Этап урока Методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Давайте настроимся на плодотворную работу. - Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова соседу по парте, и с хорошим настроением начинаем урок. | Приветствуют учителя - Здравствуйте! Слушают учителя Выполняют задание | К: планирование сотрудничества с учителем |
II. Актуализации знаний и мотивация Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация
Практический: выполнение задания Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение задания
Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация
Практический: выполнение задания Словесный: учебный диалог
| 2 мин | - С какой частью речи мы работали на последних уроках? - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Блиц – опрос: - Глагол – это……..
- Глаголы отвечают на вопросы……. - Глаголы обозначают…….. - Глаголы изменяются по……. - В настоящем времени глагол обозначает действие которое … - В будущем времени глагол обозначает действие которое …
- В прошедшем времени глагол обозначает действие которое … - Сегодня мы с вами тоже будем вспоминать прошлое. - Много лет прошло с тех пор, как закончилась ВОВ. - Совсем скоро мы будем отмечать праздник великой Победы. - На этом уроке мы будем вспоминать события, которые уже давно произошли. - Глаголы какого времени мы будем использовать? - Верно, ребята, сегодня на уроке мы будем использовать глаголы ТОЛЬКО прошедшего времени. | - Мы работали с глаголом
Отвечают на вопросы
- Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? И обозначает действие предмета. - Что делать? Что сделать? - Обозначают действие предмета - Изменяются по числам, временам - Происходит в данный момент
- Которое будет происходить когда-то - Происходило когда-то в прошлом Слушают учителя
- Мы будем использовать глаголы прошедшего времени |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: анализ объектов с целью выделения признаков
Л: включение в учебную деятельность П: осознание и произвольное построение речевого высказывания
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
III. Постановка учебной задачи Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя
Словесный: учебный диалог
Словесный: слово учителя
Словесный: учебный диалог
| 5 мин | - 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА враг напал… на нашу страну. - 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА фашистская армия напал… на нашу страну. - 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА фашистское войско напал… на нашу страну. - Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? - Чего не хватает? - Давайте вставим окончания. - Спишите. Допишите окончания глаголов. - Определите число и время этих глаголов. Выделите окончания.
- Над какой темой мы с вами сегодня поработаем на уроке? - Отлично.
- Почему глаголы употреблены в одном и том же времени и числе, а имеют разные окончания? - Сразу мы можем ответить на этот вопрос? - Какие цели поставим на этот урок? - Правильно. Узнать, почему глаголы в прошедшем времени в единственном числе имеют разные окончания. - Молодцы! Всё верно. |
- Мы не согласны с таким написание - В глаголах не хватает окончаний 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА враг напал на нашу страну. - 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА фашистская армия напала на нашу страну. - 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА фашистское войско напало на нашу страну. - Сегодня на уроке мы поработаем над темой: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»
- Нет, нам недостаточно знаний - Узнать, почему глаголы, употреблённые в одном и том же времени и числе, имеет разные окончания. |
Л: самоопределение к деятельности Р: целеполагание Л: включение в учебную деятельность П: осознание и произвольное построение речевого высказывания
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: анализ объектов с целью выделения признаков
|
IV. Открытие нового знания Словесный: учебный диалог
Наглядный: иллюстрация
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
| 7 мин
| - Как вы думаете, почему меняется окончания глаголов? Ваше мнение. - А мы умеем определять род глаголов? -А у каких частей речи мы умеем определять род? - Выделите основу каждого предложения и найдите, с какими существительными связаны выделенные глаголы? - Определите род существительных враг, армия, войско. - Поставьте вопрос от существительного к глаголу.
- Какой вывод можем сделать? - Мы с вами выяснили, глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются по родам. - Давайте точнее сформулируем тему урока: «Изменение глаголов прошедшего времени единственного числа по родам» - Ребята, а если рядом с глаголом прошедшего времени нет существительного, как мы сможем определить его род? - Давайте посмотрим, изменяются ли они по родам во множественном числе? Ваше мнение. - Измените эти предложения так, чтобы глаголы обозначали действия нескольких предметов. - Выделите окончание глаголов во множественном числе. - Что вы можете сказать об этих окончаниях. - Какой вывод делаем? Вывод: В результате наблюдений за глаголами формы прошедшего времени, мы делаем вывод, что глаголы изменяются по родам. в единственном числе: Глаголы м.р . отвечают на вопрос …. имеют ….. окончание Глаголы ж.р. отвечают на вопрос ….. имеют окончание… Глаголы с.р. отвечают на вопрос ….. имеют окончание… | - Может, это зависит от существительного, с которым употреблен глагол - Нет - У существительных
- Враг – м.р. - Армия – ж.р. - Войско - ср.р. - Что сделал, что сделала, что сделало? - Глаголы изменяются по родам
- Тема нашего урока: «Изменение глаголов прошедшего времени единственного числа по родам»
- Нет 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА враги напали на нашу страну. - 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА фашистские армии напали на нашу страну. - 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА фашистские войска напали на нашу страну.
- Окончания во мн.ч. одинаковые
Глаголы м.р . отвечают на вопрос Что делал? Что сделал? имеют нулевое окончание. Глаголы ж.р. отвечают на вопросы Что делала? Что сделала? Имеют окончание «а». Глаголы с.р. отвечают на вопросы Что делало? Что сделало? имеют окончание «о». | П: структурирование знаний
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: анализ объектов с целью выделения признаков
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: анализ объектов с целью выделения признаков
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: анализ объектов с целью выделения признаков
|
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения
| 5 мин | - А теперь давайте всё обобщим и сформулируем правило. - Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по………..
- Глаголы прошедшего времени мужского рода отвечают на вопрос ….и имеют окончание ……
- Глаголы прошедшего времени женского рода отвечают на вопрос…… и имеют окончание ……
- Глаголы прошедшего времени среднего рода отвечают на вопрос…….. и имеют окончание ……
- Во множественном числе глаголы по родам не…..
- Они имеют окончание……
- Проверяем, правильный ли вывод мы сделали. |
- Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. - Глаголы прошедшего времени мужского рода отвечают на вопрос Что делал? Что сделал? и имеют окончание нулевое. - Глаголы прошедшего времени женского рода отвечают на вопрос Что делала? Что сделала? и имеют окончание «а». - Глаголы прошедшего времени среднего рода отвечают на вопрос Что делало? Что сделало? и имеют окончание «о». - Во множественном числе глаголы по родам не изменяются. - Они имеют окончание «и». |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: осознание и произвольное построение речевого высказывания
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: анализ объектов с целью выделения признаков
|
Физминутка
Практический: выполнение физических упражнений
| 2 мин | - А сейчас давайте проведём физминутку - Встаём все А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку Руки в стороны согнули Вверх подняли – помахали, Спрятали за спину их, Оглянулись: Через правое плечо, Через левое плечо. Дружно присели Пяточки задели, На носочки поднялись Опустили руки вниз. |
Повторяют движения за учителем
Выполняют физические упражнения
|
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный: слово учителя
Практический: самостоятельное выполнение задания
Словесный: слово учителя
Практический: самостоятельное выполнение задания
Словесный: слово учителя
Практический: самостоятельное выполнение задания
Практический: самостоятельное выполнение задания | 10 мин | - А сейчас поработаете самостоятельно. Задание. 1.Найдите глаголы прошедшего времени. Обозначьте число и род глаголов. 1.Была война. 2.Всё население встало на защиту своей земли... 3. Гитлеровские войска усиливали атаку. 4.Бой шёл за каждую улицу, за каждый дом. 5.Наш народ выстоял! Победил! Пришла долгожданная победа. - А теперь проверим.
2.Работа по группам (карточки) - Дети, как вы думаете, что должен был делать советский народ, когда враг напал на их землю. - Эти глаголы мы и попробуем изменить по родам. Для этого поработаем в группе. - Работаем в группах. Давайте вспомним правила работы: работаем дружно, сообща, доказываем друг другу своё суждение, находим правильный вариант. глагол | Прошедшее время | Неопр. форма | М.р. ед.ч. | Ж.р.ед. ч. | С.р. ед. ч. | Разрушить Освободить Воевать Отстоять Защитить Одолеть |
|
|
|
- Вы большие молодцы! |
1.Была (ед.ч, ж.р.) война. 2.Всё население встало (ед.ч, ср.р.) на защиту своей земли. 3. Гитлеровские войска усиливали (мн.ч) атаку. 4.Бой шёл (ед.ч, м.р.) за каждую улицу, за каждый дом. 5.Наш народ выстоял! Победил! (ед.ч, м.р.) Пришла (ед.ч, ж.р.) долгожданная победа.
- Разрушить, освободить, воевать, отстоять, защитить, одолеть
- Работаем дружно, сообща, доказываем друг другу своё суждение, находим правильный вариант.
Прошедшее время | М.р. ед.ч. | Ж.р.ед. ч. | С.р. ед. ч. | разрушил освободил воевал отстоял защищал одолел | разрушила освободила воевала отстояла защищала одолела | разрушило освободило воевало отстояло защищало одолело |
|
П: выполнение действий по алгоритму П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: анализ объектов с целью выделения признаков
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: анализ объектов с целью выделения признаков |
VII. Включение систему знаний Словесный: учебный диалог Практический: самостоятельное выполнение задания | 3 мин | Работа в парах (карточки). - Прочитай пословицы. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени. Определите число и род глаголов. - В бою побывать - цену жизни узнать. - Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. - Война приносит шрамы и раны. |
- В бою побывал - цену жизни узнал. - Кто к нам с мечом пришел, от меча и погиб. - Война принесла шрамы и раны. |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: анализ объектов с целью выделения признаков
|
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: слово учителя Практический: выполнение задания Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя |
| - Поделитесь своими впечатлениями от урока. - Я сегодня узнал… - Мне было трудно … - Я сомневался… - Мне понравилось… - Я могу … – Вы сегодня замечательно потрудились. – Какое настроение у вас в конце урока? – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. | Выполняют задание Заканчивают фразы
Отвечают на вопрос | Р: самоанализ, самооценка
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |