Урок русского языка «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)» 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Терлецкая Наталья Владимировна

 

  • Данный урок используется в программе "Планета знаний" , является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»; на уроке используются активные формы организации деятельности учащихся;  используется мультимедийная презентация, ведётся  работа в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc79.5 КБ
Office presentation icon презентация.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

          УМК «Планета знаний»

Предмет – русский язык

Класс – 3

Тип урока – обобщение и систематизация знаний

Особенности данного урока:

  1. данный урок является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»;
  2. на данном уроке использовались активные формы организации деятельности учащихся
  3. на уроке используется мультимедийная презентация, ведётся  работа в парах

Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»

Цель урока:

обобщить знания детей о приставке как части слова, её словообразовательной роли и написании

Задачи:

  1. Познавательные: восстановить знания учащихся о приставке и её роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с разными значениями действий
  2. Практические: определить уровень сформированности умений видеть приставки в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью приставок; учить выделять приставку в слове в слове.
  3. Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.
  4. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.

Оборудование: 

Компьютер, проектор, презентация урока на диске, карточки со словами, чистые листы

План урока.

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Итак, у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. Пусть этот урок принесёт вам новые знания и радость общения друг с другом.

Желаю вам удачи.

  1. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Сегодня на уроке мы обобщим все те знания, что вы получили на предыдущих уроках о частях слова, поподробнее остановимся на приставках, вспомним, какую роль они выполняют в словах и бывают ли в приставках орфограммы.

  1. Минутка чистописания

Учитель: И начнём мы как обычно с минутки красивого письма. Внимательно посмотрите на данную запись.

1

3

5

а

?

д

  1. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания
  2. Что можете сказать об особенностях написания строчной буквы в?
  3. Напишите 1 строчку букву

  1. Словарная работа

  1. Какие звуки даёт буква в?
  2. Назовите мне слово, которое начинается со звука в- и обозначает призыв быть сосредоточенней, собранней (внимание)
  3. Что означает это слово?
  4. Может истоки этого слова подскажут нам смысл? Давайте обратимся к исторической справке.

Слово внимать (от «вън» и «имать») означает «брать», «вбирать в себя», усваивать услышанное или прочитанное.

  1. Запишите это слово несколько раз, поставьте ударение и подчеркните орфограммы
  2. Подберите однокоренные слова к этому слову. Почему эти слова называются однокоренные? (у них один корень внима-)

  1. Актуализация знаний о частях речи

Учитель: Какие ещё части слова вы знаете?

Уже несколько уроков мы изучаем части слова и сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы усвоили части слова. Внимание на экран.

1. Выбираем верное утверждение:

1. Слово не может быть без корня

2. Слово не может быть без суффикса

3. Слово не может быть без приставки

4. Слово не может быть без окончания

  1. Что такое корень?

1.Окончание – это изменяемая часть слова

2. Окончание – это неизменяемая часть слова

  1. Для чего служит окончание в речи?

1. Суффикс стоит за корнем

2. Суффикс стоит в конце слова

  1. Для чего служит суффикс?

1. Приставка стоит за корнем

2. Приставка стоит перед корнем

  1. Для чего служит приставка?

VI. Употребление приставок

Учитель: Приставок в русском языке огромное количество.

  1. Слова какой части речи чаще всего употребляются с приставками? Приведите примеры.
  2. Верно ли утверждение, что от глагола при помощи приставок можно образовать огромное количество однокоренных слов? Со всеми ли приставками употребляются глаголы?

Давайте проверим. Внимание на экран.

Перед вами два глагола: ходить и лезть. Образуйте новые слова от этих глаголов при помощи приставок. Со всеми ли приставками употребляются данные глаголы?  Запишите в два столбика и выделите приставки(2 человека у доски)

VII. Наблюдение над значением приставок

  1. Какой частью речи являются все эти слова? Все они обозначают действия. Но действия имеют разные оттенки.
  1. Какие оттенки значений действий могут вносить приставки?

( начало действия, окончание действия, кратковременности, совместности, удаления,

приближения и т.д.)

                   

VIII. Правописание гласных в приставках

Учитель: Есть ли орфограммы в выделенных приставках? Напомните, в каких приставках всегда пишется а- ? ( за, на, над, раз, рас)

Выборочный диктант

Давайте проверим, умеете ли вы писать гласные в приставках.  Я диктую вам предложения, вы выписываете только глаголы.

Как-то утром волк проснулся,

Потянулся, облизнулся.

Спел любимую свою –

«Укушу да разжую

И пустился чин по чину.

На обед искать дичину.

Итак, сколько глаголов у вас получилось? (8). Выделите приставки и подчеркните орфограммы в них.

А теперь давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и попытайтесь найти ошибки в тетради своего соседа. Исправляем карандашом. Верните тетради назад и проверьте, допустили ли вы ошибки.

Поднимите руку те, у кого ошибок нет. Молодцы! Остальным надо быть внимательнее.

IX. Физкультминутка

Как-то утром волк проснулся,

Потянулся, облизнулся.

Спел любимую свою –

«Укушу да разжую!»

И пустился чин по чину.

На обед искать дичину.

Только вся его еда

Разбежалась кто куда.

Зайцы убежали,

Птицы улетели

И лёгкие, как тени,

Умчались прочь олени.

X. Работа с фразеологизмом

Учитель: У этого стихотворения есть продолжение:

И пришлось ребята волку

Зубы положить на полку…

А на полку зубы класть –

Это не большая сласть!

Учитель:

  1. Какое устойчивое выражение используется в этом стихотворении?
  2. Как вы его понимаете?
  3. Запишите этот фразеологизм в тетрадь – а рядом запишите его толкование.
  4. Есть ли разница в оттенках глаголов положить и класть?
  5. А в культуре использования этих глаголов в речи?

XI. Правописание предлогов и приставок

Учитель: А теперь обратите внимание вот на что, почему слово «положить» записано слитно, а  «на полку» раздельно?

  1. Итак, что нужно делать, если сомневаешься, предлог перед тобой или приставка?
  2. Что ещё необходимо помнить?

Следующее задание мы будем выполнять из учебника. Запишите  в тетради упр. 3 стр.64. В этом упражнении и предлоги и приставки записаны в скобках. Вы должны понять, где предлоги, где приставки. И записать их как?

  1. Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Приставки выделяем, предлоги подчёркиваем.
  2. Проверяем.

ХII.  Отгадай-ка

А теперь пришло время интеллектуального марафона. Я загадала слово:

1. В слове есть окончание, корень, приставка и суффикс.

2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).

3. В приставке две буквы "е" (пере-).

4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).

5. Окончание - первая буква алфавита (-а).

Ответ: "переменка"

ХIII. Итог урока.

  1. Учитель: Наверное, все уже поняли, раз появилась слово «переменка», это значит наш урок подошёл к концу. А это значит, пора подводить итоги. Скажите, чему научились? Что интересного было на уроке? Что понравилось?
  2. Что вы можете сказать о приставке?
  3. Что общего между суффиксом и приставкой и в чем различие?

Вы хорошо сегодня поработали. Я довольна вами. Благодарю всех за работу!

XIV. Рефлексия

Оцените свою работу: Заполните листы самооценки

Анализ индивидуальной деятельности

на уроке русского языка по теме "Части слова. Приставка"

Фамилия _____________________ Имя ____________________

Я знаю

да

нет

не знаю

не всегда

Все части слова

 

 

 

Что такое приставка

 

 

 

Я умею

Отличать приставку от предлога

 

 

 

Писать приставки без ошибок

XV. Домашнее задание:

упражнение 20, стр.72 подготовиться к письму под диктовку 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:«Написание слов с парными согласными в конце и середине слова».

Цели: Образовательные: ·           Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания...

Открытый урок. Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»

План - конспект открытого  урока в 3 классе по УМК "Планета знаний"....

Презентация к открытому уроку. Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»

Презентация к открытому уроку по УМК "Планета знаний".  Тема:«Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка (ФГОС) Тема: «Написание слов с парными согласными на конце» 1 класс ПНШ

Актуализировать и дополнить знания обучающихся о написании слов с парными согласными на конце....

План-конспект урока русского языка "Упражнения в написании слов с изученными орфограммами" 2 класс

Урок-путешествие по русскому языку (УМК "Школа России"), на котором  учащиеся  учатся распознавать изученные орфограммы в словах; развивают умение обосновывать написание слов; разв...

«Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»

Цель урока:формирование образовательных компетенций у учащихся 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Употребление и написание слов с приставками»,обобщение зна...