Карточки - орфограммы по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку по теме

 

Приведу пример развития познавательных УУД на уроках русского языка. На уроках русского языка широко ввожу разные представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Пользуемся карточками – орфограммами. Они помогают ребенку включать в процесс запоминания зрительную, механическую и тактильную память, материализируют орфографические понятия, позволяют развивать наблюдательность, формируют умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В процессе работы пришла к сжатым опорам – карточкам орфограммам. Начинаю вводить их сразу с появлением орфограмм в словах «Прописи». Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме. Можно использовать как в виде презентации, так и в распечатанном виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sergeeva_a._yu._orfogrammy_po_russkomu_yazyku..zip228.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 с

углубленным изучением отдельных предметов»

Карточки – орфограммы по русскому языку.

Сергеева Анастасия Юрьевна

учитель начальных классов

                                                         

                                                      2012

                                                   Бугульма

                                          Республика Татарстан

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения.

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).

Прочные знания это результат упорного, настойчивого труда. Как приохотить к такому труду?

Всем известна истина – дети любят учиться, но здесь опускается одно слово – дети любят  хорошо  учиться!

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учении. В набор таких условий входят индивидуальный подход к ребенку; творческая переработка в сознании ученика полученной информации; осознанное применение теории на практике при помощи решения однородных, но не тождественных задач, то есть вариативности заданий; проблемное обучение, которое основывается на самостоятельности. Да, это тот набор условий , который принято называть активизацией умственной деятельности учащихся.

Приемы активизации учащихся должны присутствовать на уроках по каждому предмету. Не являются исключением  и уроки русского языка.

Кроме этого, формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает возможности для формирования УУД.

Один из блоков УУД  - это познавательные УУД (включают общеучебные, логические, знаково – символические).

Приведу пример развития познавательных УУД на уроках русского языка. На уроках русского языка широко ввожу разные представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Пользуемся карточками – орфограммами. Они помогают ребенку включать в процесс запоминания зрительную, механическую и тактильную память, материализируют орфографические понятия, позволяют развивать наблюдательность, формируют умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В процессе работы пришла к сжатым опорам – карточкам орфограммам. Начинаю вводить их сразу с появлением орфограмм в словах «Прописи». Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.

№1. Проверяемая безударная гласная.

№2. Непроверяемая безударная гласная.

            №3. Гласные и согласные в суффиксах.

№4.  Непроизносимый согласный.          

             №5. Ь – разделительный.                                                  

           №6 . Ь – показатель рода существительного с шипящим на конце.        

№7. Не с глаголом пишется раздельно.

№8.   Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

№9.  Заглавная буква.

            № 10.     Сочетания чк-чн.

            № 11. Ь – показатель мягкости согласного.

             № 12. Предлог.

             № 13. Двойные согласные.

             № 14. Парный согласный.

             № 15. Перечисление однородных членов.

             № 16.  Ъ – разделительный.

             № 17. Безударное окончание.

             № 18. Гласные и согласные в приставке.

             №19.   Глагол 2 – го лица единственного числа с личным окончанием.

Итак, активизация учебной деятельности необходима. Нужно обязательно помогать ребенку в процессе познания, так управлять его учением, чтобы он постепенно овладел саморегуляцией своей деятельности, своего  учебного труда, а значит почувствовать его успех – первостепенное условие становления личности.

Список литературы.

  1. Федорова Л. Использование карточек – орфограмм для формирования орфографической зоркости. Начальная школа, №1, 1996 г.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы орфограмм по русскому языку 1-4 классы

Схемы использую для работы в группах, в соревновании между рядами ( кто больше запишет слов на данную орфограмму)...

Индивидуальные карточки по теме "Орфограммы" по русскому языку

Карточка для самостоятельных работ по теме "Орфограммы" по русскому языку...

Карточки на все орфограммы по русскому языку.

Карточки на все орфограммы по русскому языку....

Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"

Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах....

Карточки с пропуском орфограмм по русскому языку для проверки знаний по теме "Словарные слова"

Индивидуальные  карточки с пропуском орфограмм  по русскому языку для проверки знаний по теме "Словарные слова"   2 класс УМК " Перспектива"...