Пишу правильно. Книжка - малышка "Памятки и правила".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Проскурякова Лариса Владимировна

Данная книжка позволяет первоклассникам и ребятам постарше с интересом изучать  русский язык . Мы вместе с Азбукой начинаем знакомство с этой книжкой. Сначала ребята разукрашивают обложку, затем они знакомятся с главным алгоритмом: "Пять шагов безошибочного письма". 1 шаг - поставить в слове ударение. Первоклассники в период изучения грамоты каждый день ставят ударение и находят в слове буквы, которые звучат не так, как пишутся. Дети приучаются легко находить орфограммы (ошибкоопасные места). Так, день за днём, изучая разделы русского языка, мы открываем новые памятки, знакомимся с правилами и алгоритмами проверки орфограмм. Дети не боятся ошибиться и знают как  исправить ошибку.

 

В книжке вы найдёте все разделы русского языка, изучаемые в начальной школе и памятки: как сделать  работу над орфографическими ошибками, морфемный анализ слова,  звуко – буквенный анализ , фонетический разбор,  морфологический разбор разных частей речи, синтаксический разбор предложения. Работу с книжкой "Пишу правильно" можно проводить в любом классе, т.к. она начинается с инструкции: Как работать с памяткой. Далее следует перечень свех правил и орфограмм.  Найдя нужную страницу,  мы повторяем правило, алгоритм проверки данной орфограммы и её графическое обозначение.

  В предварительном просмотре не поддерживается разметка страницы: 2 колонки. А это самое важное! Поэтому перезагружаю без архивации.

Уважаемые учителя! При скачивании вмдны чёткие столбцы, а при просмотре - всё перемешалось! На последней стр. даны полезные советы учителям и источники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

39    Порядок морфологического разбора глагола

         

    Запиши слово, укажи часть речи.

I. Выпиши словосочетание с вопросом: сущ. + гл.                      Неопределённая форма (с вопросом).                                                         II. Постоянные морфологические  признаки:                                                      вид (совершенный и несовершенный),                                                                 спряжение (у гл наст. и буд.  времени).                                                        Непостоянные морфологические признаки:                            наклонение, время, лицо (у гл. наст. и буд. времени), число,  род (для  гл. прош. вр. ед.ч.)                                                                            III. Член предложения.

Образец разбора:

посапывали3 – гл.                                                                                         I. мальчики (что делали?) посапывали                                                Н.ф. – (что делать?) посапывать.                                                                    II. Пост. морф. призн. : несов. вид,  I спр..                                              Непост. морф. призн. : пр. вр., во мн.ч..                                                       III. мальчики (что делали?) посапывали.                                                

40

                                                                                       

 

 Как работать с памяткой

                1. Найди свою ошибку в списке орфограмм.

            2. Открой нужную страницу и повтори правило.

             3. Сделай работу над своей ошибкой по образцу.

                4. Запомни правило!

        5. Старайся больше не допускать эту ошибку.

 

____________________________________

Орфограммы, отмеченные знаком *

для учащихся, изучающих русский язык углублённо.

1

             Список орфограмм:

 1. Пропуск букв, искажение слов, замена букв.

 2. Прописная буква в начале предложения,

     точка (.!?)  в  конце предложения.

 3. Прописная буква в словах.                                                                      

     Большая буква в именах собственных.

 4. Гласные и, а, у, е после шипящих ж- ш, ч- щ.

 5. Правописание буквосочетаний чк, чн, нч,щн, нщ, чт.

 6. Перенос слов.

 7. Непроверяемые гласные и согласные. Словарные слова.                    

8. Безударные гласные в корне слова, проверяемые    

     ударением.

 9. Парные звонкие и глухие согласные.

10. Мягкий знак – обозначение мягкости согласных.

      * Ь в конце слов разных частей речи.

11. Мягкий знак после шипящих в конце существительных.

      * Ь после шипящих в конце слов разных частей речи.

12. Разделительный мягкий знак.

13. Разделительный твёрдый знак.

2

38 Порядок морфологического разбора                     имени прилагательного

Запиши слово (имя сущ. в скобках) Укажи часть речи.     (Устно: имя прилагательное – обозначает признак предмета)

I. Выпиши словосочетание с вопросом: сущ. +  прил.                            Начальная форма (вопрос)  (ед.ч., м.р., И.п.)                                        II. Постоянные морфологические признаки:                                                            разряд, полная или краткая форма.                                                Непостоянные морфологические признаки:                                                           род, падеж, число.                                                                                     Помни! Во множественном числе им. прилагательные по родам не изменяются.                                                                             III. Член предложения.

Образец разбора:

на белой3  (печке) – имя прилаг.                                                                    I. на печке (какой?) белой                                                                     Н.ф.- (он какой?) белый                                                                                              II. Пост. морф. призн.: -                                                                        Непост. морф. призн. : в ед.ч., в ж.р.                                                                             III. на печке (какой?)  белой.

                                      ~~~~~

                                   

39

37    Порядок морфологического разбора имени существительного

Запиши слово. Укажи часть речи .                                                     (Устно: им.сущ. – обозначает предмет).                                                                  

I. Выпиши словосочетание с вопросом.                                             Начальная форма (вопрос) ( И. п., ед.ч.)                                                    II.  Постоянные морфологические признаки:                                      собственное или нарицательное,                                                                   одушевлённое или неодушевлённое,                                   склонение, род.                                                             Непостоянные морфологические признаки:                                                                                     падеж, род.                                                                                                       III. Член предложения.

Образец разбора:

на печке3 – имя сущ.  I. посапывали на  (чём?) печке                                                                  Н. ф. – (что?) печка                                                                                           II.  Пост. морф. призн.: нариц.; неодуш.; 1 скл.; ж.р.                                Непост. морф. призн.: в ед.ч., в П.п.                                                            III. посапывали  (где?) печ̣ке  ̣ 

38

14. Двойные согласные  

      (лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб).

15. Двойные согласные нн, сс на стыке приставки и корня,  

      на стыке корня и суффикса.

16. Непроизносимые согласные  в, д, л, т.

17. Правописание предлогов.

18. Правописание приставок.

19. Предложение. Предложения с союзами  а, но, и.

20. Предложения с однородными членами.

21. Приставки.

      Безударные гласные и согласные в приставках.

22. Сложные слова.

     Соединительные гласные о, е в сложных словах.

23. Гласные  в суффиксах существительных.

24. Гласные о, ё в корне слова после шипящих.

25. Гласные и-ы после ц.

26. Безударные падежные окончания существительных

       (единственное число).

27. Безударные падежные окончания прилагательных.

3

28. Местоимение. Правописание местоимений с предлогом.29. Безударные личные окончания глаголов.

30. Мягкий знак в конце глаголов 2-го лица единственного

      числа.

31. Не с глаголами.

32. – тся  и  -ться в глаголах.

33. * Правописание наречий.

34. Состав слова. Морфемный анализ.

35. Синтаксический разбор предложения.

36. Звуко – буквенный анализ слова.

      Фонетический разбор. Фонетика

37. Морфологический разбор имени

      существительного.

38. Морфологический разбор имени

      прилагательного.

39. Морфологический разбор глагола.

40. Части речи.

4

 36                  Фонетика

Гласных букв - 10     Гласных звуков – 6

 а [а]      о [о]       у [у]       ы [ы]       э [э]  - гласные I ряда

обозначают твёрдость согласных звуков, после которых следуют.

 я           ё             ю            и [и]        е       - гласные II ряда обозначают мягкость согласных звуков, после которых следуют.

    [. , а]    [ .,о]    [ . ,у]   [ . ,э]    [ .,и]    

я          ё          ю         е         и

    [й,а]     [й,о]    [й,у]   [й,э]      [й,и]    

и – обозначает 2 звука      

        только после              

      разделительных Ь, Ъ

я, ё, ю, е - обозначают 2 звука,  если стоят:  

1) в начале слова;  2) после гласной;    3) после разделительных Ь, Ъ 

Характеристика согласных звуков по звонкости – глухости

Парные согласные

Непарные согласные

звонкие

б

в

г

д

ж

з

 всегда звонкие

й  л  м  н  р

 глухие

п

ф

к

т

ш

с

 всегда глухие

х  ц  ч  щ

Запомни!  Все глухие согласные есть во фразе:                                              СТЁПКА, ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? – ФИ!

Характеристика согласных звуков по твёрдости - мягкости

Парные твёрдые

[б  п   в  ф   г   к  д  т   з   с   л  м  н   р   х]

Парные мягкие

,  п,  в,  ф,  г,  к,  д,  т,  з,  с,  л,  м,  н,  р,  х,]

Непарные твёрдые

[ж   ш   ц]

Непарные мягкие

,    ч,    щ, ]  

37

 36    Звуко–буквенный анализ слова      (Фонетический разбор)

1. Запищи слово. Поставь знак ударения.                                                    2. Определи количество слогов в слове.                                        3. Запиши транскрипцию слова. [     ]                                                                  4. Запиши букву и звук, который она обозначает на письме.                   5. Дай характеристику звукам:                                                                                            Гласный : ударный или безударный.                                                               Согласный :                                                                                                парный по звонкости - глухости или непарный;                                                                  звонкий или глухой.                                                                            парный по твёрдости – мягкости или непарный;                                                                                      твёрдый или мягкий.                                                                 6. Укажи количество букв  и  звуков.

Образец:  (на) печке – 2 слога;  [ п, э ч, к, и ]

п – [п, ] – согл., парн. глух., парн. мягк.                                                   е – [э] – гласн. ударн.                                                                            ч – [ч,] – согл., непарн. глух., непарн. мягк.                                      к – [к,] – согл., парн. глух., парн. мягк.                                                    е – [и] – гл. безуд.                                                                           5 б., 5 зв.                                                                                        

Запомни!  Дополнительные знаки:                                                                   [   ] – ударный звук;   [  ,] – мягкий согласный;                                                                                                                                                              [  ̅  ] – долгий согласный: класс [к л а с ].

36

 1 Пропуск букв, искажение слов, замена букв. 

Выпиши слово правильно, раздели на слоги, подчеркни букву или слог, где была допущена ошибка.

Перепиши предложение или словосочетание с этим словом.

Образец:   корзинка, кор-зин-ка.                                                                                                          

                   На столе стоит корзинка.

2   Прописная буква в начале предложения,                                                                                                                                                                                                         точка (.!?) в конце предложения.

Первое слово в предложении пишется с прописной    буквы, в конце предложения ставится точка (.!?).

Напиши предложение правильно. Придумай ещё одно предложение с таким же знаком препинания, запиши его. Подчеркни прописную букву и точку (.!?) в конце предложения.

Образец:    Мальчики играли во дворе .

                            Вечером выпал первый снег.

5

3    Прописная буква в словах.                                                                    Большая  буква в именах собственных.

           

Названия рек,  городов,  деревень,  морей,  планет, гор, имена людей, отчества и фамилии людей, клички животных называются  именами  собственными. 

Имена собственные пишутся с большой буквы.

        

Выпиши слово правильно, подчеркни большую букву. Напиши ещё примеры (2-3 слова ) на это правило, подчеркни в них большую букву.

Образец:  Мария, Николай Петрович Иванов.

                  собака Шарик, кот Матроскин, коза Милка.

4  Гласные и, у, а после шипящих ж–ш, ч–щ.

ЖИ – ШИ пиши с буквой  и!            ёжик, ширина        

ЧА – ЩА  пиши с буквой  а!             часто, пища

ЧУ - ЩУ  пиши с буквой  у!              чудо,  щука

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Напиши слово правильно, подчеркни гласную вместе с шипящей.  Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

6

Образец:   ежи, малыши, карандаши, ушиб.35    Синтаксический разбор предложения  

Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения (главные члены).  Дай характеристику предложению. Задай вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркни их. Над каждым словом укажи часть речи.                                                                                                                                                   Главные члены предложения

Подлежащее    

-----------------

Сказуемое

========

    кто? что?

 что делает? что делал? ...

                           

Второстепенные члены предложения

Определение

~~~~~~~~~~

     Дополнение

     --- --- --- --- ---

  Обстоятельство

--- . --- . --- . --- . ---

какой?    

какая?

какое?

какие?

чей?

Вопросы косвенных падежей:

 И.п. кто?  что?

Р.п.  кого?  чего?

Д.п.  кому?  чему?

В.п.  кого?  что?

Т.п.  кем?  чем?

П.п. о ком? о чём?

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Обстоятельство

места: где? куда? откуда?

времени: с каких пор?                          до каких пор? когда?  образа действия:  как?

каким образом?                  каким способом?

35

35    Синтаксический разбор предложения  

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль. Главные члены предложения - это грамматическая основа предложения:  подлежащее и сказуемое.  

                     Предложение может быть:                                                      

1. По цели высказывания:                                               повествовательное, побудительное, вопросительное.                              

2. По интонации:  восклицательное, невосклицательное.        

3. Простое - с одной грамматической основой и                                           сложное – с двумя или более грамматическими основами.                                      

4. По наличию главных членов:                                             односоставное (один главный член) и                                         двусоставное (подлежащее и сказуемое).                                                

5. По наличию второстепенных членов:                        распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (только главные члены).                                                  

6. Предложение может быть:

Осложнённое

Неосложнённое

 с однородными членами, вводными словами или обращениями

без однородных членов, вводных слов или обращений

34

5   Правописание буквосочетаний                                   чк, чн, нч, щн, нщ, чт, ст, зд

Сочетания пиши без мягкого знака.

        Напиши  слово правильно. Придумай и запиши ещё    2-3 слова на это правило. Подчеркни сочетания.

Образец:    точка, дочка, ночка, ручка;

                    ночной, точный, подручный, печной.

                  6      Перенос слов

Выпиши слово, подчеркни гласные  буквы, цифрой обозначь количество слогов. Раздели слово на слоги, а затем раздели его для переноса.

Образец:  поездка - 3 слога, поезд-ка, по-ездка, поезд-ка.

                  Оленька –3 слога,  Оень-ка, Олень – ка.

Запомни!  При переносе слов с двойными согласными нельзя оставлять или переносить две одинаковые согласные.

7

Образец:   Ин-на,  ал-лея,  ран-ний.

7  Непроверяемые гласные и согласные. Словарные слова.

 Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре!

Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши целую строчку слов. Подбери и запиши на второй строчке  ещё 2-3 однокоренных слова.

Образец:   огород,  огород,  огород,  огород,

                  огород,  огородный, огородик, огородный;

8     Безударные гласные в корне слова, проверяемые  ударением.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Если буква гласная вызвала сомнение,                                                            Ты её немедленно ставь под ударение!

Выпиши слово. Выдели корень.  Поставь ударение, подчеркни орфограмму. Подбери к слову однокоренные слова, запиши проверочное.  Запиши ещё слово с проверкой на это правило.

8

Образец:  трава – травы, река -  реки.  34   Состав слова.   Морфемный анализ

           Корень  –  это главная значимая часть слова,                в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Это общая часть однокоренных слов.                                                                                              Приставка  –  это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.                                          Суффикс  –  это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.                                      

               Основа - это значимые части слова (без окончания)                                          

            Окончание  –  это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.                                   Окончание не служит для образования новых слов.

Порядок разбора слова по составу:     пробежк а

1.  Прочитай слово. Измени его по вопросам.  Выдели окончание и основу.              

2. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.                                     

3. Укажи приставку.  Назови слова с такой приставкой.

4. Укажи суффикс. Подбери слова с таким суффиксом

33

  33        Правописание наречий

*

Наречие часть речи, которая отвечает на вопросы       где? куда? откуда? как?  и обозначает место,  время или способ действия. Наречия не имеют рода, числа и падежа, не спрягаются и  не склоняются.

Наречия бывают с приставками: вдали,  внизу,  наверх.

Если  наречие отвечает на вопрос как?, то на конце пишем о

чудесно,  прекрасно, красиво, дружно, быстро,  весело.

В наречиях после шипящих:

Под ударением о: горячо, хорошо, свежо

Без ударения е:  тягуче,  тише,  реже

Если наречие оканчивается на ж, ч, ш          + ь:                

вскачь, сплошь, настежь, но уж, замуж, невтерпёж!

Выпиши наречие, выдели орфограмму по образцу,                подбери ещё 3 наречия с такой орфограммой.                         Обозначь орфограмму графически.

Образец:

(как?) вкусно, тепло, светло, холодно, мрачно;

32

(где?) вверху, (откуда?) издалека, (куда?) вправо.9  Парные звонкие и глухие согласные                        б-п,  в-ф,  г-к,  д-т,  ж-ш,  з-с

Чтобы проверить парную согласную в корне или в конце слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после  этой согласной стояла гласная.                                                                                                               

                          Зуб – зубы, сказка– сказочка

       Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни орфограмму       (парный согласный в слабой позиции). Запиши проверочное слово. Подчеркни согласную и гласную, стоящую за ней.  Запиши ещё  слово с проверкой на это правило.

9

10  Ь – обозначение мягкости согласных

                                                                                                       

После мягкого согласного на конце слова пишется буква ь,  например:  ноль, моль, конь, лось.  

После мягкого  л в середине слова всегда пишется буква ь, например:  мальчик, больной.                                                                                                                                                                                                                 

После остальных мягких согласных в одних случаях пишется буква ь, например: зорька, письмо, возьму.                              В других случаях буква ь не пишется, например: бантик (бант), трости (тросточка). 

В случае затруднения следует обращаться к словарю. Например:  песня (запомни!)

Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную вместе с мягким знаком. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Образец:   пальчик, письма, деньки.

10

  32            -тся и –ться в глаголах

Если глагол  отвечает на вопросы    что делать?  что сделать?  что будет делать?, то (как в вопросе)             в глаголе пишется  -ться   (с мягким знаком).

Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? и в вопросе нет мягкого знака, то в глаголе  пишется -тся  без мягкого знака.

        Выпиши глагол, поставь к нему вопрос. Определи время (форму) глагола.  Придумай ещё 2-3 глагола на это правило. Подчеркни мягкий знак. Определи форму глагола.

Образец:  играет (что делает?) – наст. вр.;

                  играть (что делать?) – н. ф.;

                  заиграться (что сделать?) – несов.вид.

31

30  Мягкий знак в конце глаголов 2-го лица 

единственного числа

В конце глаголов настоящего и будущего времени  2-го лица единственного числа пишется мягкий знак, например: учишь ,  поёшь  , научишь , споёшь .

         Выпиши глагол. Выдели окончание глагола. Определи лицо, время и число глагола. Подчеркни мягкий знак на конце. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Образец:   играешь  - 2-е лицо, ед.ч.,  наст. вр.

   31             Не с глаголами

Частица не с глаголами всегда пишется раздельно:                    не  кричи, не говорят, не повторяй.

Выпиши не с глаголом. Подчеркни частицу не. Приведи ещё 2-3 примера на это правило.

Образец:  не  торопись, не ленись, не болтай, не  отвлекайся.

30

Исключения (запомни!):   ненавидеть, невозмож11

    10  Ь в конце слов разных частей речи

*

Не ошибись!  Чтобы правильно написать слова с ь на конце,  нужно  определить, какая это часть речи.    

Ь знак пишется:

в глаголах в неопределённой форме (+ ся):

лежать, сидеть, думать, сердиться, умываться

                 в глаголах в повелительной форме (+ те):

(ты) оставь – (вы) оставьте, (ты) сядь – (вы) сядьте

Исключения: ляг, лягте

в глаголах во 2-м лице ед. числа наст. времени:

(ты) сидишь, дремлешь, посапываешь

в глаголах во 2-м лице ед. числа буд. времени:

(ты) поешь, поспишь, улыбнёшься, захрапишь

в возвратных глаголах:

(я) верчусь, (ты) вертишься, (вы) вертитесь

в прилагательных перед суффиксом – ск- :

февральский, апрельский, маршальский

Исключение: январский

в числительных:

пять – пятьнадцать – пятьдесят – пятьсот

  шесть – шестьнадцать – шестьдесят – шестьсот

десять – одиннадцать – двенадцать…двадцать…тридцать

в наречиях:

порознь, сплошь, врозь, прочь, наотмашь

11  Мягкий знак (ь) после шипящих                         в конце существительных

На конце имён существительных женского рода  (3скл.)  после шипящих в И.п. и В.п. всегда пишется мягкий знак. На конце имён существительных мужского рода после  шипящих Ь не пишется.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

            Выпиши слово. Определи род существительного. Подчеркни шипящую в конце слова и мягкий знак (если он есть). Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Образец:   ночь – ж.р., мяч – м.р., дочь – ж.р. плащ – м.р.

12

29 Безударные личные окончания глаголов

             

          Личные окончания глаголов:

   

Лицо   

I спряжение

II спряжение

Окончание

Окончание

1-е

2-е 

3-е     

-у (-ю)  -ем (-ём)

-ешь (-ёшь) -ете (-ёте)

-ет (-ёт) -ут (-ют)

-у (-ю)  -им

-ишь  -ите

-ит  -ат  (-ят)

Выпиши глагол правильно, выдели в нём окончание и ударение. Поставь глагол в неопределённую форму. Определи спряжение (не забудь о глаголах - исключениях). Определи лицо и число глагола.

ет

Образец:им

пиш          - гл., н. ф.–писать, I спр., 3 л., ед. ч.;ешь

стро            -гл., н. ф. – строить, II спр., 1л., мн. ч.;бре              - гл., н. ф. – брить, искл., I спр., 2 л., ед. ч.

29

29 Безударные личные окончания глаголов

Изменение глаголов настоящего и будущего  времени по лицам и числам называется спряжением. Спряжение глагола определяется по его неопределённой форме. Если у глагола безударное окончание, то действуй по алгоритму:

1) поставь глагол в неопределённую форму

              что делать?  

             что сделать?

2) определи, какая гласная стоит перед –ть:

              не на -ить

                на -ить

3) определи спряжение глагола:

I спряжение:  не на -ить

II спряжение:  на -ить

К I спряжению относятся все глаголы                                                                               на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть + брить, стелить.

Ко второму же спряженью отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить, исключая брить, стелить.

А ещё смотреть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, терпеть, и зависеть, и вертеть.

28

Вы запомните, друзья, их на –е спрягать нельзя!

пишется

не пишется

в существительных          женского рода 3-го скл.         в И.п. и В.п.:

брошь – ж.р., вещь - ж.р.

в существительных мужского рода 2-го скл.:

меч – м.р., плач – м.р.

в глаголах                                         в неопределённой форме:

лечь -  н.ф. гл.,

испечь - н.ф. гл.

в существительных

Р.п. мн. ч. 1-го и 2-го скл.:

туча – нет (чего?) туч - сущ.

1 скл., мн.ч., Р.п..

плечо – с (чего?) плеч –сущ.

 2 скл., мн.ч., Р.п..

в глаголах                                          в повелительной форме:

(ты) съешь–гл. в повелит. ф.

в глаголах во 2-м лице ед.ч. наст. и буд. времени:

(ты) ешь – гл. 2л., ед.ч., н.вр.

(ты) сядешь–гл.2л.,ед.ч.,б.вр.

в кратких

прилагательных:

хорош, пригож, могуч

в возвратных глаголах:

(ты) бьёшься –возвратный гл.

в предлогах:

(про)меж

в наречиях после ч, ж, ш:

вскачь, невмочь, сплошь

(кроме 3-х)

в наречиях -исключениях:

    Уж замуж невтерпёж!

в частицах: лишь

*

  11   Мягкий знак (ь) после шипящих                                                    в конце слов разных частей речи

13

12  Разделительный мягкий знак  (ь)

Разделительный мягкий знак пишется после согласной    (но не после приставки)  перед гласными  е, ё, и, ю, я.                                                                    

При произнесении слышен звук [й ,].

Выпиши слово, подчеркни разделительный мягкий знак и гласную, стоящую после него. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Образец:   воробьи, листья, соловьи, вьюга.

13  Разделительный твёрдый знак  (Ъ)

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок,  оканчивающихся на согласную, перед корнем слова,      который  начинается с гласных е, ё, ю, я.                        

При произнесении слышен звук [й ,].

Выпиши слово, подчеркни разделительный твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни гласную после разделительного твёрдого знака.  Придумай и запиши ещё  2-3 слова на это правило.

Образец:   подъезд, объявление, съёмка, подъём.

14

Местоимение. Правописание местоимений с предлогом.

28              Местоимение  

        Правописание местоимений с предлогом

Местоимение – это часть речи, которая указывает  на предметы, но не называет их.

Местоимения бывают  1-го, 2-го и 3-го лица, ед. и мн. числа.

        1-е лицо – я, мы.

        2-е лицо – ты, вы.

        3-е лицо – он, она, оно, они.

Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.

К местоимению 3-го лица после предлога прибавляется

 буква н, например: подошёл к нему.

        Выпиши местоимение. Подставь подходящие предлоги. Между предлогом и местоимением поставь вопрос. Подчеркни предлог. Напиши  местоимение с другими предлогами.

Образец: с (кем?) нами, за нами, перед нами.

27

27  Безударные падежные окончания               прилагательных

Помни! Род, число и падеж прилагательного зависят от существительного. Безударные окончания прилагательных нужно проверять вопросом во всех падежах:

м. р.

ж. р.

ср. р.

мн. ч.

какой?

чей?

какая?

чья?

какое?

чьё?

какие?

чьи?

-ой, -ый, -ий

-ая, -яя

-ое, -ее

-ие, -ые

Вместо вопроса можно применить вспомогательное слово: молодой (-ая, -ое, -ые).

Выпиши словосочетание с вопросом. Поставь ударение, выдели окончание прилагательного.                        Проверь окончание вспомогательным словом (устно).                   Определи род, число и падеж прилагательного.      

Образец:  

     х

озером (как им ?) глубок им  - прил., ср.р., в ед.ч., в Т.п.;

                   устно проверяю:   молод ым   (-им, -ым), Т.п..

26

14         Двойные согласные                                                                                                                           (лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)

Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.

        Выпиши слово. Подбери однокоренные слова. Выдели корень, подчеркни двойные согласные. Напиши ещё 2-3 слова с двойными согласными.

Образец:   класс,  классный,  масса, перрон, грамм.

15  Двойные согласные нн, сс на стыке                            приставки и корня, на стыке корня и суффикса

Если приставка оканчивается на  с,  а корень слова начинается на с, то в этом слове пишется удвоенная сс:

                                    рассказ,    рассвет.

 

Если корень оканчивается на  н, с, а суффикс начинается на н, ск,  то в этом слове пишется удвоенная согласная:                              

                              осенний,  весенний, русский.

   

15

Образец:  ранний, длинный, лимонный, русский,                   рассмотреть, рассмешить

16  Непроизносимые согласные в, д, л, т.

Для проверки непроизносимых согласных надо подобрать такие однокоренные слова, чтобы согласные хорошо слышались. Если в сочетании букв  при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

        Выпиши слово. Подбери несколько однокоренных слов. Проверь непроизносимую согласную. Выдели корень. Подчеркни орфограмму.

Образец:  местность – местный, место, поместье;

чудесный – чудесен, чудеса;

опасный – опасность, опасен;

прекрасный -  прекрасен.

16

26  Безударные падежные окончания       существительных (ед. число)

Окончание  -е  пишется у существительных 1-го скл. в Д.п. и  П.п. и у существительных 2-го скл. в П.п.

Окончания  -и,  -ы  пишутся у существительных 1-го скл. в Р.п.  и у существительных 3-го скл. в Р.п., Д.п. и П.п. 

Проверочные слова:

1-е  скл. – земля    

2-е  скл. – стол        

3-е  скл. – степь

                                                                                                                                                          

Выпиши словосочетание с падежным вопросом, выдели окончание, определи склонение и падеж. Напиши проверочное слово в таком же падеже, поставь ударение.

     Х                                    Образец:

читали (о чём?) об улице   - 1 скл., П.п. (о земл е    );

     х

читать о собрании    - сущ. П.п., (на –ия)

Безударные окончания имён существительных (единственного числа) пишутся так же,  как и ударные, если слова имеют одно склонение и падеж.

25

Запомни! Существительные на –ия, -ие, -ий склоняются особым образом!

24 Гласные о-ё в корне слова после шипящих

В корне существительных под ударением  после шипящих пишется ё, если при изменении формы слова или в родственных словах пишется е;                                                            в противном случае нужно писать о.                                                                               шёл– шедший, пчёлка – пчела, шёлк – шелка, шов (искл.)

Исключения (запомни!): крыжовник, шорох, шов, капюшон, трущоба, чопорный, шорник

 

        

 

                                                                                                                                    

             Выпиши слово. Выдели корень.  Подчеркни орфограмму. Подбери проверочное слово.  Запиши ещё слово с проверкой на это правило.

   25         Гласные  и - ы  после ц

                                                                                                                          В корне слова после ц всегда пишется и.     цирк,    циркуль                                        Слова – исключения (запомни!):                                                     цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: цыц!

В  конце существительных на  –ция  пишется и.        коллекция, полиция, лекция

                                                                                                                   

24

       Выпиши слово. Выдели корень. Выдели орфограмму. Найди соответствующее правило. Запиши ещё 2-3 слова на это правил      17       Правописание предлогов

         

Предлоги пиши отдельно от других слов, так как предлоги – тоже слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. У глаголов нет предлогов.

Выпиши слово и предлог. Поставь между ними вопрос и другое подходящее по смыслу слово. Предлог подчеркни.

Образец:   в саду – в (каком?) саду, в городском саду.

    18         Правописание приставок

Приставки (в-, у-, к-, с-, за-, от-, об-, при-, по, под-, из-, над-  и другие) пишутся слитно со словом, между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.

Приставки з- в русском языке не существует.

Правописание приставок  не изменяется.

Выпиши слово правильно, выдели приставку и корень. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

17

Образец:    написал,  записал, списал,  приписал.

   19             Предложение                                                Предложения с союзами а, но, и

Союзы пишутся отдельно от других слов.                                Перед союзами  а, но  всегда ставится запятая.                                         Перед союзом  и  запятая не ставится.

Например:                                                                                               Ночью темно, а днём светло.                                                               Река узкая, но глубокая.                                                                                  Ира и Оля  дружат давно.

        Выпиши слова, между которыми стоит союз, подчеркни его. Придумай и запиши ещё словосочетание с  таким союзом, подчеркни его.

Образец:   собака и щенок, мама и папа.                                                                              

                   светит, но не греет;  цветёт, но не пахнет.

18

Гласные  е –и  в суффиксах существительных –ец, -иц        

Если у сущ. м. р.  при склонении   выпадает, то пишется суффикс  -ец,   например:    владелец – владельца.

Если у сущ. ср. р. окончание ударное, то пишется суффикс –ец, например: письмецо.

        Если у сущ. ж.р. при склонении и сохраняется, то пишется суффикс  -иц, например: красавица – красавицы.

Если у сущ. ср. р. ударение предшествует суффиксу, то пишется суффикс –иц, например: платьице.

Выпиши слово. Выдели часть слова, где допущена ошибка. Найди соответствующее правило. Запиши ещё 2-3 слова на это правило. Выдели орфограмму.

23

 23   Гласные в суффиксах существительных

Гласные  о, е после шипящих в суффиксах сущ.

          После шипящих под ударением в суффиксах  имён существительных пишется буква о, без ударения – буква е.

Снежок, горошек; ручонка, зайчонок; крошечка, доченька.

         Выпиши слово. Выдели суффикс. Повтори подходящее правило и объясни написание. Обозначь графически условия выбора букв о, е.  Запиши ещё  2 слова с таким суффиксом.

Гласные  е, и  в суффиксах существительных –ек,  –ик

Если при изменении формы слова (склонении)  существительных гласный  выпадает, то  надо писать суффикс  -ек, а если гласный не выпадает, то  суффикс - ик.

                                                                                                                                                         Ключик – (нет) ключика,   замочек – (нет) замочка  

22

         Выпиши слово. Выдели суффикс. Повтори подходящее правило и объясни написание. Обозначь графически условия выбора букв е, и. Запиши ещё слово с проверкой  на это правило.20   Предложения с однородными членами

                   

         Между однородными членами предложения ставится запятая, если они не соединены союзами, а также, если они соединены союзами а, но, да(=но).   Например:  

Листья падали,  кружились.          ,

Листья не падали,  а кружились.              , а                                            

Листья падали,  но не кружились.           , но                                            

Листья падали,  да не кружились.            , да (= но)

Запятая не ставится, если союз  и соединяет два члена         предложения.   Например:    Листья падали и кружились.                                                              

        и                           и       ,и       ,и                        да (=и)  

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного  разделяются запятой.     Например:                               Налетел ветер, солнце спряталось за тучи.      [ _ _ ] ,  [ _ _ ]                              Налетел ветер,  и  солнце спряталось за тучи. [ _ _ ],и [ _ _ ]                          

Выпиши предложение правильно. Определи вид предложения: простое   или сложное. Подчеркни грамматическую основу простого предложения или грамматические основы сложного предложения. Составь схему предложения. Подчеркни знаки препинания и союзы (если есть) в предложении и в схеме.

19

Снег таял,  и лёд на реке покрылся тёмной водой.  [  __  __  ] ,  и  [ __  __  ]

       21          Приставки  

   Безударные гласные и согласные в приставках

 

        Правописание приставок нужно запоминать.

Приставки с буквой  а :  за-,  на-,  над- .

Приставки с буквой  о :  о-,  об-,  обо-,  от-,  ото-,  по-,  под-,

 подо-, со-, до-, про-.

Остальные приставки:  в-, с-, у-, вы-, пере-, при-, пре-,

предо-, разо-.

        Выпиши слово, выдели приставку.  Поставь ударение. Напиши ещё 2-3 слова с этой приставкой. Подчеркни букву в приставке, которую нужно запомнить.

Образец:  прибежал, пришёл, приехал, прилетел;                                                  

                  подъехал, подбежал, подлетел, подписал.

20

22        Соединительные гласные о, е

                           в сложных словах

Сложными называются слова, состоящие из двух               (реже трёх) корней. В некоторых словах с двумя корнями пишутся соединительные гласные  о, е.

После твёрдых согласных пишется соединительная гласная  о, а после мягких согласных, шипящих и ц - соединительная  е.

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную. Напиши ещё 2-3 сложных слова.

Образец:   пароход, самолёт, пулемёт, свежемороженый,

               

                   пешеход,  птицефабрика.

21

42

       Пять шагов безошибочного письма

Если хочешь научиться безошибочно писать,

Постарайся шаг за шагом все этапы выполнять!

1. Поставь в слове ударение.

2. Найди ошибкоопасное  место. Определи, в какой                                    

    части слова  оно находится.

3. Если орфограмма:        

в приставке

выучить или

посмотреть,

не перепутал ли ты

предлог и приставку ?

Орф.: 17,18,19

в корне

проверить

или

посмотреть

в словаре

Орф.: 7, 8, 9,16,24

в суффиксе

запомнить

или

спросить

у учителя

Орф.: 23

в окончании

   определить часть речи

               

Орф.: 26, 27, 29

4.  Подбери нужное правило. (Запомни!)

5.  (Важно!) Обозначь орфограмму графически.

    40            Части речи

                             

                             Самостоятельные части речи

Имя существительное

кто?

что?

В предложении может играть роль подлежащего, именного сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства

Имя прилагательное

какой?  какая?

какое?

В предложении может выступать в роли определения и именного сказуемого

Имя числительное

сколько?

В предложении обычно бывает подлежащим, дополнением или определением

Местоимение

Слова –

указатели вместо

имён

В предложении бывает подлежащим и дополнением (как сущ.), определением (как прил.), обстоятельством (как наречия)

Глагол

что делать?

В предложении обычно является сказуемым

Наречие

как? когда? где?

В предложении  обстоятельство

                                                                                                                                                    Служебные части речи

Предлоги

Союзы

Частицы

Служат для связи слов в предложении, никогда не стоят перед глаголом

Служат для связи слов

          и, да (= и)

      а, но, да (= но)

или, чтобы, если, что

Служат для отрицания

                -не, -ни

Служат для изменения форм:     -бы, -ли

43



Предварительный просмотр:

Список использованной литературы и источников:

1. Шклярова Т. «Справочное пособие по русскому языку для начальной школы»

Издательство «ГрдлАОтей», 2004.

2. http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=441513088-10-72  -свиток и перо

3. http://40306s016.edusite.ru/images/p17_book.jpg  -книга

                         

  Советы учителю:

1. Сначала мы отрабатываем 5 шагов безошибочного письма, или только те из них, с которыми ребята легко справятся.

2. Изучая темы, мы параллельно работаем с данной книжечкой.

3. Если ребёнок научился находить орфограмму, но не знает, как её проверить, то он постоянно пользуется памятками.

4. Мы, изучая правила и двигаясь по книжечке, раскрашивали номер орфограммы.  Если ребята плохо усвоили правило и не справились с проверочной работой  по данной теме, то эти дети не закрашивают, пока сами не будут уверены в своих силах.

Удачи Вам и грамотных учеников!



Предварительный просмотр:

Проскурякова Л.В.

Русский язык

Памятки и правила

для работы над ошибками

учени____  … «…» класса

гимназии № 3 г. Саратова

_____________________

_____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр "Словарь "Пиши правильно"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Автор   загружаемого материлаЛутохина Наталья АлександровнаМесто работы(полное наименование ОУ,город, область), должностьМуниципальное бюджетное образователь...

Памятка "Пиши правильно"

Памятки и правила по русскому языку для работы над ошибками. Очень удобно их использовать в 2 - 4 классах....

Картинный диктант "Пиши правильно"

Данный материал предназначен учащихся 3 класса....

Тренажёр "Пишу правильно"

Для учащихся 1-4 классов....

карточки-памятки "Пиши правильно цифры".

Карточки-памятки "Пиши правильно цифры" можно использовать, как индивидуальный раздаточный материал для детей при обучении написанию цифр....