Собираем родственников. Русский язык.2 класс Гармония.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Пегушина Юлия Владимировна

Тема: Собираем родственников.

Цели: 1) ознакомить  с родственными словами, развивать умение распознавать однокоренные слова, формировать понятие «корень»;

            2)развивать умение решать орфографические задачи;

            3) развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;

            4) воспитывать любовь к родному языку, словарный запас, языковое чутьё.

 

 

Оборудование:1.Учебник Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс,2004г.

2. Презентация урока, медиапроектор.

3.Алгоритм словарной работы, понятия «общая часть», «общее значение», картинка дерева с корнем цвет, родственные слова с этим корнем.

4. Карточки с самостоятельной работой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №13»

 

          УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА  ВО 2   КЛАССЕ.

           («Собираем родственников.

                      УМК «Гармония»).

                                          цветочный

     

                                                                       

   

                                                                         ПЕГУШИНА Ю.В.

                                                    СОЛИКАМСК- 2008г.

Тема: Собираем родственников.

Цели: 1) ознакомить  с родственными словами, развивать умение распознавать однокоренные слова, формировать понятие «корень»;

            2)развивать умение решать орфографические задачи;

            3) развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;

            4) воспитывать любовь к родному языку, словарный запас, языковое чутьё.

Оборудование:1.Учебник Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс,2004г.

2. Презентация урока, медиапроектор.

3.Алгоритм словарной работы, понятия «общая часть», «общее значение», картинка дерева с корнем цвет, родственные слова с этим корнем.

4. Карточки с самостоятельной работой.

Ход: 1. Оргмомент. Слайд № 3.

Ребята, задача нашего урока- открытие новых знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учёбе, вы будете грамотнее.

Сейчас мы проведем словарную работу, которая будет являться подготовкой к нашему открытию.

2. Словарная работа. Слайд №4.

- Решите грамматические задачи. Запишите в тетрадь слова, выделите орфограммы:

  1. Это слово обозначает неживой предмет. В его написании три буквы А. оканчивается слово на твёрдый шипящий звук.  ( Карандаш).
  2. Это слово обозначает неживой предмет. Состоит из двух слогов. Начинается и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это ваше «лицо». ( Тетрадь).
  3. Это слово обозначает живой предмет. Состоит из трёх слогов. Начинается с сонорного звука. Опасное место в первом слоге. ( Ребята).
  4. Это слово состоит из двух слогов. Обозначает неживой предмет. Начинается с мягкого согласного П. Если вы допустили ошибку в написании безударной гласной, то это слово превратится в действие предмета. ( Пенал).
  5. Это слово обозначает неживой предмет. Состоит из трёх слогов, близкое к слову труд. (Работа).

Прочитайте ваши слова. Сравните ваши подчёркнутые буквы с моими буквами.              

                                                                                                                        Слайд №5.

У кого есть ошибки? Если работа выполнена верно , поставьте знак «+».

Что можете сказать о данных словах? ( На тему «школа»).

А слово работа лишнее ?

Нет. Учёба- это наша работа.

3. Создание проблемной ситуации.

Итак, наши слова на тему «школа».

Посмотрите на  школу. Слайд №6. Появляется картинка школы и слово «школа».

  1. Скажите, как называют ученика по-другому? (школьник).
  2. Предмет, который относится к школе, чей? (школьный).
  3. Участок, на котором мы гуляем. Находится при школе.(пришкольный).

Что заметили во всех словах? (одинаковая часть школ, общее значение, родственные слова).

Посмотрите на дерево и скажите, без чего дерево не может жить? Вот и слово не может жить без корня!

Как?- спросите вы. – Разве может быть у слова корень? Это же не растение!

А вот послушайте.

Жил-был много тысяч лет назад корень цвет. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?». А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево. Посадили его люди, и стал он расти. Сначала один росток, потом второй, третий…Много ростков появилось. Все они были похожи на один корень, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло.

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у них общая часть цвет. И решили общую часть родственных слов называть корнем.

Вот сегодня на уроке мы будем наблюдать на самом ли деле, слово не может жить без корня, мы будем учиться находить с вами корень в словах и выделять его.  

4.Решение проблемы.

Корень – это общая часть родственных слов, имеющих общее значение. Это очень важно, иначе кошка может оказаться племянницей кошмара, кости двоюродными братьями костюма. Слайд №7.

Его договорились выделять дугой.

 Я предлагаю вам отгадать загадку (слайд № 8).       Это лес.

Образуйте от корня лес родственные, однокоренные слова, запиши и выдели корень.

Лесной, лесник, перелесок (небольшой лес, редкий, молодой), лесина (срубленное дерево),(слайд № 9).

Я предлагаю вам отгадать другую загадку (слайд № 10). Это лёд.

Образуйте от корня лес родственные, однокоренные слова, запиши и выдели корень.

Лёд, ледяной, ледник, ледниковый, наледь (слой льда, образовавшийся от вышедшей на поверхность воды), (слайд № 11).

Физминутка «Третий лишний». Детям предлагаются группы слов, одно из которых лишнее, игра  проводится по рядам, чьё слово лишнее, тот ряд и приседает,(движение можно менять).

  1. Лес,лестница,лесничий.
  2. Левый,лев.налево.
  3. Честный, чесночный,чеснок.
  4. Учитель,изучать, зубрить.
  5. Водитель, водичка, водяной.
  6. Ветер?безветренный, вихрь.

5. Первичное закрепление.

Игра «Найди лишнее слово».

  1. Слайд №12  Желток, железо, жёлтый.
  2. Слайд №13  Носильщик, нос, носатый.
  3. Слайд №14 Часовщик, часть, час.
  4. Найди родственные слова. Слайд №15.

6. Самостоятельная работа (вторичное закрепление). Слайд № 16.

Подписать, вы можете выполнить любое задание из двух, а можете оба. На выбор.

Предлагается по 2 уровням:

1 уровень. Вставь пропущенные буквы,  выдели корень.

Зиму?ка, зимний, зима, зимовать, зимовье.

Мыло, мыл?ница, обмылок, намылит?.

      2 уровень. Найди  только родственные слова, вставь пропущенные буквы,  выдели корень. Лишние слова можно зачеркнуть.

Курица, куриный, петух, куроч?ка, цыплёнок.

Корова, коровушка, коровёнка, коровник, коров?е, теляч?е.

7. Итог урока. Слайд № 17.

Антон говорит, что так и не понял? В чём секреты родственных слов?

Дети объясняют ему. Слайд №18.

Действительно ли слово не может жить без корня?

Домашнее задание, оценки за урок.

                                     цвет

     

ЦВЕТОК

ЦВЕТОЧЕК

ЦВЕТОЧНЫЙ

ЦВЕТНИК

ЗАЦВЕТАЮТ

ЦВЕТНОЙ

ЦВЕТЁТ

Я обучаю детей по УМК «Гармония»- это традиционная программа с элементами развивающего обучения.  При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, учащиеся осваивают основы естественно- научного, гуманитарного и утилитарного знания в процессе активной познавательной деятельности.

Я представляю урок из курса «К тайнам нашего языка».

Цели урока:  

1) ознакомить  с родственными словами, развивать умение распознавать однокоренные слова, формировать понятие «корень»;

2)развивать умение решать орфографические задачи;  

3) развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;

4) воспитывать любовь к родному языку, словарный запас, языковое чутьё.

При изучении данного предмета у детей формируется:

  1. коммуникативная направленность . У ребят формируется умение общаться в устной и письменной форме, строить высказывания разных жанров; школьники учатся чтению учебной книги, обращению к ней как источнику знаний.
  2. Углубляются и поднимаются на новую ступень знания и умения детей по орфографии. Спецификой работы над орфографической зоркостью учащихся является введение особого способа письма: с пропуском орфограмм, с «окошками».Овладение этим приёмом помогает школьникам сознательно уходить от орфографических ошибок в любых письменных высказываниях.
  3. Реализуется деятельностный подход к организации учебной работы. Введению новых знаний предшествует постановка учебной задачи. Информация не дается в готовом виде, а «добывается» вместе с учениками. Тренировочная работа организуется как мотивированная, последовательная отработка выведенного способа действия, нужного для успешного решения фонетико- графических, грамматических, орфографических, речевых заданий.

В связи с этим я использую в своей практике проведение проблемных уроков. Он подразумевает создание проблемной ситуации и пути  её решения. В результате наблюдения и исследования учащиеся определили тему урока. На протяжении всего урока дети наблюдали, на самом ли деле слово не может жить без корня, учились находить и выделять его,  делать выводы. На этом уроке осваиваются эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез и обобщение) и специальные методы познания ( наблюдение, исследование).                                                                                                                                                                           При проведении  урока я использовала информационно- коммуникативные технологии, чтобы сконцентрировать внимание детей, повысить интерес к изученному материалу. Формы и приёмы работы были определены с позиции здоровьесбережения и эффективности.

Урок закончился контролем за качеством усвоения знаний, детям был предложен  двухуровневый тест,  в основном ученики выбрали второй уровень. Активность на уроке высокая. Все цели урока были достигнуты,  на дальнейших уроках изучение темы было продолжено. Урок был открытым для коллег школы. Презентация пользовалась успехом, учителя используют её в своей работе.                 У детей хорошие остаточные знания по данной теме.

 

                                                                                                                                  

Список литературы:

1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка:2 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы. Смоленск: Ассоциация XXIвек , 2002.

2.Дорогинина Н.Н. Русский язык. 2 кл.: Поурочные планы по учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.  «Русский язык». К тайнам нашего языка.,2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык УМК "Гармония" 4 класс

Урок русского языка по программе "Гармония" 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных"...

Открытый урок по русскому языку, УМК "Гармония", 2 класс "Поговорим о значении слов"

Материал содержит конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (УМК "Гармония) "Поговорим о значении слов"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по русскому языку УМК "Гармония" 3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку начального общего образования , авторской программы М.С. Соловей...

Урок – исследование Русский язык УМК «Гармония» 2 класс (1-4)

Урок – исследованиеРусский языкУМК «Гармония»2 класс (1-4)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Гармония" 4 класс

Рабочая программа составлена по учебному курсу "Русский язык" 4 класс в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Гармония" 4 класс КТП + УУД

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, цели, задачи, содержания курса, КТП + УУД...