Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова «Имя прилагательное».
    план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

    Материал к уроку подобран в соответствии с программными требованиями к урокам русского языка. Цели урока: Образовательные: 1. познакомить учащихся с новой частью речи; 2. научить выделять прилагательные среди других частей речи; 3. показать роль имени прилагательного в речи; Воспитательные: воспитание интереса к предмету, любви к русскому языку; воспитание культуры речевого поведения. Развивающие: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения; формирование навыков исследовательской деятельности; развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи. Новый материал предложен учащимся в форме, удобной для запоминания. Использованы разные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Учащиеся, работая в условиях, пробуждающих деятельность сознания, сами являются исследователями. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Контроль усвоения знаний, умений, навыков осуществляется в течение всего урока: при повторении (словарные слова, правописание безударных гласных, подбор синонимов), изучении (работа с правилом) и закреплении нового материала (разноуровневые задания). На уроке создается эмоционально-познавательная атмосфера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_2_kl.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Имя прилагательное.

    Класс: 2

    Программа: Система Л.В. Занкова

    Цели: 

    1. познакомить учащихся  с новой частью речи;
    2. научить выделять прилагательные среди других частей речи;
    3. показать роль имени прилагательного в речи;

    Оборудование: свеча, 3 конверта с заданиями, таблички с названиями частей речи, карточки с пунктами плана урока, с выводами, нарисованная

                               свеча для каждого учащегося.

    Ход урока.

    1. Организационный момент:
    • Рефлексия:

    (Звучит спокойная классическая мелодия.)

    -- Посмотрите на свечу и подумайте о чём-нибудь светлом. Пусть этот лёгкий, спокойный и таинственный огонь свечи очистит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом, поможет всем нам стать красивее душой.

    -- Какие мысли рождает в вас пламя свечи?

    -- А можно ли сравнить наш урок со свечой?

    -- Мы все хотим пожелать нашим гостям, чтобы уходя отсюда, они унесли с собой кусочек нашего тепла.

    2. Деление класса на группы.

    -- Скажите, а какое сейчас время года? Что вы о нём знаете?

    -- Много произведений написано о зиме: и песен, и рассказов, и стихов.

    -- Стихи каких авторов о зиме вы знаете?

    Д.: А.С. Пушкин «Опрятней модного портрета», И. Суриков «Детство»,С. Есенин «Зима», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» и т.д.

    -- Давайте познакомимся с ещё одним стихотворением о зиме, которое написал А.С. Пушкин. Называется оно «Зимнее утро».

    Откройте лежащий перед собой конверт №1 и возьмите карточку, которую найдёте в нём.

    Я прошу вас сейчас объединиться в группы в соответствии с цветом и номером вашей карточки.

    (Учитель по очереди показывает детям цветные карточки, а учащиеся выстраиваются у доски в соответствии с цветом и номером их карточки из конверта.)

    -- А теперь постарайтесь прочитать строчки из стихотворения. Но будьте внимательны!

    (Дети последовательно читают предложения на карточках.)

    Мороз и солнце; день чудесный!

    Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

    Пора, красавица, проснись:

    Открой сомкнуты негой взоры

    Навстречу северной Авроры

    Звездою севера явись!

    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

    На мутном небе мгла носилась,

    Луна, как бледное пятно,

    Сквозь тучи мрачные желтела,

    И ты печальная сидела –

    А нынче – погляди в окно.

    Под голубыми небесами,

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит.

    Прозрачный лес один чернеет

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    Вся комната янтарным блеском

    Озарена. Весёлым треском

    Трещит затопленная печь.

    Приятно думать у лежанки,

    Но знаешь: не велеть ли в санки

    Кобылку бурую запречь?

    -- А теперь я прошу создавшиеся группы занять те столы, которые соответствуют цвету ваших карточек.

    Не забудьте взять свои тетради и пеналы.

    3. Каллиграфическая минутка.

    -- Запишите выделенные на карточках слова в тетради, применяя правила каллиграфии.

    Что это за правила?

    Д.: Интервал между буквами и словами, наклон, параллельность элементов букв, высота и ширина букв.

    (Дети записывают слова.)

    -- Над чем вы конкретно работали, записывая свои слова?

    -- Какую ещё работу можно провести с этими словами?

    Разделите их на слоги и поставьте ударение.

    (После выполнения этого задания выполняется взаимопроверка.)

    4. Работа над словарными словами. Лексическая работа.

    -- Некоторые слова из стихотворения я вынесла на доску. Посмотрите на них внимательно.

    Доска:

    Аврора, иней, вечор, мгла, ковёр, мороз, нега, взоры.

    -- На какие группы можно разделить эти слова?

    Д: На словарные слова и слова, непонятные по смыслу.

    -- Назовите словарные слова.

    Д: иней, ковёр, мороз

    -- Запишите их в тетрадь и подчеркните опасные места.

    -- А кто может объяснить лексическое значение слов второй группы?

    У.: Аврора – богиня утренней зари в Древней Греции; вечор – вчера; нега – блаженство, наслаждение; взоры – взгляды; мгла – темнота, мрак.

    5. Определение темы и целей урока.

    -- Сейчас я прошу вас ещё раз внимательно посмотреть на выделенные на ваших карточках слова и занять в классе свою нишу.

    ( Дети расходятся по классу, выискивая знакомые им, изученные ранее, части речи.)

    Учитель обращается к каждой тематической группе детей:

    -- Назовите свои слова!

    -- Почему вы выбрали табличку с названием этой части речи?

    Учитель обращается к группе детей, не нашедших своей части речи:

    -- А вы почему не нашли своего места?

    (Дети отвечают, что на их карточках слова обозначают признаки предметов, а с такой частью речи они ещё не знакомы.)

    -- Я прошу всех вернуться на свои рабочие места.

    -- Кто из вас вспомнит, как называется часть речи, к которой относятся слова последней группы детей, ведь я, когда мы работали с вами на перспективу, произносила её название?

    (Дети вспоминают, что это имя прилагательное.)

    -- Итак, с какой  новой частью речи мы будем знакомиться с вами на этом уроке?

    Дети:  С именем прилагательным.

    Учитель открывает на доске название новой темы урока «Имя прилагательное».

     -- Давайте составим план, по которому мы будем изучать эту часть речи.

    (Дети предлагают свои варианты последовательности изучения новой части речи, а учитель постепенно открывает пункты плана на доске, но несколько пунктов остаются закрытыми: работа на перспективу.)

    1. Что обозначает?

    2. На какие вопросы отвечает?

    3. Как изменяется?

    4. Каким членом предложения является?

    -- Я прошу группы выбрать для исследования один из пунктов составленного алгоритма.

    -- Как  предлагаете выбирать?

    (Учащиеся могут предложить выбирать задания в зависимости от цвета вопроса, т.к. рабочие группы разделились изначально по цветовому признаку карточек. Возможны другие варианты.)

    6. Работа в группах.

    -- Я прошу каждую группу открыть конверт №2 и ознакомиться с заданиями.

    -- Приступите к выполнению заданий!

    (Дети выполняют задание для групп, не забывая о том, что в конце задания они должны сделать вывод.)

    -- Итак, какое задание досталось первой группе?

    1 группа.

    Карточка:

    Подберите к существительным из стихотворения соответствующую пару:

    день (какой?) ____________________________(чудесный)

    друг (какой?) ____________________________(прелестный)

    небо (какое?) ____________________________(мутное)

    тучи (какие?) ____________________________(мрачные)

    ковры (какие?) ____________________________(великолепные)

    Вывод: подобранные слова обозначают признак предмета, значит имя прилагательное обозначает признак предмета.

    (Учитель открывает вывод на доске.)

    2 группа.

    Карточка:

    Поставьте вопрос к прилагательным:

    пятно      (                                     ?)        бледное

    треск       (                                     ?)        весёлый

    кобылка  (                                     ?)        бурая

    небеса     (                                     ?)        голубые

    Аврора    (                                     ?)        северная

    Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

    (Учитель открывает вывод на доске.)

    3 группа.

          Карточка:

    Свяжите по смыслу прилагательные с существительными и запишите их парами:

                                    цвет--_____________________________________

                                    река--______________________________________

    голубой                        

                                    небо—_____________________________________

                                   глаза --_____________________________________

                                    дом--_______________________________________

                                    окно--_______________________________________

    большой                        

                                     дорога—____________________________________

                                   глаза --______________________________________

    Вывод: имена прилагательные изменяются по родам и числам.

    (Учитель открывает вывод на доске.)

    4 группа:

    Карточка:

    Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, определите часть речи, которой они выражены:

    Покрылся  льдом  прозрачный  ручей.

    Падает  белый  пушистый  снег.

    Дует  резкий  пронзительный  ветер.

    Застыла  сонная  река.

    Вывод: имя прилагательное относится к второстепенным членам предложения.

    (Учитель открывает вывод на доске.)

    -- Итак, к какому же выводу при исследовании задания пришли группы:

    Доска:

                      1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.

                      2. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

                      3. Имя прилагательное изменяется по родам и числам.

                      4. Имя прилагательное является  второстепенным членом предложения.

    7. Работа по выбору:

    -- Откройте конверт №3, лежащий перед каждым из вас и выберите задание, которое вы хотели бы выполнить сейчас.

    (В конверте №3 разноуровневые задания.)

    Карточка:

    • Допиши к прилагательным подходящие по смыслу существительные:

    Карие --- __________________, хрустальная ---___________________,

    трусливый -- __________________, манная --_____________________,

    •   Образуй прилагательные от существительных:

    Сила--_____________________, мыло--____________________,

    лес--______________________, молоко--______________________,

    •   Подберите синонимы к прилагательным:

    холодный--_________________________________________

    ___________________________________________________

    красный--______________________________________________

    (Проверку данного задания выполняют консультанты.)

    7. Итог урока.

    -- С какой частью речи вы познакомились на уроке?

    -- Что о ней узнали?

    -- Все ли пункты плана, которые обозначили, выполнили?

    -- А можно ли сказать, что мы уже всё узнали об имени  прилагательном?

    -- Конечно, нет. На ближайших уроках мы познакомимся с написанием окончаний прилагательных. В 3 классе вы узнаете о склонении прилагательного, а в 4 классе познакомитесь с определением.

    -- Домашнее задание: запишите в тетради как можно больше прилагательных, которые вам встретятся в программе телепередач.

    -- Получился ли наш урок таким, каким мы захотели увидеть его в начале урока?

    -- Я прошу вас дорисовать на приготовленных для каждого из вас листочках со свечками пламя свечи. Если вам понравился урок и вы справились со всеми заданиями, то пламя свечи будет большим.

            Если вы сомневались при выполнении заданий, встречали трудности, то пламя свечи будет поменьше.

            А если вдруг не поняли тему урока, не справились с большинством заданий, то пламя на вашей свечке не загорится на этом уроке, но мы все поможем вам зажечь его в следующий раз.

    (Дети разукрашивают свечки и вывешивают их на доску.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Знакомство с понятием "склонение"

    Урок разработан для обучающихся 3 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

    Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

    Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

    Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

    Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

    Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

    Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занковас применением технологии критического мышлениячерез чтение и письмо"Одомашнивание животных. Домашние животные и ...

    Их опыта работы "Работа с информацией на уроках математики в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова"

    Раскрыты приемы работы с информацией, представленной в разном виде на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.  Опыт работы был рассмотрен в рамках  семинара на уровне образ...