Открытый урок по русскому языку в четвертом классе по системе Л.В. Занкова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ренева Наталья Леонидовна

Наречие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_narechie_4_klass.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: НАРЕЧИЕ

Цели: развитие умения находить наречия в предложениях и правильно писать их; повторить правописание безударных гласных в корне слова, в окончаниях существительных и глаголов; воспитывать гуманное отношение к природе, высокие нравственные качества (дружба, взаимопомощь).

Оборудование: перфокарты, сигналы, плакаты, картина «Зимний лес» художника Усанова, ТСО.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

II.        - Ребята, каждый урок мы с вами путешествуем по стране знаний. Сегодня мы будем путешествовать пешком, пойдем в зимний лес. По пути будем останавливаться и выполнять разные задания. Итак, отправляемся.

Чистописание.

1 -е задание. Вам надо красиво написать. ...(П п - учащийся дает характеристику звука и буквы).

  1. Назовите словарные слова, которые начинаются с этой буквы. Пиши и проговаривай.
  2. Познакомимся еще с одним словом из словаря. Отгадайте, что это за слово: «Оно родня слову «привет», что это за слово, найдите ответ».
  3. Родственников у этого слова немало, но здесь было спрятано слово приветливо.
  4. Прочитаем его хором.
  5. Что обозначает это слово? (Радушное; благожелательное, доброе, ласковое отношение к окружающим). Запишите это слово.
  6. Запишем однокоренные слова к слову приветливо. (Приветливый, привет, приветствие, приветливость, приветствовать, поприветствовать).
  7. Какой корень у этих слов? (привет - ).
  8. Разберите слова по составу. I вариант - 1,2,3,4 слова; II вариант - 5,6,7 слова.
  9. Проверим. Работа двух учащихся у доски.

Ш. Правописание безударных гласных в корне слова.

  1. Нам встретился первый лесной житель-белочка, да не с пустыми лапками, а с корзиной. Она уже услела вас угостить своим любимым лакомством - шишками.
  2. Рассмотрите внимательно каждый свою шишку. На них написаны слова, в которых ... (пропущены безударные гласные в корне).
  3. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне?
  4. Сегодня будут такие сигналы (показываю). Начали работать.
  5. Покажите шишки (проверяю). А теперь положите шишки на угол парты.

IV.        Правописание безударных окончаний глаголов и имен существительных.

  1. Дорога у нас впереди длинная. Чтобы было веселее в пути, давайте поотгадываем загадки. Послушайте.

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер).

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет и поет, убаюкивает. (Вьюга).

Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце).

  1. Эти загадки написаны на доске. Спишем предложения, вставляя пропущенные орфограммы. Проговаривать будет... (вызываю учащегося).

V.        Наречие.

  1. Мы с вами незаметно подошли к зимнему лесу.
  2. Каких животных можно встретить зимой в лесу? А как нужно вести себя в лесу, чтобы увидеть их? (Тихо, осторожно ходить по лесу, не пугать зверей и птиц громкими криками).
  3. Но чтобы сказать о животных точно, выразительно и красиво, нужно использовать слова, которые поясняют чаще всего глаголы и прилагательные. Что это за слова? (Наречия). Сегодня мы повторим с вами все, что знаем о наречиях.
  4. Какие слова называются наречиями? На какие вопросы они отвечают?
  5. Как образуются наречия? Назовите разряды наречий по значению.

1)        Самостоятельная работа: правописание суффиксов наречий.

  1. На доске написан текст, который называется: « В зимнем лесу». Запишите его в тетради, правильно написав пропущенные суффиксы наречий и что каждое наречие обозначает. Но прежде вспомним, как узнать, какой суффикс пишется в наречиях после шипящих согласных. (На конце наречий после шипящих согласных под ударением пишется - о, без ударения - е).
  2. Каким приставкам соответствует буква а на конце наречий, каким буква o? (В наречиях с приставками с -, из -, до- на конце пишется а. В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о). Начали работать.

В зимнем лесу.

Свежо и хорошо зимой в лесу. Неуклюже ворочается в берлоге медведь. Издалека угрожающе зарычал волк Справа и слева стоят заснеженные деревья. Засветло вышла на охоту лисица. Заяц метнулся от нее вправо и скрылся. Певуче доносится голосок какой-то птицы.

  1. Проверим, правильно ли вы написали суффиксы наречий.
  2. Разберем 4-е предложение. К доске пойдет.... Дай характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными обстоятельствами).
  3. Какие трудности испытывают животные зимой в лесу? (Им холодно и голодно). Какие птицы из леса прилетают в города и поселки, поближе к людям? (Синицы, сороки, снегири). Как мы можем помочь им? (Повесить кормушки и постоянно сыпать в них корм).

Физминутка

  1. Зимой в лесу холодно. Нужно немного размяться.
  2. Если услышите наречие, которое обозначает м.д. — поднимите руки вверх; в.д. - в стороны; об.д. - вперед; с.к. - опустите голову.

2)        Письмо по памяти.

  1. На доске стихотворный текст. В нем говорится о вашем настроении во время прогулки. Послушайте его.

Радостно и весело

На душе у нас

Дружно в зимний лес пришел

Весь наш третий класс

  1. Разберем правописание некоторых слов. Обратите внимание на знаки препинания.
  2. Перечитайте еще раз текст и постарайтесь запомнить.
  3. Проверьте, правильно ли вы написали текст. Поставьте себе оценку.
  4. Найдите наречия, напишите, что они обозначают.
  5. Так какие наречия вы нашли? Что они обозначают? (Об.д.)

3)        Поэтическая страничка.

  1. Стихотворная речь отличается особой выразительностью и красотой. Давайте послушаем несколько отрывков из стихотворений о зиме, которые вы должны были приготовить дома.
  2. Кто хочет прочитать? Назовите наречия, которые использует поэт (4-5 учащихся).
  3. Какова же роль наречий в поэтической речи и любой другой речи? (Наречия делают речь более точной и выразительной, поясняя глаголы и прилагательные, эмоционально окрашивая их.)

4)        Творческое задание.

  1. Мы говорили словами о том, каков зимний лес. Давайте посмотрим, как художник его изображает. Внимательно рассмотрите картину, все ее детали. Составьте небольшой рассказ по картине, употребляя наречия, и озаглавьте его.

У дома лесника.

На картине изображена река. Она крепко скованна льдом. Приветливо смотрят на нас белоствольные березки. Одиноко и сиротливо стоит маленькая елочка. Среди деревьев виднеется дом лесника. Вдалеке стоят могучие ели. Чувствуется приближение вечера. Очень красиво зимой в лесу!

  1. Карточки для слабых учащихся: крепко скована, приветливо смотрят, сиротливо стоит, вдалеке видны.
  2. Давайте послушаем ваши рассказы по картине. Художник сумел показать красоту щступающего вечера А как это получилось у вас?
  3. Назови наречия, которые ты использовал. Дополнительно: найти наречия, подчеркнуть их и написать, что они обозначают.

5)        Игра « Все наоборот».

  1. Ребята, я для вас приготовила игру. Давайте поиграем.
  2. Я назову наречие, а вы другое, противоположное по смыслу.

Вверх-вниз, налево-направо, вдали-вблизи, темно-светло, быстро-мекдленно, устно-письменнос, шумно-тихо, сладко-горько, пасмурно-ясно, глубоко-мелко, вредно-полезно.

6)        Мини-кроссворд.

Посмотрите на плакат. Если вы правильно впишете буквы, то получите три наречия.

о

т

к

у

д

а

о

т

с

ю

д

а

о

т

т

у

д

а

7)  Заключение.

  1. Вот и закончилась наша прогулка. Мне кажется, она была, как в песне. Послушайте.

Вместе весело шагать по просторам

И, конечно, припевать лучше хором.

  1. Какие наречия вы услышали в песне? Правильно, Молодцы!

VI. Итог. — Что мы на уроке повторили и узнали нового?

VII. Выставление оценок.

VIII. Д/з: упражнение 215 с. 90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова «Имя прилагательное».

Материал к уроку подобран в соответствии с программными требованиями к урокам русского языка. Цели урока: Образовательные: 1. познакомить учащихся с новой частью речи; 2. научить выделять прил...

Урок русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова

Урок русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова провела учитель начальных классов МБОУ "СОШ №20" г.Альметьевск РТ Ризатдинова Л.Д....

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО  Л.В. Занкова...

Открытый урок по русскому языку во втором классе по системе Л.В. Занкова

Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...

Открытый урок по русскому языку во втором классе по системе Л.В. Занкова

Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...

конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе (система Занкова)

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс. УМК "Развивиющее обучение по системе Занкова". Тема "Учимся писать письмо"....

План урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова

Урок по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова (учебник Н.В.Нечаевой, 2012) на тему "Глаголы в прямом и переносном значении"....