Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - конспект
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка во 2 классе по УМК"Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredovanie_zvukov_v_kornyah_slov_kotorye_my_ne_vidim_na_pisme-_konspekt.rar | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспективная начальная школа»
Русский язык 2 кл.
Тема: Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме
Цели: проверить, насколько хорошо идет освоение написания парных согласных в корне слова;
проверить, насколько успешно формируется умение пользоваться словарями;
развитие умения сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное слово, обосновывать написание проверяемого слова;
овладение навыком работы с алгоритмом при проверке парного согласного в корне слова;
развивать орфографическую зоркость, память, внимание;
совершенствовать навыки самостоятельной работы, каллиграфического правильного письма;
развивать учебное сотрудничество;
воспитывать культуру общения.
Ход урока
1. Мотивационный момент
Слайд 1
Звучит песня «От улыбки» ( 1 куплет)
- Я вам предлагаю подарить друг другу улыбку! Приятного вам учебного дня
Начинаем наш урок с минутки чистописания.
2. Актуализация опорных знаний
а) Минутка чистописания. Постановка темы и цели урока
Слайд 2
На доске: (7 вид Бджг гбдж жгбд джгб)
Улыбка, сад, этаж, шаг.
- Прочитайте. Что объединяет эти слова? ( название предмета, что?, неодуш., ед. ч , в корне буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки и требуют проверки при написании)
- Назовите буквы , которые обозначают парные согласные звуки
-Составьте различные цепочки из этих букв и напишите целую строчку.
Бджг гбдж жгбд джгб (бджг - учитель пишет на доске , далее уч- ся диктуют поочереди, а я пишу)
- Обратите внимание на соединение между буквами. Помните о безотрывном написании.
- Как вы думаете, какое слово будет лишним? Обоснуйте свой ответ (улыбка – согласный требующий проверки находится не в конце слова , а в середине) - На следующей строчке запишите это слово
Улыбка (пишу сама на доске)
- Выделите корень. Какие знания используем, для того чтобы выделить корень слова? (должны знать правило)
- Найдите в этом слове опасное место. (буква б)
-Почему вы решили, что буква б требует проверки? ( при произношении слышится звук п)
- Почему так происходит?
- В каком месте в слове находится орфограмма? ( в середине)
- А в какой части слова? (в корне)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Парный согласный в корне в середине слова)
-Значит , какую цель мы поставим перед собой?
- Выяснить, почему звонкий согласный в корне в середине слова оглушается. Научиться сравнивать произношение и написание слов, находить опасные места, подбирать проверочное слово, обосновывать написание проверяемого слова.
3. Работа по теме урока
1. Наблюдение над парными согласными в корне в середине слова – работа с Обратным словарем
- Итак, с чего мы начнем работу? Я предлагаю, понаблюдать за словами , в которых парный согласный находится в корне в середине слова. Откройте Обратный словарь на букву –А. Найдите слова на – зка. На какой странице расположены эти слова? (с.137)
- Прочитайте вслух первые 4 слов. Значение всех слов вам понятно?
Смазка- состав, употребляемый для смазывания например: смазать детали в машине; смазать двери , чтобы не скрипели.
- Прочитаем ещё раз эти слова и постараемся услышать, какой звук мы произносим на месте буквы з?
- Мы произносим на месте буквы з звук с.
- Звонкий или глухой?
Слайд 3
- Я вам предлагаю записать слова сказка и железка в столбик парами . Сначала так как мы произносим, потом как мы пишем.
Слайд 4
ска[с]ка – сказка – образец
желе[с]ка –железка
Дети выходят по очереди к доске и записывают: Сказка- вместо буквы з слышим звук с.
- Выделите корень в словах. (Подберем родственные слова, назвав предметы ласково сказка – сказочка корень сказ – подсказка)
-Найдите слова на – ска. На какой странице расположены эти слова? (с.137)
- Прочитайте первые 4 слова. Значение всех слов вам понятно?
- Прочитаем ещё раз эти слова и постараемся услышать, какой звук мы произносим на месте буквы с.
- Мы произносим на месте буквы с звук с.
- Этот звук звонкий или глухой?
Слайд 5
- Запишите слова маска и краска в столбик парами по образцу:
ма[с]ка – маска – на месте буквы с слышим звук с
Запись на доске:
ска[с]ка – сказка ма[с]ка – маска
желе[с]ка – железка кра[с]ка- краска
- Выделите корень в словах.
Слайд 6
ФИЗМИНУТКА
Встали. Руки вытянули перед собой, ладошки во внутрь. Прижали ладошки друг другу. Медленно подтягиваем к себе. Опустили. – 2 раза
Руки вытянули перед собой, ладошки прижаты . Движения по кругу. Рисуем солнышко.- в одну сторону, потом в другую сторону.
Руки опустили, сжали сильно кисти рук в кулак и отпустили – 2 раза
- Перед какой буквой стоят буквы з и с? Какой звук она обозначает: звонкий или глухой? (Перед буквой к. Она обозначает глухой согласный звук)
Слайд 7
- В корнях слов перед глухим согласным всегда произносится глухой согласный, а буквы пишутся разные.
ска[с][к]а – сказка ма[с][к]а – маска
- Итак, почему буква з обозначает глухой согл.зв?
- Буква з обозначает глухой согласный звук, потому что она стоит перед буквой обозначающей глухой согласный звук и при произношении сама стала обозначать глухой согласный звук.
- Но как же нам проверить букву парного согласного в середине слова в корне перед глухим согласным?
- Найдем необходимую нам информацию в ч.1 на с.135 (читает хорошо подготовленный ученик)
Слайд 8
- А теперь передайте смысл этого правила своими словами.
Чтобы проверить парный согласный в корне в середине нужно подобрать родственное слово, чтобы после парного согласного стоял гласный.
- Пользуясь Обратным словарем приведите примеры слов, где парный согласный в корне в середине слова требует проверки
2. Упражнение в проверке парной согласной в середине слова
- Я вам предлагаю проверить все выписанные вами слова с помощью этого правила. ( 7 вид проверочные слова – подобрать к проверяемым)
- Какие знания нам понадобятся, чтобы справиться с этим заданием? (знать правило проверки парного согласного в середине слова и уметь подбирать родственные слова)
- Обратимся к первой паре слов . Произносим скаска, а пишем сказка.
- Докажем правильность написания слова подобрав проверочное . ( При проверке слышу звук з, значит пишу букву з и подчеркивает в обоих словах)
(Запись в столбик)
Слайд 9
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Кот Леопольд
- А сейчас пришло время уделить внимание своему здоровью. Я вам предлагаю физминутку для глаз
4.Закрепление
а) Самостоятельная работа в парах (7 вид Списать пары слов, подчеркнув букву требующую проверки дуб-дубы)
Слайд 10
- А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно в парах. Прочитайте задание на карточке. Какие знания понадобятся для правильного выполнения этого задания?
- Переверните карточку, прочитайте, как проверить парный согласный в корне в середине слова. ( читают хором)
Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственное слово так , чтобы после парного согласного стоял гласный звук : зага[т]ка – загадать |
Подбери к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму. Образец : грядочка – грядка Ще[п]-ка, шу[п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка. |
б) Проверка Слайд 11
щепка - проверочное слово щепочка , слышу звук п пишу букву п,
- Сделайте вывод: как проверить парный согласный в корне в середине слова? ( чтобы проверить парный согласный в корне в середине нужно…)
5. Итог
- Наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо потрудились. Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием
Слайд 12
- Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поставьте крестик на верхней ступеньке.
- Если вы затруднялись при выполнении некоторых заданий, чувствовали неуверенность, то крестик поставьте ниже.
- Кому на уроке работать было очень трудно, поставьте крестик на нижней ступеньке.
-Поднимите руку, те, кто поставил крест
-Давайте вспомним, чему мы учились на уроке?
- Над чем нам предстоит поработать? (отработать навык подбора проверочных слов с парным согласным в середине слова)
-Что вы сегодня сделали для здоровья?
физминутка , физминутка для глаз
Слайд 13
- Какое у вас настроение?
— Завтра будет новый день и новые открытия.
6. Выставление оценок
Выставление отметок.
- Вы были внимательными, активными, но …
7.Домашнее задание
Ч.1 с.135 №100- записать слова вместе с проверочными словами.
Задание аналогичное тому, что выполняли на уроке: учимся подбирать проверочные слова.
Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка | Задание Подбери к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму Образец : грядочка -грядка ще[п]ка, шу [п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка.
|
Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка | Задание Подбери к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму Образец : грядочка -грядка ще[п]ка, шу [п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка. |
Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка | Задание Подбери к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму Образец : грядочка -грядка ще[п]ка, шу [п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка. |
Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка | Задание Подбери к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму Образец : грядочка -грядка ще[п]ка, шу [п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка. |
1. Минутка чистописания джбг жбгд бгдж гджб 2. Карточка Задание Спиши. Подчерки парный согласный требующий проверки щепочка- щепка шуба-шубка дудочка-дудка тропа-тропка указочка-указка Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка | 1. Минутка чистописания джбг жбгд бгдж гджб 2. Карточка Задание Спиши. Подчерки парный согласный требующий проверки щепочка- щепка шуба-шубка дудочка-дудка тропа-тропка указочка-указка Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка |
1. Минутка чистописания джбг жбгд бгдж гджб 2. Карточка Задание Спиши. Подчерки парный согласный требующий проверки щепочка- щепка шуба-шубка дудочка-дудка тропа-тропка указочка-указка Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка | 1. Минутка чистописания джбг жбгд бгдж гджб 2. Карточка Задание Спиши. Подчерки парный согласный требующий проверки щепочка- щепка шуба-шубка дудочка-дудка тропа-тропка указочка-указка Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"
Тема: "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме" УМК "Перспективная начальная школа" В данном конспекте показано, как происходит формирование УУД на каждом этапе урока....
Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - презентация
изучение парного согласного в середине слова во 2 влассее по УМК "Перспективная начальная школа"...
Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - презентация
изучение парного согласного в середине слова во 2 влассее по УМК "Перспективная начальная школа"...
Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме
Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме. 2 класс по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"...
Конспект урока по теме "Чередование гласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме».
Конспект составлен по УМК "Перспективная начальная школа"...