Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Романова Наталия Юрьевна

Усвоить сходства и различия между именем существительным и именем прилагательным. Развивать умения правильно и точно использовать в речи имена существительные и имена прилагательные.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_urok1.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:  Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном.

Цель:

     усвоить сходства и различия между именем существительным и именем прилагательным.

    Развивать умения правильно и точно использовать в речи имена существительные и имена прилагательные.

                           ХОД  УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. Словарная работа.

 -У нас урок русского языка. Запишем число и классная работа.

- Мы, как обычно, начинаем работать со словарной работы.

- Работаем в группах.

- Возьмите лист №1, прочитайте задание и выполните его.

- Возьмите карточки с буквами и покажите букву , которую вставили. Каждый

Альбом, портрет, лопата, карандаш, билет. библиотека.

- Работаем дальше, следующее задание вы будете выполнять в тетради.

- Открываем тетради. Записываем число и слова «Классная работа».

- Ещё раз прочитайте слова и выберите каждый по одному слову.

- Возьмите лист №2

- Прочитайте задание, выполните его.

- Проверяем, читаем задание и читаем словосочетания.

( 1 группа –подбираем качественные прилагательные к существительным; 2 группа- подбираем относительные прилагательные к существительным; 3 группа- подбираем притяжательные прилагательные к существительным; 4 группа – подбираем прилагательные обозначающие материал; 5 группа- подбираем прилагательные обозначающие размер)

- Вы записали словосочетания. А какие части речи присутствовали в этих словосочетаниях?

  1. Сообщение темы урока.

- Вот сегодня мы вспомним всё, что мы знаем по теме «Имя существительное» и «Имя прилагательное».

4.- Вашим домашним заданием было найти информацию о происхождении слова «Имя существительное» и «Имя прилагательное».

- Пожалуйста , Лёша.

( Существительное обозначает словом, происходящим от латинского «субстантивум», означающим сущность, существо.

-Прочитайте в толковом словаре, что обозначает это слово…..

-А сейчас разберем это понятие, используя системный лифт.

-Настоящая система – это имя существительное.

- А что такое имя существительное?

-Тогда надсистема – это часть речи, т.к. имя существительное входит в группу разных частей речи.

- Каких?

- А кто помнит, как называется наука, которая изучает части речи?

- Мы разобрались в надсистеме.

- Тогда что у нас будет в подсистеме?

- Какие признаки имеет имя существительное?

- Что относится к постоянным признакам?

- Как определить род?

- Как определить склонение?

- Что относится к непостоянным признакам?

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание у существительного?

-Вспомните, какие окончания имеют существительные 1 склонения в Р.,Д.,П. падежах?

- 2склонения в П.падеже?

-3 склонения в Р,Д,П. падежах?

- Выполним задание. Возьмем лист №3. Работаем в группах.

    - Проверяем. Прочитайте задание и словосочетания, которые выписали.

   (1 группа- Дател. Падеж Подарил братишке, шёл по дороге;

    2 группа – Род. Пад.      Связали из шерсти, рос у опушки;

    3 группа – Пред. Пад.    Строят в Рязани, написали о походе;

    4 группа – Твор. Пад.     Пашут трактором, играл с Юрой

   

  - Мы вспомнили о существительном.

 - А теперь разберем понятия имя прилагательное используя системный лифт. А сначала вспомним откуда появилось это название.

- Настя, расскажи о имени прилагательном.

Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то прилагаться, присоединяться. Дословный перевод названия- прилагательное с греческого обозначает «эпитет»

- В толковом словаре обозначает……….

- Итак настоящая система – имя прилагательное.

- Надсистема – это части речи, т.к. прилагательное, как и существительное входит в группу частей .

- А подсистема. Что входит в неё.

- Имеет ли прилагательное постоянные признаки?

- Назовите непостоянные признаки.

- Как проверить написание безударных падежных окончаний у имени прилагательных?

- Работаем в группах. Возьмите лист №4. Прочитайте задание и выполните его.

- Проверяем. Каждая группа читает задание и словосочетания, которые выписали.

(1 группа – Дат.п. К дальнему походу, по узкой тропе.

 2 группа – Род. П. Из свежего огурца, от маленького домика

 3 группа – Пред.п. О белоснежной зиме, в зимнем пальто

 4 группа – Творит. П  Под могучим дубом, синим морем

- Вы хорошо потрудились, а теперь немножко отдохнём.

                 Имя прилагательное,

                 Мы с тобой дружны.

                 Признаки предметов

                 Называешь ты.

                  Солнечное утро,

                 Праздничная ель,

                  Вкусные конфеты,

                 Машенькин портфель.

- Продолжаем работу. Посмотрите на доску. Здесь записаны слова.

        Солнце, над горизонтом, яркое, показалось.

- Составьте из этих слов предложение.

- Запишите.

- Разберите предложение по членам предложения  и определите части речи, выпишите словосочетания. ( один у доски)

- Сделайте морфологический разбор , мальчики- над горизонтом, девочки- яркое(солнце).

- Проверяем.

5. Мы дружно поработали, вспомнили, что вы знали об имени существительном и прилагательном.

- А теперь ваше любимое задание – выполи индивидуально тест по этой теме.

- Возьмите листы, на одном из них вы видите бланк ответов, на другом – задание. На бланке ответов окошечек больше, чем надо.

Все задания сегодня сделать не успеем, только 6.

- Время пошло.

6. – А теперь каждая команда оценит свою работу.

- Урок окончен. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока + презентация по русскому языку "Повторение изученного об именах прилагательных и именах существительных"

Работа представляет собой разработку урока плюс презентация по данной теме. Представлен интересный и доступный материал по закреплению изученного материала. Дети с интересом выполняли различные задани...

Русский язык. 4 класс Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. На уроке устанавливали сходства и различия между именем прилагательным и существительным....

Урок по русскому языку в 4 классе: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

1. Усвоить сходства и различия между частями речи.                                           ...

«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"

Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...