Их опыта работы "Работа с информацией на уроках математики в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова"
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Алексеева (Шишко) Татьяна Сергеевна

Раскрыты приемы работы с информацией, представленной в разном виде на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.  Опыт работы был рассмотрен в рамках  семинара на уровне образовательного учреждения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шишко Т.С.,

 учитель начальных классов

Работа с информацией на уроках математики в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

На каждом уроке необходимо учить детей работать с информацией.  Наиболее сложной и значимой является информация,  представленная в виде таблицы. Содержание  учебников  математики по системе Занкова  способствует формированию умений  у учащихся работать с информацией в любом виде, в том числе в виде таблицы.  

На уроке математики по теме «Чтение и запись сумм» первоклассники впервые встречаются с информацией, оформленной  в таблице. Урок начинается с актуализации  опорных знаний учащихся. Информация представляется на доске в  знаках – геометрических фигурах. Расположение фигур позволяет повторить ориентацию в пространстве  и вывести детей на повторение пройденного материала – цифру 3.   После чего цифру 3 прописываем в тетради, т.е. преобразуем информацию из знака – фигуры в  знак – цифру.

        Прошу детей составить задание с этой цифрой и выполнить запись на доске. Происходит преобразование  знаковой информации в вербальную, для записи которой опять применяют знаки. (3=3, 3-3 ит.д.)

Выполненные записи предлагаю сгруппировать.  Признаки для группировки дети определяют сами,  и на доске появляется таблица. В таблице три столбика: сумма, равенство, неравенство, количество строчек – это количество выражений в столбиках.  Выражения дети  читают, выделяют существенный признак (знак).

С таблицами  работаем  почти на каждом уроке математики.

На уроке  по теме «Определение значения суммы разными способами» знакомство с новой темой начинается с работы с таблицей.  Информация представляется учащимся в готовом виде – на доске  выполнены записи. Ребята должны найти общее и распределить по группам (неравенства и суммы). Они составляют задания к суммам, находят значение сумм и тем самым, преобразуют  суммы в равенства.  Это задание помогает учащимся  сформулировать тему урока.  Познакомиться с разными способами вычисления суммы  помогает  иллюстративный материал. Информацию, представленную в виде рисунка преобразуем сначала в словесную, а потом в знаковую.  Достоверность полученной информации проверяем пересчитыванием предметов.

Во втором полугодии первого класса   мы встречаемся с необычной таблицей. Сложность состоит в том, что дети не сразу понимают, что это тоже таблица и, соответственно,  затрудняются сформулировать задание.  Вспоминаем, что такое таблица, должны быть столбики и строчки. Строчки в данной таблице видно хорошо, а вот столбики нарушены (вторая строка объединена).  Информация, представленная в данной таблице прочитывается, делается вывод, что в  выражениях находим значение разности, преобразуем в информацию  знаково – цифровую, записываем полученные выражения в тетрадь и на доску, находим  разность.

В первом классе  необходимо сформировать  у детей умение добывать информацию из таблиц. Так как в  учебниках  для 2-4 классов в таблицах  оформлено огромное количество информации. Работа с  простыми таблицами готовит учащихся к работе со сложными таблицами и диаграммами. В учебниках математики авторов И.И. Аргинской и С.Н. Кормишиной  содержание  таблиц к третьему классу усложняется.  Если учащиеся научатся считывать информацию из таблицы, то переход к работе с диаграммами не вызовет  у них трудностей.  В № 371  диаграмма построена  на основе готовой таблицы. № 479  задание усложняется,  так как  опоры на таблицу не имеет. Задание № 47 наиболее сложное из всех представленных, потому что  рисунок в диаграммных столбцах  может запутать ребенка.

Значительно позже появляются диаграммы как вертикальные,  так и горизонтальные.

Информацию ученики первого класса учатся добывать из разных источников, в том числе схем.  Схема – это закодированная информация, в данном случае,  о составе числа 7. Учащиеся  преобразуют ее сначала в вербальную, потом   в знаково – цифровую. На доске и в тетрадях у учащихся появляется запись  выражений.

Особым источником информации является  иллюстрация. Серия картинок в учебнике математики несет  вариативный объем информации. Можно на пустующее место поставить две разные картинки, и содержание информации измениться. К тому же, в опоре на данный источник  вводится новая информация о том, что помимо математического рассказа существует математическая задача.  Достоверность полученной  преобразованной информации  проверяется в опоре на рисунок.

Информация, с которой встречаются учащиеся на уроке математики  специфичная, требующая знания  математической терминологии,  математических понятий и операций.  Поэтому работа  по получению, преобразованию и применению информации подразумевает   практическую деятельность  учащихся на уроках математики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с информацией на уроках математики в 1 классе Система развивающего обучения Л.В. Занкова Из опыта работы МБОУ СОШ № 3 г. Амурск 2013 Шишко Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов

Слайд 3

Актуализация знаний 3+3 3=3 3+2 3>2 3<4 3+4

Слайд 4

Знакомство с таблицей

Слайд 5

Преобразование информации

Слайд 6

Интерпретация информации

Слайд 7

Работа с таблицами 1 класс 3 класс

Слайд 8

От таблицы к диаграмме

Слайд 10

Получение и преобразование информации

Слайд 11

Математическая задача Математический рассказ Было 4 зайчика, прибежало еще 2. Зайчиков стало 6. Было несколько зайчиков. Два зайчика прибежало и их стало 6. Сколько зайчиков было?

Слайд 12

Работа с информацией на уроках математики в 1 классе Система развивающего обучения Л.В. Занкова Из опыта работы МБОУ СОШ № 3 г. Амурск 2013 Шишко Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов