Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 58 КБ |
23.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе Тема: Подготовила провела Романова Светлана Владимировна |
Тема урока:
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять
Образовательные задачи:
- развивать умение правильно писать окончания глаголов в
прошедшем времени в зависимости от рода и числа.
- совершенствовать умения делать синтаксический разбор
предложения
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, мышление обучающихся;
- развивать умения и способности обучающихся работать самостоятельно, в парах, с карточками;
Воспитательные задачи:
- воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей;
- воспитывать нравственные качества личности: ответственность, трудолюбие
Оборудование:
компьютер, мультимедиа-проектор, презентация PоwerPoint, карточки
Ход урока
I.Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так, что время не теряем
И работать начинаем.
У. Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня
ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, а самое главное
дружно! Нас ждёт страна Глаголия ( слайд1)
II. Орфографическая минутка.
Б…седа, б…ография, бле…ть, б…лото.
У. Объясните написания орфограмм.
У. Ребята, что объединяет эти слова?
Д. Все слова начинаются с буквы б, с непроверяемой безударной гласной в
корне слова
У. Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?
Д. Эль
У. Лл · Лл · ( Кладём «качалочку» на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, «качалочка», крючок до середины.
У. Ребята, перед нами отрывок К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»
(чтение обучающимися) (слайд2)
Д. Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии летали;
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
У. Какие образные средства использует автор?
Д. Автор использует –олицетворение ( ревела буря, ветры бушевали)
У. Какими словами автор передает состояние природы?
Д. Словами – ревела, шумел, летали, гремел, бушевали.
У. Ребята, что объединяет эти слова?
Д. Это глаголы прошедшего времени, единственного числа.
У. Докажите.
Д. Во всех глаголах есть суффикс л.
У. А чем они различаются?
Д. Ревела- ж.р., шумел –м.р., гремел – м.р., летали, бушевали – мн.ч.
а
У. Докажите.и
Д. Глаголы в прошедшем времени женского рода имеют , мужского рода - Множественного числа
У. Ребята, сформулируйте тему нашего урока?
Д. « Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам» (слайд 3)
У. Молодцы, мы продолжим сегодня работу над глаголами прошедшего
времени .
III. Языковая разминка (Запись под диктовку и обозначение орфограмм.)
(Слайд 3)
Ревела буря, дождь шумел.
У. Сделайте синтаксический разбор предложения.
Дайте характеристику предложению.
Д. Сложное, повествовательное, невосклицательное, нераспространённое.
У. Как соединяются простые предложения в сложном?
Д. Предложения соединяются интонацией.
У. А как ещё могут соединяться?
Д. Предложения могут соединяться с помощью союзов.
У. В каком времени употребляются глаголы? Почему?
Какие признаки глаголов можно определить?
Д. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.
Д. Ревела- ж.р. ед.ч., окончание а; шумел- м.р.ед.ч., окончание нулевое.
У. Ребята, а теперь прочитаем строки из стихотворения А.С.Пушкина. (слайд4)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало
о
У. Расскажи о глаголах в этих строчках.Д. Глаголы стоят в прошедшем времени, имеют окончание
У. Почему? Докажите.
У. Сделайте вывод о глаголах прошедшего времени.
Д. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском –а, в среднем –о.
IV. Наблюдение за глаголами во множественном числе.
Во мраке молнии летали,
И ветры в дебрях бушевали.
У. Найдите и дайте характеристику глаголам в предложениях.
Д. Глаголы – летали, бушевали, прошедшего времени, множественного числа.
У. Выделите и назовите окончание глаголов.
и
Д. Окончание – У.Дополните вывод о глаголах прошедшего времени.
Д. Во множественном числе все глаголы имеют окончание -и, род глагола не определятся.
V.Физкультминутка.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопай перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим!
VI. Закрепление.
1. Работа с учебником, стр. 63, упражнение 83.
У. Прочитайте шуточные стихотворения. Как будете выполнять?
Вот настал... утро,
Солнышко пригрел…,
От жары Мартышка
Сразу разомлел… .
Д. Глаголы –настало , пригрело– ср.р., разомлела- ж.р.
Как-то незаметно
Время пролетел…,
Как-то незаметно
Небо почернел.. .
Д. Глаголы –пролетело , почернело– ср.р.
Если б мыло
Приходил…
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыл… -
Хорошо бы это было!..
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой –
Всё сама,
Само собой!..
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настал..!
Знай, гуляй да отдыхай!
Тут и мама перестал…
Говорить, что я лентяй…
Д. Глаголы –приходило ,мыло– ср.р., настала , перестала- ж.р.
У.Выпишите глаголы, выделите окончания.
У. Объясните смысл фразеологизмов (слайд5)
Какой фразеологизм подходит к одному из этих отрывков.
Сложа руки.
Палец о палец не ударить.
По щучьему веленью.
Гнаться за двумя зайцами.
2. Работа с учебником, стр. 64, упражнение 84.
У. Прочитайте . Как будете выполнять?
Д. Будем заменять глаголы настоящего времени на глаголы в прошедшем времени.
Стоит ясная погода. (Стояла ясная погода.) Автобус отъезжает от остановки. (Автобус отъезжал от остановки). Дорога сворачивает направо. (Дорога сворачивала направо). Кругом сияет осенняя красота. (Кругом сияла осенняя красота). В лесу поблёскивает паутина. (В лесу поблёскивала паутина). Время подходит к полудню. (Время подходило к полудню)
3. Самостоятельная работа (в парах)
У. Ребята, а сейчас работаем с текстом. Первый ряд –находит предложения с глаголами прошедшего времени среднего рода, второй ряд- с глаголами прошедшего времени женского рода, третий ряд-с глаголами прошедшего времени множественного числа. Подчеркните предложения. Выделите окончания.
Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка.
VII. Итог урока. Рефлексия
- О чём расскажете своим родителям?
Домашнее задание: написать несколько предложений на тему
«Осень во дворах»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Б…седа, б… ография , бле … ть , б…лото Л
Ревела буря, дождь шумел; Во мраке молнии летали; Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали…- КОНДРАТИЙ ФЁДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ ревела шумел летали гремел бушевали
«Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам»
Ревела буря, дождь шумел .
Уж небо осенью дышало Уж реже солнышко блистало
Во мраке молнии летали, И ветры в дебрях бушевали .
В верх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлёп, шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Можем хлопнуть за спиной! Хлопай перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест – накрест руки сложим!
Вот настал… утро, Солнышко пригрел…, От жары Мартышка Сразу разомлел… .
Как-то незаметно Время пролетел…, Как-то незаметно небо почернел… .
Если б мыло Приходил… По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыл… - Хорошо бы это было!.. Если б ручку мне в придачу, Чтоб могла Решить задачу, Написать диктант любой – Всё сама, Само собой!.. Вот была бы красота! Вот бы жизнь тогда настал..! Знай, гуляй да отдыхай! Тут и мама перестал… Говорить, что я лентяй…
Сидеть сложа руки. Палец о палец не ударить. По щучьему веленью. Гнаться за двумя зайцами .
Стоял… раннее утро. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка . Лучи солнца освещал… верхушки сосен.
Учитесь с улыбкой, Шутите, учась! Любая ошибка Исчезнет, боясь Веселой науки И радостных глаз. Учитесь без скуки – Как я! В добрый час!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"
План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"....
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Образование глаголов прошедшего времени от глаголов в неопределённой форме"
Конспект урока русского языка 3 класс, технология проблемного обучения...
Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»
Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»...
Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" УМК "Перспектива" 3 класс
Цели деятельности учителя:· знакомство обучающихся с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты...
Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам.2" УМК "Перспектива" 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени по родам; закрепление уже имеющихся знаний.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...
Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам »
Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильноих употреблятьОбразовательные задачи:развивать умение правильно ...