ….. (заварочном чайнике). Непосредственно в чашках чай разбавляется …. (кипятком).

    4.Кусковой…. (сахар и лимон)  подавать к чаю нужно обязательно, каждый сам добавляет их в чай по вкусу.

5.    Чай пьется из….. (чашек с блюдцами).

6.    Если к чаю приглашены …. (дети), то в идеале для них должен быть сервирован отдельный столик, с гораздо менее строгими правилами поведения.

7.    Русское чаепитие сопровождается обильными….. (закусками). В принципе, из-за чайного стола каждый участник чаепития должен вставать сытым.

8.    К столу могут быть поданы добавки к чаю, способные изменить его…… ( аромат и вкус) по усмотрению каждого гостя. Такими добавками могут быть травы, свежие или сушеные ягоды и фрукты, сладкие настойки.

9.    Главное в русском чаепитии — это … (разговор). Поэтому приглашайте к чаю только тех людей, которые в этот ….(разговор) впишутся!

         Ведущий: По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, сливки, мёд, печенье, бублики, пряники.

Учитель:

 Пейте чай, друзья, по-русски.

Быстро времечко бежит,

Самовар уже кипит.

Славно мы играли, пели,

Пироги уже подоспели.

И на пир честной народ,

Взявшись за руки, идет.

Литература:

Бесова М.А. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе», – Ярославль: Академия развития, 2001 г.

Канаева М.А. «Праздник чая», – ж. «Начальная школа» №5 – 2002 г.

Ковалёв В.М., Могильный Н.П. «Русская кухня: традиции и обычаи», – М.: «Советская Россия», 1990 г.

Максимец С. «Самовар мой кипит на дубовом столе…», ж. «Читаем, учимся, играем», №9 – 2006 г.

Маныкина Е. «О, самовар родной, семейный наш очаг!», – ж. «А почему?» №4 – 1993 г.

Похлёбкин В. «Чай», – М. «Легкая и пищевая промышленность», 1981 г.

Рябцева М.К. «Чай для мамы», – ж. «Начальная школа» №10 – 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты